События 11 сентября 2001 г. немедленно оказали и продолжают оказывать
серьезное влияние на процесс разработки и осуществления американской
политики в Центральной Азии. Впервые за многие годы особое и в
значительной степени самостоятельное направление в ней заняла
афганская проблематика, которая быстро приобрела новые горизонтальные
и вертикальные измерения, охватив в той или иной степени не только
практически-политическую, научно-аналитическую, но и образовательную,
информационно-пропагандистскую и иные социальные подсистемы жизни
американского общества.
События 11 сентября захватили многих, даже американских востоковедов,
врасплох: на занятиях в университетах мало кто мог что-либо внятное
сказать об Афганистане и афганских делах, переданных американцами
много лет назад почти целиком в руки Пакистана, Саудовской Аравии
и др. Следует отметить, что к данному моменту в США имелся только
один центр, целиком специализирующийся на Афганистане - в провинциальном
университете г.Омаха в штате Небраска. В 1980-х гг. именно здесь,
в Омахе, готовились кадры для будущего "постсоветского" Афганистана,
в больших количествах готовилась и издавалась учебная и иная литература,
переправляемая затем непосредственно в Афганистан, выпускался
единственный в своем роде журнал "Афганские исследования". Однако
к середине 1990-х гг. центр почти лишился государственной финансовой
поддержки1 и существовал
скорее на бумаге, хотя его директор Т.Гуттьер неоднократно выполнял
важные поручения вашингтонской администрации. Здесь же, в Омахе, обосновался
и активно выступал по афганской проблематике бывший специальный
представитель США при правительстве моджахедов П.Томсен.
Падение публичного интереса американских политиков и общественности
к афганской проблематике не означало, что работа на этом направлении
не проводилась вовсе: в Пешаваре (Пакистан) оставался офис [омахинского]
Центра исследования Афганистана, сбор и анализ различных материалов
по этой стране проводили многочисленные неправительственные организации.
Координирующую роль в этой многоплановой работе выполняло агентство
ACBAR (директор - Н.Дюпре, вдова классика американской афганистики,
профессора Л.Дюпре (1925-1989).
Но сейчас в США особенно остро осознается необходимость изучения
этой актуальной проблематики и создания/воссоздания соответствующей
институциональной инфраструктуры (программ, центров). За минувшие
недели ведущими научными центрами востоковедческого профиля была
проведена большая работа по анализу корней происшедшей трагедии
и современной ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе
в Афганистане, в срочном порядке создаются специальные программы,
отдельные рабочие места, в учебные программы вводятся специальные
курсы. Так, например, поступили в Гарвардском университете, где
афганская проблематика традиционно игнорировалась годами, несмотря
на наличие специальных профильных учебно-научных структур (Центра
исследования Среднего Востока и Форума исследования Центральной
Азии): теперь опытнейший специалист, заведующий кафедрой антропологии
Бостонского университета профессор Т.Барфилд будет вести спецкурс
по этой стране для студентов Гарварда, видеозапись которого будет
доступна всем интересующимся. В Школе управления им. Дж.Кеннеди -
одном из крупнейших подразделений того же Гарварда, - разрабатывается
программа послевоенного переустройства Афганистана.
Резко возрос объем центрально-азиатской и собственно афганской
проблематики в американских медиа, особенно на телевидении, причем
информация такого рода носит не только новостной и аналитический,
но и образовательно-пропагандистский характер. Определенный эмоционально-психологический
(мобилизационно-патриотический) фон создается многочисленными
телефильмами милитаристского содержания.
Но американские эксперты (например, специалист по Кавказу Дж.Коларуссо,
некоторое время консультировавший вашингтонскую администрацию),
сетуют на то, что власти годами не особенно прислушивались к ним,
а во внешней политике послевьетнамской эры преобладал финансовый
интерес. Ныне, полагают они, пришло время рассмотреть и другие
измерения международной политики, имея при этом в виду, что нынешние
чрезвычайные риски содержат в себе и не менее чрезвычайные
возможности как на внешней, так и на внутренней арене (сплочение
нации и др.). Один из наиболее активных и квалифицированных специалистов
по Центральной Азии, Дж.Шоберлайн (президент Общества изучения
Центральной Евразии и директор Форума исследования Центральной
Азии Гарвардского университета, несколько лет руководивший Группой
по изучению кризисов в Ошской и Ферганской долинах) предупреждает,
однако, что Центральная Азия √ это место, где имеют свои интересы
многие государства и что США могут совершить ошибку, подобную
той, которую допустил СССР в Афганистане: "бросить" этот регион.
Вообще, учет советского опыта в Афганистане и российского в Чечне -
один из лейтмотивов ведущихся дискуссий, как и тезис о международной
коалиции против терроризма, сопровождаемый, однако, немалым числом
оговорок. Но часть американцев, как в интеллектуальной среде,
так и "на улицах", все же готова оперировать понятиями "Россия -
союзник" и т.п. Некий подъем, попытка принять новые внутренние
и мировые реалии не могут заслонить и довольно распространенного
пессимизма, а иногда - и "ответного" экстремизма в США. Так, во
второй половине сентября нелегко пришлось представителям афганской
общины Нью-Йорка, - многим пришлось на время исчезнуть, для охраны
мечетей в пригородах Нью-Йорка, традиционно посещаемых афганцами,
пришлось привлечь наряды полиции. Угрозам подверглись хозяева
и персонал афганских ресторанов и других мест обслуживания и бизнеса.2
Но преимущественно эмоциональная, нервная реакция американских
обывателей - не единственное следствие сентябрьской трагедии.
В кругах экспертов и общественности, особенно среди молодежи,
слышны критические голоса и мнения по целому ряду принципиальных
проблем. Жесткие оценки даются не только нынешним действиям президента
Дж.Буша, но и его личностному и профессиональному потенциалу,
заметно убывает общий патриотический настрой по мере удаления
от политических центров - Нью-Йорка и Вашингтона. Нередки и антивоенные
действия: так, жители г.Мэдисон (штат Висконсин на среднем западе
США) устроили в конце сентября начале октября 2001 г. несколько
митингов под лозунгами "Нет войне!" и "Гибнут невинные люди!".
Их участники призывали не поддерживать слепо военную акцию, -
единственный метод действия, избранный администрацией. Действия
же террористов они расценивали как одно из следствий прошлых внешнеполитических
решений самой администрации. Те, кто поддерживает военную акцию
США, боясь выглядеть нелояльными по отношению к центру, срочно
организовали контрмитинг3.
Воинственность американской политики в Афганистане воспринимается
и в самих США, и в мире как естественный, но отнюдь не безальтернативный
стратегический курс, чреватый тяжелыми и непредсказуемыми последствиями.
Собственно военная акция, как известно, сопровождается целым рядом
мер политического, экономического, научно-/образовательно-организационного
характера, пропагандистской кампанией. Проводя эти меры, американская
администрация не избавилась от целого ряда прежних стереотипов
внешнеполитического поведения, на что ей уже осторожно указывают
некоторые союзники, в том числе Великобритания, устами своего
министра иностранных дел Дж.Строу выступающая за выработку "ясной
программы переустройства Афганистана" и других "неудавшихся" государств.
Действительно, есть немало свидетельств бесцеремонности американцев
при разработке схем и формул будущей власти в Афганистане, в том
числе и их персонального "наполнения" - факт, доподлинно известный
из разных источников и косвенно осуждаемый самими же представителями
американской стороны. "Мы должны поощрять процесс создания нового
правительства..., но не создавать его непосредственно"4
- заявил Ф.Старр, директор ведущего экспертного учреждения по
обсуждаемому профилю - Института Центральной Азии и Кавказа университета
Дж.Гопкинса в Вашингтоне.
Но США - в некотором смысле заложники нарастающего политико-религиозного
конфликта в Пакистане, пуштунское население которого и особенно
многочисленные исламисты, тесно связанные идейно и экономически
с режимом талибов, не позволят отдать решение афганского вопроса
и вообще сдать афганцев в руки американцев и других членов предполагаемой,
но пока весьма условной международной коалиции. США не могут игнорировать
наличие и других, внутриафганских факторов, в частности, того,
что у талибов все же есть немало сторонников в стране. Однако
у американцев есть пространство для маневра: они, во-первых,
фактически на протяжении существования движения талибан и режима
талибов поддерживали с ним контакты на различных уровнях, несмотря
на воинственную риторику, санкции и пр., чего почти неудавалось
сделать России; во-вторых, они могут объяснить свое лоббирование
умеренных талибов тем, что некогда оставили этих "малоопытных
парней" один на один с гигантскими проблемами страны и такими
ненадежными кураторами, как Пакистан.
Стратегическая задача США - экономическое, военное и культурно-идеологическое
закрепление в данном регионе под лозунгами взаимодополняемости,
"взаимной необходимости", распространения демократических ценностей
и др., под предлогом борьбы с международным терроризмом, остатками
"российского колониализма" и отсталости. В свой "второй приход"
в Центральную Азию (первый произошел в начале 1990-х гг.) США
и их союзники будут гораздо терпеливее по отношению к особенностям
психологии местного населения и элит, попытаются оптимально использовать
накопленный опыт и кадры и развернут углубленную подготовку нового
поколения экспертов и специалистов по региону как из числа своих
граждан, так и из числа самих центрально азиатов. Следует ожидать
резкого увеличения программ военной, менеджерской подготовки и
переподготовки, базового обучения азиатской молодежи в американских
университетах и создания новых учебных заведений под американским
финансовым и организационным патронажем непосредственно в Центральной
Азии.
Особое внимание будет уделяться Узбекистану, в котором определенный
оптимизм американцам внушает слабость сепаратизма, несколько компенсирующая
даже авторитаризм действующего режима и происки исламистской оппозиции.
Кроме того, Узбекистан оказался главным заложником нынешнего кризиса
в Центральной Азии, открыто, хотя и вынужденно шагнув в ряды антитеррористической
коалиции, возглавляемой США. Однако императивное покровительство
США он может сбалансировать укреплением связей с Россией, также
поставленной в жесткие рамки внешнеполитического поведения долголетними
приоритетами своей афганской политики. Однако это произойдет лишь
в результате дальнейшего, в том числе и военного взаимодействия
Узбекистана с Россией, его большей вовлеченности в афганский конфликт
на стороне Северного альянса, по крайней мере, узбекских формирований
А.Дустума. Но цена узбекско-американского сотрудничества, особенно
в долгосрочной перспективе, будет немалой для обеих сторон: для
США это - участие в подъеме узбекской экономики, принципиальное
согласие на консервацию режима И.Каримова, для Узбекистана - политическое,
дипломатическое и иное обеспечение долговременного американского
присутствия в стране и регионе. Это сотрудничество при определенных
условиях может даже вылиться в форму двустороннего договора с
весьма обязывающими статьями в духе союзнического альянса, обеспечивающего
американо-узбекскую гегемонию в Центральной Азии.
Серьезным препятствующим фактором на пути складывания такого,
заведомо неравноправного альянса может стать лишь Казахстан, -
его экономическое тяготение к России, наличие значительного русского/русскоязычного
населения и особенности геополитического положения могут послужить
основой для альтернативного регионального сценария, в котором
укрепляющаяся Россия и потенциально сильный Казахстан могут стать
противовесом американской гегемонии в Центральной Азии. Но такое
развитие событий во многом зависит от самой казахской элиты и
лично президента Н.Назарбаева, ив меньшей степени - от России.
Сотрудничество Казахстана с США вряд ли пойдет в среднесрочной
перспективе дальше сотрудничества в духе стратегического партнерства
по общим направлениям международной политики, хозяйственного взаимодействия.
Однако США сделают все, чтобы приблизить к себе через программы
переподготовки местный (коренной) военный корпус.
Кыргызстан - ограниченное, но, быть может, потому и самое перспективное
пространство осуществления американской модели всестороннего сотрудничества
с Центральной Азией - туда будут направляться солидные средства
для создания некоего плацдарма американского политического и
культурного влияниячерез всякого рода проекты демократического
развития и субсидии для обучения/профессиональной подготовки молодого
поколения одной из наиболее русифицированных республик данного
региона.
В целом же в нынешних условиях и в среднесрочной перспективе
собственная внешнеполитическая линия государств Центральной Азии
может существенно диверсифицироваться. В ряде эпизодов она может
стать более сбалансированной, учитывающей процесс медленной, но
неуклонной стабилизации России и одновременно - обнаружившиеся
слабости внутреннего положения и геополитического поведения США.
В этом смысле можно прогнозировать возможность интеграционных
процессов в рамках СНГ, чем должна воспользоваться Россия, восстанавливая
свое присутствие (особенно культурно-образовательное и научное)
на постсоветском пространстве и всемерно развивая межрегиональное,
особенно приграничное сотрудничество с соседями - членами СНГ,
а также Китаем и Монголией.
Однако определяющей линией государств
Центральной Азии может стать нарастающий прагматизм (стремление
к торгу и т.п.) и использование нынешних слабостей США и Запада
в целом, скрытых и явных противоречий внутри западного сообщества,
между Западом и Востоком, Западом и Россией и др., а следовательно -
некоторое повышение их международной роли.
Россия же в последние годы и в сегодняшней ситуации сознательно
сузила спектр своих действий на афганском направлении: она, в
частности, очень осторожно реагировала на попытки Пакистана к
сближению и слишком откровенно, даже вызывающе ассоциировалась
и ассоциируется с Северным альянсом, затрудняя тем самым и себе,
и даже, возможно, своим партнерам выработку стратегии и тактики
афганского умиротворения.
"Трещины" и российской, и американской политики относительно
Афганистана скажутся уже в ближайшем будущем, но высокие риски
США отчасти базируются на возможных экономических выгодах превращения
умиротворенного Афганистана в транзитный маршрут центрально-азиатского
газа и каспийской нефти в Южную и Восточную Азию,5
а Россия рискует лишиться сразу многого, в том числе и нынешних,
и без того не очень прочных позиций в постсоветской Центральной
Азии. В этой ситуации необходимо налаживание и поддержание контактов
с наиболее широким кругом субъектов военно-политической борьбы
в Афганистане, доступными для взаимодействия кругами всемирной
афганской диаспоры (в том числе на Западе и в Пакистане), интенсивный
диалог со всеми государствами Центральной, а также Южной Азии,
Турцией и, не в меньшей степени, - европейцами, прежде всего представителями
Германии. Разумеется, императивом афганской политики России должна
оставаться координация действий с США в рамках новых парадигм
двусторонних отношений и вызовов современности.
Срочного развития требуют связи России с государствами Центральной
Азии, особенно с Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном: культурные,
образовательные и др., в частности, выделение средств на совместные
исследования, поездки/стажировки российских ученых, преподавателей,
обмены в рамках межгосударственных, межрегиональных, межведомственных, межвузовских
и пр. программ, расширение информационных зон взаимодействия и
сотрудничества. Этот ресурс сближения России и центрально-азиатских
государств уступает по значимости экономическому и некоторым другим
направлениям восстановления климата доверия на постсоветском пространстве,
но он до сих пор практически не задействован ни властными структурами,
ни общественностью России. Требуется провести ряд мер научно-информационного
характера по проблематике Афганистана и Центральной Азии, призванных
повысить уровень осведомленности россиян и общественности соседних
государств по ряду основных сюжетов прошлого и настоящего этого
региона, российской и мировой политики в нем (специальная литература,
спецвыпуски профильных журналов, информационно-аналитические радио-
и телепередачи и др.), способствуя тем самым восстановлению авторитета
российской афганистики, а также развитию новых научных дисциплин,
таких, как комплексное изучение Центральной Азии.