Педагогическое образование
Педагогическое образование - составная часть системы образования, одно из ключевых звеньев, определяющих качество и перспективы ее развития. В настоящее время под Педагогическим образованием подразумевается система подготовки специалистов общего (дошкольного, основного, полного) образования. Расширительно, к Педагогическому образованию относят педагогическую подготовку всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, говорят о Педагогическом образовании родителей). Относительно самостоятельными видами Педагогического образования стали дефектологическое образование; инженерно-педагогическое образование.
Специфика Педагогического образования связана с повышенными социальными ожиданиями к профессиональной деятельности и личности педагога.
С начала 90-х годов наметилась тенденция на преодоление узкоутилитарного подхода к Педагогическому образованию как форме подготовки учителя, получила развитие идея о необходимости качественно нового Педагогического образования, которое позволяло бы не просто решать узкопрофессиональные задачи, а быть универсальным в освоении культуры и ее трансляции.
Общественно значимой задачей учреждений Педагогического образования становится организация анализа образовательной практики и содействие развитию региональных образовательных инфраструктур, что подкрепляется потребностью российских регионов в создании собственных центров образования и культуры.
Особая роль Педагогического образования в том, что оно является средством обеспечения основного права современного человека-права на качественное образование и условием обеспечения защиты детей от некомпетентного воздействия взрослого.
Педагогическое образование как социально-педагогическая проблема связана с развитием массовой общеобразовательной школы (19в.) и распространением всеобщего обучения. Каждый из этапов развития массового образования требовал изменений в структуре, организационных формах и содержании подготовки педагогов.
В 19 в. Педагогическое образование учителей для начальной и для средней школы осуществлялось раздельно.
В России регулярная подготовка учителей для начальной школы началась в 19 в. и осуществлялась в 3 вариантах.
Первый - это специализированное профессиональное обучение главным образом в учительских семинариях, церковно-учительских и "второклассных" школах. В учительских семинариях, подчиненных Министерству Народного Просвещения, программа включала: закон Божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику (с начальными сведениями из алгебры и геометрии), естествознание физику, историю, географию, рисование, пение, педагогику, методику обучения русскому языку и арифметике (срок - 4г.). В учительских семинариях, открытых во 2-й половине 19 в. земствами, увеличились сроки обучения (до 7 лет) и число преподаваемых предметов (включены, например, анатомия, физиология, законоведение). В церковно-учительских школах (3 г.обучения) курс включал закон Божий, историю церкви, церковнославянский язык, церковное пение, иконопись. "Второклассные" учительские школы (1-3 гг. обучения) открывались главным образом на окраинах Российской империи и готовили учителей для школ грамоты. В этом варианте Педагогического образования учителя готовились под конкретный тип начальной школы, учебные курсы строились по принципу прагматической достаточности.
Второй вариант подготовки учителей начальной школы как бы встраивался в курс неполного среднего образования (в женских гимназиях и епархиальных училищах). Основной формой Педагогического образования по этому варианту были педагогические курсы. Для учащихся предусматривались специальные программы по педагогике, цель которых состояла в ознакомлении учащихся с педагогическими процессами и терминологией, расширении кругозора.
Третий вариант Педагогического образования учителей начальной школы предполагал дополнительную к общему образованию профессиональную педагогическую подготовку. С этой целью создавались педагогические курсы (1-3 г. обучения). С началом дебатов (1907 г.) о введении всеобщего обучения разработаны правила о курсах, рассчитанных на 2-3 гг. Занятия подразделялись на теоретические и практические. Обучение включало общеобразовательные предметы, педагогику, дидактику, училищеведение, гигиену, методику начального обучения. В соответствии с "местными потребностями" дополнительно изучались пение, музыка, огородничество, рукоделие, ручной труд. Предполагалась педагогическая практика.
Для подготовки учителей гимназий и уездных училищ были открыты специальные педагогические институты (3. обучения) в составе университетов. Учебный план институтов (утверждался собранием профессоров университета) включал избранную специальность и методику преподавания предмета.
С 1835 г. срок подготовки учителей для гимназий и уездных и уездных училищ был увеличен до 4-х лет. В обучении применялись собеседования студентов с профессорами, диспуты, занятия семинарского типа, практические упражнения, пробные лекции, "примерные уроки" с последующим разбором. Каждый учитель готовился для преподавания 2-3 предметов.
С 1859 года реализовывалась и другая модель подготовки учителей с университетским образованием. После упразднения педагогических институтов открыты двухгодичные педагогические курсы (принимались выпускники историко-филологических или физико-математических факультетов). Это дополнительное профессиональное образование предполагало общепедагогическую и методическую подготовку. Во 2-й половине 19в. основную часть профессионально подготовленных учителей для классических гимназий выпускали историко-филологические институты в Петербурге (осн. в 1867) и Нежине (1875), государственные учебные заведения, приравненные к вузам.
К концу 19 - началу 20 в. сложились предпосылки возникновения высшего Педагогического образования. Большое влияние оказало общественно-педагогическое движение, теоретические исследования П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, Л.И.Петражицкого, В.М.Бехтерева, П.Ф.Лесгафта, А.П.Нечаева и др. Содержание образования строилось на основе идеи К.Д.Ушинского о всестороннем изучении ребенка.
В начале 20в. обозначились 2 концепции университетского Педагогического образования. Первая предполагала организацию профессиональной подготовки на кафедрах педагогики или на педагогических факультетах. Одна из моделей педагогического факультета была разработана группой московских профессоров (Б.И.Дьяконов, А.Н.Реформатский, В.А.Ванер, Г.И.Россолимо и др). Предполагалось совмещать теоретическое обучение педагогике с организацией исследовательской работы. Для проведения педагогической практики при факультете организовывались "вспомогательные" учебные заведения.
Другая концепция предполагала послеуниверситетское образование и имела выраженную научно-исследовательскую ориентацию. Например, по проекту К.П.Яновского предполагалась подготовка (2г.) по избранному предмету и по двум дополнительным. На 1-м курсе изучалась педагогическая теория, на 2-м организовывалась практика в школе. Проект был реализован в Московском педагогическом институте им. П.Г.Шелапутина.
В начале 20в. сложилась интегральная модель Педагогического образования, в которой профессиональная педагогическая подготовка совмещалась с получением высшего образования, по уровню близкого к университетскому (Высшие женские курсы). В первые 2 г. в лекционной форме давалось общенаучное образование, а потом - педагогическая практика в гимназии или в начальной школе. Педагогическая подготовка осуществлялась (по самостоятельно разработанному учебному плану) в группах специализации при кафедре.
После октябрьской революции 1917 почти до конца 20-х гг. в РСФСР доминировали 2 варианта Педагогического образования. Первый - в стационарных учебных заведениях (педтехникумы и пединституты), сохранявших традиции разработки психолого-педагогической проблематики. Учебные планы и программы разрабатывались на основе принципов, утвержденных на Всероссийских учительских конференциях (1922, 1923). Содержание и технологии Педагогического образования пересматривались в связи с поставленными перед школой политическими задачами, в том числе например, содействием росту классового самосознания пролетариата. Основными для Педагогического образования считались принципы: связи с жизнью, самостоятельность и активность учащихся, обучение методам научного мышления (а не сообщение суммы знаний). Лекционный метод был подвергнут критике. Предполагалось широкое использование лабораторных методов или работа мастерских.
В 20-е гг. в теоретических исследованиях и практике работы школ при АКВ , опытных станциях Наркомпроса и др. были найдены продуктивные подходы к индивидуализации профессиональной подготовки учителей. Особое внимание уделялось педагогической технике, овладению различными педагогическими технологиями (лабораторный, исследовательский и др. методы, драматизация и т.п.). В учебные планы институтов для всех студентов включен раздел "Практикум саморазвития".
Содержание и технологии Педагогического образования в централизованном порядке официально не регламентировались; утверждение программ и планов оставалось прерогативной Губполитпросвета.
Второй вариант Педагогического образования осуществлялся на массовых краткосрочных курсах. х задачи состояли главным образом в идеологической подготовке слушателей и сообщении сведений по технологии обучения. Курсы ориентировались на решение задач массовой политической пропаганды и ликвидации неграмотности. Практика краткосрочных курсов наложила заметный отпечаток на последующие подходы к Педагогического образования: ориентация на наращивание количественных показателей, валовый подход, административное влияние вместо обеспечения условий для развития и самоорганизации П.о.
В начале 30-х гг. учебный план педвуза составлял около 2100 часов; из них 530 отводилось на курсы основ марксизма-ленинизма, 510 - на общеобразовательные предметы, 180 - на иностранные языки, 330 - на физкультуру и военную подготовку, 570 - на педагогику (240 часов), педологию, психологию и методику. Основными задачами программы по педагогике были формирование педагогического "кредо" на основе марксизма-ленинизма и умения "подойти к ребенку".
После постановлений ЦК ВКП(б) о школе (начало 30-х гг.) Наркомпрос взял курс на повышение качества Педагогического образования на основе принятых в школьном обучении принципов политехнизма и коммунистического воспитания. Разрабатывались единые учебные планы, стабильные учебники для педагогических учебных заведений и т.п.
В 1935 Накромпрос ввел для высшей педагогической школы новые утверждения по всем факультетам кроме исторического, программы. В учебных планах факультетов ведущее место заняли специальные дисциплины. Значительное время отводилось на овладение педагогическим мастерством и факультативные курсы и консультации, дававшие возможность лучше организовать самостоятельную работу студентов.
Для педтехникумов учебный план был разгружен за счет курсов политэкономии, школьной гигиены, практикума по изготовлению наглядных пособий; устранены несогласованность между отдельными предметами и несколько уменьшен объем изучения физики и химии.
После постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 о педологии система подготовки учителей была полностью взята под контроль государства. Возобладал подход к учителю как идеологическому работнику; основной задачей Педагогического образования стала массовая подготовка кадров учителей, проникнутых идеями коммунизма.
Учреждения Педагогического образования были разделены на 2 крупные подсистемы: педагогические училища (готовили учителей для 1 - 4 классов общеобразовательной школы, а также воспитателей дошкольных учреждений); учительские и педагогические институты, а также университеты (готовили учителей для средней и старшей ступени общеобразовательной школы). В 30-х гг. педагогические и учительский институты открылись во всех автономных республиках.
С 1956 учительские институты (дававшие неполное высшее образование) преобразованы в педагогические вузы или в училища. педагогические институты переведены на 5-летний срок обучения и начали готовить учителей широкого профиля для 5 - 10 классов. Каждый студент должен был овладеть двумя специальностями. Были созданы новые факультеты: индустриально-педагогические, музыкально-педагогические. С 1957 в институтах начали открываться факультеты по подготовке учителей начальной школы с высшим образованием; расширялось вечернее и заочное обучение по педагогическим специальностям.
В 60-80-х гг. в педагогических институтах на занятия по общественно-политическим предметам отводилось 12% учебного времени, по педагогическим - 10%, по специальным - 69%, по общеобразовательным - 9%.
Социально-философская подготовка будущих учителей включала в себя изучение истории КПСС, основ диалектического и исторического материализма, политэкономии, основ научного коммунизма (с начала 60-х г.; факультативно изучались основы марксистско-ленинской этики и эстетики.
Педагогическая и методическая подготовка студентов включала психологию, историю педагогики, педагогику; методику преподавания соответствующего предмета, школьную гигиену, факультативно изучались спецкурсы по дидактике, теории воспитания, программированному обучению, сравнительной педагогике и др. В соответствии с профилем факультета по каждой специальности устанавливался комплекс дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной и педагогической практикой, обеспечивало приобретение студентами знаний и овладение методами научной и практической работы. Изменения в учебных планах педвузов по основным специальностям по существу были связаны с насыщением их т.н. нормативными дисциплинами. Возможности для самостоятельной организации учебного процесса, творческого экспериментирования оставались ограниченными.
Радикальные изменения в целях, структуре, содержании и технологии Педагогического образования стали необходимы после Всесоюзного съезда работников народного образования (дек. 1988). Реформа Педагогического образования развернулась с 1990 на фоне деполитизации образования, децентрализации и регионализации управления им, демократизации жизни школы, закрепленных Законом об образовании (1992; новая редакция 1995). Предстояло решение ряда стратегических задач, отражавших достижения современной педагогической науки, ожидания учительской общественности и социально-экономических и политико-культурных преобразования в стране. Разработка новых подходов к Педагогическому образованию осуществлялась в русле общих тенденций преобразования высшего образования России (фундаментализация содержания подготовки,целостность образ.программ, ориентация на общечеловеческие ценности, личностное и профессиональное развитие).
Личностно-ориентированная концепция, положенная в основу обновления Педагогического образования, опирается на культурно-исторические и деятельностный подходы (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев,Д.Б.Эльконин,Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, Г.П.Щедровицкий и др.). Главный тезис концепции связан с переосмыслением роли предметной подготовки. В отличие от предшествовававшей парадигмы Педагогического образования ("Знай свой предмет и излагай его ясно", "Знай методику преподавания и следуй ей неукоснительно") эта концепция предложила парадигму "Сделай предмет преподавания средством развития ученика". Овладение предметом преподавания становится подчиненным целям развития, что не означает снижения качества и объема подготовки студентов по предмету. Другой тезис концепции связан с противоречием между овладением студентом учебной деятельностью и формированием его собственной педагогической позиции. Разрешение данного противоречия возможно за счет становления различных форм рефлексии, конструирования учебных форм, в которых связываются в одно целое как образовательный процесс, так и его осмысление и исследовательская работа.
Третий тезис предлагает динамику изменения позиций на различных этапах получения Педагогического образования: будущий педагог проходит стадии "обучаемого", "учащегося", "учащего". Деятельность преподавателя также меняется: от "транслятора" знаний и педагогических технологий через работу "мастера", организующего совместную деятельность с целью формирования у студентов педагогических способностей, к позиции "консультанта", совместно со студентом проектирующим его будущую профессиональную деятельность.
Важная составная часть концепции Педагогического образования - создание модели педагога развивающей школы, построенной через определения его деятельностных, когнитивных и личностных характеристик (как требований к специалисту).
Анализ существующей практики,изменение целей подготовки педагогов,тенденция к диверсификации высш.образ. позволили предложить 3 образовательные системы (модели) реализации Педагогического образования.
Моноуровневая система, традиционная для российского высшего образования, эмпирически складывалась на протяжении десятилетий. Она ориентирована на подготовку специалиста для одного определенного вида профессиональной деятельности. Образовательная функция системы играет вспомогательную роль по отношению к профессиональной подготовке. Срок обучения, в зависимости от специальности, от 4 до 6 лет.
В многоступенчатой системе несколько изменены возможности для получения высшего образования на основе среднего профессионального. Многие педагогические вузы составили совместные учебные планы с однопрофильными училищами, что позволяет их выпускникам продолжать обучение в вузе, начиная со 2-го или 3-го курса, по специально разработанной сокращенной программе (так называемые "сопряженные" учебные планы).
Многоуровневая система (ссылка mng.dir), соответствующая условиям непрерывного образования, в педагогических вузах России начала реализовываться с 1992 г. Она, во-первых, соответствует требованиям рыночной экономики, позволяя гибко менять подготовку педагогов в зависимости от заказа учреждений общего образования, а также учитывать изменения ситуации на рынке труда. Во-вторых, позволяет реализовать принцип гуманизации, поскольку каждый студент свободен в выборе индивидуального образовательного маршрута: направления подготовки при поступлениии, профиля на этапе получения базового образования (бакалавриат), варианта профессиональной подготовки (магистерская программа, либо программа подготовки специалиста). В-третьих, обеспечивает вузу возможность реализовать свою автономию посредством самостоятельного проектирования содержания образовательных программ, а также за счет постоянного расширения спектра профессиональных педагогических квалификаций, предлагаемых студентам для освоения.
Профессионально-образовательные программы многоуровневого Педагогического образования построены по блочно-модульному принципу в отличие от традиционного предметно-циклового. Сконструированы 3 обязательных блока (общекультурный, психологопедагогический, предметный), каждый из которых обеспечивает развитие личности студента. Общекультурный блок способствует формированию мировоззрения, определению собственных личностных и профессиональных целей. В процессе освоения курсов психолого-педагогического блока студент осознает себя субъектом профессиональной деятельности и овладевает способами самоопределения и анализа своего профессионального опыта. Предметный блок призван раскрыть особенности повседневной практической педагогической деятельности (например, преподавание учебного предмета в школе). Все блоки пронизаны многообразными содержательными связями, благодаря которым выделяются некоторыерые стержневые проблемы, анализ которыхх также входит в содержание Педагогического образования.
Блоки состоят из модулей, являющихся проблемно-предметной интеграцией содержания различных дисциплин. Идея модуля направлена на разрешение проблемы многопредметности, когда логика каждого предмета начинает довлеть над профессионально-образовательными целями, а также предполагает преодоление формализма и искусственности так называемых межпредметных связей.
Утверждены (1992) 6 направлений многоуровневой подготовки: "Естествознание", "Гуманитарные знания", "Социально-экономические знания", "Профессиональное обучение", "Педагогика", "Искусство". Интеграция образовательных курсов в одном направлении играет роль методологического принципа, призванного преодолеть утилитарный подход к Педагогическому образованию, стимулировать формирование целостного творческого мировоззрения педагога. Однако, отказ от всего, что было характерно для прежней системы подготовки специалистов, неприемлем. Согласовать стратегическую цель и эволюционный путь ее достижения помогает введение образовательных профилей: в направлении "Естествознание" - математика, физика, химия, биология, география и др.; в направлении "Гуманитарные знания" - русский язык и литература, иностранный язык, история и др.; в направлении "Социально-экономические знания" - история, право и др.; в направлении "Педагогика" - дошкольное образование, начальное образование, психология, коррекционная педагогика и др.; в направлении "Искусство" - музыка, изобразительное искусство. Перечень профилей остается открытым и может дополняться. Кроме того, профили могут реализовываться одновременно в различных направлениях (например, история - в "гуманитарных знаниях" и в "социально-экономических знаниях"). Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по направлениям высшего Педагогического образования утверждены в апреле 1994. В "Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования" для традиционной подготовки утвержден (1995) новый перечень специальностей Педагогического образования, в котором впервые выделена как самостоятельная профессиональная группа "Образование". В состав перечня включены специальности, соответствующие предметам, изучаемым в общеобразовательной школе (физика, математика, биология и др.); а также новым предметам, вводимым в учебные планы отдельных образовательных учреждений (юриспруденция, культурология, психология, экономика и др.). Отличительная особенность подготовки по специальностям Педагогического образования в том, что наряду с основной квалификацией (например, учитель физики, учитель истории) в рамках специальности предусмотрено получение дополнительных квалификафий - так называемая многопрофильная подготовка (например, учитель истории и права). Основаниями для совмещения являются общность школьных предметов, а также наличие инвариантной части в психолого-педагогической, медико-биологической, общекультурной подготовке. По всем специальностям Педагогического образования при широком участии профессорскопреподавательского состава педагогических вузов разработаны и в 1995 утверждены стандарты в части государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников с основной квалификацией "учитель" (свыше 40 специальностей).
В структуре требований к подготовке специалиста педагогического профиля выделены четыре блока дисциплин: общекультурный, психолого-педагогический, медико-биологический и предметный.
Требования к общекультурной подготовке специалиста педагогического профиля включает гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные знания и умения. Значительно расширены требования к психолого-педагогической подготовке, а именно в части закономерностей психического развития ребенка, особенностей детей с нарушениями психического развития, а также к проектированию и моделированию учебно-воспитательного процесса.
Общекультурный блок включает дисциплины, направленные на повышение гуманитарной, экологической, соматической культуры, культуры познания и мышления.
Психолого-педагогический блок включает дисциплины, предполагающие овладение основами педагогической и психологической культуры, различными технологиями общения, управления, саморегуляции. Их содержание направлено также на обучение самостоятельному конструированию образовательных процессов на основе дифференцированного, индивидуально-личностного подхода к обучаемому.
Предметный блок предполагает изучение дисциплин той или иной области знания в соответствии с выбором студента.
Стандарт предусматривает проведение педагогической практики, содержание которой направлено на развитие профессиональных умений.
Наряду с обязательными дисциплинами (относящимися к федеральному минимуму образования) предусмотрены курсы, отражающие региональные и национальные особенности субъектов Федерации.
На темпах реформирования Педагогического образования в середине 90-х гг. негативно сказывалось общее тяжелое экономическое положение России. Преподаватели педагогических вузов испытывали трудности, связанные с низким уровнем оплаты труда и задержками выплат. С осени 1993 было практически прекращено финансирование хозяйственных нужд вузов. Не выделялись средства на приобретение учебной литературы и технических средств обучения. Педагогические вузы достаточно активно включились в рыночные отношения. Доля внебюджетных поступлений в 1995 достигала в среднем уже около 25% к объему средств, выделяемых государством. Однако материально-техническая база учреждений Педагогического образования практически не обновлялась.
Система учреждений высшего Педагогического образования России включала около 1ОО государственных вузов. В 1992 появились первые государственные педагогические университеты. Концептуальная модель педагогического .университета разработана в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена под руководством академика Г.А.Бордовского. К 1996 насчитывалось свыше 40 педагогических университетов. В государственных педагогических вузах получает образование свыше 430 тыс. студентов, в том числе по дневной форме обучения - свыше 260 тысяч. В 78 педагогических вузах открыта аспирантура по 14 отраслям наук по 95 специальностям (всего свыше 3 тысяч человек). Педагогические вузы выполняют значительный объем научных исследований, в том числе в рамках программ Российской Академии Образования и на грантовой основе (например, по грантам Российского фонда фундаментальных исследований). Среднее Педагогическое образование ведут 249 педагогических училищ и 114 педагогических колледжей. Переподготовка и повышение квалификации работников образования осуществляют 93 образовательных учреждения. В тесном взаимодействии с ними работают городские и областные научно-методические центры, районные и городские методические кабинеты (более 27ОО). В ряде педагогических вузов действуют факультеты повышения квалификации (29). На базе 78 педагогических вузов созданы учебно-научно-педагогические комплексы. Действуют свыше 100 факультетов для лиц, получающих Педагогическое образование дополнительно к имеющемуся у них высшему. Подготовку по педагогическим специальностям ведут также некоторые негосударственные образовательные учреждения.
Назад