071 БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ
Ход. Плакат с расчерченной на нем таблицей (см.Пример) находится в распоряжении СЛ на протяжении всего семинара по ПК. МД просят СЛ несколько раз в течение одного дня подходить к плакату и ставить крестик или наклеивать кружок малого диаметра на то место, которое отражает их сиюминутное настроение.
Комментарий. Эту информацию о настроении СЛ можно использовать как для проведения промежуточных оценок образовательной деятельности, так и для ее оптимизации.
Реквизит. Плакат или что-либо подобное, фломастеры или клейкие кружки малого диаметра.
Пример.
БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ понедельник вторник среда Настрое- |половина дня |половина дня |половина дня | ние |первая вторая|первая вторая|первая вторая| ----------+------+------+------+------+------+------+ и т.д. | | | | | | | прекрасное| хх |ххххх | |ххххх |х |ххххх | | ххх|ххххх |х |ххх | |ххх | | |х | | | | | | | | | | | | ни то ни се | |хххх |х |хххххх| | | ххх | | | |х | | | | | | | | | | | | | | | | скверное | | |ххххх |х |х |хх | | | | | | | | | | | | | | |072 СТОЙ - ИДИ
Ход. В ходе ролевой игры воспроизводятся или с помощью видеофильма демонстрируются различные педагогические ситуации, побуждающие к мгновенному на них реагированию. СЛ получают задание сразу же после показа ситуации записать свою реакцию на нее или проиграть таковую. Различные реакции можно сравнить между собой.
Комментарий. Необходимость мгновенного реагирования моделирует реальную жизненную ситуацию, в которой учитель нередко вынужден принимать решения моментально. О тренинге речь может идти только в том случае, когда СЛ получают задание определенным образом прореагировать на ту или иную ситуацию. Предлагая СЛ сравнить свои реакции и выбрать из них наиболее оптимальную для каждой конкретной ситуации, МД могут использовать этот прием для развития педагогической чувствительности СЛ.
Реквизит. Видеофильмы или карточки с описанием хода ролевых игр.
Пример. Видеотренинг
Наша задача - быстро найти ответ одобрительного или поощрительного характера, кажущийся нам наиболее целесообразным в отношении демонстрируемой нам ситуации, и записать его.
Вы получаете 10 листов стандарта А-5 и располагаете их для последующих записей поперек. В левом верхнем углу каждого листа Вы ставите его порядковый номер от 1 до 10 и кладете все листы стопкой перед собой. На экране идет видеофильм урока, представляющего из себя ряд следующих друг за другом педагогических ситуаций. После каждой ситуации показ фильма прерывается на 30 секунд, и на экране появляется: С И Т У А Ц И Я N ... . В это время Вы записываете Ваше ответное высказывание одобрительного или поощрительного характера на листе бумаги с соответствующим номером.
В конце "урока" Ваши ответные реакции на одну и ту же ситуацию мы вывесим рядом и обсудим их.
На семинаре ПК по теме "Воспитание, основанное на формирование ситуации успеха" идет тренинг педагогического взаимодействия. Вниманию СЛ предлагается видеофильм одного из школьных уроков, в ходе которого ученики в разных учебных ситуациях демонстрируют заслуживающее одобрения поведение. СЛ предлагается оценить поведение учащегося в позитивном ключе и записать их возможную в этой ситуации ответную реплику. Для этого показ видеофильма прерывается на 30 секунд, и на экране высвечивается вопрос с номером ситуации:
- Да, Петра, объясни это Хельме еще раз. Тогда она, без сомнения, тоже с этим справится.
- Стол (группа) "Слон" и стол "Еж" молодцы, работают очень тихо.
- Все слушали очень внимательно.
- Молодец, что ты сразу передал это дальше.
- Да, так это хорошо видно всем.
- ...
073 ПИСЬМО ИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Ход. На продолговатых полосках бумаги описать "роли", которые имеют тесную или опосредованную с той или иной профессиональной деятельностью, например учителя, координатора школьных производственных практик (для всего региона или крупной школы), директора школы и т.д. Эти роли имеют отчасти провокационный характер. Вместе с полосками, которые передаются в закрытом конверте ("письмо из региональной администрации"), СЛ получают следующие задания для индивидуальной работы (лучше всего, если эти задания вывешиваются на общее обозрение или высвечиваются на доске через кодоскоп:
- Сначала просмотрите все полоски.
- Какие роли лично для Вас являются неприемлемыми? Отложите их в сторону.
- Теперь постарайтесь построить "иерархию" ролей, предварительно задавшись вопросом, в какой мере Вы можете идентифицировать себя с той или иной ролью. Роли, которая Вам ближе всего, в "иерархии" отводиться первое место.
Закончив эту работу, СЛ поочередно дают объяснения, почему какие-то полоски отложены в сторону и их "иерархию", причем каждый прикрепляет свои полоски на доску или раскладывает на столе.
После этого вопрос МД "А как бы восприняли и распределили эти роли другие (учителя - руководители школьных производственных практик, учащиеся)?" является поводом для дальнейшего обсуждения. Возможно, чтобы три вышеописанных задания выполняли совместно несколько СЛ, образующих своего рода контрольную группу. Впоследствии "иерархия", составленная контрольной группой сравнивается с "иерархиями" других СЛ.
Комментарий. Вместо "ролей" можно использовать должностные и функциональные обязанности. Возможно, что роли, функции или задачи МД не предлагаются, а определяются в процессе общей дискуссии и согласования мнений всех членов группы.
Число полосок, как правило, не должно превышать двенадцати, а группа СЛ должна насчитывать 8 человек, т.е. в многочисленных группах лучше вести работу в микрогруппах параллельно. Результаты этой работы имеют для МД значительную информационную ценность, поскольку позволяют им лучше оценить ситуацию в группе и отдельных ее членов.
Этот метод позволяет осущетсвить субъективную рефлексию роли, провести интенсивное обсуждение, и, может быть, даже придти к изменению своего взгляда на круг собственных функциональных обязанностей и к выработке единства представлений о той или иной социальной роли в группе. Использование данного метода может также помочь МД определиться в отношении дальнейшей программы семинара. Для проведения профессиональной деятельности участников МД могут предложить им проверить результаты их работы над "письмом из региональной администрации" на практике и затем снова на одном из семинаров возвратиться к ним. При этом основным вопросом должен быть следующий: "Вижу ли я себя, (видим ли мы нас) сегодня таким же, как тогда, когда я обрабатывал "письмо из региональной администрации"?"
Реквизит. Заранее изготовленные для работы СЛ полоски, клей, переносные стенды или что-либо подобное.
Пример ролей и задач.
1. Учитель 2. Координатор школьных производ- Воспитатель ственных практик Укротитель организовывать Проектировщик образовательной консультировать деятельности убеждать Консультант родителей давать распоряжения Кукловод (актер кукольного работать в "команде" театра) реагировать на пожелания Массовик-затейник повышать собственную квалификацию Современный Песталоцци повышать квалификацию других Человек, не использующий свои посещать уроки шансы (простофиля) проводить показательные уроки Исполнитель учебных планов фиксировать приобретенный опыт Чиновник-администратор осуществлять инновации Партнер074 РАЗГОВОР НА БУМАГЕ
Ход. На столах раскладывают несколько больших плакатов с написанным на каждом из них одним вопросом или началом одного предложения. СЛ ходят вокруг плакатов, читают вопросы и пишут на них ответы. Возможны комментарии и уточнения записанных суждений. По желанию СЛ могут неоднократно подходить к одному и тому же плакату, однако разговаривать друг с другом им не разрешается. Коллективное обсуждение сделанных СЛ записей будет по окончании этой работы.
Комментарий. Столы нужно поставить так, чтобы СЛ имели возможность ходить вокруг них и делать записи.
Запретив СЛ разговаривать друг с другом, МД добиваются от них большой концентрации на написанном. Этот метод побуждает СЛ к общей рефлексии проделанной ими ранее работы и, в зависимости от вида вопроса, может иметь также и развлекательный характер. Его использование помогает МД не только узнать о настроении группы, но и, в случае необходимости, получить от СЛ дельные предложения для оптимизации семинаров и коррекции собственного поведения МД.
В больших группах СЛ можно использовать до восьми таких плакатов.
Реквизит. Столы, плакаты, фломастеры.
Пример наглядных стимулов.
- Работа в нашей группе...
- Теперь я бы хотел еще узнать...
- Если бы я знал...
- Одно я хочу Вам сказать...
- Я решил...
- Во время нашей следующей встречи...
- Мне очень понравилось...
- Я злился, потому что...
- Я был рад, потому что...
- Я научился...
075 КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМИНАРА
Ход. СЛ просят, проанализировав прошедший семинар по ПК, записать его положительные и негативные моменты, а также альтернативные возможности на будущее. СЛ индивидуально работают, записывая результаты их ретроспективного анализа в виде ключевых слов на карточки трех различных цветов. Затем карточки собирают. Во время рабочего перерыва МД или несколько СЛ систематизируют карточки и вывешивают их на трех переносных стендах под соответствующими им заголовками "Преимущества", "Недостатки", "Альтернативы". После того как пояснены критерии систематизации наступает очередь общего обсуждения.
Комментарий. До начала вышеописанной работы целесообразно еще раз напомнить СЛ ход состоявшегося семинара.
Этот метод может быть использован для проведения общей рефлексии как одного из этапов, так и всего семинара в целом. Он включает в работу всех СЛ и преследует своей целью получение от них критических замечаний и предложений по усовершенствованию проведения курсов ПК в будущем.
Реквизит. Карточки, фломастеры, переносные стенды или плакаты, клейкая лента.
Пример.
+ (положительно/удачно) +-----------------+-----------------------------+--------------------+ |Рабочая атмосфера| много работы в микро группах| хорошая связь со | | | | школьной практикой | +-----------------+-----------------------------+--------------------+ |Много смеялись | много возможностей для само-|изготовили матери-| | | стоятельной работы |алы для их последу-| | | |ющего использования| | | |на уроках | +-----------------+-----------------------------+--------------------+ |Чувствовал себя | | | |очень хорошо | | | +-----------------+-----------------------------+--------------------+ - (отрицательно/менее удачно) +-----------------+-----------------------------+--------------------+ |Иногда работа | | кровать скрипит | |впустую | | | +-----------------+-----------------------------+--------------------+ | | |приходилось слишком | | | |рано убирать комнату| +-----------------+-----------------------------+--------------------+ |Иногда слишком | |при посещении пивных| |долгие дискуссии | |модераторы не с нами| +-----------------+-----------------------------+--------------------+ предложения/альтернативы +-----------------+-----------------------------+--------------------+ |Знакомство малых |подавать теорию в более |начинать семинар | |впустую |сжатом виде |ранним вечером | +-----------------+-----------------------------+--------------------+ | |вместо реферата делать кон- | | | |спект со всей теоретической | | | |информацией (конспект в виде | | | |тезисов вместо конспектирова-| | | |ния | | +-----------------+-----------------------------+--------------------+076 НАБЛЮДАЮЩИЕ УЧАСТНИКИ
Ход. МД объясняют СЛ цели и задачи наблюдения. С помощью следующих ключевых вопросов МД могут самостоятельно или вместе со СЛ составить карту наблюдений:
- Что является объектом/ами наших наблюдений?
- Идет ли речь о речевом или неречевом поведении?
- Как мы будем фиксировать наши наблюдения?
- Насколько полно наблюдатель может охватить своим взглядом весь процесс межличностного взаимодействия?
- Могут ли задачи наблюдения быть поделены среди нескольких наблюдателей?
- Идет ли речь о качественном или о количественном наблюдении?
- Не все подлежащие наблюдению явления должны быть непременно учтены в карте наблюдений.
Комментарий. Не следует уговаривать СЛ взять на себя роль наблюдателя или наблюдаемого. Наблюдать можно взаимодействие учителя с классом. На семинаре по ПК можно наблюдать взаимодействие членов микрогруппы между собой. Последующий анализ и рефлексия групповой динамики могут проводиться как с целью улучшения процесса внутригруппового взаимодействия, так и с целью определения возможностей переноса наблюдаемых вариантов взаимодействия в школьную практику.
Даже если СЛ пользуются картами наблюдений, все равно их восприятие остается субъективным. Поэтому следует исходить из того, что нельзя добиться объективности их наблюдений. Число наблюдаемых явлений для каждого СЛ должно быть, с одной стороны, достаточно ограниченным, с тем чтобы он мог осуществлять качественный процесс наблюдения, а, с другой стороны, не смехотворно маленьким.
Реквизит карты наблюдений.
Пример фиксации наблюдений во время посещения школьного урока.
Учитель/ница одобряет (реагирует положительно на...) +---------------------+----------------------+--------------------+ |Мысли | Поведение | Чувства | +---------------------+----------------------+--------------------+ |Молодец,повтори ответ|Прекрасно, что ты объ-|Да, в этом случае я | |еще раз! Здорово! |ясняешь эту тему |бы тоже опечалился | +---------------------+----------------------+--------------------+ отвергает (реагирует негативно на...) +---------------------+----------------------+--------------------+ |Мысли | Поведение | Чувства | +---------------------+----------------------+--------------------+ |Не говори чепуху! |Сиди же, наконец, спо-|Ну, не реви же сразу| | |койно! | | +---------------------+----------------------+--------------------+Дополнительная инструкция СЛ: записывайте каждое выскаэывание учителя по возможности дословно. В случае, если это высказывание повторяется, ставьте рядом с ним палочку.
077 ТЕЛЕГРАММА
Ход. По окончании семинара по ПК или в конце одного из этапов работы СЛ предлагается написать фиктивную телеграмму из 11 слов кому-нибудь из знакомых или близких им людей (например, директору школы, школьному инспектору, спутнику или спутнице жизни, ребенку и т.д.). После того как свою телеграмму написали все СЛ, телеграммы по очереди зачитываются.
Комментарий. Ограниченное количество слов помогает СЛ сконцентрироваться на самом существенном. Строгость формы и краткость изложения нередко способствует проявлению языкового творчества.
Реквизит. Бумага, карандаши.
Пример.
Телеграммы довольных прошедшими курсами ПК:
Доброжелательная атмосфера Точка Обостряли восприятие точка Пять дней подлинного активного обучения Точка Классно
Очень интенсивно прожитая неделя наполненная встречами приобретением знаний опыта Точка Сердце дух полнокровность жизни
Сомнение исчезло Точка Специальные приемы Точка Модель действительно практична Точка Хочу обогащаться знаниями дальше
Неделя успешна Точка Первоначальное сомнение исчезло точка Приемы очень нравятся Точка Надеюсь работа на этом не заканчивается
5 дней жил надеждой Точка Лопаюсь от идей точка Подробности позже
Коллективные дискуссии Точка Работа с радостью Точка Продумана структура Точка Усердное апробирование Точка Дифференцированный опыт Точка Мужество
И для контраста - отзыв, который Вы, уважаемый читатель, надеемся никогда не напишите:
Утомительные дискуссии Точка Чрезмерные требования Точка Мечтатели и придиры Точка Сплошные фрустрации Точка Все надоело.
078 ВНЕСЕНИЕ ЯСНОСТИ
Ход. Семинар по ПК начинается с того, что МД с помощью кодопленки знакомят СЛ с его содержанием и методами, которые они запланировали использовать. Более удобен и практичен в этом плане плакат со стрелкой, которая всякий раз подвигается к называемому МД этапу семинара.
Еще более гибким метод становится тогда, когда все этапы семинара МД пишут на отдельных карточках и приклеивают их клейкой лентой на доску. В данном случае изменения запланированной МД программы проведения семинара возможны уже в ходе ее презентации. Когда определенный этап семинара пройдет, карточка с его названием может быть снята.
Комментарий. Этот метод особенно подходит, когда содержательная и методическая организация семинара такова, что МД ощущают необходимость настроить СЛ на предстоящую работу. Этим методом, МД вносят ясность в порядок проведения семинара. Кроме того, в случае, если ожидания СЛ относительно подлежащей рассмотрению темы были иными, у них есть возможность высказать все свои сомнения и пожелания.
Реквизит. Кодопленка, демонстрационный стенд, карточки, клейкая лента.
Пример.
Программа 5-часового семинара (разработана МД курсов ПК "Воспитание, основанное на формировании ситуации успеха") Проект программы 1. Общее молчание/этап психологической настройки на семинар пленум 2. Содержание и цели сегодняшнего дня пленум 3. 1 упражнение: интерпретация поведения индивидуальная, групповая работа 4. Теоретические вопросы субъективной интерпретации поведения (краткий реферат) пленум 5. 2 упражнение: классификация интерпре- индивидуальная, тации поведения групповая работа Рабочий перерыв 6. 3 упражнение: объяснение поведения индивидуальная, в позитивном ключе (возможна ролевая игра) групповая работа 7. Свет молнии пленум 8. Идеи относительно выполнения домаш- них заданий пленум 9. Перспективы дальнейшей работы, по- желания слушателей пленум079 РАЗГОВОР ТРОИХ
Ход. С помощью деления круга на сегменты СЛ фиксируют определенные, касающиеся их самих сведения (пристрастия, функциональные обязанности, чувства). В зависимости от заданного вопроса сегменты несут в себе информацию о количестве (затраты времени, подсчет расходов) и качестве (значимость, предполагаемый содержательный спектр нагрузки) и всегда характеризуются определенной субъективностью.
После этого СЛ объединяются в микрогруппы по 3-4 человека. Происходит взаимный обмен информацией, при котором каждый член группы объясняет составленную им диаграмму круга и обосновывает собственный подход.
Затем на пленуме каждая микрогруппа дает краткий творческий отчет. Возможно также составление группой общей диаграммы.
Комментарий. Заранее вырезанные из бумаги круги способствуют более быстрому выполнению задания СЛ. Исходные данные для составления диаграммы круга могут быть предложены как МД (см. пример 1), так и предварительно определены в рамках коллективного обсуждения или в ходе работы микрогрупп (пример 2).
Основываясь на учете индивидуально-психологических особенностей отдельных СЛ и группы в целом, МД могут предложить на рассмотрение и такие вопросы, которые касаются из собственного "я" (Причины моих фрустраций в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса в школе следующие... Как учитель я желал бы себе в будущем...).
Реквизит. Заранее изготовленные из бумаги круги (диаметром примерно 20 см), фломастеры, плакаты, клей..
Пример.
- Во время работы над проектом мне стоит много труда и уси- лий...
А - постоянно мотивировать учащихся
Б - подбирать учебный материал
В - организовывать работу над проектом с внешкольными структу- рами
Г - выставлять оценки- Отправным моментом для коллективного обсуждения служат высказывания типа: "Что касается наших курсов ПК, то я желал бы...", "Во время моей производственной практики я хотел бы выучить и узнать...". По окончании обсуждения наиболее важные с общей точки зрения суждения фиксируются на доске, и участникам предлагается начать работу в триадах (см. выше "Ход").
080 ПЕРЕКРЕСТНЫЕ АССОЦИАЦИИ
Ход. В режиме индивидуальной работы СЛ обрабатывают выданные им рабочие листки и получают одно за другим следующие задания:
- Запишите два первых пришедших в голову ассоциации, относящиеся к теме семинара.
- Придумайте для каждой из записанных Вами ассоциаций по две ассоциации и также отметьте их.
- Теперь для каждой пары понятий, расположенных в центре и по краям, придумайте по одной связывающей их ассоциации.
- Попытайтесь, опираясь на последние ассоциации, подвести резюме, связав их в своего рода "ключевое предложение".
Закончив заполнение рабочих листков, СЛ продолжают работу над темой в микрогруппах. Задание для микрогрупп может быть следующим: "Сравните подготовленные каждым "ключевые предложения" и те ассоциации, которые лежали в из основе. Есть ли совпадения? Могут ли ключевые предложения стать единым, разделяемым всеми членами группы мнения? Отчитайтесь о работе Вашей группы на пленуме".
Комментарий. Данный метод всегда должен быть связан с темой семинара. Темы же могут быть самыми разными. Так, на рассмотрение СЛ могут быть предложены различные формы организации совместной деятельности, ситуации ("Моя школьная жизнь"), проблемы ("Вандализм в школе") и многое другое.
Альтернативой по сравнению с работой в микрогруппах может быть работа на пленуме. В этом случае СЛ предлагается написать на полосках картона крупными буквами свои ключевые предложения, прикрепить их к доске и кратко пояснить. Критерием, определяющим последовательность выступлений СЛ, может быть содержательная близость их предложений, что позволит не только комментировать свои ключевые предложения, но и сразу проводитьсистематизацию. Можно осуществить упорядочивание предложений (картонных полосок) во время перерыва СЛ одной из микрогрупп. Тогда СЛ этой микрогруппы знакомят всех с результатами своей работы и тем самым подготавливают почву для общего обсуждения.
Другой, направленный скорее на психоэмоциональную разгрузку СЛ, вариант этого метода выглядит следующим образом: после выполнения первого задания рабочий листок передается соседу (справа/слева/напротив), с тем чтобы тот мог сделать второе задание. После этого листок получает третий, который, выполнив третье задание, также передает свой листок дальше. СЛ, последним взявший листок, подводит резюме и формулирует ключевое предложение.
Затем все ключевые предложения могут быть записаны на кодопленке и прокомментированы (не исключено, что в занимательной форме) на пленуме.
Этот метод может также использоваться для первого знакомства СЛ с одной из объемных тем. При благоприятных обстоятельствах высвобождается творческая знергия СЛ, у них появляется идея. Кроме того, метод позволяет выявить имеющиеся коннотации и ассоциации по теме. К тому же работа по данному методу не требует больших затрат времени.
Реквизит. Заранее изготовленные рабочие листки, кодопленки, полоски картона.
Пример.
+------------------------------------------+ | Школьный урок: Профессии вчера и сегодня | +---------+-------------------------+------+ | | +-----------+-------+ +---------+--------+ | традиция | | изменение | +--+--------------+-+ +--+-------------+-+ | | | | +--------+----+ +-------+----+ +----+------+ +----+-------+ |профессия | |профессиона-| |адаптация к| |исчезновение| |на всю жизнь | |льная компе-| |новому | +----+-------+ +--------+----+ |тентность | +---------+-+ | | +----------+-+ | | | +------------+ | | | +--------------+-+--------+ | | | | +--------+---------------+---+ +-+-+------------------------+ |профессии на всю жизнь пока | |психологическая неготовность| |еще только у государственных+--------+меняться | |служащих | +-------+--------------------+ +-----------------------+----+ | | | +------+---------------------+----+ |в профессиональной жизни возможны| |внутриличностные/интрапсихические| |конфликты (гибкость) | +---------------------------------+