В.Н.Гончаров (Барнаул), М.Н.Костикова (Москва), В.М.Лопаткин, П.К.Одинцов, Л.А.Одинцова (Барнаул)

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПЕДОБРАЗОВАНИЯ В БГПУ

В 1991-92гг. рабочей группой БГПИ, в состав которой вошли ректор, проректоры, деканы, преподаватели кафедры управления развитием образования, были подготовлены концепция и программа проведения эксперимента (см. "Концепция педагогического государственного университета", Барнаул, 1992г., "Многоуровневая подготовка в педагогическом университете", "Педагогика", 1994г., ╣1). Концепция БГПУ по реализации многоуровневого педобразования представляет собой принципиально новую концепцию высшего педагогического образования, в основу которой положена обобщенная структурноуровневая модель личности учителя и определяющая концептуальная идея:

- высшее педагогическое образование является составной частью системы непрерывного педагогического образования в контексте "образование-труд-занятость" в условиях рыночной экономики. Оно должно быть гуманистическим, демократическим, открытым, обеспечивающим студенту свободу выбора образовательно-профессиональной и профессионально-образовательной траекторий. Коллектив разработчиков понимал, что реализация многоуровневого педобразования возможна в вузе, представляющим собой комплекс непрерывного педагогического образования. Таким вузом разработчики назвали педагогический университет (почему и концепция была названа "концепция педагогического государственного университета"). В концепции вскрыты основные противоречия и недостатки в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, определены цели, задачи, принципы, содержание и технологии (модели) многоуровневого образования. Разработана структура вуза - педуниверситета, в которой может быть реализована "многоуровневка", структура управления им, финансирование.

Обновление системы высшего педагогического образования предполагает прежде всего приведение ее целей, содержания, технологий и структуры вуза в соответствии с потребностями общества в школе развивающей и развивающейся.

Анализ сложившейся ранее системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров вскрывает следующие ее основные противоречия и недостатки:

- педагогические учебные заведения не обеспечивали в полной мере формирование высокой общей и профессиональной культуры учителя, его готовности к педагогическому творчеству, умение сотрудничать со своими воспитанниками, их родителями, коллегами. Система стажировки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров не создавала условия для подлинного творческого становления и профессионального саморазвития учителя. Налицо существовало явное противоречие между сложившейся системой подготовки и переподготовки учителя и необходимостью ее разноуровневости, мобильности, гибкости, непрерывности, преемственности, вариативности;

- педагогическое образование недостаточно технологически реализовывало научно обоснованные связи многих его компонентов: теоретической и практической подготовки; психолого-педагогических, специальных и общеобразовательных дисциплин. Уровень подготовки учителя не способствовал формированию у него системного видения педагогической действительности. Да и школа находилась в условиях, при которых от учителя оказывались востребованными, в основном, его функциональные умения. Это отражало явное противоречие между потребностью общества в специалисте как самоорганизующейся личности и преобладанием ориентации вуза на функциональную подготовку;

- в реальной практике учитель выступал неким объектом массового процесса педагогического воспроизводства, не выявлялась его творческая педагогическая индивидуальность;

- не практиковалась целенаправленная подготовка учителей для развивающейся школы, педагогов для школ разного типа, способных создать условия для перевода и поддержания школы в режиме развития.

Новые подходы в управлении развитием педагогического образования базируются на следующих положительных изменениях в системе образования: демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования, смена командной системы отношений отношениями сотрудничества; переход на управление образовательными системами в режиме развития; развитие учительского творчества и инновационных процессов в образовании; возрождение национальных образовательных систем; регионализация образования; деполитизация, департизация и демилитаризация образовательных учреждений; непрерывность, открытость, вариативность, дифференциация образования; многоуровневость системы педагогического образования.

Основной целью подготовки специалиста для сферы образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя с инновационным стилем научно-педагогического мышления и деятельности.

Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи: подготовить учителя, ориентирующегося в современной социокультурной ситуации: способного к самореализации, саморегуляции, самоопределению в сложившейся ситуации и выработке на этой основе жизненной позиции; приобщить к национально-культурным традициям России, обогащенным общечеловеческими познаниями мировой культуры; обеспечить высокий уровень профессиональной компетентности учителя по процессуальным и результативным показателям; воспитать мотивационно-ценностное отношение учителя к целостному педагогическому процессу; сформировать потребность в педагогическом поиске, целенаправленном переводе школы в качественно новое состояние на основе овладения логикой и методами педагогического исследования; подготовить учителя к непрерывному общекультурному, научному и профессиональному совершенствованию, выработать потребность в постоянном самообразовании; сформировать потребность и умение поддерживать свое физическое и психическое здоровье, профессиональную работоспособность в условиях конкуренции, конкурсов, контрактов.

Сущность многоуровневого педагогического образования, основные концептуальные идеи, уточненные в процессе эксперимента, детально изложены в пособии "Многоуровневое педагогическое образование в вопросах и ответах", Омск, 1994г. (авторы Костикова М.Н., Одинцова Л.А., Одинцов П.К., Тальникова Т.В., Чистова И.Н., Ямпольский В.С.).

Ректоратом и деканами были разработаны конкретные программы реализации эксперимента по многоуровневому педобразованию в вузе и на факультетах. Программа ректората "Многоуровневая подготовка в педагогическом университете" опубликована достаточно полно в журнале "Педагогика", 1994г., ╣1.

Эксперимент проводится в три этапа с 1991 по 1999гг. Цель эксперимента - апробация разработанной модели многоуровневого педобразования в БГПУ.

Задачи эксперимента:

1. Разработать основные профессиональные образовательные программы и модели специалистов образования по направлениям:

- 540100 - Естествознание;

- 540200 - Гуманитарные знания;

- 540300 - Социально-экономические знания;

- 540500 - Педагогика.

2. Осуществить переход на многоуровневую систему педобразования по указанным направлениям в условиях функционирования учебно-научно-педагогического комплекса Алтайского края.

3. Совместно с Комитетом администрации Алтайского края по образованию в программе "Педагогические кадры" разработать социально-экономическое проектирование подготовки управленческих и педагогических кадров в регионе.

4. В соответствии с разработанными моделями специалистов нового типа создать учебные планы, программы новых дисциплин, тематику и программы курсов по выбору, осуществить корректировку программ традиционных дисциплин, определив возможные индивидуальные профессионально-образовательные траектории, содержание и новые технологии подготовки специалистов для работы в образовательных учреждениях традиционного и инновационного типов.

5. Подготовить дополнительные профессиональные образовательные программы в соответствии с классификатором специальностей и с учетом специфики региона, научного потенциала и опыта работы Барнаульского государственного педагогического университета.

6. Создать новую структуру управления НИР и подготовки научно-педагогических кадров для введения многоуровневого педобразования в БГПУ.

7. Разработать систему организации учебно- исследовательской и научно-исследовательской работы студентов в условиях многоуровневого педобразования.

8. Наметить пути, обеспечивающие практическую готовность выпускников различных уровней к работе в разных типах образовательных учреждений.

9. Организовать повышение квалификации преподавателей с целью успешной реализации многоуровневой системы.

Основные этапы проведения эксперимента:

I. Подготовительный этап (1991 - 1994гг.)

1. Создание рабочих групп и лабораторий для разработки научно-методического, организационного и нормативного обеспечения эксперимента.

2. Разработка концепции реализации многоуровневого педагогического университетского образования и моделей подготовки специалистов по направлениям высшего педагогического образования.

3. Изучение зарубежного и Российского опыта по реализации многоуровневого образования.

4. Выявление, отбор и утверждение в МО РФ основных и дополнительных специальностей и квалификаций по основным направлениям подготовки специалистов образования.

5. Определение содержания и создание профессиональных образовательных программ обучения бакалавров образования (основных и дополнительных).

6. Разработка учебных планов, программ дисциплин общекультурного, психолого-педагогического, предметного общего и предметного специального блоков.

7. Участие в разработке "Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по направлениям высшего педагогического образования".

8. Выявление организационно-педагогических основ функционирования учебно-научно-педагогического комплекса Алтайского края в режиме развития.

9. Разработка содержания и учебного плана подготовки магистров образования по специальности "Управление (менеджмент)".

10. Создание организационно-структурных мероприятий по введению многоуровневой системы педобразования в БГПУ.

II. Поисково-формирующий этап ( 1994 - 1998 гг.). 1.

Реализация разработанных мероприятий многоуровневого педобразования в БГПУ.

2. Внедрение научно-методического обеспечения эксперимента, его коррекция и продолжение разработки.

3. Апробация и коррекция учебных планов, рабочих программ по основным направлениям подготовки специалистов.

4. Разработка и апробация учебно-методического обеспечения реализации многоуровневого образования.

5. Апробация, коррекция и развитие системы организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов в условиях многоуровневого педобразования.

6. Создание и внедрение новых технологий обучения студентов и контроля их знаний; изучение эффективности, обобщение и систематизации.

7. Разработка, внедрение и корректировка содержания, учебных планов и технологий профессиональной подготовки и подготовки магистров по четырем основным направлениям.

8. Подведение промежуточных итогов эксперимента.

III. Заключительный этап ( 1998 - 1999 гг.).

1. Анализ и обобщение результатов эксперимента.

2. Итоговая корректировка основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, учебных планов и программ дисциплин.

3. Создание научно-методических рекомендаций, практико-ориентированных монографий, пособий по многоуровневой системе педагогического образования.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Изучение и анализ научной, учебно-методической литературы и нормативных документов по многоуровневому образованию.

2. Наблюдение за ходом учебного процесса в условиях эксперимента.

3. Анкетирование, интервьюирование студентов, преподавателей вуза, учителей и учащихся школ.

4. Анализ экспериментальных данных.


Содержание