Н.М.Певин (Барнаул)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время активно разрабатываются различные варианты планов многоуровневой системы высшего педагогического образования. При этом в подготовке педагогических кадров для средней школы обычно выделяют 2-3 уровня (ступени) образования. На первой ступени, на которую, как правило, отводится от четырех до шести семестров, осуществляется подготовка учителей для неполной средней школы. С другой стороны, первая ступень образования является единой для всех уровней. Здесь закладывается основа общекультурной, психолого-педагогической и специальной подготовки.

При подготовке учителей физики основным курсом блока специальных дисциплин на первой ступени подготовки является курс общей физики. Это продает ему особый статус.

С одной стороны, этот курс является основой предметной подготовки учителей физики для неполной средней школы, способных вести свой предмет на высоком научно-методическом уровне. Значение же физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Необходимость знания физики специалистами технических и естественных наук ни у кого не вызывает сомнений. Хорошо известно, что специалисты, получившие широкое физико-математическое образование, способны самостоятельно осваивать новые технические направления и успешно работать в них. Этим в определенной мере объясняется довольно высокий отток учителей физики в различные отрасли производства.

С другой стороны. курс общей физики является базой, на которой ведется предметная подготовка на последующих уровнях. Следовательно, курс общей физики должен подготовить студентов к успешному овладению последующих спецдисциплин. Кроме того, нужно учитывать, что в силу своей специфики физика является основой формирования естественнонаучного мировоззрения учащихся и студентов.

Таким образом, курс общей физики является основой подготовки учителей физики всех уровней и играет важную роли в их общеобразовательной и профессиональной подготовке.

Так как при изучении физики в вузе широко используется аппарат высшей математики, то преподавание курса общей физики целесообразно начинать со второго семестра. В первом же семестре больше внимания уделить математической подготовке студентов и ликвидации пробелов в знаниях школьного курса физики.

Думается, что курс общей физики должен иметь объем не менее 800 часов и включать в себя лекции, семинары, практикум по решению задач, лабораторные занятия, спецпрактикумы, курсовые задания и заканчиваться итоговым экзаменом или написанием дипломной работы.

Важнейшей задачей курса общей физики является формирование у студентов диалектико-материалистического мировоззрения. Понимание современной физической картины мира - одна из основ научного мировоззрения. Дать студентам общее научное представление о природе и методах ее познания является одной из основных задач курса общей физики. Правильное понимание физических законов и путей развития физических теорий составляет основу формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Поэтому философские вопросы должны рассматриваться при всех видах занятий на протяжении всего курса в прямой логической связи с изучаемым материалом при непрерывном и последовательном углублении сведений о явлениях и законах, управляющих процессами в окружающем нас мире.

Внимание студентов при изучении курса общей физики должно быть сосредоточено не столько на расчетный методах, сколько на идейной стороне обсуждаемых проблем и качественном их рассмотрении. Лекционный курс должен сопровождаться хорошо подготовленными демонстрациями, которые могли бы служить для студентов образцом постановки школьного демонстрационного эксперимента и методики его использования при объяснении физических законов и явлений. Для подготовки студентов е этому виду деятельности весьма полезным является спецпрактикум по методике и технике демонстрационного эксперимента и привлечение студентов к выполнению курсовых и дипломных заданий по разработке и изготовлению самодельных приборов и установок для демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Самодельные приборы, как правило, создаются в тех случаях, когда отсутствуют стандартные. Учитывая слабую материальную базу большинства сельских школ, мы ориентируем студентов на изготовление простейших приборов, установок и различных приспособлений для лабораторных работ и лекционных демонстраций из доступных материалов. Привлечение студентов к изготовлению простейших физических приборов и установок наряду с углублением их знаний способствует также привитию навыков творческого конструирования и повышает интерес к изучению физических явлений и к исследовательской работе.

При проведении семинаров и практических занятий по решению задач нужно стремиться выработать у студентов навыки грамотного изложения теоретического материала, творческого и осознанного его применения при решении задач и при объяснении наблюдаемых явлений. Предлагаемые для решения задачи не должны замыкаться на узкой теме, а должны носить комплексный характер и не иметь шаблонного решения. При выполнении лабораторного практикума нужно добиваться, чтобы студенты ясно представляли себе исследуемое явление, умели осмыслить полученный результат и оценить его абсолютную и относительную погрешности. На наш взгляд, заслуживает внимания включение в лабораторный практикум творческих экспериментальных заданий. В этом случае студенту ставится задача измерить какую-либо физическую величину, установить или исследовать определенную зависимость и т.д. Методику же проведения измерений студент разрабатывает сам.

Специальные физические практикумы, как правило, являются узконаправленными и обычно близки к тематике научно-исследовательской работы кафедры. В условиях многоуровневой системы подготовки педагогических кадров, когда часть студентов будет выпускаться с правом преподавания в неполной средней школе, не прослушав полный курс спецдисциплин, становится целесообразным наряду с узкотематическими спецпрактикумами введение комплексного лабораторного спецпрактикума, охватывающего широкий круг наиболее важных вопросов программного материала курса общей физики и завершающего этот курс.

Узконаправленные спецпрактикумы, в основном, служат для закрепления, углубления и расширения программного материала по определенной теме. Комплексный спецпрактикум наряду с этим еще способствует восприятию курса общей физики как единого целого и ориентирует студентов на творческое применение ранее приобретенных знаний, умений и навыков. При этом студенты оказываются в ситуации, близкой к той, что возникает в работе учителя физики, когда приходится вести уроки по всем разделам физики, а также при ответе на вопросы учащихся, не всегда прямо связанные с изучаемым материалом.

Комплексный спецпрактикум по общей физике еще примечателен и тем, что в его программу на любой стадии можно включить необходимую лабораторную работу с целью усиления подготовки студентов по некоторым темам или с учетом других обстоятельств.

Так, для Алтайского края как региона, подвергшегося воздействию ядерных взрывов со стороны Семипалатинского полигона, изучение вопросов, связанных с проблемой контроля радиационной обстановки, имеет актуальное значение. Программой же курса физики недостаточное внимание уделяется изучению характеристик ионизирующего излучения, его влияния на живые организмы и вопросам дозиметрии. С учетом особенностей нашего региона и для устранения отмеченных пробелов в подготовке студентов нами разработана и включена в комплексный практикум по общей физике лабораторная работа по теоретическому изучению и практическому измерению дозиметрических величин с использованием бытовых дозиметров.

В заключение отметим, что большинством разрабатываемых учебных планов многоуровневой подготовки учителей физики не предусмотрено изучение курса теоретической физики на первой ступени. Однако в неполной средней школе вопросы механики довольно глубоко рассматриваются в 9-м классе. Думается, что на первой ступени подготовки учителя физики курс теоретической физики должен быть представлен разделом "Классическая механика".


Содержание