[Предыдущий][Следующий][Содержание]
---------------------- Sender: "Sergey Karakozov"Subject: У Т В Е Р Ж Д Е Н А Постановлением администрации Красноярского края КОНЦЕПЦИЯ создания и развития региональной системы дистанционного образования в Красноярском крае .. - 2 - Авторский коллектив: 1. Алексеев Александр Владимирович, гл.специалист ГлавУО; 2. Безруков Анатолий Андреевич, зав.кафедрой НИТ КГПУ; 3. Вебер Виталий Павлович, директор ЦРО ГлавУО; 4. Гаврилин Александр Викторович, зав.лабораторией ЦРО; 5. Конторин Владимир Александрович, зам.директора ДОЦентра; 6. Литвинович Геннадий Владимирович, гл.специалист УПО "Профтехобр"; 7. Пак Николай Инсебович, проректор по информатизации КрасГУ; 8. Панько Сергей Петрович,проректор по информатизации КГТУ; 9. Сапожников Валентин Алексеевич, первый проректор КрасГУ; 10. Сорокин Владимир Афанасьевич, зав.кафедрой САА. 11. Товбис Михаил Борисович, зав.отделом ЦРО. Руководитель авторского коллектива: Пак Николай Инсебович, т. 44-54-43 44-82-13 E-mail: pak@rci.krasnoyarsk.su .. - 3 - СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие дистанционного образования. 2. Социальная значимость дистанционного образования для Крас- ноярского региона. 3. Потребности Красноярского региона в дистанционном образо- вании и накопленный опыт. 4. Цели и задачи создания системы ДО в регионе. 5. Общая характеристика учебного процесса в региональной сис- теме ДО. 5.1 Характерные черты РСДО. 5.2 Локальные системы ДО и их обеспечение. 5.3 Проблемы концептуальных моделей и дидактические аспек- ты ДО. 5.4 Типовое оснащение регионально-отраслевых центров. 6. Принципы организации региональной системы ДО. 7. Схема управления региональной системой ДО. 8. Производственно-техническое обеспечение региональной сис- темы ДО. 9. Кадровое обеспечение. 10. Нормативно-правовое обеспечение региональной СДО. 11. Этапы создания и развития СДО Красноярского края (основные направления). .. - 4 - Учитывая прогресс в области телекоммуникаций, приобретают значимость новые формы в образовательной сфере. Важнейшей из них является дистанционное образование. Концепция создания и развития региональной системы дистанци- онного образования основывается на учете высокой социальной зна- чимости дистанционного образования, сформировавшихся потребностей в нем и наличия в Красноярском крае необходимого кадрового науч- ного и педагогического, научно-технического и научно-методическо- го потенциалов и финансовых возможностей. Настоящая региональная концепция выработана как составная часть федеральной концепции ("Концепция создания и развития сис- темы дистанционного образования в России" утверждена Постановле- нием ГК РФ по высшему образованию от 31.05.95г. N 6). 1. ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Под региональной системой дистанционного образования (РСДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широ- ким слоям населения в крае с помощью специализированной информа- ционно-образовательной среды, ориентированной на средства обмена информацией между обучаемым и образовательными заведениями на лю- бых расстояниях. Информационно-образовательная Среда РСДО содержит специаль- ное аппаратно-программное и организационно-методическое обеспече- ние предназначенное для осуществления учебного процесса на прин- ципах обмена и передачи информационных ресурсов. Дистанционное образование в регионе является одной из форм системы непрерывного образования и призвано обеспечить права че- ловека на образование и получение информации, а также реализовать равные возможности жителям края на обучение. 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРАСНОЯРСКОГО РЕГИОНА В современных рыночных условиях развития общества значительно возрастает спрос на образовательные услуги учебных заведений, - 5 - системы дополнительного образования со стороны всех слоев населе- ния (работники, студенты, школьники и дошкольники, инвалиды, без- работные, домохозяйки и т.п.). РСДО позволит получить основное или дополнительное образова- ние параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая региональная система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды в регионе. Дистанционное образование в регионе призвано осуществлять следующие социально-значимые функции: - повышение уровня образованности всех слоев населения в ре- гионе и качества образования; - удовлетворение потребностей населения в образовательных ус- лугах; - удовлетворение потребностей региона в качественно подготов- ленных специалистах; - повышение социальной и профессиональной мобильности населе- ния, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания; - содействие в сохранении и приумножении знаний, кадрового и материального потенциала накопленных отечественной высшей школой; - содействие сохранению и развитию единого образовательного пространства на территории России. 3. ПОТРЕБНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ И НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ Достоинства ДО приобретают особую актуальность для образова- тельной системы региона под воздействием следующих процессов: - большая территориальная разобщенность образовательных цент- ров; - роль региона в развитии экономических реформ страны, выдви- гающих новые требования к образованию; - формирование новых потребностей населения региона к содер- жанию и технологиям образования; - потребности населения региона к участию в федеральных и международных образовательных проектах; - появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного - 6 - процесса. В системе ДО в настоящее время нуждаются следующие социальные группы населения региона: - менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности; - руководители региональных органов власти и управления; - офицерский состав сокращающейся армии регионального военно- го округа; - лица, проходящие службу в рядах Вооруженных Сил на террито- рии региона; - уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрирован- ные в региональной службе занятости; - высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК; - студенты, желающие получить второе параллельное образова- ние; - лица, желающие получить второе дополнительное образование; - работающие, окончившие ВУЗы 5-10 лет назад и желающие полу- чить новые знания; - жители удаленных и малоосвоенных районов Севера; - люди, специфика работы которых (вахтовики и др.) не позво- ляет учиться в ритме действующих образовательных технологий; - лица с ограниченной свободой перемещения; - преподаватели различных образовательных учреждений, включая ВУЗы; - люди с ограниченными физическими возможностями. Наряду с этими, важным потребителем системы ДО являются наци- ональные образования Красноярского края. Дистанционное обpазование имеет давнюю истоpию, начало кото- pой на совpеменном этапе восходит ко вpемени окончания Втоpой ми- pовой войны. Так, во Фpанции в 1946 г. было оpганизовано чтение лекций по pадио для лиц, потеpявших pаботу и стpемящихся пеpеква- лифициpоваться. Выдача документа, подтвеpждающего квалификацию, пpоводилась после очного экзаменационного испытания. На совpеменном этапе pазвития общества задачи дистанционного обpазования pеализуются пpи шиpоком использовании телекоммуни- каций и, пpежде всего, компьютеpных сетей. Основной технической особенностью совpеменного состояния дистанционного обpазования является диалоговая фоpма на расстоянии участников обpазователь- - 7 - ного пpоцесса. Широко распространен в образовании обмен текстовыми файлами, когда вопpос и ответ читаются на дисплее компьютеpа. Развиваются телекоммуникации, поддеpживающие pечевой обмен и видеосвязь, что позволит обеспечить возможность диалога в устной фоpме. В настоящее время в регионе развиваются элементы дистанцион- ных форм обучения, создаются телекоммуникационные образовательные сети, формируются дистанционные учебно-методические средства. На- коплен опыт в освоении дистанционных технологий обучения студен- тов в ВУЗах краевого центра. В частности, развита техническая ба- за для дистанционных форм обучения, таких как дистанционные лек- ции, лабораторные работы в КГТУ. В КГУ и КГПУ создаются и разра- батываются методики организации учебных курсов, исследуются кон- цептуальные модели дистанционного обучения. В Центре развития об- разованием (ЦРО ГУО) создана телекоммуникационная сеть "CROSS" позволившая начать реализацию учебных проектов по дистанционной форме. Однако все подобные работы в регионе проводятся различными организациями образования и науки без единых подходов, безсистем- но. 4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ДО В РЕГИОНЕ Цель создания и развития Кpаснояpской pегиональной системы дистанционного обpазования состоит в совершенствовании региональ- ной системы образования (всех уровней) путем формирования едино- го информационного образовательного пространства с максимальным использованием современных информационных технологий для обеспе- чения равными обpазовательными услугами жителей Кpаснояpского кpая. Основными задачами, связанными с созданием СДО в регионе яв- ляются: - определение и закрепление принципов организации и функцио- нирования региональной компоненты СДО; - формирование организационно-управленческой структуры РСДО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие; - создание и развитие материально-технической базы РСДО, включая: - 8 - а) транспортные каналы передачи информации; б) аппаратно-программные средства абонента; в) совершенствование региональной коммуникационной инфраст- руктуры для реализации образовательных технологий; г) укрепление учебной материально-технической базы, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов; - формирование учебно-методического обеспечения РСДО, вклю- чая: а) разработку теоретических основ и методик ДО; б) разработку информационно-образовательных сред и курсов ДО; в) разработку средств и систем контроля качества ДО; г)инвентаризацию существующего и создание специализирован- ного научно-методического обеспечения СДО; - организация подготовки кадров ДО, включая: а) подготовку менеджерских кадров СДО; б) подготовку административных кадров СДО; в) подготовку академического персонала СДО; г) подготовку специалистов в области профессиональной ин- формационной среды РСДО; - разработка нормативно-правового обеспечения региональной компоненты СДО; - развитие межрегионального и международного сотрудничества в области дистанционного образования, включая: а) включение РСДО в мировую образовательную систему; б) совместные межрегиональные и международные проекты в области ДО. 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДО 5.1 Характерные черты РСДО Характерными чертами дистанционного образования являются: - Гибкость: обучаемые системы дистанционного (СДО), в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а - 9 - работают в удобное для себя время в удобном месте и в удоб- ном темпе. - Модульность: в основу программ ДО кладется модульный прин- цип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-моделей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для опре- деленной категории обучаемых) потребностям. - Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении инди- видуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. - Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. - Использование специализированных технологий и средств обуче- ния.: Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процес- се самостоятельного, но контролируемого освоения им опреде- ленного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и моду- лях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и так далее. Представление информации для обучаемых осуществляется в виде: - печатных материалов (учебно-методические комплекты литерату- ры и заданий), - 10 - - электронных материалов (компьютерные образовательные Среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники), - аудио- и видео-продукции, - телевизионных передач. При этом носителем информации являются: - книги, - гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски, - аудио- или видеокассеты. В качестве учебных средств обучения в ДО выступают, соот- ветственно: - учебно-методические комплекты ("кейсы"), - компьютеры, - телевизоры, - телефоны, - магнитофоны, - видеомагнитофоны, - специальная техника мультимедиа. Опора на современные средства передачи образовательной ин- формации. Центральным звеном СДО являются средства телекоммуника- ции и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов: - необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, - обратной связью между преподавателем и обучаемым, - обменом управленческой информацией внутри системы ДО, - выходом в международные информационные сети. С точки зрения организации и поддержки учебного процесса в рамках РСДО можно выделить несколько групп проблем. Во-первых, это проблемы создания локальных СДО и их обеспечение. Во-вторых, это проблемы организации ДО как такового: концептуальные модели и дидактические аспекты ДО, система преподавателей-консультантов и их способы взаимодействия с обучаемыми, тестирование в системе ДО, технологии и информационные образовательные среды, способы передачи образовательной информации и коммуникации, типовое осна- щение региональных центров дистанционного обучения. - 11 - 5.2. Локальные системы ДО и их обеспечение Локальные системы ДО могут действовать на уровне отдельной профессиональной области знаний, или в рамках одного города или университета. В ее сферу должны быть включены не только высшие учебные заведения, но и школы, лицеи, гимназии, техникумы и про- чие учебные заведения. Такая структура позволит, на первом этапе, полнее использовать весь имеющийся интеллектуальный потенциал и парк компьютерной техники и сохранить принципы непрерывности об- разования в регионе. 5.3. Проблемы концептуальных моделей и дидактические аспек- ты ДО Для дистанционного образования как новой формы обучения должны быть разработаны соответствующие модели, ориентированные на проблемы постиндустриального общества, его культуру и потреб- ности в образовании. В настоящее время в мире главенствует дис- циплинарная модель обучения, на основе которой в случае необходи- мости реализуется модульный подход к образованию. В качестве ор- ганизационных форм обучения в такой модели используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые иг- ры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производствен- ная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения зна- ний. Они выступают как организационные формы обучения, так как являются способами осуществления взаимодействия студентов и пре- подавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. хранителем информации в такой модели является книга, а интерпретатором Знания -- преподаватель. В процессе становления ДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть быстро включены в систему ДО. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-ин- формационные модели обучения. В числе организационных форм обуче- ния в этих моделях будут использоваться телеконференции, позволя- ющие уяснить задачу и проблему осваиваемой области жизни; инфор- мационные сеансы, в процессе которых студенты работают с информа- ционными полями из различных банков знаний и баз данных; проект- ные работы, позволяющие используя полученную информацию создавать - 12 - фрагменты виртуальных миров, соответствующих познаваемой области жизни, проводить анализ случая, деловые и имитационные игры,, трейнинги, проблематизацию теорий и др.; дискуссии, "полевые за- нятия" (воскресные школы). 5.4 Типовое оснащение регионально-отраслевых центров дистан- ционного обучения Исходя из вышеизложенного можно сформулировать требования к оснащения региональных и отраслевых центров дистанционного обуче- ния в зависимости от требования конкретных учебных программ в ре- гионе: -компьютерные классы; -приемная (приемно-передающая) станция спутникового телевиде- ния; -подключение к национальной компьютерной сети; -электронный архив учебного материала; -местная электронная доска объявлений; -библиотека и видеотека учебных курсов; -просмотровый видеозал (съемочный видеозал); -типография и средства размножения учебных пособий малыми ти- ражами; -офисное оснащение. 6. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В регионе создаются структурные подразделения, занимающиеся вопросами РСДО: а)региональный научно-технический совет по информатиза- ции и дистанционному образованию при администрации края; б)региональный центр информатизации высшей школы; в)учебно-методический центр по СДО; г)производственно-технический центр. Организуются предпроектные исследования по системе ДО и раз- рабатывается региональная программа создания и развития СДО. Финасирование программы осуществляется из федерального и - 13 - краевого бюджетов, международных, российских фондов, иных источ- ников. 7. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для обеспечения системы ДО учебно-методическими средствами, создания видео-аудио материалов, компакт-дисков, компьютерных учебных программ, наглядных пособий по разделам учебных курсов формируется производственно-технический центр. Формирование цент- ра осуществляется Красинфоцентром на базе высших учебных заведе- ний, научно-исследовательских институтов, центров новых информа- ционных технологий (ЦНИТ) и других организаций региона. Структура центра включает в себя, в зависимости от технических требований программы ДО: - аппаратно-студийный комплекс видеопроизводства; - аппаратно-студийный комплекс аудиозаписи; - комплекс тиражирования материалов; - группу по компакт-дискам и мультимедиа; - группу методического обеспечения (включая группу редакто- ров); - производственный комплекс изготовления наглядных пособий; - группу сервисной поддержки, обеспечивающую демонстрацию продукции,техническое обеспечение условий телекоммуникацион- ной связи, прием ТВ, учебных программ, адаптацию существующих учебных киноматериалов и иных видеопрограмм и др.); - приемную станцию спутникого телевидения. Для размещения оборудования и персонала центра требуются по- мещения компактного расположения. 8. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Потребность в кадрах СДО можно структурировать по следующим направлениям: - управление системой дистанционного образования и ее отдель- ными элементами; - административное сопровождение учебного процесса; - организация и проведение учебного процесса; - подготовка тьюторов (преподавателей-консультантов); - 14 - - создание учебных курсов и учебных материалов; - маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе, стране и за рубежом. Организация учебного процесса дистанционного образования оп- ределяет систему подготовки и переподготовки кадров. Важнейшим элементом дистанционного образования является институт тьюторов, с которыми студенты поддерживают телефонную, почтовую и др. связь, а также могут встречаться в консультационных пунктах или учебных центрах. Тьюторами могут быть как штатные преподаватели учебного заведения, так и лица, имеющие другие профессии и прив- лекаемые на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. В условиях дистанционного образования основной задачей тыоторов является управление самостоятельной работой студентов, что пред- полагает закрепление за ними следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между обучающимися; создание инструментария разработки методов, форм обучения; контроль процесса обучения; совершенствование деятельности и т.п. В рамках СДО необходимо создать систему подготовки и пере- подготовки тьюторов, разработчиков учебных курсов, а также менед- жеров ( организаторов дистанционного образования ). Для этого следует провести следующие мероприятия: - организовать подготовку менеджеров, включая специалистов по маркетингу и финансам, в области ДО; - создать при отдельных вузах школы по подготовке тьюторов и администраторов, провести обучение необходимого числа тьюторов и администраторов; - организовать подготовку разработчиков курсов менеджеров и специалистов по маркетингу системы дистанционного образования; 9. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ (основные направления) Выделяются пять первоочередных и приоритетных направлений: - 15 - - техническое (транспортное), связанное с созданием транс- портной основы РСДО; - программно-методическое, связанное с адаптацией, разработ- кой и реализацией общего программно-методического обеспечения РСДО; - информационное, связанное с приобретением, адаптацией, раз- работкой конкретных курсов ДО и обеспечением для этого необходи- мого информационного фонда, создание баз и банков данных и зна- ний; - организационное, связанное с организацией взаимодействия направлений и подсистем РСДО, а также с организацией взаимодейс- твия с конечным пользователем РСДО; - правовое, связанное с рассмотрением правовых аспектов всех сторон деятельности всех структур РСДО, пользователей РСДО и внешних взаимодействий с федеральной СДО. Создание региональной СДО предлагается провести в четыре ос- новных этапа: 1. Организационный этап (до конца 1996 г.), на котором реша- ются вопросы создания соответствующих структур, проводятся предп- роектные исследования и разрабатывается проект региональной прог- раммы развития СДО, принимается постановление администрации реги- она и решаются вопросы финансирования. 2. Стартовый этап (до конца 1997 г.), в ходе которого начина- ется реализация региональной программы, создаются новые и разви- ваются существующие телекоммуникационные системы, создается пер- вичный фонд КДО и начинается их использование в системе образова- ния на коммерческой основе. Создаются учебно-методические центры СДО в гг. Красноярске, Норильске, Ачинске, Канске, Красноярске-26, Красноярске-45, Мину- синске и др. городах и районах региона, а также в Хакасии и Тыве. 3. Накопительный этап (до конца 1999 г.), основная задача ко- торого состоит в наработке достаточного числа КДО, инфраструктур- ных возможностей, кадрового потенциала для обслуживания регио- нальной СДО в целом. Финансирование этапа смешанное: госбюджет плюс доходы от реализации образовательных услуг ДО в стране и за рубежом. 4. Рабочий этап (до конца 2000 г.), на котором СДО переходит - 16 - в режим самообеспечивающейся системы. Начинается оказание части образовательных услуг на конкурсной основе. Складывается завер- шенная в основном система многоуровневого дистанционного образо- вания России. Руководитель авторского коллектива: Пак Николай Инсебович, т. 44-54-43 44-82-13 E-mail: pak@rci.krasnoyarsk.su