061 НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ход. МД пишут на доске (переносных стендах/плакатах) начало нескольких предложений, относящихся к теме семинара и/или к процессу повышения квалифкации. СЛ получают задание закончить эти предложения, записав их на карточках или полосках картона. Затем карточки с дописанными на них окончаниями предложений прикрепляются СЛ под соответствующим началом.
Комментарий. Этот метод требует от СЛ рефлексии их позиций. При этом высказывается множество различных точек зрения.
Дописанные предложения служат поводом для общий дискуссий и способствуют структурированию дальнейшей работы.
Если МД хотят, чтобы обратная связь носила анонимный характер, то неоконченные предложения могут быть записаны СЛ на листках обратной связи (см. 060).
Реквизит. Переносные стенды, полоски картона, фломастеры.
Пример неокончееных предложений: На начальных этапах семинара (по теме "Дальнейшее совершенствование навыков чтения")
+----------------+ |Чтение как... | по поводу процесса образовательной деятельности ПК: +---------------+ +--------------+ +-----------------------------+ |Я был бы рад...| |Я бы злился...| |Я мог бы многому научиться...| | | | | | | В процессе семинара по поводу образовательной деятельности ПК: +-------------------------------------------+ +-------------------+ |Что касается следующего этапа нашей работы,| |Я сегодня был недо-| |то я хотел бы ... | |волен тем, что ... | +------------------------+ +--------------------------------------+ |Мне понравилось, что ...| |Я получил бы большую пользу, если бы..| | | | |062 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ
Ход. Темы, рассмотренные на семинаре по ПК или темы внутри отдельных семинарских занятий записываются на стенде (плакате) одна под другой по порядку их прохождения. Рядом с ними чертятся две колонки "Успех" и "Радость".
СЛ предлагается в каждой колонке расположить по иерархии пройденные темы, используя для этого клейкие кружки малого диаметра. Количество клейких кружков зависит от количества пройденных тем. СЛ могут получить до 10 таких кружков, причем на каждом из них указывается порядковый номер. Для предотвращения влияния мнений одних СЛ на принятие решения другими, каждый составляет свой иерархический ряд, записывая его на черновиках и только после этого кружки наклеиваются. После того все СЛ наклеили свои кружки, производится их общий подсчет, результаты которого вывешиваются на общее обозрение в виде новой иерархии. Затем может быть проведено групповое обсуждение.
Комментарий. Этот метод позволяет осуществить ретроспективный анализ и индивидуальную рефлексию прошедшего семинара. В работе участвуют все СЛ. Влияние решений одних СЛ на принятие решений другими, которое могло бы негативно окрасить процесс последующей критики, устраняется. СЛ можно задать вопрос о том, какие темы можно было бы рассмотреть в альтернативе к прошедшей работе. Также можно обсудить выводы из прошедшей работы в плане конструктивной критики.
Реквизит. Переносные стенды, плакатные листы или что-либо подобное, клейкие кружки малого диаметра, фломастеры.
Пример. Немецкий язык как второй иностранный.
Темы Успех Радость +----------------------------------------+----------------+---------- |Интервьюрирование учителей | | |Интервьюрирование партнера | | |Созерцание картин | | |Родственные связи | | |Минидиалоги, стимулирующие реплики | | |Рефлексия: эмоционально | | |Рефлексия: содержание | | |Рефлексия: методика и дидактика | | |Практическая ценность: собственные уроки| | |Практическая ценность: другие средства | | |Заключительный анализ и оценка | |063 СНЕЖНЫЙ КОМ
Ход. МД просит СЛ написать по предложенной теме наиболее важные, с их точки зрения, проблемы (идеи, пожелания). Затем СЛ предлагается выбрать из них 5 наиболее важных проблем и записать их на листе бумаги белого цвета (стандарт А 4).
После этого СЛ получают задание разбиться на пары. Партнеры в каждой паре объединяют выбранные каждым на предыдущем этапе 5 важных проблем и, посредством выработки общего мнения, выбирают из 10 проблем шесть наиболее важных. Эти 6 проблем записывают на листе бумаги желтого цвета (стандарт А 4).
На следующем этапе общее мнение и выбор шести наиболее значимых проблем осуществляют две пары СЛ, которые фиксируют составленный ими список на этот раз на синем картоне (стандарт А3).
Результаты вывешиваются на общее обозрение и систематизируются согласно их тематической направленности. Для этого МД могут использовать маркировочные фломастеры разного цвета, которыми они помечают, какая проблема к какому тематическому разделу относится. В ходе последующей дискуссии СЛ могут решить, какие из затронутых проблем заслуживают особого внимания и последующего рассмотрения на оставшихся семинарах. В отношении тех вопросов, по которым у МД нет информации, группе следует подумать, как с ними быть.
Комментарий. Трехэтапное проведение приема "Снежный ком" хорош для групп, численность которых не превышает 20 человек. Если же группа больше, то целесообразно проведение еще одного этапа, когда все СЛ делятся на микрогруппы, состоящие из 8 человек. Каждая из микрогрупп выберет 8 проблем и записывает их на плакате. Однако, в этом случае следует заметить, что очень сложно в течение довольно короткого времени остановиться на 8 проблемах, особенно, если СЛ еще недостаточно знакомы друг с другом. При этом как минимум несколько СЛ уже воспользовалось своей стратегией для достижения нужного им результата. Вероятно, не следует сразу же после "Снежного кома" обсуждать различные элементы техники межличностного воздействия с целью достижения желаемого результата. Это вполне можно сделать позже, во время дальнейшей семинарской работы.
Реквизит. Стандартные листы А-4 белого и желтого цветов, синий картон стандарта А-3; для больших групп еще один лист картона А-3 какого-нибудь другого цвета, фломастеры.
Пример.
1 этап (индивидуальная работа)
Какие проблемы, вопросы, темы должны быть обязательно рассмотрены в ходе нашего семинара?
2 этап
Найдите себе партнера, обсудите друг с другом выбранные каждым проблемы и выберите 6 из них. Напишите Ваш общий список на желтом листе бумаги стандарта А-4.
3 этап
Две пары объединяются, совместно составляют список 6 наиболее значимых проблем, из тех суммарных 12, которые отобраны на 2 этапе и записывают их на синем картоне стандарта А-3. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы написанные Вами буквы были достаточно крупными, чтобы их можно было прочитать с большого расстояния.
4 этап (для групп с количеством СЛ более 20 человек)
Разбейтесь на "восьмерки" и составьте общий список из 8 наиважнейших проблем, учтя и согласовав точки зрения каждого члена Вашей группы. Напишите этот список крупными буквами на плакатном листе.
Обоснуйте сделанные Вашей группой предложения остальным СЛ.
064 СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ
Ход. На протяжении всего семинара по ПК в распоряжении СЛ находятся карточки, имеющие разное значение и позволяющие просигнализировать о желании СЛ изменить ход образовательного процесса.
Пользоваться этими карточками можно в любое время. МД обязаны прервать ход семинара, чтобы вместе с группой прореагировать на ту или иную сигнальную карточку.
Комментарий. Сигнальные карточки могут быть использованы свободно, при этом они не представляют такой помехи, какой являются словесные восклицания. К тому же сигналы могут подавать одновременно несколько СЛ.
Реквизит. Карточки разного цвета.
Пример.
+-------------------+ +--------------------+ +--------------------+ |Я недоволен! | | Метадискуссия | |Хватит о негативном!| +-------------------+ +--------------------+ +--------------------+ +-------------------+ +--------------------+ +--------------------+ |Давайте покороче! | | Перерыв | |Я хочу работать! | +-------------------+ +--------------------+ +--------------------+065 МОДЕЛИРОВАНИЕ
Ход. Один из членов группы хочет изменить что-то в своей привычной рабочей ситуации.Этот человек выступает в роли ведущего. Под его руководством моделируется ситуация. Вначале он описывает исходные данные, существующие в его школе категории лиц, с которыми и по какому вопросу он хочет внести изменения, включая описание интересов учебных помещений. Возможны уточняющие вопросы. СЛ берут на себя роли участников ситуации и предварительно договориваются, когда моделирование будет закончено. По окончании моделирования первым берет слово ведущий. Он описывает свое самочувствие и высказывается относительно поведения группы. Затем слово предоставляется всем членам группы. Выступая, каждому из них необходимо проводить четкую грань между собственным восприятием ситуации и своим мнением о ней. После первого раунда выступлений слово снова может взять ведущий. И только потом МД следует открыть общую дискуссию.
Комментарий. В помощь ведущему задачу оперативного контроля за соблюдением правил проведения моделирования, которые были обговорены заранее, берут на себя МД.
Правила проведения моделирования следует вывесить в аудитории на видном месте, чтобы они всегда были перед глазами СЛ (см. Пример).
Целью моделирования является осознать собственное самочувствие и поведение. В данном случае речь не идет о тренинге общепринятых норм поведения.
Моделирование - это не ролевая игра. Здесь группа попадает в ситуацию, которая взята из реальной педагогической практики одного из ее членов. Работа по моделированию может быть очень утомительной. Очень напряженной она является также и для МД. Следить за соблюдением правил им следует очень жестко, однако так, чтобы у СЛ не появилось чувство, будто бы их мелочно опекают. Как бы то ни было, но работа по этому методу может быть очень успешной. Продолжение этой работы может быть также очень полезным, особенно в том случае, если после разработки альтернативных вариантов предложенной ведущим ситуации у СЛ появляется желание сразу же смоделировать. Инициатором при этом может выступить ведущий, который скажет:"Предложенный вариант понравился мне больше всего. Я хотел бы апробировать его сейчас вместе с группой".
Реквизит отсутствует.
Пример.
Правила:
1. Четкая договоренность о проведении моделирования.
Ведущий описывает ситуацию, которую группа должна смоделировать.
2. Отказаться от участия в моделируемой ситуации можно в любое время.
Ведущий решает, когда он заканчивает моделирование и общую рефлексию смоделированной ситуации.
3. Аплодисменты по окончании моделирования.
Все СЛ хлопают в ладоши, показывая тем самым, что моделирование закончено.
4. Ведущий берет слово первым.
В ходе своего выступления он может выйти из своей роли и освободиться от эмоционального напряжения.
5. Отзывы о ситуации.
Каждый член группы дает оценку смоделированной ситуации и поведению ведущего, делится пережитыми чувствами и ощущениями.
6. Различение восприятиея и интерпретации.
Это правило нацелено на то, чтобы СЛ не путали свои ощущения (восприятия) со своими предложениями (интерпретациями).
7. Используйте только личное местоимение "я" и избегайте употребления безличных предложений.
Все СЛ должны говорить о своих индивидуальных впечатлениях открыто. МД следует препятствовать тому, чтобы СЛ в своих выступлениях исходили из общепринятых норм поведения, потому что в таком случае у них может складываться впечатление, будто бы существуют однозначно правильные модели поведения.
Пример. Экзамен по языку.
Ученики-иностранцы в некоторых случаях имеют возможность вместо иностранного языка сдать экзамен по своему родному языку. Экзамен состоит из двух частей: устного и письменного. Устный экзамен по родному языку моделируется на одном из семинаров по ПК группой учителей турецкого происхождения. Один из учителей хочет выступить в роли экзаменующегося. Он получает задание при моделировании экзамена не переигрывать, а постараться хорошенько вспомнить речевое и неречевое поведение учащихся, оказавшихся в подобной ситуации. После этого из числа СЛ выбирается "экзаменационная комиссия": председатель, 1 экзаменатор (женщина), второй экзаменатор. Экзаменующийся получает задание по устному экзамену и идет готовиться в соседнюю аудиторию. Тем временем экзаменационная комиссия обсуждает некоторые формальности, связанные с проведением экзамена, которые обязательно были заранее намечены во время подготовки к моделированию. При этом поведение экзаменаторов должно быть по возможности естественным, максимально приближенным к поведению настоящих экзаменаторов. Вызывается экзаменующийся, и экзамен начинается. По истечении выделенного на экзамен времени экзаменующегося снова просят выйти из аудитории. Члены экзаменационной комиссии советуются друг с другом по поводу оценки ученику. Затем оценка сообщается экзаменующемуся.
Все остальные СЛ получают задание наблюдать за моделируемой ситуацией с опорой на предложенные им ключевые слова: равноправный стиль общения, поведение по отношению к экзаменующемуся, поведение экзаменующегося, соблюдение инструкций по проведению экзамена, предметное содержание экзамена, собственные ощущения во время экзамена.
066 ШКАЛЫ
Ход. Шкалы помогают МД собрать нужную им информацию об мнении группы по какому-либо вопросу и наглядно проиллюстрировать его. Вопросы могут касаться содержания, организации образовательной деятельности по ПК или самочувствия СЛ. Шкалы рисуются на плакатах или высвечиваются с помощью кодоскопа. Свое мнение СЛ сообщает посредством клейких кружков малого диаметра или крестиков.
Комментарий. Если есть необходимость в использовании шкал при рассмотрении содержания обсуждаемой на семинаре по ПК темы, то этим методическим приемом следует воспользоваться в начале или в ходе работы по соответствующей теме. Если же МД хотят с помощью шкал получить информацию о мнении СЛ в отношении самого процесса повышения квалификации и их самочувствии, то этот прием должен использоваться по окончании определенного этапа образовательной деятельности, а не в конце семинара ПК, поскольку в этом случае МД не смогут дать ответную реакцию.
Благодаря использованию шкал можно избежать поляризации "да" - "нет". Если же на шкале средние значения отсутствуют, то СЛ таким образом лишаются возможности найти "убежище в средней категории".
Реквизит. Плакаты или что-либо подобное, клейкие кружки малого размера.
Пример вопросов, касающихся содержания ПК: Выставление итоговых отметок в очень важно... совершенно бес- свидетельстве об окончании 4 класса смысленно Мое сотрудничество с родителями очень успешно... абсолютно без- основной школы до настоящего момента успешно Пример вопросов, касающихся процесса совместной работы: +2+10-1-2 Наша работа на курсах ПК явля- очень полезной... абсолютно бес- ется для меня полезной +2+10-1-2 Вопросы, рассмотренные нами на полностью знакомы полностью не- сегодняшнем семинаре, для меня знакомы Мое самочувствие: 0------------------100 Степень моей неудовлетворенности: малая--------------большая Мое настроение: - - - - - - + + + + + +067 УЧЕБНЫЕ СТАНЦИИ
Ход. В учебной аудитории МД оборудуют несколько рабочих/учебных станций. На каждой станции стоит табличка с ее названием и лежит подробная рабочая инструкция и материал, необходимый СЛ для выполнения соответствующий рабочих заданий. На каждой из станций будут работать одинаковые по численности СЛ микрогруппы, а именно, по 2, 3 или 4 человек. Для успешной работы надо всегда иметь на одну станцию больше, чем количество групп. Т.е. при наличии пяти рабочих групп, в каждую из которых входит по 4 человека, необходимо иметь как минимум 6 станций с 4 рабочими местами. Члены каждой рабочей группы идут к той станции, с которой они хотели бы начать. Они выполняют предложенные им на этой станции задания и переходят на свободную станцию.
Комментарий. Установление примерного количества времени, необходимого для работы за отдельным столом, может быть весьма полезным. Это время зачастую определяется объемом рабочего задания и количеством заранее подготовленного МД материала. Особо целесообразно использовать учебные станции для знакомства СЛ с методическими приемами, тренировочными упражнениями и средствами обучения, а также для критического анализа средств обучения с педагогической и дидактической точек зрения. Как правило, данный прием знаком школьным учителям, однако при работе с учениками применяется крайне редко.
Реквизит. Таблички с названиями станций, рабочие инструкции, специальные учебные материалы.
Пример.
Разбейтесь на группы из 3 или 4 человек. Члены каждой группы должны занять места на одной из учебных станций (здесь, как видите, на одну станцию больше, чем самих групп).
Один из членов группы является руководителем учебной работы группы и ведущим внутригрупповых дискуссий. Один из членов группы является хронометристом и секретарем.
Руководитель учебной работы группы зачитывает вслух инструкцию по выполнению упражнения и руководит работой. Хронометрист следит за тем, чтобы группа не задерживалась на каждой станции более 15 минут. Начать выполнение упражнения группе следует сразу же. Через 5-10 минут группа закончит работу и в оставшееся время осуществит рефлексию сути выполненного ею упражнения, опираясь на следующие вопросы:
Какую цель преследует это упражнение?
и/или
Что тренируется, развивается, формируется?
Имеются ли скрытые, нежелательные (побочные действия)?
Какие условия должны быть выполнены , чтобы ребенок мог принять участие в выполнении этого упражнения?
Для каких детей выполнение этого упражнения является важным?
Можно ли эффективно использовать этот материал для других учебных целей?
(Господин секретарь! Не забудьте делать записи.)
На следующей станции обязанности руководителя учебной деятельности группы и хронометриста переходят другому члену рабочей группы.
В целях ознакомления СЛ, учителей начальных школ с несколькими дидактическими играми и раскрытия перед ними воспитательного и обучающего значения этих игр МД оборудуют следующие станции:
- Шлеп-шлеп (прыг-скок)
- Скорочтение
- Следы букв
- Буквенное домино
- Кто что должен?
- А что потом?
- Бинго
- Пирамидки
- Вместе к цели
На каждой станции находится необходимый для работы микрогруппы материал (дидактическая игра) и рабочая инструкция.
069 ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Ход. СЛ берут интервью у своего соседа, опираясь на заранее составленный МД список ключевых слов или формализованный бланк опроса. СЛ фиксируют полученную в ходе интервью информацию в письменном виде. Листы с ответами на вопросы интервьюирующих или бланки опроса могут быть дополнены фотографиями (мгновенными снимками), нарисованными портретами или символическими изображениями фамилий интервьюируемых. С помощью таких "личных дел" каждый СЛ представляет своего партнера всем собравшимся. Затем все "личные дела" вывешиваются на видное место на стене, с тем чтобы в случае необходимости СЛ могли легко воспользоваться нужной им информацией.
Комментарий. Этот прием годится для групп численностью до 20 человек. Он ведет к оживленному общению и интенсивным контактам. Безусловно, нецелесообразно предлагать всем СЛ нарисовать портрет своего собеседника, поскольку не все могут обладать соответствующими для этого способностями. Тем не менее умеющие хорошо рисовать часто используют свои рисунки вместо фотографий.
В качестве альтернативного варианта работе в парах каждый СЛ может заполнить собственное/личное дело самостоятельно и затем сам представить себя группе.
Реквизит. Опросные листы или формализованные бланки опроса (стандарт А-3, бумага для черчения), плакатный картон, пишущие принадлежности, фотоаппарат типа "Полароид", кодопленки.
Пример
каталога ключевых слов для проведения интервью - имя, фамилия - увлечения - школа - мотивы участия в курсах ПК - преподаваемые предметы - ... формализованного бланка опроса ЛИЧНОЕ ДЕЛО +------------+ +-------------------+ +-----------------------+ | Меня зовут | | Важные вехи жизни | | Человек, событие, | | | | | |которое меня вдохновило| +------------+ +-------------------+ | | +-----------------------+ +--------------------------+ +---------------------+ +---------------+ |Сейчас я в ... и имею | |Ожидания относительно| |Что я хочу еще | |школа: | |курсов ПК | |сказать | |класс: | | | | | |педагогический конек: | | | | | | | | | | | +--------------------------+ +---------------------+ +---------------+069 КАФЕТЕРИЙ
Ход. МД лично приветствуют приходящих в одиночку или группками СЛ. Сразу же передают изготовленные заранее трафаретки с именем и фамилией СЛ и приглашают угоститься уже приготовленным кофе. МД просят СЛ пока не занимать места, а объединяться в пары и знакомиться друг с другом. Вновь прибывших или одиноко стоящих в аудитории СЛ МД подводят к другим участникам семинара, просят их взаимно представиться и начать общий разговор. Для стимулирования таких разговоров в парах МД могут написать на доске/плакате или спроецировать через кодоскоп следующие вопросы:
- Как меня зовут?
- Откуда я прибыл?
- Почему я решил участвовать в этих курсах?
- ...
Пары постоянно распадаются и образуются новые. МД побуждают к этому СЛ специально.
Комментарий. Чтобы воспрепятствовать попыткам некоторых СЛ занять приглянувшееся место в аудитории сразу же после очередного разговора, МД могут предложить им провести следующий разговор в соседнем помещении, холле, коридоре,если, конечно же такая возможность есть, в которых также должны быть поставлены всевозможные напитки.
Заранее изготовленные трафаретки с именем и фамилией воспринимаются как то, что именно их ждали.
Если группа не слишком большая, СЛ садятся рядом с тем партнером, с которым они беседовали в последнюю очередь. В этом случае у них есть возможность продолжить начатый разговор, ближе познакомиться друг с другом и затем представить друг друга всем собравшимся.
Прием "Кафетерий" известен также под названием "Приветственная вечеринка", "Вечеринка с Шерри", "Вечеринка собравшихся вместе".
Реквизит отсутствует/по обстоятельствам: кодоскоп/плакат с вопросами.
Пример других вопросов:
Как меня зовут? Как меня зовут? В каких классах я сейчас Сколько раз я уже преподавал в преподаю? 5 классе? Что является моим педагоги- Какой я имею опыт преподавания ческим хобби? предметов, по которым у меня нет Какой у меня есть опыт по квалификации учителя? интеграции детей-инвалидов? Какие предметы я изучал?070 ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ход. В центре учебной аудитории (стулья и столы отодвигаются), МД выкладывают из карточек ,к примеру с такими суждениями: "очень хорошо" и "очень плохо", а также "научился многому" и "не научился ничему", своеобразную "розу ветров". СЛ поясняется, что, занимая определенное место в аудитории, разумеется внутри размеченной "розы ветров", они могут дать понять, каким было, во-первых, их самочувствие и каким, во-вторых, был их образовательный успех.
Комментарий. Этот прием может использоваться в целях рефлексии отдельных тем семинара, определенных этапов образовательной деятельности или же всего семинара ПК в целом.
На представленном ниже изображении СЛ А показывает своим местоположением, что он чувствовал себя очень хорошо, однако свой образовательный успех оценивает средне. Слушательница В показывает, что она чувствовала себя ни хорошо ни плохо, но тем не менее многому научилась. Слушательница С чувствовала себя очень хорошо и также многому научилась. Таким образом, все СЛ своим местоположением в аудитории наглядно показывают, как они сами оценивают свое самочувствие и свой успех. Зачастую многие из них испытывают при этом желание обосновать несколькими фразами свое местоположение в "розе ветров".
Конечно же, подобным образом могут быть собраны и другие данные, например:
- Этот метод для меня очень полезен/совершенно бесполезен.
- То, с чем мы познакомились, было для меня абсолютно ново/не ново.
- Своим участием в работе семинара я очень доволен/очень недоволен.
Вариант.
Вместо того чтобы встать в "розу ветров", в многочисленных группах и/или в тесных аудиториях СЛ могут поставить карточки со своими именами и фамилиями на соответствующее место на полу.
Реквизит. Карточки с противоположными суждениями для "розы ветров", по обстоятельствам карточки с именами и фамилиями СЛ.
Пример.
+------------+ |очень хорошо| +------------+ +----------------+ +------------------+ |научился многому| | |не научился ничему| +----------------+ --+-- +------------------+ | +------------+ |очень плохо | +------------+