Л.А.Одинцова (Барнаул)
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ПЕДОБРАЗОВАНИЯ
Многоуровневая система высшего образования ориентирована на предоставление личности образовательных услуг, позволяющих ей уже в процессе обучения самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию получения необходимого образования и на его базе - соответствующий уровень профессиональной подготовки. Образовательная функция, особенно на первых двух уровнях, играет в ней главенствующую роль по отношению к профессиональной подготовке.
В условиях рынка развивающейся школе нужны интеллектуалы, личности, носители знаний, самобытные, творческие специалисты. Цель современной системы подготовки педагогических кадров составляет непрерывное образование и профессиональное развитие учителя нового типа (с инновационным стилем мышления и деятельности).
Учитывая потребности системы образования Алтайского края в специалистах различной квалификации, потребности развивающейся школы в учителях широкого профиля, цели современного высшего образования, математический факультет Барнаульского государственного педагогического университета пришел к необходимости перехода на многоуровневую систему подготовки педагогических кадров, гарантирующую несколько уровней образования, способных удовлетворить потребности педагогической практики; обеспечивающую социальную защищенность личности; предоставляющую возможность реализации индивидуальных путей развития и становления личности педагога.
Идея развития является центральной в реализации обновления содержания и технологий подготовки учителя математики, информатики и вычислительной техники. Она предполагает превращение системы его подготовки в механизм гармоничного развития личности, действенный фактор вооружения глубокими и прочными предметными знаниями, методологией науки, математическим стилем мышления, знанием закономерностей и способов развития личности, различных педагогических теорий и систем, методами диалектики и педагогическими технологиями. При этом каждый уровень высшего педагогического образования отличается своим содержанием, соотношением объема основных блоков образовательно-профессиональной программы, соответствующими формами и методами организации учебного процесса.
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) обучения бакалавра образования по направлению "540100 - Естествознание" (профиль "540101 - математика"), реализуемая на математическом факультете, включает следующие основные блоки дисциплин: 1) общекультурный; 2) психолого-педагогический; 3) общепредметный; 4) предметный (математика); 5) дополнительный предметный (информатика). Каждый из указанных блоков представлен рядом модулей, содержащих среди других дисциплины, определяемые спецификой региона и вуза, а также практикумы и курсы по выбору студентов.
Многоуровневая система высшего педагогического образования концентрирует профессиональную подготовку на пятом курсе, а в бакалавриате предусматривает профессиональную ориентацию, обеспечивающую готовность к усвоению новых технологий обучения. Широкий спектр курсов по выбору во всех блоках позволяет вести опережающую подготовку педагога.
Остановимся подробнее на реализации непрерывного профессионально-педагогического развития обучаемых в условиях многоуровневой системы, внедряемой на математическом факультете БГПУ.
Психолого-педагогический блок основной профессиональной образовательной программы бакалавриата предназначен для формирования знаний объективных закономерностей процесса обучения, воспитания и проблем педагогической науки, мировой и отечественной практики в учреждениях образования, семье и других сферах жизнедеятельности; возрастной и педагогической психологии, умений анализировать и интерпретировать педагогический опыт, умений оперировать данными педагогической науки в основных деятельностных ситуациях.
Психолого-педагогический блок состоит из четырех модулей: 1) ориентирующий; 2) теоретико-методологический; 3) деятельностный; 4) психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору.
Важным элементом профессиональной подготовки будущего учителя является умение моделировать учебный материал с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей обучаемых. Студент может выработать это умение, если научится отбирать теоретический материал для сообщения учащимся, определенным образом структурировать его, адаптировать для определенных условий, подкреплять изложение необходимыми упражнениями, осуществлять выбор наиболее целесообразных форм, методов и средств изложения, обеспечивающих развитие и воспитание личности учащихся.
Указанные задачи решают включенные в учебный план курсы: "Основы моделирования математических дисциплин", "Педагогические предметные технологии".
Целью курса "Основы моделирования математических дисциплин" является ознакомление обучаемых с психолого-педагогическими основами моделирования математических дисциплин, разъяснение сущности моделирования учебного материала, привитие соответствующих умений и навыков.
Основная его особенность - интеграция знаний из области педагогики, психологии и дидактики математики. Он обеспечивает тесную преемственную связь между различными разделами общей и предметной дидактики, конкретизирует теоретические положения педагогики о конструировании учебных дисциплин, выборе методов, форм и средств трансляции учебного материала примерами из дидактики математики.
Этот курс готовит студентов к изучению дисциплины "Педагогические предметные технологии", основной целью которого является ознакомление обучаемых с динамикой развертывания содержания основных линий школьного курса математики, психолого-педагогическими основами выбора уровня строгости изложения учебного материала для определенных возрастных групп, привитие навыков моделирования методов, форм и средств изложения с учетом сложности учебного материала, возрастных и психолого-педагогических особенностей обучаемых, навыков моделирования учебной деятельности учащихся, обеспечивающей усвоение учебного материала, способов деятельности и развитие обучаемых.
Технологии организации указанных дисциплин должны обеспечивать формирование субъектной позиции личности будущего педагога в учебном процессе.
Необходимым звеном в подготовке бакалавра образования являются учебные психолого-педагогические практикумы, предназначенные для осуществления профессиональной ориентации студентов. В процессе их прохождения будущие бакалавры образования овладевают навыками применения педагогических технологий, организации летнего отдыха детей, навыками проектирования и трансляции учебного материала, реализации воспитательных возможностей своего предмета.
Основная профессиональная образовательная программа III уровня, обеспечивающая профессиональную подготовку будущего учителя, рассчитана на один год. Для ее успешного усвоения необходимы знания, умения, навыки и развитие, обеспечиваемые основной профессиональной образовательной программой бакалавриата; устойчивая мотивация на овладение профессией учителя математики и информатики.
Данная программа включает следующие блоки дисциплин: 1) общекультурный; 2) технологический; 3) предметный (математика); 4) дополнительный предметный (информатика). Доминирующее положение в данной профессиональной образовательной программе занимает технологический блок (53,5% общей трудоемкости ОПОП), что объясняется той важной ролью, которую выполняют педагогические предметные технологии для различных профильных классов в подготовке будущего учителя.
Технологический блок обеспечивает в профессиональной подготовке будущего учителя математики и информатики решение следующих задач: формирование умений конструирования учебного материала по математике и информатике с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучаемых, овладение навыками использования разнообразных форм, методов и средств преподавания математики и информатики, овладение новыми информационными технологиями, усвоение методов постановки и обработки результатов педагогических исследований, овладение различными формами и средствами реализации воспитательных аспектов преподавания математики и информатики.
Содержание