Выполненные и
текущие проекты
В.С. Бойко
Китайские общины Западной
Сибири в 1920-е - 1930-е годы: социально-политическая характеристика
Актуальные вопросы российско-китайских отношений: история
и современность. Барнаул, АГУ, 2000, с. 24-33
В ряду наиболее актуальных проблем российско-китайских
отношений важное место занимают трансграничные миграционные связи
России и Китая: их давность и масштабы обусловлены уже самим сопредельным
положением этих двух государств, а также объективными хозяйственно-экономическими
факторами. В ряде эпизодов определенное влияние на их характер,
направленность и алгоритм оказывала социально-политическая ситуация
по обе стороны российско-китайской границы. Исторически сложилось
так, что основной формулой миграционного взаимодействия России/СССР
и Китая стало китайское присутствие в обширных районах российского
Дальнего Востока и Сибири. Особенности этого присутствия, его социально-демографическая
структура и другие параметры, а также возможные последствия требуют
углубленного анализа. Элементом такого анализа могут стать и экскурсы
в историю китайской иммиграции в Россию. Следует отметить, что эта
проблематика до сих пор не получила должного внимания со стороны
отечественных и зарубежных исследователей, прежде всего по причинам
ее деликатности и малодоступности источников1 .
В данном сообщении на основе материалов сибирских архивов предпринята
попытка социального и, в меньшей степени, политического, "среза"
ряда китайских общин Западной Сибири, городских и сельских, в том
виде, в каком они сложились и существовали на протяжении 1920-х
- 1930-х гг.
В конце XIX - начале XX вв. на территории Сибири
находилось немногим более 40 тыс. китайцев, причем лишь очень малая
их часть - на западе и юге этого гигантского региона. Ситуация заметно
изменилась за годы первой мировой войны и последующий период 1920-х
- 1930-х гг.: к крошечным китайским "островкам", разбросанным по
крупным городам Западной Сибири, прибавились сотни, а затем тысячи
рабочих-контрактников военного времени, отходников и др. Значительная
их часть была целиком поглощена проблемами собственного выживания,
другая прямо вовлекалась во внутрироссийское военно-политическое
противостояние, вызванное октябрьскими событиями 1917 г. и глубоким
кризисом в стране. Китайцы, в большинстве своем выходцы из низших
социальных слоев, добровольно вступали в интернациональтные части
3-й и 5-й красных армий Восточного фронта и показали себя необычайно
смелыми солддатами, чем снискали ненависть противника. Известны
зверские расправы колчаковцев над пленными китайскими красноармейцами:
зимой 1918 г. на станции Тюмень 200 человек были раздеты донага
и этапированы в отдаленный лагерь, - в живых осталось лишь 40...2
Китайские подразделения входили и в состав гарнизонов
ряда западносибирских городов: так, в 1920 г. в Омске находился
китайский батальон под командованием Гао-Хай-Фына,3
его соотечественники случили в Омской ЧК.
Наличие значительного числа китайских мигрантов
на территории России заставило российские власти и лидеров китайской
общины решать эту проблему на общегосударственном уровне: еще в
1917 г. был создан Союз китайских граждан в России под руководством
Лю Цзе-жуна. Он задумывался как временная структура, призванная
обеспечить эвакуацию основной части китайцев на родину. Однако эвакуация
затянулась, и новое руководство России решило перепрофилировать
Союз, а именно, - превратить его в механизм контроля и большевизации
десятков тысяч китайских мигрантов, могущих составить солидную базу
революции на Востоке. С этой целью по мере восстановления советской
власти представители НКИД РСФСР создавали отделения Союза китайских
рабочих (новое название организации) в районах скопления китайцев.
Так, в Омске устав такого союза был зарегистрирован Сибирской миссией
НКИД уже 12 декабря 1919 г. (руководитель - Тын Вин-фун), а в 1920
г. подобные организации существовали в Новониколаевске (пред. -
Ин Юй-цуан), Томске (пред. - Ван-Син-юан) и ряде других сибирских
городов. Планировалось создать такой же союз в Семипалатинске, с
членством в нем китайских граждан Барнаула и Бийска.4
20 апреля 1920 г. в Омске состоялся съезд представителей китайских
рабочих союзов, на котором был избран ЦИК Союза китайских рабочих
в Сибири. Главными целями этой организации провозглашались "сплочение,
зашита и оказание помощи китайским рабочим, поддержка их законных
прав и интересов в Советской России", содействие в нравственном
и культурном развитии. В уставе союза особо подчеркивался его классовый
характер: он был открыт лишь для рабочих и учащихся.5
Непосредственное, главным образом политическое,
руководство китайской массой в Сибири осуществляла специальная секция
восточных народов (ее китайский отдел), созданная летом 1920 г.
при Сиббюро ЦК РКПб, также располагавшемся в тот момент в Омске.
Секция стремилась поставить национальные рабочие союзы под строгий
контроль и ответственность местных, национальных же, коммунистических
ячеек, полагая, что "в эти союзы часто проникают спекулянтские элементы
под видом рабочих ... Это следует в особенности сказать относительно
китайцев".6 Но большевизация последних
проходила с трудом: так, из 450 лиц этой национальности, проживавших
в 1920 г. в Омске, лишь 33 были сочувствующими РКПб. Зимой 1921
г. представителем Центрального бюро китайских коммунистов Лин Чан-ли
была предпринята попытка создать китайскую секцию при Омском губкоме
РКПб (соответствующая секция Сиббюро была переведена к этому времени
в Иркутск), но даже усиленная агитация позволила привлечь лишь 20
человек, и коммунистическая ячейка была сохранена на некоторое время
при китайском рабочем союзе. Ее председателем был Ван Цжун-и, а
наиболее видной фигурой - Ван Цзо-бин, председатель ЦИК Союза китайских
рабочих в Сибири, член РКПб с 1919 г. Довольно скоро, к лету 1922
г., большая часть китайских коммунистов выехала за пределы Омска
и даже Сибири.
К началу 1920-х гг. довольно устойчивые, хотя и
немногочисленные, китайские колонии сформировались во многих городах
и других населенных пунктах Западной Сибири. Так, на Алтае и прилегающих
к нему районах группы китайцев чмсленностью от 20 до 100 человек
проживали в Рубцовске, Славгороде, Бийске, Барнауле.7
Путь китайцев в Западную Сибирь был весьма непрост: многие были
первоначально законтрактованы царским правительством для выполнения
тяжелых военно-оборонительных работ в 1914 - 1917 гг. в европейской
России, другие завербованы различными фирмами на крупные строительные,
прежде всего железнодорожные проекты (Мурманская ж/д, Транссибирская
магистраль и ее отдельные "ветки": Кулундинская и др.), кое-кто
подавался на шахты, лесозаготовки, каменоломни и т.п. Лишь очень
немногие начинали с челночной приграничной торговли, были и контрабандисты.
Меньше всего проблем было с переходом границы, - в тот период она
почти не охранялась, затем китайцы легализовывались в "своих" консульствах
в Иркутске, Семипалатинске. По мере накопления китайцами опыта пребывания
в России Западная Сибирь, и особенно такие крупные города региона,
как Новосибирск и Барнаул, приобретали в их кругах репутацию места,
где можно прожить, занимаясь "узелочной"8(лоточной)
торговлей, бытовым обслуживанием местного населения (прачечные,
фотоуслуги), кустарным трудом и т.д. Существенный прирост китайской
(внешней и уже внутрироссийской) иммиграции в Западную Сибирь произошел
в связи с проведением в России новой экономической политики (НЭПа).
Китайцы одними из первых и весьма активно попытались воспользоваться
относительной либерализацией экономического режима страны пребывания:
они открывали галантерейные лавки, мастерские различного профиля,
но вскоре, задохнувшись от налогового бремени, в массе своей вернулись
к индивидуальной трудовой деятельности, либо были вынуждены на равных
претендовать на рабочие места местного рынка труда. Так, в Барнауле
они, помимо мелкооптовой и розничной торговли, занимались сапожным,
зеркальным ремеслом, были бродячими фотографами, пополняли кадры
предприятий-новостроек - меланжевого комбината и др. И, если в экономическом
пространстве азиатского фронтира России китайцы испытывали определенные
трудности, даже дискриминацию, явную или скрытую, то без особых
проблем они интегрировались в местный социум демографически. Будучи
по преимуществу однополой (мужской) иммигрантской группой, они,
однако, не имели в Сибири матримониальных проблем: доступные документы
фиксируют их прогрессирующую брачность с российскими партнершами
(как вдовами первой мировой и гражданской войн, так и молодыми девушками).
Дефицит местных мужчин, как следствие указанных обстоятельств, взаимная
религиозно-психологическая и культурная толерантность китайцев и
их партнерш, традиционное китайское чадолюбие даже по отношению
к приемным детям, имидж работящего и в целом "положительного" человека
позволили им адаптироваться в принимающем обществе, найти некую
свою нишу.9
Следует отметить, что в течение первого десятилетия
своего существования, то есть в период 1920-х гг., китайские общины
были почти исключительно городским феноменом Западной Сибири. География
их происхождения была исключительно широка: Пекин, провинции Хубэй,
реже - Чжили, Синьцзян, но бесспорное первенство принадлежало выходцам
из Шаньдуна, особенно г.Чифу. Самый точный адрес, который удалось
восстановить - село Си-ю уезда Е-хян в Шаньдуне. Очевидно, по этому
признаку можно предположить значимость земляческих и кровно-родственных
связей для концентрации китайского иммигрантского элемента на западе
Сибири.В дальнейшем стартовая структура китайского исхода в Сибирь
изменилась под воздействием внутрикитайских и международных обстоятельств:
поражения китайской революции 1925-27 гг., японской агрессии и др.,
за счет притока мигрантов (в том числе беженцев) из Маньчжурии и
других наименее благополучных районов Китая.
Однако к середине и особенно к концу 1920-х гг.
изменилась ситуация и в самом СССР: по нисходящей развивались свободно-рыночные
отношения, ужесточался политический режим. Помимо обычных процедур
регулярной перерегистрации многие китайцы, сохранявшие свое государственное
подданство, подвергались административным и даже уголовным наказаниям
(за нарушение визового режима, подделку документов и т.п.). Как
следствие, активизировался процесс принятия китайскими иммигрантами
советского гражданства: по переписи 1926 г. таковых в Сибири насчитывалось
свыше 1400 человек, хотя число сохранивших национальный паспорт
было в полтора раза выше. Еще в сентябре 1924 г. советским партийным
и государственным органам было дано тайное указание не поддерживать
союзы китайских рабочих, за их "враждебность к Советской власти
и пролетарской революции", "национализм", а "китайцев вовлекать
в наши нормальные профсоюзы по производственному принципу".10
Но, начав процесс ликвидации китайских рабочих союзов, советское
государство должно было взять на себя и часть их функций социального
характера. Пример тому - распоряжение Сибкрайкома ВКПб от 1 сентября
1928 г. крайотделу труда провести обследование условий труда китайцев,
занятых по найму в кустарных предприятиях и одиночек-кустарей, и
оказать поддержку этой категории работников.11
Демонтаж НЭПа и общее ухудшение экономической ситуации
в СССР в конце 1920-х гг., нарастание административно-командных
тенденций в политической жизни, наконец, советско-китайский конфликт
1929 г. на КВЖД поставили китайскую общину в затруднительное положение.
Оно усугублялось и притоком новых иммигрантов - следствием нестабильности
обстановки в самом Китае (переворот Чан Кайши и продолжение вялотекущей
гражданской войны в конце 1920-х - 1930-е гг.). В конце 1920-х гг.
в СССР прошла первая крупная волна арестов и судебных процессов,
которая непосредственно коснулась и китайцев. Так, в Барнауле в
сентябре 1929 г. была арестована группа из 8 человек, обвиняемых
в шпионаже, а также в совершении других преступлений (контрабанда
валютой и драгметаллами и др.). Уликами для таких серьезных обвинений
послужило наличие у обвиняемых серебряных монет, "подозрительных"
записей и личной переписки с соотечественниками в Сибири и Китае
и т.п. Все они, в том числе и наиболее яркий представитель китайской
общины Барнаула Ван-Лин-Тин,12
- были тогда приговорены к сравнительно небольшим срокам тюремного
заключения, но окончательная расправа настигла их спустя 10 лет
в ходе репрессий конца 1930-х гг.
Некоторые китайские общины возникли в Сибирском
крае в 1930-е гг., и при весьма специфических обстоятельствах. Так,
группа китайцев организовала под Новосибирском коммуну им.Сунь Ятсена
по производству овощей. Местные органы квалифицировали ее как частное
предприятие и своей налоговой политикой способствовали ее ликвидации.
Бывшие коммунары попытались восстановить свое детище в 1936 г. в
форме артели "Труд Китая" в поселке Тальменка близ Барнаула, - как
признавался значительно позднее бывший поселковый голова, "артель
эта действовала успешно, доход у нее был хороший. У них можно было
достать дефицитную в то время водку, пиво". Но и этот проект оказался
недолговечным, хотя по другим причинам, - лишь немногие его участники
пережили этно-политические чистки, уже разворачивавшиеся тогда в
стране.
Примерно по такой же модели возникали и разваливались
китайские артели в Славгороде, Ключах, Завьялово, то есть преимущественно
в сельской местности, где имелось необходимое сырье (как правило,
китайцы создавали предприятия общественного питания, производили
пищевую продукцию и фруктовые напитки, иногда - мороженое). Сюда
устремлялся самостоятельно или административно высылался такой контингент,
как массовые нарушители визового режима, интернированные солдаты
армии марионеточного государства Маньчжоу-го и т.п. Община/поселение
такого типа была ненадолго создана, например, в с.Усть-Курья Хабарского
района Алтайского края.
Обвинения китайцев в политической неблагонадежности
и в совершении преступлений, чаще всего мнимых, имели под собой
некоторую почву: будучи, в известной степени, внешними наблюдателями,
способными достаточно объективно взглянуть на советский социалистический
эксперимент, закаленные в жизненных передрягах и отнюдь не пугливые
иммигранты этой этнической группы не всегда скрывали свое критическое
отношение к дефициту продуктов и промышленных товаров, их качеству
и дороговизне, бюрократическим поборам вроде добровольно-принудительной
подписки на государственнвые займы, хотя и сами в сложившейся ситуации
отнюдь не выступали социальным эталоном. Будучи несколько дистанцированными
от тогдашней системы политической индоктринации и советской системы
в целом , они, вместе с тем, довольно легко принимали некоторые
ее внешние формы (коммуны, артели и т.п.), фактически регулируя
их своими национальными и конфессиональными традиционными нормами
и обычаями. Мимикрируя ассимиляцию, а иногда и добровольно подвергаясь
ей, китайская община Западной Сибири, весьма дисперсная по районам
происхождения и расселения, характеру иных социальных связей, -
стремительно маргинализировалась под воздействием целого ряда факторов,
- к уже перечисленным следует добавить и фактическую невозможность
ре-эмиграции в гоминьдановский Китай. Степень ее интегрированности
с принимающим социумом на микро- (семья) и групповом уровнях (производственная,
соседская ячейка), достигнутая к концу 1930-х гг., оказалась недостаточной
для самосохранения и выживания в условиях массовых репрессий в СССР,
цепи международных кризисов и войн. Вследствие этих катаклизмов
она практически исчезла с этнической карты России и Сибири как значимый
социо-демографический и культурный феномен, - даже многочисленное
потомство китайских иммигрантов первых волн было в последующем значительно
растворено в документально-бюрократической казуистике позднесталинской
и пост-сталинской системы и многонациональной пестроте Сибирского
края. В этом смысле начальная история и основные черты западно-сибирской
части китайской диаспоры разительно отличаются от характеристик
ее восточно-азиатских, американских и многих иных аналогов13
, а ее дальнейшее углубленное изучение призвано решить ряд важных
проблем морального, собственно научного и прикладного характера,
касающихся прошлого, настоящего и будущего российско-китайских межгосударственных
и межрегиональных отношений, в интересах дальнейшего сотрудничества
двух великих народов России и Китая.
- The initial version of this
paper was presented at international conference "Actual Issues
of Russian Chinese Relations" in October 1999 (Altai State University,
Barnaul, Russia). В советской и пост-советской историографии данной
проблемы основное внимание уделялось и уделяется китайской трудовой
миграции на российский Дальний Восток, см., например: Соловьев
Ф. Китайское отходничество на российский Дальний Восток в период
капитализма. М., 1989, а также материалы А.Алепко, В.Дацышена
и др. в сборнике "Диаспоры в историческом времени и пространстве".
Иркутск, 1994. Современные сюжеты преимущественно восточно сибирского
плана разрабатывает В.И.Дятлов: на недавней конференции "Сибирь
в системе международных связей России" в Томске он проанализировал
особенности новой китайской диаспоры в Сибири как фактора безопасности.
О западносибирских маршрутах китайских мигрантов см. несколько
работ автора данного сообщения и дипломный проект, выполненный
под его руководством: Бойко В.С. Миграция китайцев в Западную
Сибирь в первой трети ХХ в. - Вторая Дальневосточная конференция
молодых историков. Владивосток, 1992; его же Национальные меньшинства
восточного происхождения на Алтае - Национальная политика России
и Алтая. Барнаул, 1991; Гордеева Н. Западная Сибирь в российско-китайских
связях - Конференция, посвященная памяти Н.М.Ядринцева. Секция
отечественной истоиии. Омск, 1992. Еще меньше соответствующих
разработок в зарубежном мигрантоведении и синологии, - среди новейших
хотелось бы отметить доклад китайского исследоваателя о китайских
мигрантах в Сибири (Tion Zhang. The Present and Past of Overseas
Chinese in Siberia) на 35-м международном конгрессе востоковедов
(Будапешт, 1997) и The Encyclopedia of The Chinese Overseas, Chinese
Heritage Centre (Singapure, 1999) со специальной статьей о китайской
общине России. An excellent theoretical framework on the subject
had been done by Adam McKewon in his recent article Coneptualizinf
the Chinese Diasporas, Journal of Asian Studies, Spring 1999.(назад)
- Сибирские огни, 1935, N 1,
с. 46 - 67 (назад)
- Здесь и далее в написании
китайских имен сохранена орфография документов. (назад)
- Государственный архив Омской
области (далее - ГАОО), ф. 26, оп.1, д. 157а, л. 238. В декабре
1920 г. в г.Петропавловске, входившем тогда в состав Омской губернии,
был создан объединенный союз китайских и корейских рабочих. -
ГАОО, ф. 32, оп. 1, д. 4, л. 7 (назад)
- ГАОО, ф. 26, оп. 1, д. 157,
л 123 (назад)
- Партийный архив Омской области
(далее - ПАОО, ныне - составная часть областного госархива), ф.
1, оп. 2, д 37, л. 48 - 48об(назад)
- См., например, данные по Рубцовску:
Алтайский ежегодник за 1921-1922 хоз.год. Барнаул, 1923, с. 64-65;
Рубцовский филиал Государственного архива Алтайского края (далее
- ГААК), ф. 58, оп. 1, д. 21, л. 96об (назад)
- Выражение, используемое самими
китайцами для обозначения типа их бизнеса. (назад)
- Китайцы практически всегда
давали своему довольно многочисленному потомству, родившемуся
в Сибири, русские имена, а в семейном и производственном обиходе
некоторые и сами переходили целиком или частично на русскую патронимику
( Сергей Пантелеевич Радайкин вместо Ин-Хун-Чен, Иван Шабидо вместо
Ша-Би-Дао, Михаил Тимофеевич Старцев и др. Некоторые иммигранты
имели в Китае вторые семьи и оказывали им поддержку. Весьма редким
явлением в этой среде был целибат (безбрачие): одинокими оставались
либо иммигранты старшего возраста (60 и более лет) либо явные
экономические аутсайдеры китайской общины.(назад)
- См.: Бойко В.С. Миграция китайцев
в Западную Сибирь ... с. 101(назад)
- Партийный архив Новосибирской
области (ПАНО, ныне также часть областного госархива), ф. 2, оп.
1, д. 2338, л. 89(назад)
- Ван-Лин-Тин - выходец из
Шаньдуна, выучившийся мастерству зеркальщика в Харбине и освоивший
там русский язык, был одним из тех, кто безусловно соответствовал
характеристике китайцев как "культурного народа Восточной Азии"
(С.Патканов): он самостоятельно расширял свои научные знания,
знал эсперанто, подписывался на местную газету "Красный Алтай",
вел личный бюджет, следил за своим здоровьем. Барнаульские чиновники
(сначала в милиции, потом в земуправлении) препятствовали профессиональному
росту одаренного иностранца, оставив ему лишь удел кустаря-одиночки
- ему не помогла ни женитьба на русской женщине, ни принятие советского
гражданства. В 1929 г. органы политического сыска "разглядели"
в "Валентине Валентиновиче" шпиона-офицера китайской армии (3
года исправительно-трудовых лагерей). Расстрелян по ложному обвинению
в 1938 г. См.: Отдел специальной документации Управления архивного
дела Алтайского края - Special data collection at Altai regional
archival department (Barnaul), File 6178, p. 113 - 114, etc.,
and File 6110, p. 35(назад)
- См. некоторые соображения покойной
С.Р.Лайнгер об основных чертах китайских эмигрантских общин, их
правовом статусе, связях с родиной и др. в ее книге: Из истории
китайского эмигрантского движения. Середина XIX - XX вв. М., 1992.(назад)
|