Logo Центральная Азия - взгляд из Сибири
 

Лаборатория

Проекты

Новости

Исторический архив

Афганистан сегодня

Контакты

Афганистан сегодня

Питер Томсен,
профессор международных отношений университета Небраска в Омахе, бывший посол и специальный представитель при движении афганского сопротивления

Развязать афганский узел

Выступление по Афганистану в Подкомитете по делам Ближнего Востока и Южной Азии Комитета по иностранным делам сената США, 20 июля 2000 г.

Талибы: сближение или конфронтация? Вашингтон, 2000.
(Перевод с англ. с сокр. В.С.Бойко).

┘За тридцать лет моей дипломатической карьеры, которой предшествовали два года работы добровольцем Корпуса мира в Непале, я побывал послом США, как это бывает, в стране - в Армении, а также послом и специальным представителем президента по особому поводу - для поисков мира и свободы в Афганистане. Будучи ныне в отставке, я сохраняю глубокий интерес к этой проблеме.

┘Среди множества афганских притч есть одна, которая гласит: "Пока в корень поступает вода, есть надежда". Афганцы все еще надеются на мир, несмотря на их затруднительное положение. Ни один народ со времен германской Тридцатилетней войны не переживал столь мучительно и долго смерть и разрушения. Советское вторжение и оккупация привели к гибели двух миллионов людей, нарушило хрупкое социально-политическое устройство и традиционную базу в Афганистане, экономическую структуру, страна была усеяна минами, пять миллионов афганцев ушло в Пакистан и Иран, сильно пострадала создаваемая столетиями ирригационная система - все это привело к возникновению в Афганистане базы для мусульманского экстремизма, который зажег второй раунд войны, продолжающейся и поныне.

Экстремистские структуры, возникшие за 9 лет афгано-советской войны,, породили в Афганистане другую форму тирании, столь же пагубную, как и кровавые удушья поддерживаемых советами коммунистических лидеров в период 1980-х. Пакистанская межведомственная разведка (ISI), партии пакистанских исламских радикалов, саудовские и другие арабские экстремисты, включая Осаму бин Ладена, и свои собственные исламистские элементы (Хекматьяр, Раббани, Сайяф, талибы) использовали страну как трамплин для распространения, терроризма, наркотиков и мусульманского экстремизма в Евразии, от Синьцзяна до Чечни, от Кашмира до Карачи.

Племенные лидеры в Северо-Западной провинции Пакистана в начале этого года предостерегли пакистанское Техрик-и-Талибан (⌠Движение талибан■) против насильственной талибанизации в их областях. Фанатики-сунниты недавно убили более четырнадцати шиитов в Карачи. Узбекские таможенники перехватили груз с радиоактивными материалами в мае этого года. Согласно сообщениям прессы, груз предназначался в контролируемые талибами области Афганистана, где он мог быть превращен в мощные радиоактивные бомбы для использования международными террористами, базирующимися в Афганистане.

Террористические операции, крупномасштабное производство наркотиков и незатихающая борьба в Афганистане сопровождаются опустошительной засухой...

Но, как гласит уже упоминаемая афганская пословица, надежда все же есть. Современная история показывает примеры того, как гордые, малые народы, особенно те, которые имеют свою историю, культуру и религию, сопротивляются подчинению. История афганцев как единой нации восходит к середине восемнадцатого века. Так сложилось, что афганская национальная сущность √ это уникальное сочетание ислама, племенных обычаев и афганского национализма, севера и юга, востока и запада. Умеренный ислам в Афганистане отвергает радикальные влияния в стиле Деобанда, ваххабитов, братьев-мусульман, импортированное из Пакистана, Персидского залива и Среднего Востока, изолирующие страну.

Но есть и другие причины для надежды.

Талибы в упадке. Вероятно, им придется покинуть Кабул к концу года. В отличие от событий на Балканах, ни одна этническая группа внутри Афганистана не настроена сепаратистски. Пуштуны не хотят присоединиться к Пакистану, таджики также предпочтут свои родные пенаты объединению с Таджикистаном, афганские шииты никак не обнаружили намерений ассоциироваться с Ираном.

Обнадеживает и то, что каждый из постоянных членов Совета безопасности заинтересован в установлении законного режима в Кабуле, воспринимаемого большинством афганцев как избранного ими самими, не навязанного извне, режима, который бы сосредоточился на внутренних экономических проблемах, готового сотрудничать с соседями и международным сообществом, так, чтобы прекратить использование афганской земли террористами, производство опиума, и получить существенные экономические выгоды от возрождения древней торговли и транспортных маршрутов, походящих по Афганистану. Талибы потерпели крах по всем этим статьям.

Стабильный Афганистан √ потенциальный перекресток региональной и мировой торговли, расположенный на основных путях с севера на юг и с востока на запад, мог бы предоставить экономические удобства для любого из соседей по региону, как и получить таковые сам.

Больше всех выиграл бы Исламабад. Пакистан не может использовать афганскую территорию для продажи своей продукции в Центральную Азию, прикаспийские государства и Китай, пока сохраняется нестабильность в Афганистане.

У Пакистана есть законные интересы в Афганистане. Но они не распространяются до выбора тех, кто правит в Кабуле. Поддержка Исламабадом талибов может только распространить экономический и социальный упадок на сам Пакистан. Продолжение поддержки талибов может также углубить политическую изоляцию Пакистана в регионе и в международном сообществе.

Афганцы о внешнем вмешательстве

Ни пакистанские, ни иранские попытки посредничества в афганском конфликте не имели успеха. После советского ухода Исламабад неоднократно выступал с ⌠мирными■ инициативами по Афганистану. Среди них √ переходное правительство Афганистана 1988 г., Исламабадское соглашение 1992 г., и потом талибы в середине 1990-х. Пакистан постоянно пытался посадить мусульманских экстремистов в Кабуле, и делал это во многом схоже с советскими попытками утвердить у власти афганских коммунистов. Афганцы ныне крайне подозрительно относятся к любому внешнему посредничеству, особенно инициативам , исходящим от Исламабада и Тегерана. Их цинизм также распространяется на Москву и Эр-Риад.

Многие афганцы также беспокоятся, что русские лидеры могут возродить приемы советской эры, а именно √ использовать при решении сложной афганской проблемы военные и разведывательные рычаги. В 1979 г. советское Политбюро избрало этот путь, проигнорировав советы многих дипломатов и экспертов, авторитетных в афганских делах. Сегодня же влиятельные элементы в российском военном истэблишменте и спецслужбах могут сыграть провокационную роль, выступая против мирного процесса в Афганистане под эгидой мирового сообщества, и предпочтут конфронтацию по Аму-Дарье, стяжая Москве роль ⌠защитника■ центрально-азиатских государств против угрозы мусульманского экстремизма из Афганистана. ... И напротив, участие Москвы в решении афганской проблемы под эгидой мирового сообщества могло бы стать важным прецедентом для дальнейшего сотрудничества России и Запада в решении других конфликтов в Евразии.

Афганцы разочарованы равнодушием Вашингтона к Афганистану... Это равнодушие было вновь продемонстрировано, когда госдепартамент поддержал пакистанские и иранские мирные инициативы по Афганистану. Эти инициативы не имеют шанса на успех. Они будут отвергнуты афганцами как дальнейшие деструктивные попытки утвердить приемлемых Пакистану и Ирану экстремистских элементов во внутренних делах Афганистана. Продолжающееся ирано-пакистанское стратегическое соперничество в Афганистане также обрекает это внешнее вмешательство на неудачу.

Как выработать действенную американскую политику

Политика США по отношению к Афганистану и региону будет решающей для успеха мирного процесса в этой стране. Главная проблема заключается в том, что она не должна быть подобной той, которая проводилась после падения коммунистического режима в Кабуле. Американская политика в Афганистане начала обозначаться только после инспирированных Осамой бин Ладеном бомбардировок американских посольств в Африке. Но и этот, односторонний ⌠схватить бин Ладена■ подход не имел стержня. Захватить одного террориста, даже и такого одиозного, не означает соблюдать многосторонние и важные интересы США в Афганистане. Американская политика должна быть основательной для того, чтобы: остановить международный терроризм, остановит рост наркопроизводства в Афганистане, устранить возрастающую угрозу международного исламского экстремизма, использующего Афганистан как свою операционную базу, создать предпосылки для возрождения евразийских торговых маршрутов, проходящих через Афганистан, и помочь возрождению афганского народа после двух десятилетий смертоубийств и разрушений, вызванных Советами и исламистами.

Администрация Клинтона за минувшие семь лет упустила возможность положить конец афганскому конфликту. В Вашингтоне исходили из того, что уход из Афганистана не будет великой потерей. Но цена этого теперь очевидна. Она уже высока. И она может только возрасти, если американцы останутся вне игры.

Президент Клинтон во время своего апрельского визита в Южную Азию продемонстрировал отсутствие эффективной американской политики в Афганистане. Он упомянул Афганистан публично только однажды, и это было в форме, опять же, реплики ⌠поймать бин Ладена■ во время его встречи с военным администратором Пакистана Мушаррафом. А ведь эта поездка Клинтона могла быть использована для выдвижения важной инициативы по Афганистану, и обозначения более широко американской политики в Афганистане.

Случится ли это при нынешней или уже новой администрации, но эффективная американская политика в Афганистане должна вписываться в более широкие региональные рамки: помочь Пакистану преодолеть его нынешние беды, ослабить индо-пакистанские противоречия, сблизиться с Ираном, укреплять процессы демократизации и экономического развития в России и Центральной Азии, бороться с угрозой региональной и глобальной стабильности, исходящей из Афганистана благодаря наркобизнесу и терроризму, дать простор региональным экономическим выгодам, которые несет в себе мир в Афганистане для Южной Азии, Ирана, России, Китая и новых республик Центральной Азии, создать область плодотворного сотрудничества США с Японией и Китаем.

... США могли бы выступить в Совете безопасности застрельщиком международной конференции по Афганистану. Главные цели этой конференции должны включать подписание договора, признающего нейтралитет и суверенитет Афганистана по образцу Австрии 1955 г. Конференция и ее документы могли бы далее:

  1. обязать государства и другие субъекты не предоставлять афганским воюющим сторонам оружие или соответствующие материалы, включая авиационное горючее.
  2. Государства и иные субъекты, продолжающие снабжать афганские стороны средствами ведения войны, будут подвергнуты санкциям.
  3. Дать обязательства поддержки восстановления Афганистана, с координацией соответствующей международной помощи ООН.

  4. Признать специального представителя Генерального секретаря ООН по Афганистану как единственного внешнего посредника в деле афганского урегулирования.
  5. Запретить сепаратное, прямое посредничество или лоббирование иностранными правительствами и региональными организациями афганских фракций. Вместо этого, иностранные правительства должны предоставлять их позиции непосредственно ООН.
  6. Предостеречь Пакистан от предоставления поддержки каким-либо новым афганским экстремистам в Кабуле, в случае поражения талибов.

Международная координация

Активная поддержка инициативы Совета безопасности по Афганистану соседними государствами, особенно Пакистаном, была бы существенна для достижения успеха.

... Международная конференция по Афганистану могла бы включать декларацию, сформулированную в Хельсинских соглашениях 1975 г., - формальное признание нерушимости границ Афганистана по положению, существовавшему до советского вторжения, включая пограничную область между Афганистаном и Пакистаном. Конференция могла бы потребовать, чтобы законный режим в Кабуле, возникший из миротворческого процесса, сотрудничал с Пакистаном для заключения двустороннего соглашения о границе, и избежал таким образом давнишних споров о Линии Дюранда 1983 г. Конференция могла бы предложить, чтобы ООН или Международный суд выступили посредниками и помогли Пакистану и Афганистану вести двусторонние переговоры о границе.

Международная конференция могла бы побудить Индию, Россию, Иран, а также Пакистан отойти от манипулирования Афганистаном для достижения их собственных стратегических целей в Центральной Азии. Всеобщее понимание того, что Афганистан должен быть нейтральным, суверенным и целостным, стало бы формой поддержания коллективной безопасности и стабильности в центре Евразии.

Внутриафганское согласие назрело

Международная конференция, предусматривающая международную поддержку нейтралитета и суверенитета Афганистана, могла бы дать толчок и процессу внутриафганского урегулирования, признаки которого уже появились. Ослабление талибов способствует этой обнадеживающей тенденции. Пока еще не обозначившиеся, да и уловимые элементы неуклонно размывают базу поддержки талибов, в том числе в южнопуштунском поясе. Успешная международная конференция могла бы каким-то образом помочь афганцам заполнить вакуум, порожденный уходом талибов, и помешать Пакистану спонсировать какие-либо иные мусульманские силы, могущие заменить талибов, дать шанс пакистанским лидерам изменить свой провальный курс в Афганистане и восстановить имидж конструктивного члена международного сообщества.

Наиболее вероятный сценарий событий, которые последуют за падением талибан √ восстановление влияния полевых командиров, племенных вождей и лидеров кланов в зонах, прежде контролируемых талибами. Какие-то комбинации, возможно включающие фигуры из числа талибов, возникнут потом и в Кабуле. Но вопросом решающего значения будет то, будут ли новые хозяева Кабула готовы искренне поддерживать процесс афганского политического урегулирования.

... Большинство афганцев полагают, что мирный процесс должен включать проведение общеафганской встречи, где были бы представлены все главные группы населения и регионы. ... Движение за Лоя Джиргу, , ассоциируемое с именем экс-короля Захир-шаха √ вот первый, но не единственный, катализатор этого процесса. Те, кто сменит талибан в Кабуле, должны стать сторонниками представительной Лоя Джирги, если они действительно стремятся к урегулированию, а не претендуют лишь на роль очередных временных правителей в Кабуле.

... По моему мнению, бесполезно ждать положительных результатов от переговоров с твердолобыми, ортодоксальными и настроенными против Запада талибами. Талибы √ это активные партнеры международных экстремистских сил, угрожающих региону и не только региону. Мы должны действовать так, чтобы позиции талибов а Афганистане сошли на нет. Наша политика должна способствовать внутриафганскому диалогу и созданию законного режима, не связанного с талибами. И такой режим, я полагаю, сможет восстановить роль Афганистана как уважаемого члена международного сообщества, которую он играл до советского вторжения. ...

Что может сделать конгресс ?

Многое. Однако от нынешней администрации уже не приходится ожидать эффективной афганской политики. Кто бы ни победил в ноябре, понадобится по крайней мере год, чтобы создать действенную аналитическую структуру и выработать подход, соответствующий интересам США в Афганистане и регионе.

Мои предложения:

  • Надо восстановить, как это было сделано в 1988 г., должность специального представителя США в Афганистане в ранге посла. Такой ранг специального представителя, имеющего дело с Афганистаном, уже доказательство того, что дела в этой стране небезразличны США. Это может даже компенсировать отсутствие американского посла в Кабуле. Специальный представитель координировал бы американскую политику в Афганистане, взаимодействуя с конгрессом, афганцами и правительствами других государств.
  • Принять закон, восстанавливающий американскую программу помощи Афганистану. Начать можно с уровня в $ 10 млн. или даже меньше. Эту программу можно осуществлять из USAID структур в Ташкенте (Узбекистан), Пешаваре (Пакистан), будучи уверенными в том, что американская помощь попадет в зоны, не контролируемые талибами.

 


Last modified 20 September 2000