051 ИНТЕРВЬЮ В ПАРАХ

Ход. В каждой паре СЛ участники по очереди берут друг у друга интервью. Все интервью длятся примерно 5 минут и проводятся одновременно. В ходе интервью СЛ делают необходимые им записи. Затем все садятся в круг и по очереди представляют друг друга остальным.

Интервью может вестись как в совершенно свободной форме, так и при помощи вспомогательных вопросов. Однако не исключен и тот случай, когда все вопросы для проведения интервью предлагаются МД.

Комментарий. Каждому СЛ нет необходимости представлять себя остальным участникам семинара по ПК, т.к. его представляет другимпартнер, с которым он знакомится в ходе интервью. В этом случае СЛ не нужно думать о том, сколько можно говорить о себе, чтобы не казаться навязчивым, и что нужно сказать о себе, чтобы не казаться скрытным. Участвуя в этой работе, МД также освобождаются от необходимости представлять самих себя группе.

Реквизит. Примерный список вопросов для интервью на кодопленке.

Пример. Возможные вопросы:

052 ДЕЛОВАЯ ИГРА

(часть 1)

Ход.

  1. Перед началом деловой игры нужно четко определить следующие моменты: Какая цель преследуется при организации деловой игры?

    В команду МД по возможности входят 3 человека, которые делят весь круг обязанностей по руководству игрой.

    СЛ согласны и готовы принять участие в деловой игре.

    Наличие нескольких аудиторий, в которых будут работать микрогруппы.

  2. Этап планирования:

    МД моделируют по возможности максимально приближенную к реальности исходную ситуацию или же на одном из предыдущих семинаров СЛ вместе с МД обсуждают возможные исходные ситуации и делают выбор.

  3. Подготовительный этап:

    МД принимают окончательное решение относительно исходной ситуации и подготавливают всю необходимую для деловой игры информацию, касающуюся описания ситуации, ее участников, их статуса, системы взаимодействий, плана проведения игры, отдельных микрогрупп, ролевых позиций в этих микрогруппах и специальных описаний для различных микрогрупп.

    Микрогруппы формируются в соответствии с этими данными. Каждой из них предоставляется возможность ознакомиться с заранее подготовленными текстами, содержащими необходимую информацию, для проведению деловой игры.

  4. Правила игры:
    1. Переговоры между отдельными микрогруппами должны вестись через МД и по возможности в письменной форме.
    2. Руководители групп всякий раз решают, следует ли допускать такие переговоры или нет.
    3. В ходе игры МД могут предоставлять в распоряжение СЛ дальнейшую необходимую им информацию.
    4. Дискуссии между микрогруппами возможны, однако их продолжительность заранее оговаривается с руководителем игры.
    5. Исполнение принятых МД решений является обязательным. Это особенно важно тогда, когда микрогруппы начинают высказывать свои собственные предложения относительно моделирования игровых ситуаций.

  5. Распределение микрогрупп по аудиториям.

  6. Организационные вопросы решаются как на пленуме, так и в микрогруппах.

  7. Каждая микрогруппа получает от МД график работы.

  8. Заключительное заседание участников деловой игры. Решение об окончании игры (или пленарное заседание, на котором объявляется о ее окончании), должно наглядно демонстрироваться всем.

  9. Подведение итогов деловой игры.

    Сначала итоги подводятся в каждой из микрогрупп. В них идет обсуждение проделанной работы и внутригрупповых динамических отношений.

    Затем то же самое происходит на пленуме. СЛ осуществляют рефлексию на предмет использования подобных деловых игр в их собственной педагогической деятельности или на предмет переноса проработанной им на семинаре в рамках деловой игры ситуации в реальную школьную практику.

  10. Анализ и оценка.

    Деловая игра критически анализируется и оценивается по многим аспектам: организация, материалы, методические приемы, групповая динамика, практическая ценность.

Комментарий. Деловая игра является чрезвычайно сложным методом, требующим основательной подготовки, и кроме того, слишком много времени (как правило, 8 часов) для ее проведения. МД должны непременно следить за тем, чтобы удерживалась заданная ситуация образовательной деятельности. Это значит, что когда началась деловая игра, все должны играть в нее, а не перепрыгивать на мета-уровень. Подобных скачков следует непременно избегать. Однако, если МД считают, что назрела необходимость поговорить друг с другом на мета-уровне , то целесообразность этого решения должна быть всем объяснена.

Представленный здесь вариант является одним из возможных форм организации и проведения деловой игры, причем не самым идеальным. Любая деловая игра успешна лишь тогда, когда она проводится исходя из конкретных условий образовательной деятельности. При этом МД должны уметь поддерживать баланс между четко проструктурированными ограничениями и предоставлением возможностей проявлять творческую активность. Нет особой необходимости рассматривать возможные ошибки и трудности игры еще на подготовительном этапе. Любая деловая игра, как правило, достаточно динамична, чтобы было возможно заранее предусмотреть возникающие в ходе нее трудности.

Реквизит. Зависит от исходной ситуации. В любом случае: текст с описанием исходной ситуации, текст с правилами игры, описание функционально-ролевой структуры микрогрупп, тексты с дополнительной информацией для отдельных микрогрупп, график проведения деловой игры.

053 ДЕЛОВАЯ ИГРА

(часть 2)

Пример. Семинар по ПК по теме: "Развитие школы и школьная инспекция".

Деловая игра: "Составление бюджета".

  1. Цели/содержание.

    Предположительно уже с 1 января все школы города будут составлять свой годовой бюджет самостоятельно. Это значит, что теперь школы города будут сами нести ответственность за все расходы, производимые ими в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса. Безусловно, составляя бюджет, школы будут обязаны учитывать определенные требования. Тем не менее возможности школ по собственному усмотрению распоряжаться имеющимися у них финансовыми средствами значительно возрастут.

    С целью практического усвоения необходимых для составления бюджета знаний и навыков предусмотрена деловая игра, в ходе которой участники могут без давящего груза ответственности и страха за возможные просчеты потренироваться в составлении школьного бюджета. Деловая игра предоставляет возможность приобрести первый опыт в распределении бюджетных средств. Несмотря на то, что в данном случае речь идет об игре, ее содержание и условия являются максимально приближенными к конкретной жизненной ситуации.

  2. Ход игры.

    Для уточнения, а могут ли вообще быть достигнуты цели, преследуемые деловой игрой, сначала следует аппробировать ее в небольшой группе. Педколлективу поручается с учетом требований закона о школьном соуправлении создать школьную комиссию по бюджетным вопросам.

    - Члены этой комиссии заблаговременно получают соответствующие материалы Министерства образования.

    - В их распоряжение также предоставляются все другие материалы, необходимые для проведения игры.

    - По окончании деловой игры следует подумать, как она может быть использована в целях оптимизации работы других органов школьного управления.

    - Анализ и оценку игры ее участникам следует проводить как с позиции игроков, так и с позиции школьных практических работников.

    - Вся информация об организации и проведении деловой игры документируется.

    - В качестве наблюдателей (без права голоса) в деловой игре принимают участие такие-то.

  3. Материалы для предварительного информирования членов школьной комиссии по бюджетным вопросам.

    Членам школьной комиссии по бюджетным вопросам передаются:

    • материалы Министерства образования, уведомляющие школы об ожидающих изменениях в связи с самостоятельным составлением своего годового бюджета:
    • информационные брошюры
    • образец бюджета на истекший год
    • сборник нормативов (с правилами спонсирования включительно).

  4. Деловая игра "Составление бюджета".
    1. Правила игры.

      Эта деловая игра призвана помочь школьным работникам справиться с "революционными" изменениями в работе со школьным бюджетом. Поскольку в игре речь идет об образцовом бюджете для образцовой школы, то все участники могут распределять имеющиеся денежные средства без ощущения особой ответственности, поскольку их промахи не повлекут за собой никаких последствий. Однако, прежде чем члены бюджетной комиссии начнут слишком легкомысленно обращаться с деньгами, им следует иметь в виду, что хоть это и игра, но она дает им возможность приобрести навыки разумного обращения с действительно имеющимися в их распоряжении финансовыми средствами. Для того, чтобы эта деловая игра не отрывалась от реальности (и прежде всего имела положительный эффект для последующей работы в школе) следует соблюдать следующие правила:

      • Согласитесь с условиями игры и будьте готовы принять в ней участие.
      • После игры Вы можете подробно высказать свое мнение относительно ее организации и проведения.
      • Используйте только те данные, которые предоставлены в Ваше распоряжение.
      • В случае, если у Вас появляются вопросы относительно рабочих заданий, хода игры или необходимых для ее успешного проведения знаний, обращайтесь к руководителям игры.
      • Наблюдатели обещали не контактировать с Вами во время игры.
      • После окончания игры Вы можете все обсудить с наблюдателями.
      • Ваша бюджетная комиссия получила от совета школы задание составить проект школьного бюджета.
      • Работа школьной комиссии по бюджетным вопросам ведется согласно Положению о коммерческой деятельности и Закона о школьном соуправлении.

    2. Описание школы.

      В школе "Макс и Мориц" учится 540 учащихся первой ступени обушколы построено 25 лет назад. Находящиеся в распоряжении школы 2 спортивных зала на 52,7 процента используются спортивными союзами: так в залах регулярно тренируются и проводят свои соревнования юношеские команды и команды ветеранов по гандболу и футболу одного из самых крупных спортивных союзов города. В актовом зале также очень часто проводятся различные мероприятия: в нем заседает фракция большинства города и проводят свои встречи бывшие военные моряки. Классами и кабинетами школы пользуется Институт народного образования. Что касается отопительной системы школы, то на все здание имеется только одно управляющее устройство. Это значит, что если только в одном классе проводится занятие, то все равно отапливаются все школьные помещения. Поскольку школа не огорожена ни каменной стеной, ни растительной изгородью, прилегающие к ней территории регулярно используются посторонними. У школы нет шефов. В ней учатся дети различных социальных слоев. Оснащение кабинетов естественных наук полностью устарело.

    3. Члены школьной комиссии по бюджетным вопросам.

      Членами комиссии являются 8 человек:

      • директор школы (председатель)
      • 3 учителя (естественные дисциплины, организатор внеклассной работы, музыка)
      • 2 родителя (представитель крупной фирмы и член городского совета
      • 2 ученицы.

        Члены комиссии без права голоса:

      • школьный секретарь
      • представитель гороно.

    4. Ход игры.

      Члены школьной комиссии за несколько дней до начала деловой игры получают вышеуказанные материалы.

      1. Руководители игры знакомят участников с ходом проведения игры.

      2. Чтение материалов: Хотя члены комиссии уже имели возможность ознакомиться со всеми документами, тем не менее им следует еще раз предоставить время для повторного прочтения наиболее важных моментов.

      3. Заседание бюджетной комиссии: Заседание длится 60 минут, в течение которых принимаются все решения.

      4. Решения: Все свои решения бюджетная комиссия формулирует в письменном виде и затем передает их на рассмотрение совета школы.

      5. Мета-коммуникация: Члены бюджетной комиссии обмениваются впечатлениями и делятся друг с другом приобретенным в ходе игры опытом как СЛ семинара по ПК.

      6. Члены бюджетной комиссии, может быть вместе с наблюдателями, обсуждают вопросы использования подобных деловых игр для оптимизации работы совета школы (педагогического совета; родительского комитета школы; ученического совета школы; учителя-предметника).

      7. Оценивание: В целях осуществления итогового оценивания используется один из методов, входящих в "копилку" с помощью которого можно определить, насколько целесообразно проведение этой деловой игры в собственной школе и насколько реально ее проведение в других школах.

      8. Все материалы и результаты собираются для последующего их использования, прежде всего в других школах города.

054 ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИЯ

Ход. Приглашенные на семинар эксперты или СЛ, обладающие обширными/специальными знаниями по рассмотриваемой теме, обмениваются своими возможно спорными точками зрения и затем совместно со всей группой СЛ обсуждают их. МД следят за соблюдением заранее оговоренных правил.

Комментарий. Есть смысл предварительно промоделировать эту открытую дискуссию со СЛ.

Правила:

Реквизит отсутствует.

055 ДЕБАТЫ ЗА И ПРОТИВ

Ход. Значимая тема рассматривается и обсуждается с двух противоположных позиций. Эти противоположные позиции однозначно оговариваются, ясно формулируются и наглядно демонстрируются соответствующей аргументацией.

СЛ разбиваются на 2 группы (группы "за" и "против") и подбирают необходимые им для обоснования своей точки зрения аргументы, продумывают стратегию ведения дискуссии. Формирование групп происходит как "по воле случая", так и "по симпатиям" (см. 024). Во время дебатов представители групп "за" и "против" приводят свои аргументы попеременно. При этом группы сидят напротив друг друга, перед ними стоят таблички в надписями "группа "за" и "группа "против".

По окончании дебатов проводится заключительное обсуждение на мета-уровне.

Комментарий. Рекомендуется заранее установить регламент (1 минута), за соблюдением которого следят руководители (звуковой сигнал). В малочисленных группах (до 6 человек) в дебатах принимают участие все СЛ. В ином случае группы определяют, кто будет говорить. Остальные члены группы могут помогать своему представителю находясь во "втором ряду".

Кроме того, можно сформировать третью группу для наблюдения за первыми двумя или "публики с полномочиями судей". В этом случае можно согласовать "за" и "против" как до начала дебатов, так и после них.

До окончания дебатов члены обеих групп не должны строго придерживаться заданной позиции. Соблюдать это условие иногда бывает очень трудно, особенно тем "актерам", которые по натуре очень эмоциональны и на самом деле охотно заняли бы противоположную сторону.

Этот метод хорош для рефлексии обсуждаемых проблем, особенно если контраргументы при единодушном мнении группы не берутся во внимание.

Реквизит. Карточки, фломастеры, клей для работы в группах, табличка "за", табличка "против".

Пример тем и аргументов.

Тема "Интегрированное преподавание предметов естественнонаучного цикла"

За: естественные науки должны преподаваться интегрированно, т.к. биологические, химические и физические законы в природе неразделимы.

Против: качество предметного обучения может быть обеспечено только при раздельном преподавании предметов: биология, химия, физика.

Тема "С педагогической точки зрения необходимо обучать мальчиков и девочек раздельно"

За: только при раздельном обучении возможно создать благоприятные условия для раскрытия девочками своего потенциала, и только в этом случае мальчики перестают доминировать над девочками. Против: с устранением совместного обучения мальчиков и девочек мы рискуем прогрессом в области образовательной политики.

056 РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

(часть 1)

Ход. СЛ должны приобретать новые знания, умения и навыки, ориентируясь на их последующее использование в своей педагогической практике. Поэтому им предлагается самим работать над отдельными проектами точно так же, как они могли бы это делать со своими учащимися.

Организуя работу над проектом, необходимо учитывать следующие моменты (по Х.Гудиону "Что такое школьный проект?" в "Педагогических докладах Вестерманна", Брауншвайг 6/84):

  1. Учет конкретной ситуации обучения

    Тема должна быть многогранна, объемна и должна охватывать несколько предметов.

  2. Ориентация на интересы СЛ

    Тема должна действительно интересовать СЛ, ни в коем случае ее нельзя навязывать.

  3. Самоорганизация и чувство личной ответственности

    МД занимают по возможности нейтральную позицию и не включаются в деятельность СЛ непосредственно. Все вопросы, связанные с организацией и проведением проекта, решают сами СЛ. Однако МД всегда готовы ответить на любые вопросы СЛ.

  4. Общественная значимость темы проекта

    Результат работы над проектом должен иметь отзвук в общественных кругах.

  5. Целенаправленность и планирование

    Какие бы формы работы над проектом ни выбирались, в любом случае цели проекта должны быть точно описаны. Особенно важны следующие вопросы: Что мы хотим?, Сколько времени нам нужно? Какой материал нам нужен?

  6. Ориентация на конечный продукт

    Любой проект должен всегда иметь конкретный результат. Этом результат сообщается общественности.

  7. Социально-бытовая ориентация и социальное общение

    Кооперация и умелое разделение труда являются важнейшими предпосылками успешной реализации проекта.

  8. Укрепление межпредметных связей

    Темы, имеющие большое общественное и практическое значение, не могут быть разработаны в рамках какого-либо одного предмета.

  9. Возможности любого школьного проекта ограничены

    Проекты могут быть реализованы только тогда, когда все задействованные в них лица действительно участвуют в работе этих проектов.

Фазы работы над проектом.

  1. Предварительное планирование работы над проектом МД.
  2. Предварительное информирование СЛ о предстоящей проектной работе.
  3. Сбор идей и анализ возникающих ассоциаций.
  4. Определение основных направлений работы с учетом важности подлежащих рассмотрению проблем.
  5. Формирование проектных групп.
  6. Планирование работы групп.
  7. Реализация проекта.
  8. Изготовление конечного продукта.
  9. Презентация.
  10. Рефлексия работы.

Комментарий. По этому методу имеется почти необозримое количество литературы: от вводных теоретических пособий до чрезвычайно практичных описаний конкретных проектов. Однако именно потому, что существует так много различных мнений и подходов в отношении этого метода, нельзя исключать ни его "неверное понимание", ни "злоупотребление" им. Поэтому на первых порах важно начинать по возможности с небольших проектов, ориентируясь в основном на приобретение некторого опыта. Переде началом работы над проектом, во избежание ненужных дискуссий, лишь препятствующих проведению проекта, МД необходимо перенести их на фазу рефлексии.

Реквизит. Все материалы для изготовления визуализации (зрительной наглядности) или те, которые есть в распоряжении МД.

057 РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

(часть 2)

Пример. Работа над проектом с учителями, преподающими португальский язык как родной.

Межкультурная тематика в проектно-ориентированном процессе обучения родному языку

1. Ключевые слова по теме: "Работа над проектом в школе - работа над проектом на семинаре по ПК"

Карточки со следующими ключевыми словами поясняются 1-2 предложениями и вывешиваются на общее обозрение:

- собственная жизненная ситуация     - наш проект:
- учителя учатся                       планируем, реализуем, подво-
- психология обучения: активный,       дим итоги
деятельностный подход к обучению     - самоуправление
лучше, чем пассивно-воспринимающий,  - МД как помощники в процессе
работе над проектом можно научиться    работы и его кураторы
только в ходе работы над проектом    - учет трех уровней процесса:
- фазы                                 содержательного, социального,
- практическая ценность                методического

2. Мозговая атака "Воспитание детей на основе межкультурных ценностей. Возможные темы"

Все СЛ получают стопку карточек. На каждой карточке написана тема (ключевое слово). Содержание: Информация межкультурного значения для взрослых (обучающихся; выходцев из Португалии; людей из других стран; немцев).

Все СЛ работают индивидуально. Карточки не систематизируются, а просто раскладываются на полу. СЛ читают разложенные на полу карточки. Допустимы добавления и уточнения. Затем три СЛ совместно с МД систематизируют карточки.

3. Реферат: "Рабочие фазы и формы презентации при работе над проектом". Карточки с ключевыми словами вывешиваются во время доклада на общее обозрение.

4. План работы в микрогруппах
Формирование микрогрупп.
Выбор тем.
Определение форм работы.
Подбор материалов.
Составление графика работы.
Проведение презентации.
Анализ практической ценности работы и способов внедрения.
Этот план вывешивается на общее обозрение так, чтобы он всегда был перед глазами СЛ.

5. Формирование групп и выбор тем

Микрогруппы формируют сами СЛ и они же самостоятельно выбирают одну из тем.

6. Реализация проекта

7. Подготовка к презентации результатов работы над проектом

8. Презентация результатов работы над проектом

9. Анализ практической ценности проекта с целью его последующей реализации в школе

10.Подведение итогов работы над проектом и их оценка

СЛ осуществляют рефлексию проделанной работы над проектом.

058 АССОЦИАТИВНЫЙ АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

Ход. МД зачитывают понятия, имеющие непосредственное отношение к теме семинара по ПК, и просят СЛ записать на отдельные карточки спонтанно возникающие у них ассоциации относительно этих понятий. Во избежание влияния ассоциаций возникающх у СЛ друг на друга,карточки с написанными на них фломастерами ассоциациями переворачиваются. СЛ могут не реагировать ассоциативно на какие-то из понятий.

Затем, лучше всего во время рабочего перерыва, карточки собираются, систематизируются и вывешиваются на общее обозрение. Результаты обсуждаются и комментируются на пленарном заседании. Во время обсуждения МД увязывают ассоциации СЛ с предполагаемой программой проведения семинара и вместе с группой дорабатывают эту программу.

Комментарий. СЛ раздаются карточки различного цвета. Число цветов равно количеству предлагаемых понятий, чтобы потом соотнести ассоциации, записанные СЛ с предложенными понятиями.

Этот метод позволяет осуществить быструю рефлексию. Ценность информации, получаемой МД, трудно переоценить. Они узнают об установках, эмоциях, опыте и предрассудках СЛ. С другой стороны, спонтанность и фиксирование каждой ассоциации не дают с какой-либо сложной темой.

Реквизит. Карточки различных цветов, фломастеры.

Пример. Основная тема: Трудовое обучение

Основная тема: Воспитание, основанное на формировании ситуаций успеха

059 РОЛЕВАЯ ИГРА

Ход. МД комментруют ситуацию, описание которой получили все СЛ. Кроме того, каждый СЛ получает ролевую карточку, на которой описана только та роль, которую он возьмет на себя. После быстрой рефлексии начинается игра. По окончании игры всем исполнявшим роли предоставляется возможность высказать. Комментировать высказанные мнения не разрешается. Первоначальный обмен мнениями об игре заканчивается четко организованной МД дискуссией, во время которой слово предоставляется также и членам группы наблюдения.

Комментарий. При проведении ролевой игры всегда существует опасность чересчур вольного исполнения ролей. МД должны решить, надо ли обсудить возможную опасность до начала игры или нет. Если до начала ролевой игры в микрогруппах проводится обсуждение всех ролевых позиций, то это способствует установлению серьезного отношения к игре.

Реквизит. Текст с описанием ситуации, ролевые карточки, карты наблюдения.

Пример.

Директор средней по величине основной школы созвала педсовет. На повестке дня этого педсовета только один вопрос - работа над школьными проектами в 9-10 классах (трудовое обучение). На заседании педсовета обсуждению подлежат организационные и педагогические проблемы, с которыми пришлось столкнуться при реализации учебных проектов по предметам трудового обучения. Поводом для созыва педсовета послужило заявление одного из учителей, который столкнулся с большими трудностями при передаче результатов проекта для реализации и поэтому почувствовал отсутствие всякого желания работать по проекту дальше. Этот учитель хотел бы обсудить свой негативный опыт с другими школьными коллегами. Что касается его коллег, то их личный опыт работы над учебными проектами самый разный. Наряду с такими, которые активно и успешно работают над проектами, есть и такие, которые, отвергают полезность использования проектной работы в школе, скрывая этой в той или иной мере.

Роли

1. Директор школы - госпожа Босслинг.

Директор Босслинг является опытным и справедливым руководителем. Служебные распоряжения (приказы, постановления и пр.) по возможности исполняются ею со всей щепетильностью. Хотя она и не является абсолютной сторонницей школьных проектов и вообще довольно скептически относится к предметам трудового обучение, она все же придает большое значение тому, чтобы эта работа проводилась.

2. Завуч школы - господин Фикс.

Он также не является специалистом в области трудового обучения и не имеет никакого опыта в проведении школьных проектов. Однако, поскольку господин Фикс очень заинтересован в должностном продвижении, то он рассматривает организацию успешной работы по учебным проектам в школе как возможный шанс для своего собственного продвижения. Кроме того, он придает большое значение отношению к нему со стороны других коллег и не хотел бы иметь среди них противников.

3. Госпожа Компетент

Она является квалифицированным специалистом в области трудового обучения и имеет большой опыт в организации и проведении различных школьных проектов. Благодаря неоднократному участию в курсах ПК она владеет исчерпывающей информацией обо всем, что касается проектной работы в школе. Как руководитель предметной секции, она руководила многочисленными проектами, причем идею проекта она всякий раз пытается осуществить прямо-таки с миссионерским рвением.

4. Господин Фрустер

Коллега Фрустер очень фрустрирован по причине своих неудач при реализации учебных проектов и больше ценит традиционные формы обучения. Рекомендации Министерства образования относительно школьных проектов он называет нереальными, т.к. они не знакомы учителям и совершенно не находят отклика у учащихся.

5. Госпожа Клейне-Виссер

Ее любимым предметом является политика. Опыта по проведению школьных проектов у нее нет, но к этой педагогической новации она относится без предрассудков. Она охотно и часто переспрашивает, правда иногда наивно, как об этом говорят ее некоторые коллеги.

6. Господин Мисслих

К школьным проектам - равно как и ко всем другим педагогическим новшествам - он относится скептически. Его принципиальной возражение выражается в постоянно повторяемом замечании, что все уже не однажды былои нужно лишь спокойно немного подождать. По его мнению нельзя слишком серьезно относиться к этим вещам. Даже доброжелательно настроенному наблюдателю не трудно заметить, что господин Мисслих просто не хочет расставаться с тем, к чему привык.

Остальные учителя школы

Их мнения об учебных проектах окончательно не сформировались. Они занимают выжидательную позицию. Решения принимают по ситуации, руководствуясь при этом в большей мере случайными обстоятельствами ( к примеру, симпатиями-антипатиями). В целом, они ведут себя весьма сдержанно.

Примерные вопросы для группы наблюдателей:

  1. Было ли у всех достаточно возможностей выступить со своими докладами?
  2. Как их доклады воспринимались остальными?
  3. Сформировались ли какие-либо группировки? Что явилось причиной этому?
  4. Кто был заинтересован в отстаивании своей точки зрения? Какими средствами он отстаивал свою точку зрения?
  5. Кто следил за ходом дискуссии, например за тем, насколько успешным был разговор, все ли вопросы обсуждены?
  6. Кто взял на себя роль посредника, какими средствами?
  7. Кто взял ответственность на себя? Ответственность за что?
  8. Кто взял на себя руководство? Как проявлялась его руководящая роль?
  9. Какие проявились трения, конфликты?

060 ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Ход. МД раздают СЛ листы для обратной связи и просят их ответить на предложенные вопросы. В зависимости от вида анкеты СЛ предлагается либо ставить крестики, либо записывать ответы. Вопросы могут относиться как к прорабатываемой теме и помогать СЛ уяснять собственную точку зрения, так и непосредственно к семинару по ПК и способствовать МД в получении обратной связи. Анкеты с проставленными крестиками могут быть затем сравниваться друг с другом в микрогруппах, информируя СЛ о различных взглядах на ту или иную проблему.

Комментарий. Следует тщательно продумать, нужно ли при заполнении анкет обратной связи сохранять анонимность. С одной стороны, анонимность снимает страх СЛ при заполнении анкет. С другой стороны, она лишает их возможности отстаивать свою точку зрения, а МД - возможности поговорить или поспорить с тем или иным СЛ по поводу его записей.

Проводить анкетные опросы следует не по окончании, а лучше - в процессе повышения квалификации, чтобы можно было внести коррективы в содержание, методы работы, в поведение МД и т.д.

Реквизит. Анкеты/опросные листы.

Пример

- открытых вопросов:

- вопросов, ответы на которые помечаются крестиком:

     Анализ и оценка: оценка поведения руководителей курсов ПК
                            +3+2+10-1-2-3
1. Личностные качества, достойные      Личностные качества, достойные
   уважения                            порицания
   дружелюбен, умеет быть терпимым,    недружелюбен, проявляет нетер-
   вдохновляет, терпелив, уважите-     пимость, обескураживает, нетер-
   лен, умеет высказать свое одоб-     пелив, презрителен, не умеет
   рение                               высказать своего одобрения

                            +3+2+10-1-2-3
2. Товарищеское поведение              Нетоварищеское поведение
   свое поведение строит на прин-      демонстрирует свое превосходст-
   ципах равноправия, ведет себя       во, смотрит на группу свысока,
   как член группы, видит человека     не видит человека

                            +3+2+10-1-2-3
3. Заинтересованность в инициативе СЛ  Жесткое руководство
   выдвигает предложения, держится     приказывает, дает распоряжения,
   скорее в стороне, дает возможность  контролирует, препятствует при-
   самостоятельно работать и прини-    нятию самостоятельных решений и
   мать решения                        ведению самостоятельной работы

4. Хорошие навыки управления работой   Отсутствие навыков управления
   СЛ                                  работой СЛ
   быстро замечает проблемы группы,    не видит проблем группы, а если
   помогает при их решении             замечает их, то не знает, как с
                                       ними справиться

5. Активность поведения                Сдержанность в поведении                                          +3+2+10-1-2-3
   очень активен и заинтересован,      не проявляет ни активности, ни
   обеспечивает СЛ информацией и       интереса; всю работу оставляет
   материалами, всегда рад помочь      делать другим; не обеспечивает
                                       СЛ информацией и материалами,
                                       не стремиться помочь другим

6. Естественность                      Неестественность
   не боится показывать  свои          хочет казаться совершенством,
   чувства и слабости, не мас-         скрывает свои чувства и сла-
   кируется                            бости, носит маску

7. Сочувствующее понимание             Осутствие всякого понимания
   считается с мнением других, может   не считается с мнением других,
   поставить себя на место других и    видит проблемы других только
   понять их проблемы, его собесед-    со  своего угла зрения, его со-
   ник чувствует, что его понимают     беседник не чувствует, что его
                                       понимают