В.И.Колтунова (Барнаул)

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ

Специальное образование в области управления воспитанием - одна из ведущих составных частей разрабатывающейся единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для сферы образования.

В соответствии с предусмотренными уровнями обучения можно предложить следующий вариант распределения тем по курсу " Управления воспитательным процессом". В связи с координальными изменениями в содержании и формах воспитания этому курсу должна предшествовать работа по профориентации (профпропаганда, профпросвещение и профотбор) в школьных педагогических или в профильных группах (на факультативах). Необходимость этого очевидна, т.к. продолжается специализация и разделение труда воспитателей, экспериментирование и включение в штатное расписание освобожденных классных руководителей, социальных педагогов, кураторов параллели классов, педагогов дополнительного образования внешкольных воспитательных учреждений, воспитателей детских площадок, гувернантов (домашних учителей), гувернеров (воспитателей детей дошкольного возраста на дому), школьных и семейных психологов, организаторов культурно-досуговой деятельности и других. С января 1993 года введена новая должность - заместителя директора по воспитательной работе. Изменился функционал классных руководителей. Для подготовки высококвалифицированных управленцев в области воспитания необходимо до поступления в специальные учебные заведения организовать в школах для тех, кто ориентируется на педагогические профессии, прохождение следующих этапов:

1.Пропедевтический.

2.Поисково-зондирующий (включение в педагогическую деятельность: руководство младшими школьниками, организация жизнедеятельности в классе и т.д.).

3.Развитие социально-профессионального самосознания (уточнение сферы будущей деятельности).

4.Уточнение социально-профессионального статуса (начальная профподготовка).

Содержание 1 уровня, дающего общетеоретические знания в области управления воспитанием студентам педагогических учебных заведений, подразделяется на два этапа: вводный и начальный.

Вводный этап. Предполагает изучение следующих тем:

1. Сущность и особенности воспитания школьников в современных условиях развития общества.

2. Воспитание как система и объект управления. Управление воспитанием в первичном коллективе.

3. Понятие об управленческом цикле. Система работы воспитателя.

4. Соотношение управления - соуправления - самоуправления.

5. Варианты функциональных обязанностей классного руководителя, куратора и других воспитателей.

6. Педагогический анализ воспитательного дела.

7. Анализ воспитательной системы (динамической модели организации жизнедеятельности школьников в первичном коллективе).

8. Анализ деятельности воспитателя. Самоанализ.

9. Изучение личности, определение зоны ближайшего развития, выбор и постановка задач воспитателя.

10. Определение уровня воспитанности.

11. Определение уровня развития коллектива (воспитывающей среды).

12. Планирование работы с первичным коллективом, определение перспектив его развития.

13. Организация жизнедеятельности школьников (последова-тельность управленческих операций).

14. Формы контроля за деятельностью учащихся.

15. Регулирование взаимоотношений: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родитель, учитель-родитель, учитель-учитель.

16. Педагогическое руководство детскими объединениями, организациями, движениями. Педагогическое сотрудничество.

В данной тематике заложена "азбука управления", представлены все управленческие функции технологического цикла управления: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование. Кроме того, вопросы управления находятся в соответствии с изучаемым по педагогике и психологии материалом и в соответствии с педагогической практикой в учебных заведениях (работа в первичном коллективе).

В результате студенты приобретают умения:

- видеть и оценивать условия воспитательного процесса;

- выбирать пути и средства решения задач;

- оценивать результаты работы;

- включать учащихся в деятельность;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с участниками воспитательного процесса;

- предвидеть и предотвращать конфликты, разрешать создавшиеся;

- ориентироваться в изменяющихся условиях, перестраивая свою деятельность.

На первом этапе идет освоение навыков самодиагностики, самопознание личных деловых качеств, необходимых для ведения управленческой деятельности. Обретаются навыки управления собой, творческого подхода к делу, достижения цели в формировании коллектива, в развитии конкретных качеств личности школьников и другие. На этом этапе должна быть предусмотрена целевая программа изучения опыта управленческой деятельности и встреч с управленцами разных типов учебных заведений.

Второй этап (начальный). На нем дается курс теории управления процессом воспитания и предусматривается сдача экзамена.

Основные разделы курса:

1. Программно-целевое управление воспитанием.

2. Диагностическая основа воспитания.

3. Технология планирования: целеполагание, прогнозирование, программирование.

4. Организация воспитательного процесса (моделирование, целеосуществление).

5. Оптимизация воспитания.

6. Мотивация деятельности воспитателей.

7. Демократизация контрольно-аналитической деятельности.

8. Регулирование воспитательного процесса, исходя из многофакторности, динамизма, отдаленности результатов и других его особенностей.

Умения и навыки:

- выбор оптимальных путей и средств реализации задач;

- подбор критериев и показателей оценки деятельности, составление диагностических карт, разработка инструментариев, анкет, опросников и т.д.;

- умение учитывать "человеческие переменные", действовать мотивационно.

На этом этапе осуществляется диагностика профессиональных и личностно-деловых качеств, составляется карта рекомендаций по развитию необходимых управленческих способностей.

II уровень (базовый).

Его целью является практическое освоение основ профессиональной деятельности, идет специализация. В зависимости от направления составляется модульная программа обучения практической деятельности.

1. Курсовая подготовка (организация работы по конкретной воспитательной комплексно-целевой программе, расстановка кадров воспитателей, определение их функциональных обязанностей в зависимости от содержания комплексно-целевой программы и динамической модели, системы работы, отбор и обоснование современных воспитательных технологий, экспериментирование и исследовательская работа).

2. Самообразование по индивидуальному плану в соответствии с избранной проблемой.

3. Защита авторской воспитательной программы ("Возрождение", "Древо жизни", "Здоровье", "Досуг", "Корни и листья", "Общение", "Нравственности" и т.д.).

III уровень.

На нем предусматривается получение специальности и высшей квалификации в области управления образованием. Управление воспитанием на этом уровне осваивается по двум программам. На первой этапе - магистерская, на втором - углубленная, дающая возможность получить высшую квалификацию в области управления воспитанием.

Вариант магистерской программы (разделы):

1. Воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности.

2. Современные концепции воспитания.

3. Тенденции и приоритеты в воспитании в связи с изменениями социальных условий.

4. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса.

5. Гуманизация и демократизация воспитательной системы.

6. Современные течения в области воспитания ("свободное воспитание", "контрвоспитание", "воспитывающее обучение", "воспитывающая школа", "природосообразность воспитания" и другие). Полемика. Дискуссии.

7. Создание единой воспитательной базы в микрорайоне учебного заведения. Работа в социуме. Средовой подход к воспитанию.

8. Социальная служба в учебном заведении, защита детства.

9. Эстетизация воспитывающей среды, управление формированием базовой культуры.

10. Управление развитием интересов и склонностей учащихся. Индивидуализация и дифференциация воспитания.

11. Методическая служба, создание кафедр воспитания, банков психолого-педагогический идей, информационно-методических центров. Координация деятельности воспитателей, психологов, медиков, валеологов.

На завершающем этапе идет углубление профессиональной компетенции. Может быть предложен курс "Управление развитием воспитательной системы учебного заведения". Основные разделы курса:

I. Проблемы гуманизации воспитания, поиска его новой парадигмы.

II. Воспитательная система как объект педагогического управления.

III. Управление развитием воспитательной системы как инновационный процесс.

IV. Путь развития воспитательной деятельности в учебных заведениях разного типа.

V. Управление развитием школьного коллектива.

VI. Соуправление как фактор демократизации отношений субъектов воспитания. Возрождение детских организаций.

VII. Совершенствование контрольно-аналитической деятельности.

VIII. Прогнозирование развития воспитательной системы и результатов воспитательной работы.

IX. Менеджмент в управлении воспитательным процессом. Изучение зарубежного опыта управления воспитанием.

Предполагается защита проекта программы инновационной деятельности по развитию воспитательной системы, а также овладение методами диагностики энергетических способностей м саморегуляции.

Расширяются умения и навыки решения проблем:

- система мобилизации на выполнение решений;

- делегирование полномочий;

- оценка эффективности действий исполнителей;

- стимулирование труда;

- прогнозирование результативности, обратной связи и другие качества менеджера.

В результате многоуровневой подготовки руководители овладевают системой управления, развивают управленческое мышление, приобретают навыки управленческой деятельности, выходят из традиционной системы функционирования, становятся способными управлять развитием воспитательной системы на основе диагностики и мониторинга.


Содержание