Выполненные и текущие
проекты
Международные
отношения в Центральной Азии в XVIII - XХ вв.
В.С. Бойко
Международные отношения в Центрально-азиатском
макрорегионе: "модуль" СНГ - Афганистан
Доклад на региональной конференции "Сибирь в системе международных
связей России: прошлое и настоящее". Томск, 20-22 сентября 1999
г.
Центрально-азиатский макрорегион, или, по одной
из научных терминологий, Большая Центральная Азия, - одно из крупнейших
поликультурных и полиэтнических образований, претерпевшее на протяжении
веков многочисленные национально-государственные и международно-политические
перестройки. Одним из его немногих системообразующих элементов стало
распространение ислама, а также действие ряда геополитических факторов
(буферное положение между мировыми империями нового и новейшего
времени, экономгеографические параметры и др.). Нынешняя Большая
Центральная Азия (бывшие республики южного пояса СССР, северные
регионы Ирана и Афганистана, Синьцзян, Монголия, а также южносибирские
окраины России и часть Поволжья) формируется как один из центров
мирового соперничества за природные ресурсы, солидный человеческий
потенциал и выгодные торговые маршруты между Европой и Южной Азией,
а также восточными анклавами АТР, включая Японию и США.
Формула и механизмы классической "Большой игры",
некогда применяемые здесь Британской империей/США, с одной стороны,
и Россией/СССР, с другой, существенно изменились, особенно за последнее
десятилетие, за счет институциализации новых глобальных и национально-региональных
структур экономического, геополитического и военного характера,
динамики их стратегии и субъектного состава. Сегодня в пределах
центрально-азиатского политико-географического пространства функционирует
множество суб- и даже микросистем, возникших после распада СССР
и общего изменения баланса мировых и локальных сил. Так, неокоммунистический
президентский режим России уже около десятка лет пытается создать
вместо СССР жизнеспособное содружество независимых государств -
СНГ, но, поглощенный внутренней политической борьбой за выживание
и экономическими неурядицами, теряет поддержку еще недавно лояльных
партнеров, таких, как Узбекистан. Некоторые азиатские партнеры России
по СНГ уже основательно вовлеклись в другие, интерферентные или
даже конкурентные межгосударственные и негосударственные связи в
рамках ООН, ОИК, НАТО и т.п., либо тяготеют, по существу и организационно,
к независимым подходам и решениям (Туркменистан). Однако близость
исторических судеб и особенно сегодняшние геополитические вызовы
побуждают нестройную компанию СНГ выступать с согласованными инициативами
по наиболее актуальным проблемам Центрально-азиатского макрорегиона.
Одной из них является не стихающая уже 20 лет гражданская война
в Афганистане и связанный с ней комплекс экономических, гуманитарных
и других проблем, самым непосредственным образом влияющих на ситуацию
в странах СНГ. Цель данного сообщения - рассмотреть основные направления,
формы и методы политики стран СНГ (в данном случае - России и новых
суверенных государств Центральной Азии) в отношении Афганистана
на протяжении последних нескольких лет и даже месяцев, когда афганский
конфликт приобрел наиболее ожесточенные формы борьбы на уничтожение
целых этнических и конфессиональных групп, и в тоже время наращивались
миротворческие усилия международного сообщества и его отдельных
членов, групп, институтов. Источниковую базу сообщения составили
материалы ведущих периодических изданий общего и специального профиля,
выходящих на Западе и в исследуемом регионе, главным образом их
электронные версии, оригинальные документы и аналитические разработки
научных центров и экспертных групп (в ряду наиболее авторитетных
зарубежных авторов следует упомянуть Б.Рубина, А.Хаймена, М.Б.Олкотт,
отечественных - Ю.Ганковского, В.Белокреницкого, В.Коргуна), беседы
автора с некоторыми представителями научных, дипломатических и политических
кругов США и государств Центральной Азии.
Афганская политика стран СНГ определяется сложной
иерархией приоритетов, в которой переплетаются их собственные и
международные интересы, а также развитие обстановки в самом Афганистане.
Распад СССР облегчил приход к власти в Кабуле исламистов, - более
того, Россия по крайней мере индифферентно отнеслась к участию в
свержении режима Наджибуллы его новых оппонентов в лице узбекской
милиции генерала Дустума и группы "парчамистов" Б.Кармаля. Совокупным
результатом затянувшейся гражданской войны и исчезновения советского
фактора стало восстановление исторического статуса Афганистана как
некоего перекрестка мировой торговли, а главное - предмета вожделений
региональных держав и подвизавшихся с ними теневых субъектов различного
калибра. Государство, с великим трудом и небескровно достигшее к
началу ХХ в. территориальной и, в меньшей степени, - политической
определенности, - лишилось не только своего относительно выгодного
буферного положения, но и фактически превратилось в некую "серую
зону" (М.Манвариг), лишенную адекватных властных структур и форм
жизнедеятельности. "Разрыхление" институциональной структуры двусторонних
и многосторонних связей Афганистана привлекло сюда многочисленные
транснациональные промышленные и мафиозные круги, политические и
военные группировки/кланы заинтересованных стран, - появился уникальный
полигон военных операций и рынок оружия, гигантская мастерская наркопроизводства.
Дополнительный интерес вызывали и тамошние, весьма впечатляющие
запасы полезных ископаемых: медных руд, а возможно, и золота в Кабульской
области, лазурита в Панджшерской долине, топливно-энергетические
богатства афганского севера. Уже в начале и особенно в середине
1990-х гг., началась битва американских и международных монополий
за "открывшуюся" часть Центральной Азии (турк- менские нефть и природный
газ и т.д.), и Афганистан оказывался важным элементом гигантского
экономического проекта транспортировки туркменских богатств в Южную
Азию и далее на восток, как более выгодный, по сравнению с Ираном,
маршрут. Несмотря на непрекращающиеся военные действия, доминирующее
в стране движение талибан предприняло неквалифицированные, но настойчивые
усилия по налаживанию сотрудничества с американской корпорацией
Unocal - ядром так и не состоявшегося международного консорциума
(в нем предполагалась и 10% доля российского Газпрома), аргентинской
BRIDAS и другими, полагая, что так в конечном счете ему удастся
легализовать собственную власть.
В структуре афганской политики стран СНГ особое
место занимает Россия: периодически подчеркивая свое правопреемство
с СССР, режим Б.Ельцина фактически проигнорировал все советские
обязательства в отношении Афганистана и практически свел на нет
публичность своих соответствующих действий. Вместе с тем, есть данные
о взаимосвязи несанкционированного российского вмешательства в афганские
дела с чеченской авантюрой: доходы от продажи оружия борющимся в
Афганистане группировкам давали необходимую "подпитку" чеченской
войне. С приходом к власти в Кабуле и на большей части страны талибов
и последовавшими за этим этническими чистками в Мазари-Шерифе Россия
усилила анти-фундаменталистскую риторику и поддерживала конкурирующий
Северный альянс национальных меньшинств Афганистана, до сих пор
считающийся законной властью, но есть некоторые основания считать,
что, при определенных условиях, не исключается и признание режима
Исламского Эмирата талибов. В кругах экспертов, однако, распространены
мнения, что стабилизация обстановки в Афганистане, как и во всей
Центральной Азии, не соответствует российским интересам, ибо чревата
экономической и политической изоляцией.1
В афганской политике России есть немало очевидных
и менее очевидных измерений (гуманитарное, экономическое и др.).
Так, на российской территории на закате советской эпохи и уже в
постсоветские времена скопилось несколько сотен тысяч афганских
беженцев и мигрантов до сих пор не определенного статуса - неоспоримое
наследие недавней истории. Они превратились в "невидимое", игнорируемое
властями меньшинство, хотя переживают все катаклизмы российского
квазикапитализма наравне с большинством россиян, а фактически, в
правовом и моральном отношениях, и труднее их. Эта многотысячная
страта - одно из немногих сообществ афганской диаспоры, могущих
еще вернуться на родину и использовать там свой немалый и уникальный
опыт выживания в экстремальных условиях. Они же - своеобразный мост
будущего российско-афганского сотрудничества ХХI века. Несколько
неожиданным для неискушенного наблюдателя может показаться сибирский
ракурс российско-афганских отношений, - в действительности же обе
стороны имеют некоторый опыт межрегионального сотрудничества, который
может пригодиться в нынешних условиях децентрализации внешнеполитических
связей. Так, еще в 80-е гг. многие алтайские предприятия производственного
профиля, например, Алтайстрой, возглавляемый нынешним губернатором
края А.Суриковым, немало сделали для развития инфраструктуры и экономики
северных регионов Афганистана, в Барнауле обосновалось несколько
сотен этнических афганцев, посильно участвующих в местном малом
и среднем бизнесе. При нынешнем геополитическом положении России,
не имеющей с Афганистаном общей границы, Алтай оказывается одним
из ближайших, через полосу новых государств Центральной Азии, пунктов
будущего взаимодействия. Гигантский объем предстоящего восстановления
Афганистана усилиями всего международного сообщества предполагает
и участие российской стороны, - как исполнителя некоторых международных
и собственных проектов. Здесь мог бы пригодиться отлаженный алтайский
опыт молодежных строительных отрядов, - идею участия в безвозмездном
восстановлении Афганистана местные ветераны афганской экспедиции
высказывали еще в 80-е гг.
На государственном уровне Россия координирует афганское
направление своей внешней политики практически со всеми заинтересованными
сторонами, и прежде всего СНГ, - в рамках его полуэфемерных структур,
но более - по международной формуле (6 + 2), включающей три постсоветских
государства Центральной Азии, Иран, Пакистан, Китай, а также пару
Россия - США. Однако и предыдущие, и последний плод совместных усилий
группы "6+2" - Ташкентская декларация от 21 июля 1999 г.
"Об
основных принципах мирного решения конфликта в Афганистане"
- пока не дали желаемого эффекта - мира в Афганистане. Собственную
миротворческую активность в этом деле проявляет Туркменистан, даже
не имея общей границы, открытые хозяйственные связи налаживает с
режимом талибов Казахстан2, -
казахская дипломатия весьма недовольна своим положением второго
эшелона региональной афганской политики и даже готова выступать
здесь в тандеме с Пакистаном. Совершенно очевидно, что гармонизации
усилий стран - членов СНГ в их афганской политике мешают как их
специфические внутренние и внешнеполитические проблемы (перманентный
политический кризис в России, вспышки этно-политического противостояния
в Таджикистане, политико-религиозные эксцессы в Узбекистане и совсем
недавно - в Киргизстане), так и широкомасштабные проекты стратегического
освоения Большой Центральной Азии, осуществляемые Западом, прежде
всего США, а также самими ключевыми державами этого и соседних регионов,
по ряду позиций конкурирующие с СНГовскими и прямо или косвенно
препятствующие выработке солидарного решения афганской проблемы.
- A.Hyman, Russia, Central Asia
and The Taliban, in: Fundamentalism reborn ? Afghanistan and The
Taliban. Ed. by W.Maley, N.Y., 1998, p. 105. (назад)
- Там же, aug3o1999; Frontier
Post, March 6, 1999
|