[Предыдущий][Следующий][Содержание]
В традиционном учебном процессе основными средствами обучения яв-ляются: печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справоч-ников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофиль-мы, видеофильмы, а также слово преподавателя. Однако в условиях процесса информатизации образования, в период бур-ного внедрения в систему образования дистанционного обучения этих средств недостаточно. В этих условиях объем средств обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как: - учебные электронные издания; - компьютерные обучающие системы; - аудио- видео учебные материалы; - телекоммуникации и мн. др. Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностя-ми бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипер-текстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность опера-тивного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электрон-ной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля зна-ний. Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе ДО и позволяют: -индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения; -контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью; -обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной дея-тельности; -сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьюте-ре; -демонстрировать визуальную учебную информацию; -моделировать и имитировать процессы и явления; -проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях вир-туальной реальности; -прививать умение в принятии оптимальных решений; -повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации; -передать культуру познания и мн. др. Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носите-ли, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM. Процесс внедрения средств новых информационных технологий в обуче-ние неразрывно связан с использованием средств телекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутнико-вой связи. Комплексы, использующие вышеназванные средства, могут объединяться в системы передачи-приема для информационного обеспечения целых регио-нов страны. При этом общение через компьютерные сети (локальные или гло-бальные) позволяет производить обмен текстовой, графической информацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информа-ционного банка данных. Телекоммуникационные связи могут осуществляться в реальном време-ни. Это так называемая синхронная телекоммуникационная связь. С ее помо-щью можно организовывать одновременное обучение (при необходимости и одним преподавателем) нескольких групп обучаемых в нескольких школах ре-гиона или района. Телекоммуникационная связь может осуществляться и с задержкой по времени (электронная почта) - это так называемая асинхронная телекоммуни-кационная связь. Электронная почта может использовать локальные сети ЭВМ и телефонную сеть общего пользования. С ее помощью целесообразно созда-вать "распределенные" по интересам ученические коллективы, участники кото-рых, находясь в разных точках страны (стран), могут проводить совместные ра-боты учебного, поискового или исследовательского характера. Использование телекоммуникационных сетей позволяет в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, реализовывать идеи "дистанционного обучения", способствует общему развитию обучаемого. Однако хочется заметить, что новая форма представления знаний, осно-ванная на экранной культуре, требует специальных педагогических исследова-ний, так как необдуманное с педагогической точки зрения их внедрение может привести к непредсказуемому и даже отрицательному результату.