П.П.Костенков (Барнаул)
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ШКОЛЕ
Различные источники информации свидетельствуют о явном неблагополучии в сфере духовного и физического развития подрастающего поколения, в частности, о стремительном росте детской преступности в стране. Так, в Алтайском крае на путь правонарушений ежегодно встает 8-10, а по России - до 760 тысяч несовершеннолетних.
Социологи и правоведы указанное негативное явление объясняют резким снижением жизненного уровня подавляющей части населения и действием других социально-экономических факторов в условиях создания рыночной экономики. С подобными суждениями нельзя не согласиться.
При этом следует учитывать, что ныне и внимание к воспитательной работе в школе значительно ослабло. Многие педагогические коллективы основной упор делают на совершенствование технологий обучения, в том числе на повышение качества воспитания в процессе учебных занятий. Однако самой педагогической практикой доказано, что вся многогранная воспитательная работа с детьми не может быть сведена лишь к организации учебного процесса.
По своей сущности воспитанник выступает в качестве объекта воспитания, субъекта самовоспитания и формирующейся личности, которая по мере развития все более активно оказывает воспитательное воздействие на сверстников. Для развития всех его сущностных сил необходима общественно полезная и при том разнообразная коллективная деятельность, в которой проявлялось бы отношение к окружающему миру - к Родине, обществу, людям, к самому себе, к труду, продуктам труда, природе - и формировались нравственные качества и свойства личности.
К сожалению, в школах нередко недооценивают коллектив как могущественный фактор духовного развития ребенка. Под предлогом проявления внимания к отдельной личности фактически осуществляется изолирование ее от сообщества товарищей. А ведь еще с времен древнегреческого философа Аристотеля известно, что человек как общественное существо успешно развивается только в разумной организации его социального окружения.
Немецкий ученый, теоретик экспериментальной педагогики В.А.Лай, придавая решающее значение в педагогической практике организации действия (любой творческой деятельности учащихся), пришел к выводу, что дети значительно лучше усваивают и соблюдают правила поведения в процессе именно коллективной деятельности.
А.С.Макаренко доказывал, что в обществе не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль. Мораль уединенного сознания, утверждал он, - это в лучшем случае мораль "доброго человека", а большею частью это мораль двурушника (Избранные педагогические произведения, 1946,с.27). Антон Семенович утверждал, лишь в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, ее наилучшая защищенность и наиболее широкие социальные связи.
Коллектив же становится эффективным средством воспитания при условии хорошо отлаженной в школе деятельности детских и юношеских организаций, создания работоспособного ученического самоуправления.
Как ни странно, но проверенный десятилетиями богатейший опыт социального воспитания детей, подростков и юношества в школьных пионерских и комсомольских организациях предан забвению. Больше того, в ряде школ изжито и детское самоуправление.
- Почему у вас в классе нет детской организации? - спросили учительницу четвертого класса одной из барнаульских школ.
- А у меня нет времени работать с ней, - последовал весьма "оригинальный" ответ.
Заместитель директора той же школы знакомит своих коллег из сельской местности с опытом управленческой деятельности, в частности, с практикой проведения так называемых "малых педсоветов" в параллельных классах. На заседаниях указанных педагогических советов, состоящих из учителей и классных руководителей какой-либо из параллелей, систематически приглашаются "неблагополучные" воспитанники и их бедолаги-родители.
- Понятно, - заметил один из посетителей школы,- педагоги на своем совете как следует "пропесочивают" нерадивых и недисциплинированных учеников. Какая же роль в вашей школе отводится ученическому самоуправлению?
- У нас теперь нет даже учкома, но мы все больше ощущаем потребность в нем и в других органах самоуправления, - сказала заведующая учебно-воспитательной частью.
В педагогической практике имеет место еще одно противоречие. Учитель признается главной фигурой в школе. Но при рассмотрении управленческих функций речь ведется преимущенственно о руководителях школы. Мы этот вопрос ставим еще и потому, что будущие специалисты-педагоги на всех ступенях вузовской подготовки, вплоть до магистратуры, призваны теоретически и практически знакомиться с целостной функциональной моделью управления воспитательной в школе. Имеются в виду такие взаимосвязанные функции:
- целеполагание (определение генеральной цели воспитания и разработка ее структуры-системы и иерархии более частных целей или рабочих задач);
- прогнозирование (предвидение результатов воспитательной деятельности);
- программирование (составление долгосрочных целевых программ осуществления воспитательного процесса);
- планирование (процесс определения системы мероприятий, объединенных общей целью воспитания, установления последовательности, сроков осуществления воспитательной работы и ответственных исполнителей);
- оздоровительная функция (работа по улучшению здоровья воспитанников);
- идеологическая функция (идейно-нравственное воспитание молодежи);
- коммуникативная функция (установление нормальных взаимоотношений между всеми субъектами воспитательного процесса);
- стимулирование (усиление воспитательной деятельности участников педагогического процесса путем использования различных средств);
- мобилизационная функция (актуализация познаний и жизненного опыта питомцев школы в целях развития у них активности в решении трудных задач);
- организаторская функция (включение воспитанников в различные виды коллективной и индивидуальной деятельности, имеющей воспитательное значение);
- развивающая функция (управление процессом формирования мотивов, формирование перцептивных, мыслительных, эмоциональных, волевых и иных компонентов деятельности воспитанников);
- ориентационная функция (содействие выработке у детей устойчивых ориентаций в природной и социальной среде);
- регулирование (воздействие на коллектив и отдельных его членов с целью упорядочения воспитательной работы);
- контроль ( наблюдение с целью проверки хода выполнения плана работы);
- оценка (фиксированное суждение о качестве воспитания в соответствии с установленными критериями);
- корригирование (внесение поправок и исправлений в воспитательную работу коллектива и свою собственную);
- анализ (рассмотрение отдельных сторон воспитания в их целостности);
- диагностирование (выявление "недугов" в коллективе, а также профессиональных затруднений с целью их устранения).
Некоторое представление о распределении функций между субъектами воспитания на различных этапах управленческого типа дает следующая таблица.
Функции управления воспитательной работы в школе
Функции Учитель-воспи-татель Руково-дитель школы Коллек-тив уча-щихся Родители I. Подготовка и принятие управленческих решений Целеполагание + + + + Прогнозирование + + + Программирование + + Планирование + + + + II. Реализация намеченных планов Оздоровительная функция + + + + Идеологическая функция + + + + Коммуникативная функция + + + + Стимулирование + + + + Мобилизационная функция + + + + Организаторская функция + + + + Развивающая функция + + + + Ориентационная функция + + + + Регулирование + + + III. Проверка достигнутых результатов Контроль + + + + Оценка + + + + Корригирование + + + Анализ + + Диагностирование + + В заключении остановимся хотя бы на одной функции - целеполагании.
В соответствии с социальным заказом и личной позицией стратегию здесь задает руководитель школы. С учетом особенностей своих учащихся конкретизирует цели и задачи учитель-воспитатель. Он непосредственно и управляет процессом формирования личности вверенных ему детей.
Самими воспитанниками указанная функция осознается как результат поиска идеала Человека (идеал - иносказание цели воспитания и самовоспитания). Этот идеал мыслителя как результат овладения культурой - физической, интеллектуальной, нравственной, художественной, культурой труда, культурой потребления, экологической культурой и, наконец, культурой жизненного самоопределения.
Содержание