П.К.Одинцов (Барнаул)
СОДЕРЖАНИЕ УРОВНЕВОЙ (ПОЭТАПНОЙ) ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Современные социально-экономические условия, значительные перемены в области управления образованием серьезно усложняют задачи и функции менеджеров образования. В значительной мере повышаются и требования к профессиональной компетентности управленческих педагогических кадров.
Отдел руководящих кадров Главного управления кадрового обеспечения и социальной защиты Министерства образования Российской Федерации совместно с научно-методическим советом МО РФ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации организаторов образования разработали базовую модель уровневой (поэтапной) подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей системы образования, увязанную с новыми принципами назначения на должность руководителя учреждения образования (в частности, в связи с введением сертификации управленческой деятельности) и различными формами морального и материального стимулирования управленческих кадров.
Обсуждаемая модель рассчитана на обучение различных категорий организаторов образования: руководителей образовательных учреждений, специалистов и руководителей органов управления образованием различных уровней. В основу ее построения положен принцип непрерывности и преемственности в содержании подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, при этом выделяется несколько уровней обучения.
Фактически указанная модель уровневой (поэтапной) подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих педагогических кадров реализуется в Барнаульском государственном педагогическом университете с 1987 г., когда были создан Учебно-научно-педагогический комплекс Алтайского края и открыты отделения подготовки организаторов образования на факультетах математическом, историческом совместно с факультетом переподготовки и повышения квалификации организаторов образования.
С целью совершенствования управления развитием образования в Алтайском крае, поддержки педагогических инноваций, подготовки кадров для новых типов школ и научно-методического обеспечения эксперимента по переходу на многоуровневую структуру педагогического образования в Барнаульском педуниверситете в 1991г. создан учебно-научно-методический центр (институт) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих, научных педагогических кадров.
В состав центра входят: факультет переподготовки и повышения квалификации руководящих научно-педагогических кадров (ФППК РНПК); кафедры управления развитием образования, психологии управления; отделения ФППК РНПК по подготовке организаторов образования; отделение магистратуры и аспирантуры; диссертационный совет по теории и истории педагогики; музей-лаборатория "История и развитие образования в Алтайском крае".
Центр (институт) решает следующие основные задачи: разработка концепций, основных теоретических положений непрерывного повышения квалификации, переподготовки и подготовки управленческих, научных педагогических кадров, научно-методического обеспечения; создание нормативных документов по подготовке, повышению квалификации и переподготовке управленческих кадров; учебно-научная подготовка, повышение квалификации и переподготовка организаторов образования и научно-педагогических кадров общеобразовательной и инновационной школы; разработка концептуальных, теоретических и технологических положений по переходу на многоуровневую систему педагогического образования; создание программно-целевых технологий по решению актуальных проблем психологии управления общеобразовательной и инновационной школой; использование ЭВТ и информационных технологий в управлении школой; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; реализация в регионе программы "Творческая одаренность".
Подготовке управленческих кадров в центре (институте) РНПК предшествует серьезная допрофессиональная управленческая педагогическая подготовка в 5 педагогических классах, в школе менеджеров при СШ N 101 г. Барнаула, в Российско-Американской школе г.Барнаула. На этом (допрофессиональном) этапе учащиеся получают первоначальные знания по теории менеджмента, маркетинга, управления, делового общения, бизнеса и коммерции.
На первом (вводном) этапе первого уровня обучения (в бакалавриате) осуществляется пропедевтическое освоение общетеоретических знаний в области управления в курсе "Основы управления школой". Считаем, что курс "Основы управления педагогическими системами" читать преждевременно, он будет формально усваиваться студентами гуманитарных факультетов, так как даже студенты математического факультета не все его усваивают (хотя студенты матфака владеют системным подходом, изучали различные системы).
На втором (начальном) этапе первого уровня изучается курс "Теория и практика управления образованием". Предусмотрена сдача экзамена. В центре (институте) БГПУ дополнительно к этому курсу изучаются дисциплины "Основы управления процессом обучения", "Основы управления процессом воспитания", "Использование ЭВТ в управлении школой", "Юридические основы управления школой", "Основы маркетинга и менеджмента", ряд курсов по выбору: научная организация педагогического труда, логика менеджера, экология, история развития образования на Алтае, инновационная деятельность в школах России и Алтая и т.д.
Способы достижения освоения управленческого курса в области образования различные в центре (институте) РНПК:
- на математическом и историческом факультетах это реализуется параллельно с получением высшего педагогического образования (сдается экзамен по основному курсу, зачеты по управлению процессом обучения и управлению процессом воспитания);
- на ФППК РНПК при наличии педагогического образования слушатели изучают и сдают экзамен по основному курсу "Управление образованием" и зачеты по управлению процессом обучения и воспитания, психологии управления и юридическим основам управления образованием.
Сдача экзамена экстерном при изучении основного курса по управлению образованием разрешается в исключительных случаях (для опытных, творчески работающих руководителей школ после годичного самообразования с обязательным двухнедельным обучением на ФППК РНПК).
На втором этапе проводится при обучении диагностика на входе и выходе (иногда и в процессе обучения) профессиональных и личностно-деловых качеств студентов, слушателей, даются рекомендации по развитию тех или иных управленческих способностей.
На втором (базовом) уровне осваиваются основы профессиональной деятельности в процессе управленческой деятельности, стажировки и изучения дисциплин: теория и практика управления школой (учреждением образования), управление процессом обучения, управление процессом воспитания, информационное управление, психология управления, юридические основы управления школой, социология образования, логика менеджмента образования.
На первом этапе третьего уровня в центре (институте) РНПК БГПУ предусмотрено освоение магистерской программы в области управления образованием. Эта профессиональная образовательная программа состоит из четырех блоков: общекультурного, психолого-педагогического, предметного общего (управление образованием), предметного специального, который реализуется через соответствующие курсы по выбору, спецкурсы, стажерскую практику.
В общекультурном блоке, который состоит из ряда модулей (мировоззренческо-методологический, историко-культурный, социально-экономический, коммуникативный, социокультурные практикумы и курсы по выбору), изучаются дисциплины: логика управления (менеджера), антропология (философско-педагогический аспект), история науки управления, право, социология образования, экономика и бизнес, языки, информатика, проблемы развития образования в России (регионе), педагогическая психология, педагогика и психология развития, социальная психология и педагогика, психогигиена, психологическая служба в системе образования, психодиагностика, теоретические основы тренинга, методы психолого-педагогические практикумы, теория и практика управления образованием, управление процессом воспитания, управление процессом обучения, психология управления, юридические основы управления образованием, финансово-хозяйственная деятельность школы (учреждения образования), экономика образования.
Первый этап третьего уровня предусматривает и получение второго высшего образования в области управления образованием. На ФППК РНПК осуществляется переподготовка руководителей школ, менеджеров-психологов, заместителей директоров школ по социально-экономическим вопросам и т.д.
Цель второго этапа третьего уровня - получение высшей квалификации в области управления образованием, углубление профессиональной компетентности.
В центре (институте) РНПК этот этап реализуется кафедрами управления развитием образования и психологии управления, которые готовят специалистов высшей квалификации по управлению через аспирантуру (докторантуру), повышают профессиональную квалификацию на различных управленческих курсах ФППК РНПК.
Содержание