М.Н.Костикова (Москва)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Ключевым направлением в развитии педагогического образования России на современном этапе определена многовариативность, гибкость, мобильность и адаптивность системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с основными направлениями реформы общего среднего образования.

Реализация реформы педагогического образования предусматривает решение следующих стратегических задач:

- обеспечение системы педагогического образования нормативно-правовой базой;

- обновление содержания педагогического образования, ориентация на гибкую и динамичную сферу образовательных услуг;

- структурное преобразование системы педагогического образования в соответствии с потребностями общественной практики;

- создание учебно-научно-педагогических комплексов - комплексов непрерывного педагогического образования;

- реализация идеи соучредительства учреждений педагогического образования и их многоканального, многоуровневого финансирования;

- укрепление и стабилизация федерального финансирования;

- стабилизация и развитие кадрового потенциала учреждений педагогического образования;

- совершенствование качества подготовки выпускников, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров;

- развитие научных исследований;

- социальная поддержка студентов и преподавателей;

- укрепление и развитие материально-технической базы учреждений образования. Осуществляется переход к гибкой системе образования, предполагающей реализацию индивидуальных траекторий развития и становления личности педагога.

Структура образовательных учреждений высшего педагогического образования претерпевает серьезные изменения, развиваясь в направлении становления и утверждения педагогического университетского образования. Если в 1992 г. из 87 педвузов лишь 5 составляли педагогические университеты (5,2%), то в 1993 г. их количество увеличилось на 13, в 1994 г. их число возросло на 16 и составляет 37,6%. При этом формируется разнообразие видов учреждений университетского типа: педагогические университеты - 30; международные педагогические университеты - 2; лингвистический университет - 1; профессионально-педагогический университет - 1; университет - 1.

Изменения в структуре высших педагогических учебных заведений, связанные с получением нового университетского статуса рядом ведущих педагогических вузов, влекут решения не только организационных проблем. В большей мере это связано с изменениями в содержании работы вузов. Педагогические университеты стали выполнять функции региональных культурных и образовательных центров, концентрируют весь научно-педагогический потенциал региона. Более эффективной является интегрирующая роль педуниверситетов по реализации региональных программ развития образования, по комплексному решению проблемы обеспечения регионов педагогическими кадрами. Расширяется спектр подготовки специалистов для сферы образования.

Реальным результатом повышения статуса пединститутов явилось расширение и углубление международного сотрудничества, увеличение доли преподавателей, имеющих научные степени и звания, особенно докторов наук, профессоров, активизация и увеличение объема научно-исследовательских работ, что естественным образом отразится на качестве подготовки специалистов.

В настоящее время функционирует 269 педагогических училищ, 6 их филиалов, 94 педагогических колледжа. По сравнению с 1993 г. количество педагогических колледжей увеличилось и их удельный вес составляет 27% (в 1992 г. - 10%).

Интенсивные структурные изменения происходят в системе повышения квалификации работников образования. За 1993-94 гг. большинство ИУУ реорганизованы местными органами управления в различные учреждения повышения квалификации с обновленным функциональным назначением: институты повышения квалификации, региональные центры развития образования, институты развития образования и др.

Всего в отрасли работают 93 учреждения дополнительного профессионального образования с 18 филиалами, свыше 30 факультетов переподготовки и повышения квалификации в педвузах. Продолжается формирование инновационных комплексов учебных заведений разного уровня. В настоящее время созданы учебно-научно-педагогические комплексы на базе 79 педвузов. Структурные преобразования позволяют более качественно удовлетворять потребность регионов в образовательных услугах.

Главное управление педагогического образования в декабре 1994г. провело Круглый стол, на котором рассмотрен ход эксперимента по реализации многоуровневой системы педагогического образования.

Опыт двухлетнего эксперимента показал, что в ряде вузов разрабатывается новое содержание и организационная форма учебного процесса, происходит переход от существующих традиционных подходов к новой образовательной системе.

Анализ представленных учебных и научно-методических материалов показывает различное понимание в выстраивании логики образовательного процесса и его технологическом оснащении.

Прослеживаются следующие варианты:

- содержание общекультурного блока сконцентрировано на I уровне (Астрахань, Томск);

- социокультурные практикуму вынесены только на II уровень или только на I уровень (в некоторых вузах информация об их наличии отсутствует);

- курсы по выбору в основном выносятся на второй уровень и связаны с дисциплинами предметного блока как спецкурсы.

Таким образом, вычленяются несколько проблем, связанных с содержанием образования:

- структурирование содержания и выстраивание этого содержания на весь период обучения;

- переосмысление многообразия функций дисциплин в образовательном процессе и взаимодействие внутри модуля, блока и между ними, что является необходимым условием создания единого предметно-проблемного поля (эта проблема интересно решается в Воронежском педуниверситете);

- создание роли курсов по выбору и обеспечение вариативной части учебного плана за счет соблюдения необходимого объема этих курсов в каждом блоке на каждом уровне обучения.

Переход на многоуровневую систему потребовал определенных структурных преобразований в вузах. Выделение направлений в области образования привело к открытию департаментов по направлениям. Так, в Нижнем Новгороде открыты 4 департамента: естественнонаучный, гуманитарный, профессионального обучения, педагогики.

Департамент, возглавляемый директором, является учебно-научно-административным подразделением, организующим и осуществляющим образовательную и научную деятельность, направленную на реализацию всех образовательно-профессиональных программ и проведение научных исследований в рамках одного направления высшего педагогического образования.

В РПГУ им. А.И. Герцена созданы Гуманитарный институт и институт естествознания. Во Владимирском университете по направлению "Педагогика" создан Центр психолого-педагогического образования. В Поморском международном педагогическом университете открыто экспериментальное подразделение - педагогическая мастерская по направлению "Гуманитарные знания".

Для программного обеспечения многоуровневого педагогического образования дисциплин общекультурного и психолого-педагогических блоков созданы общекультурный, психолого-педагогический центры (РПГУ, Нижний Новгород, Омск).

В связи с изменением фyнкционала учебная часть преобразовывается в учебно-методическое управление с целью создания вузовских стандартов, учебных планов (Омск, Ставрополь, Воронеж).

Для программно-методического и научного обеспечения многоуровневого образования создаются новые кафедры, ориентированные на реализацию образовательных профессиональных программ бакалавра образования по общекультурному, психолого-педагогическому и общепредметному блокам.

Для разработки теории и практики многоуровневого педагогического образования, его научно-методического обеспечения в Барнаульском педуниверситете созданы:

- учебно-научно-исследовательский институт проблем управления образованием;

- учебно-научно-исследовательский институт социально-экономических проблем образования;

- центр "Информационные технологии в образовании";

- учебно-научно-педагогический центр (институт) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих, научно-педагогических кадров с целью совершенствования подготовки кадров для новых типов школ, поддержки педагогических инноваций, научно-методического обеспечения и управления многоуровневым педобразованием.

Анализ проблемных тем научно-исследовательских работ показывает, что многоуровневое педобразование становится объектом специального научного исследования как в вузе в целом, так и в отдельных его подразделениях:

- многоуровневое педобразование: содержание и технологии (Барнаул);

- педагогический университет в системе многоуровневого непрерывного педагогического образования (Санкт-Петербург);

- научно-методическое обеспечение многоуровневой системы педобразования (Омск);

- педагогическое проектирование комплекса средств обучения в условиях многоуровневого педобразования (Ставрополь);

- гуманитаризация учебного процесса в педагогическом университете в условиях многоуровневого педобразования (Нижний Новгород).

Широко внедряется в вузах рейтинговая система контроля знаний студентов (методические материалы представлены Нижегородским и Астраханским педуниверситетами), система самоконтроля с использованием компьютеров, творческих заданий и др.

Доля самостоятельной работы в профессионально-образовательных программах вузов колеблется от 30% до 50%. Прослеживается тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов (в Волгоградском, Владимирском, Барнаульском, Омском педуниверситетах).

Увеличение доли самостоятельной работы студентов обостряет проблемы содержательного, организационного, кадрового, методического и материально-технического обеспечения многоуровневого образования.


Содержание