В.С. Бойко
Афганистан в судьбе и творчестве
Ричарда Фрая
Россия, Сибирь и Центральная
Азия: взаимодействие народов и культур. Барнаул, БГПУ, 1999
Автор выражает глубокую признательность
профессору Р.Фраю за любезно предоставленные неопубликованные биографические
и другие материалы, а также за возможность ознакомиться с его личным
архивом, хранящимся в Гарвардском университете.
В ряду выдающихся востоковедов новейшего времени видное
место занимает Ричард Нельсон Фрай, ныне почетный профессор Гарвардского
университета. Р.Фрай родился 10 января 1920 г. в США в семье шведских
эмигрантов, и его приобщение к Востоку было случайным, но судьбоносным:
двенадцатилетний подросток из маленького городка Дэнвилль, штат
Иллинойс, увидел в местном книжном магазинчике книгу Г.Лэмба о Тамерлане
и был навсегда очарован экзотикой дальних миров. К двадцати с небольшим
годам он получил фундаментальное востоковедческое образование. Первой
ступенькой на этом пути стал университет его родного Иллинойса,
- здесь Р.Фрай изучал еврейский и греческий языки. Летом 1938 г.
он перебрался в Принстон, - тамошний университет был в то время
единственным в США местом, где преподавались персидский и турецкий
языки, открывшие молодому востоковеду мир Центральной Азии. Но восточной
окраиной этого гигантского региона был Китайский Туркестан, и в
1939 г. Фрай, ставший уже студентом Гарварда, по совету директора
Йеньчиньского института изучения Восточной Азии Сергея Елисеева1
принимается за классический китайский. С этого
момента и началась его гарвардская эпопея, продолжающаяся, с перерывами,
уже более 60 лет: здесь в 1946 г. он защитил докторскую диссертацию
по средневековой истории Бухары, чуть позже начал преподавать комплекс
дисциплин Среднего Востока, с 1958 г. и до недавнего времени занимал
престижную должность профессора иранистики, специально учрежденную
фондом Ага -хана.
В профессиональную судьбу Р.Фрая внесла свои коррективы
вторая мировая война: в декабре 1941 г., через несколько дней после
нападения Японии на США, он был командирован в Вашингтон, где в
структуре научно-аналитического отдела управления стратегического
планирования американской армии срочно создавался афганский сектор
("стол"). С лета 1942 по 1944 гг. Р.Фрай - в Афганистане, служебные
дела он совмещает с преподаванием в лицее "Хабибия", тогда главном
учебном заведении афганской столицы. Сравнительно недолгое, но культурно
и профессионально насыщенное пребывание в этой стране позволило
ему, востоковеду классического профиля, стать одним из первых и
к тому моменту немногих американских экспертов по Афганистану -
Р.Фрай побывал во многих уголках этой страны, хотя особый интерес
проявлял к афганскому северу, где в Мазари-Шерифе, Бамиане и других
местах афганского приграничья сохранились уникальные исторические
памятники многоликой культуры Центральной Азии.
На заключительном этапе войны зоной его ответственности
стали советские дела, прежде всего отношения СССР со странами Среднего
Востока.
В 1946 г. Р.Фрай защитил в Гарварде докторскую диссертацию,
но, даже получив высокую ученую степень, он продолжил образование
в Школе востоковедения Лондонского университета. Его упорство и
талант не остались незамеченными: последовали заманчивые предложения
от целого ряда ведущих американских университетов, британского Кэмбриджа,
библиотеки конгресса США, ЦРУ, учреждений ООН, но Фрай предпочел
Гарвард, которому верен и по сей день. Ученый с мировым именем,
он - частый и желанный гость за рубежом: в течение ряда лет руководил
Азиатским институтом Пехлевийского университета в Ширазе (Иран),
в качестве приглашенного профессора преподавал в университетах Германии,
СССР и других стран. Его первая поездка в СССР состоялась в 1955
г, через 10 лет после подачи заявления о въездной визе, и с тех
пор Р.Фрай многократно бывал здесь в качестве участника научных
конференций, исследователя архивов и музейных коллекций, просто
друга и гостя нескольких поколений востоковедов Ленинграда, Москвы,
среднеазиатских республик.
Основной сферой его научных интересов была и остается
Большая Центральная Азия, которая рассматривается им как некое культурное
единство, противоречивая дихотомия кочевых и оседлых народов и государств.
По Фраю, все составляющие Большой Центральной Азии, будь то Восточная
Персия, Восточный (Китайский) Туркестан или Алтай, - не что иное,
как "пограничные" зоны/ культуры между главными оседлыми областями
России, Китая, Индии и семитского Ближнего Востока. Будучи таковыми,
они обладают специфическими характеристиками, - как места для укрытия
униженных и оскорбленных, беженцев и др. Одним из немногих системообразующих
(необязательно - скрепляющих) элементов этой гигантской и достаточно
эфемерной общности стал ислам, хотя здесь сохранились и прежние
духовно-культурные ценности. К числу "сквозных" осевых линий/черт
центрально-азиатского феномена Р.Фрай относит особые формы ирригации,
торговли и коммерческой деятельности как способы выживания тамошнего
социума.2
Диапазон его научных интересов и пристрастий необычайно
велик: средневековая история Бухары и Нишапура, американская политика
на Среднем Востоке, взаимодействие западного и исламского миров,
языки народов Центральной Азии и др. Жанровое и дисциплинарное разнообразие
его трудов, арсенал исследовательских методов и круг используемых
источников выдают в нем востоковеда-классика историко-филологического
профиля, не замыкающегося, однако, на узконаучных проблемах отдаленного
прошлого. Как отмечает сам Р.Фрай, " ... следует не только изучать
прошлое для понимания настоящего, - исследователь прошлого должен
выходить в настоящее, чтобы понимать историю"3.
Его собственное "погружение" в текущие проблемы современного Востока
- тому пример.
Обращение Р.Фрая к современности - это и его гражданский,
человеческий долг профессионала, остро сознающего проблемы сегодняшнего
Востока, и желание мэтра поделиться с коллегами общефилософскими
соображениями методологического плана. Характерным эпизодом в биографии
Р.Фрая стали афганские события конца 1970-х - 1980-х гг. - он, известный
историк-востоковед, оказался в их эпицентре. Буквально через несколько
дней после ввода советских войск в Афганистан в конце 1979 г. Р.Фрай
- уже на афгано-пакистанской границе (Пешавар), где он внимательно
изучает ситуацию на месте, прислушиваясь к мнению простых людей
в чайханах и, напротив, - осторожно относясь к заявлениям дипломатов
и политиков, которые, по его мнению, часто действуют как "хладнокровные
участники политических игр"4.
Безусловно осуждая советскую военную акцию в Афганистане, Р.Фрай
рассматривал афганскую проблему гораздо более масштабно, чем это
делали многие, даже искренне озабоченные положением дел в Афганистане:
он видел в ее хитросплетениях новый всплеск панисламистского движения,
спровоцированного как новыми прокоммунистическими экспериментами
на Востоке, так и давними нерешенными проблемами мусульманского
мира, прежде всего палестинской. Афганские события, полагал Р.Фрай,
просто подталкивают ответственные политические круги к быстрому
решению палестинской проблемы, - это и насущная задача международного
сообщества, и удержание (перехват ?) Западом стратегической инициативы
на Востоке.
Зимой 1980 г. профессор Фрай предпринял настойчивые,
но малоуспешные посреднические усилия по налаживанию диалога внутриафганских
сил под эгидой региональных держав - Индии, Пакистана, Ирана. Натолкнувшись
на стену молчания, он апеллировал к общественности: по его инициативе
на Си-Би-Эс был снят и в апреле 1980 г. показан по телевидению фильм
о ситуации в Афганистане. Одновременно он обратился к своим друзьям
и коллегам в СССР с предложением провести международную конференцию
по афганскому кризису, - инициатива, не имевшая шансов при советском
политическом режиме начала 1980-х годов.
Симпатии Р.Фрая-миротворца неизменно оставались на
стороне тогдашней афганской оппозиции, он был среди тех, кто призывал
вашингтонскую администрацию оказать моджахедам всяческую, в том
числе и военную, помощь, но - предназначенную для обороны (средства
противовоздушной и противотанковой защиты, переносные рации, миноискатели
и т.д.). Вашингтонские же политики стремились извлечь дополнительные
дивиденды из афганского конфликта: в своем запоздалом ответе Фраю
в июне 1980 г. конгрессмен С.Стрэттон подчеркивал: "...[надо] сделать
все, чтобы осложнить положение Советов в Афганистане: чем дольше
мы сможем удерживать здесь увязнувших русских, тем больше времени
будем иметь для создания оборонительной системы в Персидском заливе
и зоне Индийского океана".5
Летом 1980 г. появился американо-британский проект
создания афганского правительства в изгнании на территории Египта,
- египетский президент А.Садат, попавший в международную изоляцию
после подписания с Израилем Кэмп-Дэвидских соглашений, был готов
предоставить такую услугу в обмен на западную военную помощь. Но
афганцы, даже при своей многолетней отстраненности от арабо-израильского
конфликта, подвергали себя риску лишиться поддержки других государств
арабского мира, и это при том, что один из первых лидеров альянса
афганской оппозиции А.Р.Сайяф был креатурой вахаббитского режима
Саудовской Аравии.
Р.Фрай был, вероятно, одним из авторов и исполнителей
"египетского" плана, который, судя по имевшемуся в его личном архиве
проекту заявления о создании афганского правительства в изгнании,
выглядел политически обещающим, хотя и не был претворен в жизнь:
предполагался созыв всеафганской Лоя Джирги на основе конституции
1964 г, гарантии против произвола центральной власти, создание двухпартийной
политической системы и проведение свободных выборов, предоставление
автономии племенам и деление страны на естественные штаты. Он предложил
также целую политико-пропагандистскую программу действий на афганском
направлении: постоянный прессинг в отношении кабульских властей
и их советских покровителей, советского военного контингента в Афганистане,
предоставление оружия исламской оппозиции и вообще широкомасштабную
поддержку панисламистского движения - конгрессов и других акций
и форумов, в которых бы принимали участие представители государств
с исламским населением, включая республики советской Средней Азии
и Кавказа, а также КНР. Здесь же повторялся известный тезис Р.Фрая
об удвоении усилий по решению палестинской проблемы как одной из
основополагающих предпосылок стабилизации обстановки в исламском
мире.6 Этот и другие эпизоды его
биографии 1980-х гг. в некоторой степени характеризуют как прозорливость,
так и заблуждения (по поводу позитивного потенциала панисламизма,
лидерских качеств А.Р.Сайяфа) одного из опытнейших знатоков и экспертов
исторического и современного Востока, по-своему видевшего выход
из афганского тупика, - Р.Фрай, несомненно, имел основания сделать
в своих рабочих бумагах по афганской войне примечательную запись:
"Я был основателем Союза Свободного Афганистана"7...
Дальнейший ход афганских событий и обострение гражданской войны
в 1990-е гг. заставили многих наблюдателей и специалистов-востоковедов
пересмотреть взгляды на суть афганского феномена и его отдельных
компонентов: доминирующее ныне в стране движение талибан демонстрирует
неспособность преодолеть свой политический экстремизм и вытекающую
отсюда международную изоляцию, а Афганистан превратился в опасный
очаг региональной нестабильности, наркобизнеса и плацдарм международного
терроризма. Причина такой эволюции заключается, видимо, в том, что
и само большинство афганского народа, и романтики, и трезвые приверженцы
демократии во всем мире, к которым принадлежит и профессор Фрай,
по тем или иным причинам уступили место в афганских делах транснациональным
военно-промышленным и политическим кругам, цинично рассматривающим
Афганистан как выгодный рынок сбыта оружия и полигон других видов
незаконного бизнеса, лишенный привычных форм государственности и
национальной безопасности.
Уже не одно десятилетие спутницей жизни и ближайшим
коллегой патриарха американского востоковедения является доктор
Иден Наби, автор ряда оригинальных работ по современному Афганистану
и Центральной Азии; такие союзы-тандемы - не редкость в мировой
науке, но чрезвычайное благо в ориенталистике: "совместное предприятие"
Р.Фрая-И.Наби произвело десятки научных, культурологических проектов
и общественных инициатив, хотя и сохранило индивидуальный облик
каждого из его членов.
Высочайший профессионализм исследователя-универсала
и личностный динамизм позволяют Р.Фраю не только точно улавливать
тенденции текущей истории, но и перспективы завтрашнего дня. Рассуждая
о проблемах сохранения культурной идентичности человека в эпоху
глобализации, он подчеркивает силу экономических императивов современного
мира, чрезмерное влияние которых должно быть уравновешено самой
культурой. Человечество выработало на протяжении своей истории различные
виды идентичности: племенную, религиозную, лингвистическую, - но
и религия, и язык не были разделительными силами до появления монотеизма
(христианского, исламского) и письменных языков. Прошлый и нынешний
экстремизм и нетерпимость, считает Р.Фрай, должны быть преодолены,
и в этом смысле известная концепция С.Хантингтона о конфликте цивилизаций
и угрозе "классических" (межгосударственных и т.п.) войн должна
быть опровергнута самой жизнью. Главная опасность - так называемые
"внутренние варвары" - террористы и подобные им., и новые люди -
"хорошие" граждане мира - могут отстоять будущее, лишь уважая собственное
наследие и в то же время ценности других.8
На фоне нынешнего всплеска международного экстремизма, прежде всего
в форме военно-политического панисламизма, социально-культурная
парадигма Р.Фрая может показаться чрезмерно оптимистичной, но ее
научный пафос и "категорический императив" заключается в объективной
необходимости установления некоего, приемлемого большинством, баланса
человеческих ценностей.
Предпринятая выше попытка научно-биографического описания
некоторых об- стоятельств жизни и карьеры виднейшего американского
исследователя Центральной Азии Ричарда Фрая через призму его афганского
опыта показывает, что научная компетентность и экспертный потенциал
в пределах этой уникально широкой и многоплановой дисциплины возможны
лишь на основе фундаментальной образованности, включая знакомство
с достижениями различных (в том числе советской/российской) научных
школ, досконального знания предмета, активной, но и сбалансированной
жизненной позиции, а иногда - и изрядной доли романтизма, граничащего
с авантюризмом. Пример Р.Фрая демонстрирует высокие рубежи мировой
востоковедной науки и в то же время ее пределы как интеллектуального
инструмента преобразования мира во второй половине ХХ - начале ХХI
веков.
- Сергей Елисеев, член семьи
известных российских предпринимателей - владельцев сети магазинов,
был первым европейцем - студентом и докторантом Имперского университета
в Токио (Япония), а позднее - директором Йеньчиньского института
по изучению Восточной Азии (Гарвардский университет). Он не только
посоветовал Р.Фраю изучать китайский язык, но и оказал ему денежную
помощь для покрытия расходов на обучение.(назад)
- Richard N.Frye. The Meaning
of Central Asia, in: Conference on the Study of Central Asia,
March 10-11, 1983, Woodrow Wilson International Center for Scholars
(Washington, 1983), pp. 11 - 13; см. также конспект его доклада
"Pre-Islamic and Early Islamic Cultures in Greater Central Asia"
на семинаре "Central Asia as a Cultural Area" - Papers of Richard
Frye, Harvard University Archives, box 12933(назад)
- Richard N.Frye. The Meaning
of Central Asia ..., p. 11(назад)
- Papers of Richard Frye, ...
box 13011, Miscellaneous correspondence (Correspondence re Afghanistan
War) (назад)
- Там же, письмо С.Стрэттона
Р.Фраю от 11 июля 1980 г.(назад)
- Там же, cм., например, машинописный
текст с правкой Р.Фрая "Recommendations in regard to Afghanistan
(what should we do ? what should "they" do? What should be done?)(назад)
- Там же, надпись на конверте
"Correspondence re Afghanistan War", сделанная п о с л е 16 мая
1988г., то есть после начала вывода из Афганистана советских войск
(назад)
- The Centre for Middle Eastern
and Central Asian Studies Bulletin, Australian National University,
5(1998)1, pp. 6 - 7 (назад)
|