В.И.Колтунова (Барнаул)
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ
Специальное образование в области управления воспитанием - одна из ведущих составных частей разрабатывающейся единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для сферы образования.
В соответствии с предусмотренными уровнями обучения можно предложить следующий вариант распределения тем по курсу " Управления воспитательным процессом". В связи с координальными изменениями в содержании и формах воспитания этому курсу должна предшествовать работа по профориентации (профпропаганда, профпросвещение и профотбор) в школьных педагогических или в профильных группах (на факультативах). Необходимость этого очевидна, т.к. продолжается специализация и разделение труда воспитателей, экспериментирование и включение в штатное расписание освобожденных классных руководителей, социальных педагогов, кураторов параллели классов, педагогов дополнительного образования внешкольных воспитательных учреждений, воспитателей детских площадок, гувернантов (домашних учителей), гувернеров (воспитателей детей дошкольного возраста на дому), школьных и семейных психологов, организаторов культурно-досуговой деятельности и других. С января 1993 года введена новая должность - заместителя директора по воспитательной работе. Изменился функционал классных руководителей. Для подготовки высококвалифицированных управленцев в области воспитания необходимо до поступления в специальные учебные заведения организовать в школах для тех, кто ориентируется на педагогические профессии, прохождение следующих этапов:
1.Пропедевтический.
2.Поисково-зондирующий (включение в педагогическую деятельность: руководство младшими школьниками, организация жизнедеятельности в классе и т.д.).
3.Развитие социально-профессионального самосознания (уточнение сферы будущей деятельности).
4.Уточнение социально-профессионального статуса (начальная профподготовка).
Содержание 1 уровня, дающего общетеоретические знания в области управления воспитанием студентам педагогических учебных заведений, подразделяется на два этапа: вводный и начальный.
Вводный этап. Предполагает изучение следующих тем:
1. Сущность и особенности воспитания школьников в современных условиях развития общества.
2. Воспитание как система и объект управления. Управление воспитанием в первичном коллективе.
3. Понятие об управленческом цикле. Система работы воспитателя.
4. Соотношение управления - соуправления - самоуправления.
5. Варианты функциональных обязанностей классного руководителя, куратора и других воспитателей.
6. Педагогический анализ воспитательного дела.
7. Анализ воспитательной системы (динамической модели организации жизнедеятельности школьников в первичном коллективе).
8. Анализ деятельности воспитателя. Самоанализ.
9. Изучение личности, определение зоны ближайшего развития, выбор и постановка задач воспитателя.
10. Определение уровня воспитанности.
11. Определение уровня развития коллектива (воспитывающей среды).
12. Планирование работы с первичным коллективом, определение перспектив его развития.
13. Организация жизнедеятельности школьников (последова-тельность управленческих операций).
14. Формы контроля за деятельностью учащихся.
15. Регулирование взаимоотношений: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родитель, учитель-родитель, учитель-учитель.
16. Педагогическое руководство детскими объединениями, организациями, движениями. Педагогическое сотрудничество.
В данной тематике заложена "азбука управления", представлены все управленческие функции технологического цикла управления: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование. Кроме того, вопросы управления находятся в соответствии с изучаемым по педагогике и психологии материалом и в соответствии с педагогической практикой в учебных заведениях (работа в первичном коллективе).
В результате студенты приобретают умения:
- видеть и оценивать условия воспитательного процесса;
- выбирать пути и средства решения задач;
- оценивать результаты работы;
- включать учащихся в деятельность;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с участниками воспитательного процесса;
- предвидеть и предотвращать конфликты, разрешать создавшиеся;
- ориентироваться в изменяющихся условиях, перестраивая свою деятельность.
На первом этапе идет освоение навыков самодиагностики, самопознание личных деловых качеств, необходимых для ведения управленческой деятельности. Обретаются навыки управления собой, творческого подхода к делу, достижения цели в формировании коллектива, в развитии конкретных качеств личности школьников и другие. На этом этапе должна быть предусмотрена целевая программа изучения опыта управленческой деятельности и встреч с управленцами разных типов учебных заведений.
Второй этап (начальный). На нем дается курс теории управления процессом воспитания и предусматривается сдача экзамена.
Основные разделы курса:
1. Программно-целевое управление воспитанием.
2. Диагностическая основа воспитания.
3. Технология планирования: целеполагание, прогнозирование, программирование.
4. Организация воспитательного процесса (моделирование, целеосуществление).
5. Оптимизация воспитания.
6. Мотивация деятельности воспитателей.
7. Демократизация контрольно-аналитической деятельности.
8. Регулирование воспитательного процесса, исходя из многофакторности, динамизма, отдаленности результатов и других его особенностей.
Умения и навыки:
- выбор оптимальных путей и средств реализации задач;
- подбор критериев и показателей оценки деятельности, составление диагностических карт, разработка инструментариев, анкет, опросников и т.д.;
- умение учитывать "человеческие переменные", действовать мотивационно.
На этом этапе осуществляется диагностика профессиональных и личностно-деловых качеств, составляется карта рекомендаций по развитию необходимых управленческих способностей.
II уровень (базовый).
Его целью является практическое освоение основ профессиональной деятельности, идет специализация. В зависимости от направления составляется модульная программа обучения практической деятельности.
1. Курсовая подготовка (организация работы по конкретной воспитательной комплексно-целевой программе, расстановка кадров воспитателей, определение их функциональных обязанностей в зависимости от содержания комплексно-целевой программы и динамической модели, системы работы, отбор и обоснование современных воспитательных технологий, экспериментирование и исследовательская работа).
2. Самообразование по индивидуальному плану в соответствии с избранной проблемой.
3. Защита авторской воспитательной программы ("Возрождение", "Древо жизни", "Здоровье", "Досуг", "Корни и листья", "Общение", "Нравственности" и т.д.).
III уровень.
На нем предусматривается получение специальности и высшей квалификации в области управления образованием. Управление воспитанием на этом уровне осваивается по двум программам. На первой этапе - магистерская, на втором - углубленная, дающая возможность получить высшую квалификацию в области управления воспитанием.
Вариант магистерской программы (разделы):
1. Воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности.
2. Современные концепции воспитания.
3. Тенденции и приоритеты в воспитании в связи с изменениями социальных условий.
4. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса.
5. Гуманизация и демократизация воспитательной системы.
6. Современные течения в области воспитания ("свободное воспитание", "контрвоспитание", "воспитывающее обучение", "воспитывающая школа", "природосообразность воспитания" и другие). Полемика. Дискуссии.
7. Создание единой воспитательной базы в микрорайоне учебного заведения. Работа в социуме. Средовой подход к воспитанию.
8. Социальная служба в учебном заведении, защита детства.
9. Эстетизация воспитывающей среды, управление формированием базовой культуры.
10. Управление развитием интересов и склонностей учащихся. Индивидуализация и дифференциация воспитания.
11. Методическая служба, создание кафедр воспитания, банков психолого-педагогический идей, информационно-методических центров. Координация деятельности воспитателей, психологов, медиков, валеологов.
На завершающем этапе идет углубление профессиональной компетенции. Может быть предложен курс "Управление развитием воспитательной системы учебного заведения". Основные разделы курса:
I. Проблемы гуманизации воспитания, поиска его новой парадигмы.
II. Воспитательная система как объект педагогического управления.
III. Управление развитием воспитательной системы как инновационный процесс.
IV. Путь развития воспитательной деятельности в учебных заведениях разного типа.
V. Управление развитием школьного коллектива.
VI. Соуправление как фактор демократизации отношений субъектов воспитания. Возрождение детских организаций.
VII. Совершенствование контрольно-аналитической деятельности.
VIII. Прогнозирование развития воспитательной системы и результатов воспитательной работы.
IX. Менеджмент в управлении воспитательным процессом. Изучение зарубежного опыта управления воспитанием.
Предполагается защита проекта программы инновационной деятельности по развитию воспитательной системы, а также овладение методами диагностики энергетических способностей м саморегуляции.
Расширяются умения и навыки решения проблем:
- система мобилизации на выполнение решений;
- делегирование полномочий;
- оценка эффективности действий исполнителей;
- стимулирование труда;
- прогнозирование результативности, обратной связи и другие качества менеджера.
В результате многоуровневой подготовки руководители овладевают системой управления, развивают управленческое мышление, приобретают навыки управленческой деятельности, выходят из традиционной системы функционирования, становятся способными управлять развитием воспитательной системы на основе диагностики и мониторинга.
Содержание