П.П.Костенков (Барнаул)

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ШКОЛЕ

Различные источники информации свидетельствуют о явном неблагополучии в сфере духовного и физического развития подрастающего поколения, в частности, о стремительном росте детской преступности в стране. Так, в Алтайском крае на путь правонарушений ежегодно встает 8-10, а по России - до 760 тысяч несовершеннолетних.

Социологи и правоведы указанное негативное явление объясняют резким снижением жизненного уровня подавляющей части населения и действием других социально-экономических факторов в условиях создания рыночной экономики. С подобными суждениями нельзя не согласиться.

При этом следует учитывать, что ныне и внимание к воспитательной работе в школе значительно ослабло. Многие педагогические коллективы основной упор делают на совершенствование технологий обучения, в том числе на повышение качества воспитания в процессе учебных занятий. Однако самой педагогической практикой доказано, что вся многогранная воспитательная работа с детьми не может быть сведена лишь к организации учебного процесса.

По своей сущности воспитанник выступает в качестве объекта воспитания, субъекта самовоспитания и формирующейся личности, которая по мере развития все более активно оказывает воспитательное воздействие на сверстников. Для развития всех его сущностных сил необходима общественно полезная и при том разнообразная коллективная деятельность, в которой проявлялось бы отношение к окружающему миру - к Родине, обществу, людям, к самому себе, к труду, продуктам труда, природе - и формировались нравственные качества и свойства личности.

К сожалению, в школах нередко недооценивают коллектив как могущественный фактор духовного развития ребенка. Под предлогом проявления внимания к отдельной личности фактически осуществляется изолирование ее от сообщества товарищей. А ведь еще с времен древнегреческого философа Аристотеля известно, что человек как общественное существо успешно развивается только в разумной организации его социального окружения.

Немецкий ученый, теоретик экспериментальной педагогики В.А.Лай, придавая решающее значение в педагогической практике организации действия (любой творческой деятельности учащихся), пришел к выводу, что дети значительно лучше усваивают и соблюдают правила поведения в процессе именно коллективной деятельности.

А.С.Макаренко доказывал, что в обществе не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль. Мораль уединенного сознания, утверждал он, - это в лучшем случае мораль "доброго человека", а большею частью это мораль двурушника (Избранные педагогические произведения, 1946,с.27). Антон Семенович утверждал, лишь в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, ее наилучшая защищенность и наиболее широкие социальные связи.

Коллектив же становится эффективным средством воспитания при условии хорошо отлаженной в школе деятельности детских и юношеских организаций, создания работоспособного ученического самоуправления.

Как ни странно, но проверенный десятилетиями богатейший опыт социального воспитания детей, подростков и юношества в школьных пионерских и комсомольских организациях предан забвению. Больше того, в ряде школ изжито и детское самоуправление.

- Почему у вас в классе нет детской организации? - спросили учительницу четвертого класса одной из барнаульских школ.

- А у меня нет времени работать с ней, - последовал весьма "оригинальный" ответ.

Заместитель директора той же школы знакомит своих коллег из сельской местности с опытом управленческой деятельности, в частности, с практикой проведения так называемых "малых педсоветов" в параллельных классах. На заседаниях указанных педагогических советов, состоящих из учителей и классных руководителей какой-либо из параллелей, систематически приглашаются "неблагополучные" воспитанники и их бедолаги-родители.

- Понятно, - заметил один из посетителей школы,- педагоги на своем совете как следует "пропесочивают" нерадивых и недисциплинированных учеников. Какая же роль в вашей школе отводится ученическому самоуправлению?

- У нас теперь нет даже учкома, но мы все больше ощущаем потребность в нем и в других органах самоуправления, - сказала заведующая учебно-воспитательной частью.

В педагогической практике имеет место еще одно противоречие. Учитель признается главной фигурой в школе. Но при рассмотрении управленческих функций речь ведется преимущенственно о руководителях школы. Мы этот вопрос ставим еще и потому, что будущие специалисты-педагоги на всех ступенях вузовской подготовки, вплоть до магистратуры, призваны теоретически и практически знакомиться с целостной функциональной моделью управления воспитательной в школе. Имеются в виду такие взаимосвязанные функции:

Некоторое представление о распределении функций между субъектами воспитания на различных этапах управленческого типа дает следующая таблица.

Функции управления воспитательной работы в школе
Функции
Учитель-воспи-татель
Руково-дитель школы
Коллек-тив уча-щихся
Родители
I. Подготовка и принятие управленческих решений
Целеполагание+ ++ +
Прогнозирование+ + +
Программирование+ +
Планирование+ ++ +
II. Реализация намеченных планов
Оздоровительная функция ++ ++
Идеологическая функция ++ ++
Коммуникативная функция ++ ++
Стимулирование+ ++ +
Мобилизационная функция ++ ++
Организаторская функция ++ ++
Развивающая функция ++ ++
Ориентационная функция ++ ++
Регулирование+ + +
III. Проверка достигнутых результатов
Контроль+ ++ +
Оценка+ ++ +
Корригирование+ + +
Анализ+ +
Диагностирование+ +

В заключении остановимся хотя бы на одной функции - целеполагании.

В соответствии с социальным заказом и личной позицией стратегию здесь задает руководитель школы. С учетом особенностей своих учащихся конкретизирует цели и задачи учитель-воспитатель. Он непосредственно и управляет процессом формирования личности вверенных ему детей.

Самими воспитанниками указанная функция осознается как результат поиска идеала Человека (идеал - иносказание цели воспитания и самовоспитания). Этот идеал мыслителя как результат овладения культурой - физической, интеллектуальной, нравственной, художественной, культурой труда, культурой потребления, экологической культурой и, наконец, культурой жизненного самоопределения.


Содержание