[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Ю.А. Вислогузов, Зам. главы Администрация Алтайского края В.М. Лопаткин, Ректор Барнаульского государственного педагогического университета РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА АЛТАЕ В проекте региональной концепции развития дистанционного образования (ДО) на Алтае предполагается создание и развитие системы ДО для разных групп населения края. Развитие одной из многих возможных технологических форм образования не может являться самоц елью, поэтому, исходя из одной из главных национальных целей образования - обеспечение равенства образовательных возможностей всем детям, приоритетным направлением программы мы полагаем формирование и развитие системы дистанционного образования учащихся общеобразовательной школы, прежде всего сельской. Таким образом, создание подсистемы школьного дистанционного образования (ШДО) Алтая должно стать первоочередной задачей при построении региональной системы ДО. Сформулированная подобным образом цель определяет стратегическое направление развития дистанционного образования на Алтае, задает, в явном виде, ближайшую, ясную, привлекательную и понятную общественности, районным администрациям и работникам самой об разовательной системы цель. Поэтому, несмотря на все имеющие право на жизнь возражения, мы предлагаем развивать программу развития ДО на Алтае исходя именно из этой цели. Для ее решения необходимо * предоставить возможность получения дополнительного образования учащимся сельских районов; * организовать подготовку/переподготовку работников образования, обеспечивающих достижение поставленной цели; * обеспечить методическую поддержку учителя на их рабочем месте, прежде всего, через систему педагогического образования (педагогические ВУЗы, училища/колледжи, система переподготовки и повышения квалификации); * создать качественную региональную систему тестирования/образовательного мониторинга. Поставленные подцели с неизбежностью приводят к выводу, что их достижение в современных условиях возможно только через объединение усилий, направленных на развитие региональной системы ДО, прежде всего в рамках краевого учебно-научно-педагогического комп лекса Алтая. Развитие системы ДО на Алтае требует специальных усилий направленных на ее развитие, прежде всего, (1) создание краевой инфаструктуры системы ДО в рамках учебно научно-производственного комплекса Алтая, (2) организацию специальных программ переподготовки специалистов, обеспечивающих технические и методические аспекты функционирования ДО на Алтае, в том числе, разработку системы модельных курсов системы ДО, обеспечивающих, в первую очередь, региональный к омпонент учебного плана школы, дополнительное образование учащихся и экстерната (3) создание и реализация единой программы образовательного мониторинга учащихся. Предполагается, что развитие системы ШДО будет осуществляться при разумном соединении современных информационных образовательных технологий, в том числе сетевых, основанных на технологиях INTERNET, с традиционными образовательными технологиями работы с у чащимися, педагогами, руководителями системы образования. Причем, в условиях сложившихся финансовых условий, на первый план с неизбежностью выходят традиционные формы образования, подкрепленные учебно-методическими комплексами (case-технологиями с элемен тами аудио/видеокурсов в терминологии ДО), с последующим обеспечением односторонней обратной связи через систему телевизионного вещания и телетекст и, в дальнейшем, двусторонней обратной связи на основе Internet online/offline технологий (электронная почта, теле/видеоконференции и прочее).