Средства обучения дистанционного образования

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
В традиционном учебном процессе основными средствами обучения яв-ляются: 
печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справоч-ников, 
дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофиль-мы, 
видеофильмы, а также слово преподавателя. 
Однако в условиях процесса информатизации образования, в период бур-ного 
внедрения в систему образования дистанционного обучения этих средств 
недостаточно. В этих условиях объем средств обучения значительно шире и, 
кроме традиционных, включают такие, как: 
- учебные электронные издания; 
- компьютерные обучающие системы; 
- аудио- видео учебные материалы; 
- телекоммуникации и мн. др. 
Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностя-ми 
бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В 
частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, 
гипер-текстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность 
опера-тивного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по 
электрон-ной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая 
включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные 
материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое 
позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и 
контроля зна-ний. 
Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, 
которые широко используются в образовательном процессе ДО и позволяют: 
-индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения; 
-контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью; 
-обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной 
дея-тельности; 
-сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьюте-ре; 
-демонстрировать визуальную учебную информацию; 
-моделировать и имитировать процессы и явления; 
-проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях вир-туальной 
реальности; 
-прививать умение в принятии оптимальных решений; 
-повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации; 
-передать культуру познания и мн. др. 
Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носите-ли, 
аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью 
магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM. 
Процесс внедрения средств новых информационных технологий в обуче-ние 
неразрывно связан с использованием средств телекоммуникаций на уровне 
синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутнико-вой 
связи. 
Комплексы, использующие вышеназванные средства, могут объединяться в системы 
передачи-приема для информационного обеспечения целых регио-нов страны. При 
этом общение через компьютерные сети (локальные или гло-бальные) позволяет 
производить обмен текстовой, графической информацией в виде запросов 
пользователя и получения им ответов из центрального информа-ционного банка 
данных. 
Телекоммуникационные связи могут осуществляться в реальном време-ни. Это так 
называемая синхронная телекоммуникационная связь. С ее помо-щью можно 
организовывать одновременное обучение (при необходимости и одним 
преподавателем) нескольких групп обучаемых в нескольких школах ре-гиона или 
района. 
Телекоммуникационная связь может осуществляться и с задержкой по времени 
(электронная почта) - это так называемая асинхронная телекоммуни-кационная 
связь. Электронная почта может использовать локальные сети ЭВМ и телефонную 
сеть общего пользования. С ее помощью целесообразно созда-вать 
"распределенные" по интересам ученические коллективы, участники кото-рых, 
находясь в разных точках страны (стран), могут проводить совместные ра-боты 
учебного, поискового или исследовательского характера. 
Использование телекоммуникационных сетей позволяет в кратчайшие сроки 
тиражировать передовые педагогические технологии, реализовывать идеи 
"дистанционного обучения", способствует общему развитию обучаемого. 
Однако хочется заметить, что новая форма представления знаний, осно-ванная 
на экранной культуре, требует специальных педагогических исследова-ний, так 
как необдуманное с педагогической точки зрения их внедрение может привести к 
непредсказуемому и даже отрицательному результату. 
 
 
 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]