Logo Центральная Азия - взгляд из Сибири
 

Лаборатория

Новости

Исторический архив

Община

Сегодня

Большой Алтай

Контакты

Выполненные и текущие проекты

В.С. Бойко
Китайские общины Западной Сибири в 1920-е - 1930-е годы: социально-политическая характеристика
Актуальные вопросы российско-китайских отношений: история и современность. Барнаул, АГУ, 2000, с. 24-33

 

В ряду наиболее актуальных проблем российско-китайских отношений важное место занимают трансграничные миграционные связи России и Китая: их давность и масштабы обусловлены уже самим сопредельным положением этих двух государств, а также объективными хозяйственно-экономическими факторами. В ряде эпизодов определенное влияние на их характер, направленность и алгоритм оказывала социально-политическая ситуация по обе стороны российско-китайской границы. Исторически сложилось так, что основной формулой миграционного взаимодействия России/СССР и Китая стало китайское присутствие в обширных районах российского Дальнего Востока и Сибири. Особенности этого присутствия, его социально-демографическая структура и другие параметры, а также возможные последствия требуют углубленного анализа. Элементом такого анализа могут стать и экскурсы в историю китайской иммиграции в Россию. Следует отметить, что эта проблематика до сих пор не получила должного внимания со стороны отечественных и зарубежных исследователей, прежде всего по причинам ее деликатности и малодоступности источников1 . В данном сообщении на основе материалов сибирских архивов предпринята попытка социального и, в меньшей степени, политического, "среза" ряда китайских общин Западной Сибири, городских и сельских, в том виде, в каком они сложились и существовали на протяжении 1920-х - 1930-х гг.

В конце XIX - начале XX вв. на территории Сибири находилось немногим более 40 тыс. китайцев, причем лишь очень малая их часть - на западе и юге этого гигантского региона. Ситуация заметно изменилась за годы первой мировой войны и последующий период 1920-х - 1930-х гг.: к крошечным китайским "островкам", разбросанным по крупным городам Западной Сибири, прибавились сотни, а затем тысячи рабочих-контрактников военного времени, отходников и др. Значительная их часть была целиком поглощена проблемами собственного выживания, другая прямо вовлекалась во внутрироссийское военно-политическое противостояние, вызванное октябрьскими событиями 1917 г. и глубоким кризисом в стране. Китайцы, в большинстве своем выходцы из низших социальных слоев, добровольно вступали в интернациональтные части 3-й и 5-й красных армий Восточного фронта и показали себя необычайно смелыми солддатами, чем снискали ненависть противника. Известны зверские расправы колчаковцев над пленными китайскими красноармейцами: зимой 1918 г. на станции Тюмень 200 человек были раздеты донага и этапированы в отдаленный лагерь, - в живых осталось лишь 40...2

Китайские подразделения входили и в состав гарнизонов ряда западносибирских городов: так, в 1920 г. в Омске находился китайский батальон под командованием Гао-Хай-Фына,3 его соотечественники случили в Омской ЧК.

Наличие значительного числа китайских мигрантов на территории России заставило российские власти и лидеров китайской общины решать эту проблему на общегосударственном уровне: еще в 1917 г. был создан Союз китайских граждан в России под руководством Лю Цзе-жуна. Он задумывался как временная структура, призванная обеспечить эвакуацию основной части китайцев на родину. Однако эвакуация затянулась, и новое руководство России решило перепрофилировать Союз, а именно, - превратить его в механизм контроля и большевизации десятков тысяч китайских мигрантов, могущих составить солидную базу революции на Востоке. С этой целью по мере восстановления советской власти представители НКИД РСФСР создавали отделения Союза китайских рабочих (новое название организации) в районах скопления китайцев. Так, в Омске устав такого союза был зарегистрирован Сибирской миссией НКИД уже 12 декабря 1919 г. (руководитель - Тын Вин-фун), а в 1920 г. подобные организации существовали в Новониколаевске (пред. - Ин Юй-цуан), Томске (пред. - Ван-Син-юан) и ряде других сибирских городов. Планировалось создать такой же союз в Семипалатинске, с членством в нем китайских граждан Барнаула и Бийска.4 20 апреля 1920 г. в Омске состоялся съезд представителей китайских рабочих союзов, на котором был избран ЦИК Союза китайских рабочих в Сибири. Главными целями этой организации провозглашались "сплочение, зашита и оказание помощи китайским рабочим, поддержка их законных прав и интересов в Советской России", содействие в нравственном и культурном развитии. В уставе союза особо подчеркивался его классовый характер: он был открыт лишь для рабочих и учащихся.5

Непосредственное, главным образом политическое, руководство китайской массой в Сибири осуществляла специальная секция восточных народов (ее китайский отдел), созданная летом 1920 г. при Сиббюро ЦК РКПб, также располагавшемся в тот момент в Омске. Секция стремилась поставить национальные рабочие союзы под строгий контроль и ответственность местных, национальных же, коммунистических ячеек, полагая, что "в эти союзы часто проникают спекулянтские элементы под видом рабочих ... Это следует в особенности сказать относительно китайцев".6 Но большевизация последних проходила с трудом: так, из 450 лиц этой национальности, проживавших в 1920 г. в Омске, лишь 33 были сочувствующими РКПб. Зимой 1921 г. представителем Центрального бюро китайских коммунистов Лин Чан-ли была предпринята попытка создать китайскую секцию при Омском губкоме РКПб (соответствующая секция Сиббюро была переведена к этому времени в Иркутск), но даже усиленная агитация позволила привлечь лишь 20 человек, и коммунистическая ячейка была сохранена на некоторое время при китайском рабочем союзе. Ее председателем был Ван Цжун-и, а наиболее видной фигурой - Ван Цзо-бин, председатель ЦИК Союза китайских рабочих в Сибири, член РКПб с 1919 г. Довольно скоро, к лету 1922 г., большая часть китайских коммунистов выехала за пределы Омска и даже Сибири.

К началу 1920-х гг. довольно устойчивые, хотя и немногочисленные, китайские колонии сформировались во многих городах и других населенных пунктах Западной Сибири. Так, на Алтае и прилегающих к нему районах группы китайцев чмсленностью от 20 до 100 человек проживали в Рубцовске, Славгороде, Бийске, Барнауле.7 Путь китайцев в Западную Сибирь был весьма непрост: многие были первоначально законтрактованы царским правительством для выполнения тяжелых военно-оборонительных работ в 1914 - 1917 гг. в европейской России, другие завербованы различными фирмами на крупные строительные, прежде всего железнодорожные проекты (Мурманская ж/д, Транссибирская магистраль и ее отдельные "ветки": Кулундинская и др.), кое-кто подавался на шахты, лесозаготовки, каменоломни и т.п. Лишь очень немногие начинали с челночной приграничной торговли, были и контрабандисты. Меньше всего проблем было с переходом границы, - в тот период она почти не охранялась, затем китайцы легализовывались в "своих" консульствах в Иркутске, Семипалатинске. По мере накопления китайцами опыта пребывания в России Западная Сибирь, и особенно такие крупные города региона, как Новосибирск и Барнаул, приобретали в их кругах репутацию места, где можно прожить, занимаясь "узелочной"8(лоточной) торговлей, бытовым обслуживанием местного населения (прачечные, фотоуслуги), кустарным трудом и т.д. Существенный прирост китайской (внешней и уже внутрироссийской) иммиграции в Западную Сибирь произошел в связи с проведением в России новой экономической политики (НЭПа). Китайцы одними из первых и весьма активно попытались воспользоваться относительной либерализацией экономического режима страны пребывания: они открывали галантерейные лавки, мастерские различного профиля, но вскоре, задохнувшись от налогового бремени, в массе своей вернулись к индивидуальной трудовой деятельности, либо были вынуждены на равных претендовать на рабочие места местного рынка труда. Так, в Барнауле они, помимо мелкооптовой и розничной торговли, занимались сапожным, зеркальным ремеслом, были бродячими фотографами, пополняли кадры предприятий-новостроек - меланжевого комбината и др. И, если в экономическом пространстве азиатского фронтира России китайцы испытывали определенные трудности, даже дискриминацию, явную или скрытую, то без особых проблем они интегрировались в местный социум демографически. Будучи по преимуществу однополой (мужской) иммигрантской группой, они, однако, не имели в Сибири матримониальных проблем: доступные документы фиксируют их прогрессирующую брачность с российскими партнершами (как вдовами первой мировой и гражданской войн, так и молодыми девушками). Дефицит местных мужчин, как следствие указанных обстоятельств, взаимная религиозно-психологическая и культурная толерантность китайцев и их партнерш, традиционное китайское чадолюбие даже по отношению к приемным детям, имидж работящего и в целом "положительного" человека позволили им адаптироваться в принимающем обществе, найти некую свою нишу.9

Следует отметить, что в течение первого десятилетия своего существования, то есть в период 1920-х гг., китайские общины были почти исключительно городским феноменом Западной Сибири. География их происхождения была исключительно широка: Пекин, провинции Хубэй, реже - Чжили, Синьцзян, но бесспорное первенство принадлежало выходцам из Шаньдуна, особенно г.Чифу. Самый точный адрес, который удалось восстановить - село Си-ю уезда Е-хян в Шаньдуне. Очевидно, по этому признаку можно предположить значимость земляческих и кровно-родственных связей для концентрации китайского иммигрантского элемента на западе Сибири.В дальнейшем стартовая структура китайского исхода в Сибирь изменилась под воздействием внутрикитайских и международных обстоятельств: поражения китайской революции 1925-27 гг., японской агрессии и др., за счет притока мигрантов (в том числе беженцев) из Маньчжурии и других наименее благополучных районов Китая.

Однако к середине и особенно к концу 1920-х гг. изменилась ситуация и в самом СССР: по нисходящей развивались свободно-рыночные отношения, ужесточался политический режим. Помимо обычных процедур регулярной перерегистрации многие китайцы, сохранявшие свое государственное подданство, подвергались административным и даже уголовным наказаниям (за нарушение визового режима, подделку документов и т.п.). Как следствие, активизировался процесс принятия китайскими иммигрантами советского гражданства: по переписи 1926 г. таковых в Сибири насчитывалось свыше 1400 человек, хотя число сохранивших национальный паспорт было в полтора раза выше. Еще в сентябре 1924 г. советским партийным и государственным органам было дано тайное указание не поддерживать союзы китайских рабочих, за их "враждебность к Советской власти и пролетарской революции", "национализм", а "китайцев вовлекать в наши нормальные профсоюзы по производственному принципу".10 Но, начав процесс ликвидации китайских рабочих союзов, советское государство должно было взять на себя и часть их функций социального характера. Пример тому - распоряжение Сибкрайкома ВКПб от 1 сентября 1928 г. крайотделу труда провести обследование условий труда китайцев, занятых по найму в кустарных предприятиях и одиночек-кустарей, и оказать поддержку этой категории работников.11

Демонтаж НЭПа и общее ухудшение экономической ситуации в СССР в конце 1920-х гг., нарастание административно-командных тенденций в политической жизни, наконец, советско-китайский конфликт 1929 г. на КВЖД поставили китайскую общину в затруднительное положение. Оно усугублялось и притоком новых иммигрантов - следствием нестабильности обстановки в самом Китае (переворот Чан Кайши и продолжение вялотекущей гражданской войны в конце 1920-х - 1930-е гг.). В конце 1920-х гг. в СССР прошла первая крупная волна арестов и судебных процессов, которая непосредственно коснулась и китайцев. Так, в Барнауле в сентябре 1929 г. была арестована группа из 8 человек, обвиняемых в шпионаже, а также в совершении других преступлений (контрабанда валютой и драгметаллами и др.). Уликами для таких серьезных обвинений послужило наличие у обвиняемых серебряных монет, "подозрительных" записей и личной переписки с соотечественниками в Сибири и Китае и т.п. Все они, в том числе и наиболее яркий представитель китайской общины Барнаула Ван-Лин-Тин,12 - были тогда приговорены к сравнительно небольшим срокам тюремного заключения, но окончательная расправа настигла их спустя 10 лет в ходе репрессий конца 1930-х гг.

Некоторые китайские общины возникли в Сибирском крае в 1930-е гг., и при весьма специфических обстоятельствах. Так, группа китайцев организовала под Новосибирском коммуну им.Сунь Ятсена по производству овощей. Местные органы квалифицировали ее как частное предприятие и своей налоговой политикой способствовали ее ликвидации. Бывшие коммунары попытались восстановить свое детище в 1936 г. в форме артели "Труд Китая" в поселке Тальменка близ Барнаула, - как признавался значительно позднее бывший поселковый голова, "артель эта действовала успешно, доход у нее был хороший. У них можно было достать дефицитную в то время водку, пиво". Но и этот проект оказался недолговечным, хотя по другим причинам, - лишь немногие его участники пережили этно-политические чистки, уже разворачивавшиеся тогда в стране.

Примерно по такой же модели возникали и разваливались китайские артели в Славгороде, Ключах, Завьялово, то есть преимущественно в сельской местности, где имелось необходимое сырье (как правило, китайцы создавали предприятия общественного питания, производили пищевую продукцию и фруктовые напитки, иногда - мороженое). Сюда устремлялся самостоятельно или административно высылался такой контингент, как массовые нарушители визового режима, интернированные солдаты армии марионеточного государства Маньчжоу-го и т.п. Община/поселение такого типа была ненадолго создана, например, в с.Усть-Курья Хабарского района Алтайского края.

Обвинения китайцев в политической неблагонадежности и в совершении преступлений, чаще всего мнимых, имели под собой некоторую почву: будучи, в известной степени, внешними наблюдателями, способными достаточно объективно взглянуть на советский социалистический эксперимент, закаленные в жизненных передрягах и отнюдь не пугливые иммигранты этой этнической группы не всегда скрывали свое критическое отношение к дефициту продуктов и промышленных товаров, их качеству и дороговизне, бюрократическим поборам вроде добровольно-принудительной подписки на государственнвые займы, хотя и сами в сложившейся ситуации отнюдь не выступали социальным эталоном. Будучи несколько дистанцированными от тогдашней системы политической индоктринации и советской системы в целом , они, вместе с тем, довольно легко принимали некоторые ее внешние формы (коммуны, артели и т.п.), фактически регулируя их своими национальными и конфессиональными традиционными нормами и обычаями. Мимикрируя ассимиляцию, а иногда и добровольно подвергаясь ей, китайская община Западной Сибири, весьма дисперсная по районам происхождения и расселения, характеру иных социальных связей, - стремительно маргинализировалась под воздействием целого ряда факторов, - к уже перечисленным следует добавить и фактическую невозможность ре-эмиграции в гоминьдановский Китай. Степень ее интегрированности с принимающим социумом на микро- (семья) и групповом уровнях (производственная, соседская ячейка), достигнутая к концу 1930-х гг., оказалась недостаточной для самосохранения и выживания в условиях массовых репрессий в СССР, цепи международных кризисов и войн. Вследствие этих катаклизмов она практически исчезла с этнической карты России и Сибири как значимый социо-демографический и культурный феномен, - даже многочисленное потомство китайских иммигрантов первых волн было в последующем значительно растворено в документально-бюрократической казуистике позднесталинской и пост-сталинской системы и многонациональной пестроте Сибирского края. В этом смысле начальная история и основные черты западно-сибирской части китайской диаспоры разительно отличаются от характеристик ее восточно-азиатских, американских и многих иных аналогов13 , а ее дальнейшее углубленное изучение призвано решить ряд важных проблем морального, собственно научного и прикладного характера, касающихся прошлого, настоящего и будущего российско-китайских межгосударственных и межрегиональных отношений, в интересах дальнейшего сотрудничества двух великих народов России и Китая.

 

 

 


  1. The initial version of this paper was presented at international conference "Actual Issues of Russian Chinese Relations" in October 1999 (Altai State University, Barnaul, Russia). В советской и пост-советской историографии данной проблемы основное внимание уделялось и уделяется китайской трудовой миграции на российский Дальний Восток, см., например: Соловьев Ф. Китайское отходничество на российский Дальний Восток в период капитализма. М., 1989, а также материалы А.Алепко, В.Дацышена и др. в сборнике "Диаспоры в историческом времени и пространстве". Иркутск, 1994. Современные сюжеты преимущественно восточно сибирского плана разрабатывает В.И.Дятлов: на недавней конференции "Сибирь в системе международных связей России" в Томске он проанализировал особенности новой китайской диаспоры в Сибири как фактора безопасности. О западносибирских маршрутах китайских мигрантов см. несколько работ автора данного сообщения и дипломный проект, выполненный под его руководством: Бойко В.С. Миграция китайцев в Западную Сибирь в первой трети ХХ в. - Вторая Дальневосточная конференция молодых историков. Владивосток, 1992; его же Национальные меньшинства восточного происхождения на Алтае - Национальная политика России и Алтая. Барнаул, 1991; Гордеева Н. Западная Сибирь в российско-китайских связях - Конференция, посвященная памяти Н.М.Ядринцева. Секция отечественной истоиии. Омск, 1992. Еще меньше соответствующих разработок в зарубежном мигрантоведении и синологии, - среди новейших хотелось бы отметить доклад китайского исследоваателя о китайских мигрантах в Сибири (Tion Zhang. The Present and Past of Overseas Chinese in Siberia) на 35-м международном конгрессе востоковедов (Будапешт, 1997) и The Encyclopedia of The Chinese Overseas, Chinese Heritage Centre (Singapure, 1999) со специальной статьей о китайской общине России. An excellent theoretical framework on the subject had been done by Adam McKewon in his recent article Coneptualizinf the Chinese Diasporas, Journal of Asian Studies, Spring 1999.(назад)
  2. Сибирские огни, 1935, N 1, с. 46 - 67 (назад)
  3. Здесь и далее в написании китайских имен сохранена орфография документов. (назад)
  4. Государственный архив Омской области (далее - ГАОО), ф. 26, оп.1, д. 157а, л. 238. В декабре 1920 г. в г.Петропавловске, входившем тогда в состав Омской губернии, был создан объединенный союз китайских и корейских рабочих. - ГАОО, ф. 32, оп. 1, д. 4, л. 7 (назад)
  5. ГАОО, ф. 26, оп. 1, д. 157, л 123 (назад)
  6. Партийный архив Омской области (далее - ПАОО, ныне - составная часть областного госархива), ф. 1, оп. 2, д 37, л. 48 - 48об(назад)
  7. См., например, данные по Рубцовску: Алтайский ежегодник за 1921-1922 хоз.год. Барнаул, 1923, с. 64-65; Рубцовский филиал Государственного архива Алтайского края (далее - ГААК), ф. 58, оп. 1, д. 21, л. 96об (назад)
  8. Выражение, используемое самими китайцами для обозначения типа их бизнеса. (назад)
  9. Китайцы практически всегда давали своему довольно многочисленному потомству, родившемуся в Сибири, русские имена, а в семейном и производственном обиходе некоторые и сами переходили целиком или частично на русскую патронимику ( Сергей Пантелеевич Радайкин вместо Ин-Хун-Чен, Иван Шабидо вместо Ша-Би-Дао, Михаил Тимофеевич Старцев и др. Некоторые иммигранты имели в Китае вторые семьи и оказывали им поддержку. Весьма редким явлением в этой среде был целибат (безбрачие): одинокими оставались либо иммигранты старшего возраста (60 и более лет) либо явные экономические аутсайдеры китайской общины.(назад)
  10. См.: Бойко В.С. Миграция китайцев в Западную Сибирь ... с. 101(назад)
  11. Партийный архив Новосибирской области (ПАНО, ныне также часть областного госархива), ф. 2, оп. 1, д. 2338, л. 89(назад)
  12. Ван-Лин-Тин - выходец из Шаньдуна, выучившийся мастерству зеркальщика в Харбине и освоивший там русский язык, был одним из тех, кто безусловно соответствовал характеристике китайцев как "культурного народа Восточной Азии" (С.Патканов): он самостоятельно расширял свои научные знания, знал эсперанто, подписывался на местную газету "Красный Алтай", вел личный бюджет, следил за своим здоровьем. Барнаульские чиновники (сначала в милиции, потом в земуправлении) препятствовали профессиональному росту одаренного иностранца, оставив ему лишь удел кустаря-одиночки - ему не помогла ни женитьба на русской женщине, ни принятие советского гражданства. В 1929 г. органы политического сыска "разглядели" в "Валентине Валентиновиче" шпиона-офицера китайской армии (3 года исправительно-трудовых лагерей). Расстрелян по ложному обвинению в 1938 г. См.: Отдел специальной документации Управления архивного дела Алтайского края - Special data collection at Altai regional archival department (Barnaul), File 6178, p. 113 - 114, etc., and File 6110, p. 35(назад)
  13. См. некоторые соображения покойной С.Р.Лайнгер об основных чертах китайских эмигрантских общин, их правовом статусе, связях с родиной и др. в ее книге: Из истории китайского эмигрантского движения. Середина XIX - XX вв. М., 1992.(назад)