Logo Центральная Азия - взгляд из Сибири
 

Лаборатория

Новости

Исторический архив

Община

Сегодня

Большой Алтай

Контакты

В.С. Бойко
Афганистан в судьбе и творчестве Ричарда Фрая
Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Барнаул, БГПУ, 1999

Автор выражает глубокую признательность профессору Р.Фраю за любезно предоставленные неопубликованные биографические и другие материалы, а также за возможность ознакомиться с его личным архивом, хранящимся в Гарвардском университете.

В ряду выдающихся востоковедов новейшего времени видное место занимает Ричард Нельсон Фрай, ныне почетный профессор Гарвардского университета. Р.Фрай родился 10 января 1920 г. в США в семье шведских эмигрантов, и его приобщение к Востоку было случайным, но судьбоносным: двенадцатилетний подросток из маленького городка Дэнвилль, штат Иллинойс, увидел в местном книжном магазинчике книгу Г.Лэмба о Тамерлане и был навсегда очарован экзотикой дальних миров. К двадцати с небольшим годам он получил фундаментальное востоковедческое образование. Первой ступенькой на этом пути стал университет его родного Иллинойса, - здесь Р.Фрай изучал еврейский и греческий языки. Летом 1938 г. он перебрался в Принстон, - тамошний университет был в то время единственным в США местом, где преподавались персидский и турецкий языки, открывшие молодому востоковеду мир Центральной Азии. Но восточной окраиной этого гигантского региона был Китайский Туркестан, и в 1939 г. Фрай, ставший уже студентом Гарварда, по совету директора Йеньчиньского института изучения Восточной Азии Сергея Елисеева1 принимается за классический китайский. С этого момента и началась его гарвардская эпопея, продолжающаяся, с перерывами, уже более 60 лет: здесь в 1946 г. он защитил докторскую диссертацию по средневековой истории Бухары, чуть позже начал преподавать комплекс дисциплин Среднего Востока, с 1958 г. и до недавнего времени занимал престижную должность профессора иранистики, специально учрежденную фондом Ага -хана.

В профессиональную судьбу Р.Фрая внесла свои коррективы вторая мировая война: в декабре 1941 г., через несколько дней после нападения Японии на США, он был командирован в Вашингтон, где в структуре научно-аналитического отдела управления стратегического планирования американской армии срочно создавался афганский сектор ("стол"). С лета 1942 по 1944 гг. Р.Фрай - в Афганистане, служебные дела он совмещает с преподаванием в лицее "Хабибия", тогда главном учебном заведении афганской столицы. Сравнительно недолгое, но культурно и профессионально насыщенное пребывание в этой стране позволило ему, востоковеду классического профиля, стать одним из первых и к тому моменту немногих американских экспертов по Афганистану - Р.Фрай побывал во многих уголках этой страны, хотя особый интерес проявлял к афганскому северу, где в Мазари-Шерифе, Бамиане и других местах афганского приграничья сохранились уникальные исторические памятники многоликой культуры Центральной Азии.

На заключительном этапе войны зоной его ответственности стали советские дела, прежде всего отношения СССР со странами Среднего Востока.

В 1946 г. Р.Фрай защитил в Гарварде докторскую диссертацию, но, даже получив высокую ученую степень, он продолжил образование в Школе востоковедения Лондонского университета. Его упорство и талант не остались незамеченными: последовали заманчивые предложения от целого ряда ведущих американских университетов, британского Кэмбриджа, библиотеки конгресса США, ЦРУ, учреждений ООН, но Фрай предпочел Гарвард, которому верен и по сей день. Ученый с мировым именем, он - частый и желанный гость за рубежом: в течение ряда лет руководил Азиатским институтом Пехлевийского университета в Ширазе (Иран), в качестве приглашенного профессора преподавал в университетах Германии, СССР и других стран. Его первая поездка в СССР состоялась в 1955 г, через 10 лет после подачи заявления о въездной визе, и с тех пор Р.Фрай многократно бывал здесь в качестве участника научных конференций, исследователя архивов и музейных коллекций, просто друга и гостя нескольких поколений востоковедов Ленинграда, Москвы, среднеазиатских республик.

Основной сферой его научных интересов была и остается Большая Центральная Азия, которая рассматривается им как некое культурное единство, противоречивая дихотомия кочевых и оседлых народов и государств. По Фраю, все составляющие Большой Центральной Азии, будь то Восточная Персия, Восточный (Китайский) Туркестан или Алтай, - не что иное, как "пограничные" зоны/ культуры между главными оседлыми областями России, Китая, Индии и семитского Ближнего Востока. Будучи таковыми, они обладают специфическими характеристиками, - как места для укрытия униженных и оскорбленных, беженцев и др. Одним из немногих системообразующих (необязательно - скрепляющих) элементов этой гигантской и достаточно эфемерной общности стал ислам, хотя здесь сохранились и прежние духовно-культурные ценности. К числу "сквозных" осевых линий/черт центрально-азиатского феномена Р.Фрай относит особые формы ирригации, торговли и коммерческой деятельности как способы выживания тамошнего социума.2

Диапазон его научных интересов и пристрастий необычайно велик: средневековая история Бухары и Нишапура, американская политика на Среднем Востоке, взаимодействие западного и исламского миров, языки народов Центральной Азии и др. Жанровое и дисциплинарное разнообразие его трудов, арсенал исследовательских методов и круг используемых источников выдают в нем востоковеда-классика историко-филологического профиля, не замыкающегося, однако, на узконаучных проблемах отдаленного прошлого. Как отмечает сам Р.Фрай, " ... следует не только изучать прошлое для понимания настоящего, - исследователь прошлого должен выходить в настоящее, чтобы понимать историю"3. Его собственное "погружение" в текущие проблемы современного Востока - тому пример.

Обращение Р.Фрая к современности - это и его гражданский, человеческий долг профессионала, остро сознающего проблемы сегодняшнего Востока, и желание мэтра поделиться с коллегами общефилософскими соображениями методологического плана. Характерным эпизодом в биографии Р.Фрая стали афганские события конца 1970-х - 1980-х гг. - он, известный историк-востоковед, оказался в их эпицентре. Буквально через несколько дней после ввода советских войск в Афганистан в конце 1979 г. Р.Фрай - уже на афгано-пакистанской границе (Пешавар), где он внимательно изучает ситуацию на месте, прислушиваясь к мнению простых людей в чайханах и, напротив, - осторожно относясь к заявлениям дипломатов и политиков, которые, по его мнению, часто действуют как "хладнокровные участники политических игр"4. Безусловно осуждая советскую военную акцию в Афганистане, Р.Фрай рассматривал афганскую проблему гораздо более масштабно, чем это делали многие, даже искренне озабоченные положением дел в Афганистане: он видел в ее хитросплетениях новый всплеск панисламистского движения, спровоцированного как новыми прокоммунистическими экспериментами на Востоке, так и давними нерешенными проблемами мусульманского мира, прежде всего палестинской. Афганские события, полагал Р.Фрай, просто подталкивают ответственные политические круги к быстрому решению палестинской проблемы, - это и насущная задача международного сообщества, и удержание (перехват ?) Западом стратегической инициативы на Востоке.

Зимой 1980 г. профессор Фрай предпринял настойчивые, но малоуспешные посреднические усилия по налаживанию диалога внутриафганских сил под эгидой региональных держав - Индии, Пакистана, Ирана. Натолкнувшись на стену молчания, он апеллировал к общественности: по его инициативе на Си-Би-Эс был снят и в апреле 1980 г. показан по телевидению фильм о ситуации в Афганистане. Одновременно он обратился к своим друзьям и коллегам в СССР с предложением провести международную конференцию по афганскому кризису, - инициатива, не имевшая шансов при советском политическом режиме начала 1980-х годов.

Симпатии Р.Фрая-миротворца неизменно оставались на стороне тогдашней афганской оппозиции, он был среди тех, кто призывал вашингтонскую администрацию оказать моджахедам всяческую, в том числе и военную, помощь, но - предназначенную для обороны (средства противовоздушной и противотанковой защиты, переносные рации, миноискатели и т.д.). Вашингтонские же политики стремились извлечь дополнительные дивиденды из афганского конфликта: в своем запоздалом ответе Фраю в июне 1980 г. конгрессмен С.Стрэттон подчеркивал: "...[надо] сделать все, чтобы осложнить положение Советов в Афганистане: чем дольше мы сможем удерживать здесь увязнувших русских, тем больше времени будем иметь для создания оборонительной системы в Персидском заливе и зоне Индийского океана".5

Летом 1980 г. появился американо-британский проект создания афганского правительства в изгнании на территории Египта, - египетский президент А.Садат, попавший в международную изоляцию после подписания с Израилем Кэмп-Дэвидских соглашений, был готов предоставить такую услугу в обмен на западную военную помощь. Но афганцы, даже при своей многолетней отстраненности от арабо-израильского конфликта, подвергали себя риску лишиться поддержки других государств арабского мира, и это при том, что один из первых лидеров альянса афганской оппозиции А.Р.Сайяф был креатурой вахаббитского режима Саудовской Аравии.

Р.Фрай был, вероятно, одним из авторов и исполнителей "египетского" плана, который, судя по имевшемуся в его личном архиве проекту заявления о создании афганского правительства в изгнании, выглядел политически обещающим, хотя и не был претворен в жизнь: предполагался созыв всеафганской Лоя Джирги на основе конституции 1964 г, гарантии против произвола центральной власти, создание двухпартийной политической системы и проведение свободных выборов, предоставление автономии племенам и деление страны на естественные штаты. Он предложил также целую политико-пропагандистскую программу действий на афганском направлении: постоянный прессинг в отношении кабульских властей и их советских покровителей, советского военного контингента в Афганистане, предоставление оружия исламской оппозиции и вообще широкомасштабную поддержку панисламистского движения - конгрессов и других акций и форумов, в которых бы принимали участие представители государств с исламским населением, включая республики советской Средней Азии и Кавказа, а также КНР. Здесь же повторялся известный тезис Р.Фрая об удвоении усилий по решению палестинской проблемы как одной из основополагающих предпосылок стабилизации обстановки в исламском мире.6 Этот и другие эпизоды его биографии 1980-х гг. в некоторой степени характеризуют как прозорливость, так и заблуждения (по поводу позитивного потенциала панисламизма, лидерских качеств А.Р.Сайяфа) одного из опытнейших знатоков и экспертов исторического и современного Востока, по-своему видевшего выход из афганского тупика, - Р.Фрай, несомненно, имел основания сделать в своих рабочих бумагах по афганской войне примечательную запись: "Я был основателем Союза Свободного Афганистана"7... Дальнейший ход афганских событий и обострение гражданской войны в 1990-е гг. заставили многих наблюдателей и специалистов-востоковедов пересмотреть взгляды на суть афганского феномена и его отдельных компонентов: доминирующее ныне в стране движение талибан демонстрирует неспособность преодолеть свой политический экстремизм и вытекающую отсюда международную изоляцию, а Афганистан превратился в опасный очаг региональной нестабильности, наркобизнеса и плацдарм международного терроризма. Причина такой эволюции заключается, видимо, в том, что и само большинство афганского народа, и романтики, и трезвые приверженцы демократии во всем мире, к которым принадлежит и профессор Фрай, по тем или иным причинам уступили место в афганских делах транснациональным военно-промышленным и политическим кругам, цинично рассматривающим Афганистан как выгодный рынок сбыта оружия и полигон других видов незаконного бизнеса, лишенный привычных форм государственности и национальной безопасности.

Уже не одно десятилетие спутницей жизни и ближайшим коллегой патриарха американского востоковедения является доктор Иден Наби, автор ряда оригинальных работ по современному Афганистану и Центральной Азии; такие союзы-тандемы - не редкость в мировой науке, но чрезвычайное благо в ориенталистике: "совместное предприятие" Р.Фрая-И.Наби произвело десятки научных, культурологических проектов и общественных инициатив, хотя и сохранило индивидуальный облик каждого из его членов.

Высочайший профессионализм исследователя-универсала и личностный динамизм позволяют Р.Фраю не только точно улавливать тенденции текущей истории, но и перспективы завтрашнего дня. Рассуждая о проблемах сохранения культурной идентичности человека в эпоху глобализации, он подчеркивает силу экономических императивов современного мира, чрезмерное влияние которых должно быть уравновешено самой культурой. Человечество выработало на протяжении своей истории различные виды идентичности: племенную, религиозную, лингвистическую, - но и религия, и язык не были разделительными силами до появления монотеизма (христианского, исламского) и письменных языков. Прошлый и нынешний экстремизм и нетерпимость, считает Р.Фрай, должны быть преодолены, и в этом смысле известная концепция С.Хантингтона о конфликте цивилизаций и угрозе "классических" (межгосударственных и т.п.) войн должна быть опровергнута самой жизнью. Главная опасность - так называемые "внутренние варвары" - террористы и подобные им., и новые люди - "хорошие" граждане мира - могут отстоять будущее, лишь уважая собственное наследие и в то же время ценности других.8 На фоне нынешнего всплеска международного экстремизма, прежде всего в форме военно-политического панисламизма, социально-культурная парадигма Р.Фрая может показаться чрезмерно оптимистичной, но ее научный пафос и "категорический императив" заключается в объективной необходимости установления некоего, приемлемого большинством, баланса человеческих ценностей.

Предпринятая выше попытка научно-биографического описания некоторых об- стоятельств жизни и карьеры виднейшего американского исследователя Центральной Азии Ричарда Фрая через призму его афганского опыта показывает, что научная компетентность и экспертный потенциал в пределах этой уникально широкой и многоплановой дисциплины возможны лишь на основе фундаментальной образованности, включая знакомство с достижениями различных (в том числе советской/российской) научных школ, досконального знания предмета, активной, но и сбалансированной жизненной позиции, а иногда - и изрядной доли романтизма, граничащего с авантюризмом. Пример Р.Фрая демонстрирует высокие рубежи мировой востоковедной науки и в то же время ее пределы как интеллектуального инструмента преобразования мира во второй половине ХХ - начале ХХI веков.


  1. Сергей Елисеев, член семьи известных российских предпринимателей - владельцев сети магазинов, был первым европейцем - студентом и докторантом Имперского университета в Токио (Япония), а позднее - директором Йеньчиньского института по изучению Восточной Азии (Гарвардский университет). Он не только посоветовал Р.Фраю изучать китайский язык, но и оказал ему денежную помощь для покрытия расходов на обучение.(назад)
  2. Richard N.Frye. The Meaning of Central Asia, in: Conference on the Study of Central Asia, March 10-11, 1983, Woodrow Wilson International Center for Scholars (Washington, 1983), pp. 11 - 13; см. также конспект его доклада "Pre-Islamic and Early Islamic Cultures in Greater Central Asia" на семинаре "Central Asia as a Cultural Area" - Papers of Richard Frye, Harvard University Archives, box 12933(назад)
  3. Richard N.Frye. The Meaning of Central Asia ..., p. 11(назад)
  4. Papers of Richard Frye, ... box 13011, Miscellaneous correspondence (Correspondence re Afghanistan War) (назад)
  5. Там же, письмо С.Стрэттона Р.Фраю от 11 июля 1980 г.(назад)
  6. Там же, cм., например, машинописный текст с правкой Р.Фрая "Recommendations in regard to Afghanistan (what should we do ? what should "they" do? What should be done?)(назад)
  7. Там же, надпись на конверте "Correspondence re Afghanistan War", сделанная п о с л е 16 мая 1988г., то есть после начала вывода из Афганистана советских войск (назад)
  8. The Centre for Middle Eastern and Central Asian Studies Bulletin, Australian National University, 5(1998)1, pp. 6 - 7 (назад)