Logo Центральная Азия - взгляд из Сибири
 

Лаборатория

Новости

Исторический архив

Община

Сегодня

Большой Алтай

Контакты

Выполненные и текущие проекты

Бойко В.С. <...Герой мазарских событий>: гражданская война 1929 г. в Афганистане и начало политической биографии Халилуллы Халили // Пакистан, страны Южной Азии и Среднего Востока.История и современность. Сборник памяти Ю.В.Ганковского. Отв.ред. В.Я.Белокреницкий, С.Н.Каменев, В.Н.Москаленко М., "Научная книга", 2004.- с. 263-271


В 1919 г. в Афганистане в результате убийства эмира Хабибуллы произошла смена власти - новый монарх Аманулла вскоре привел страну к независимости и принялся за реформирование афганского традиционного общества. Часто игнорируя его устои и другие объективные обстоятельства, усиливая налоговый пресс, он восстановил против себя значительную часть соотечественников. Глубокий социально-политический кризис выплеснулся в конце 1928 - начале 1929 гг. в гражданскую войну и критическое ослабление центральной власти в Афганистане, грозящее распадом государственности. В стране резко усилились национальные, клановые противоречия, регионалистские настроения. Фактически на протяжении 1929 и даже в начале 1930-х гг. Афганистан существовал как множество полуавтономных и вовсе автономных квази-государственных образований, хотя все они больше тяготели именно к регионализму, чем полной независимости.

Попытка самого Амануллы опереться на родственные ему пуштунские племена Кандагара, куда он бежал после отречения в середине января 1929 г. и где вскоре создал <национальное> правительство, оказалась неудачной. Он фактически изолировал себя даже от многих своих сторонников, которые были вынуждены действовать самостоятельно, главным образом в столице и на севере страны. В конце мая 1929 г. Аманулла-хан навсегда покинул свою страну

Центральное место в афганской политике на протяжении 1929 г. играли силы, захватившие Кабул и приведшие к власти представителя социальных низов, таджика Бачаи Сакао. Он был провозглашен эмиром Хабибуллой-гази (фактически - Хабибуллой II-м), а государство, включавшее лишь столичную область и некоторые северные провинции (район Афганского Туркестана, Каттаган-Бадахшан и др.), стало именоваться, в пику предшествующим правителям - пуштунам, <Кабулистан>. <Сакависты>, среди которых было немало представителей региональных элит (в основном таджикские и таджикизированные элементы из числа землевладельцев Кабульской области - <кухистанцы> и <кухдаманцы>), а также бывшей бюрократии Амануллы и реакционного духовенства, не справились с задачей создания управляемой экономики и государственной машины. Уже к лету 1929 г. во внутриафганском этно-политическом конфликте стали набирать силу пуштунские племенные формирования, которые объединил под своими знаменами бывший военный министр и главнокомандующий правительства Амануллы Надир-хан, видный представитель афганской аристократии (сардарства).

Осенью 1929 г. стало ясно, что поражение сторонников Бачаи Сакао в Афганистане - дело ближайшего времени. Напряжение росло как в Кабуле, так и в провинциях, в том числе формально лояльных столичным властям. В Мазари-Шериф для переговоров с военным министром <Кабулистана> С.Хуссейном вошел один из вождей хазарейцев Эклиль-хан. Мазарский губернатор Абдул Каюм считался тайным сторонником Надир-хана, оказавшегося к концу 1929 г. главным претендентом на верховную власть, но он не смог воспрепятствовать С.Хуссейну покинуть город с местной казной (около полумиллиона афгани). 27 октября власть перешла к мустауфи Халилулле, - он самостийно выступил против Абдул Каюма, разбил хазарейские отряды и вскоре объявил себя генерал-губернатором Афганского Туркестана.

В данной статье предпринимается попытка персонального измерения афганского конфликта конца 1920-х - начала 1930-х гг., получившего в национальной историографии этой страны наименование <Инкилаб> (<революция>). В качестве объекта исследования избрана фигура Халилуллы - представителя молодого поколения тогдашних афганских политиков, а в дальнейшем - видного интеллектуала и государственного деятеля Афганистана. Ниже речь пойдет о событиях, составивших начало его политической биографии.

Халилулла (в документах 1920-х - 1930-х гг. обычно именуемый на таджикский манер - Халилулло), позднее ставший широко известным в Афганистане и за его пределами под именем Халилулла Халили, возник на политической сцене времен гражданской войны 1929 г. не случайно. Его отец, Мухаммад Хуссейн-хан, всесильный временщик времен эмира Хабибулла-хана и его главный финансист (мустауфи-аль-мамалек), был обвинен в коррупции и других преступлениях и казнен в 1919 г. по приказу нового эмира Аманулла-хана, а его дом в Кабуле использовался в качестве резиденции советского полпредства. Семья казненного по его предсмертной просьбе была пощажена, но выселена в провинцию, где жила за счет доходов с небольшого имения в Чарикаре. Лишившись отца, Халилулла все же получил образование (по одним данным, он окончил сельскую школу, по другим - учился в Кабуле, в престижном лицее <Хабибия> ) и некоторое время учительствовал. В 20 с небольшим лет он, выросший среди шамали (таджиков и таджикизированных пуштунов севера Кабульской области), примкнул к движению Бачаи Сакао и стал одним из наиболее искренних и грамотных его сторонников. Уже зимой 1929 г. Халилулла входил в региональную верхушку <сакавистов>, занимая пост начальника финансового управления (мустауфи) Афганского Туркестана.

Падение <Кабулистана> не обескуражило его, - напротив, Халилулла продемонстрировал необычайную твердость и инициативность. Он объявил Надир-хана ставленником англичан и выдвинул план создания на севере нового государства с преобладанием узбекского, таджикского и туркменского населения. Этот проект стал неожиданностью не только для его противников, но и для соответствующих советских политических и военно-дипломатических кругов, тем более, что, по мнению Халилуллы, важным фактором жизнеспособности этого <государства> должна была стать поддержка северного соседа - СССР, и дружба с соседними советскими республиками. Доказательством доброй воли этого, еще недавно одного из злейших врагов СССР, должен был стать его указ о свободном возвращении на родину среднеазиатских эмигрантов. Этот документ, именуемый в советской дипломатической переписке <обращением заместителя генгуба Туркестана Халилулло> (мазарский мустауфи около трех недель, с конца октября и по 19 ноября 1929 г., осуществлял в области верховную власть, хотя подписывался, вероятно, с непривычки, по-разному, - и как губернатор, и как зам.губернатора - Б.В.), гласил: <... вследствие существующих наилучших дружественных отноше-ний между правительством ислама Хабибуллы с великим правительством СССР, эмигранты, осевшие на землях Афганистана, если имеют желание возвратиться к себе на свою основную родину, пусть подумают о том, где им лучше будет жить и в зависимости от этого пусть и решат об этом. Со стороны правительства ислама Хабибуллы в Мазар-и-Шерифе препятствий к этому не имеется в интересах улучшения благосостояния этих людей. Великое государство СССР, согласно официального имеющегося у нас его заявления, готово принять и обеспечить благополучное возвращение и устройство на родине этих эмигрантов> . Самозванный правитель обещал в ближайшем будущем созвать съезд представителей местного населения, на котором предполагалось избрать постоянное правительство Северного Афганистана. Он и его сторонники были уверены, что к мазарскому району - ядру будущего североафганского государства, - примкнут Каттагано-Бадахшанская и Мейменинская провинции.

Однако появление столь необычного союзника и особенно его проекты советская сторона встретила чрезвычайно осторожно. По мнению советских дипломатических представителей в Средней Азии (А.Знаменский), <проведение такого плана потребовало бы прежде всего расчленения Афганистана на две зоны, - юго-восточную во главе с Надир-ханом с преобладающим английским влиянием и северо-западную под руководством Халилулло и преимущественным советским влиянием. Но такую возможность надо считать ... для нас исключенной. Раздел Афганистана при современных условиях более выгоден англичанам, нам же требуется единый, неделимый, целостный Афганистан (курсив мой - Б.В.) И потому комбинацию, возникшую в горячем мозгу Халил-улло, приходится отложить в сторону. Ибо еще не так плохи в Афганистане советские дела против англичан>. Однако довольно скоро стало очевидно, что и сам автор проекта создания североафганского государства не верил в свою идею, ибо он и его ближайшее окружение одновременно вели переговоры с советским консулом в Мазари-Шерифе С.Вейзагером о предоставлении въездных виз (фактически - убежища) и переправке через советско-афганскую границу ценностей (денег и каракуля), которые предполагалось поместить в советском банке и на складах на ответственное хранение.

При всех своих сомнениях относительно стратегических планов Халилуллы, советские политические и военно-дипломатические круги не могли отвергнуть сотрудничество одного из недавних, причем наиболее твердых, сторонников Бачаи Сакао, рассчитывая держать его и ему подобных <как орудие в афганской игре, ход и исход которой пока еще совершенно не ясен>, как некий резерв сил, способных при надобности уравновесить англофильство нового афганского монарха Надир-хана. Члены группы Халилуллы (<последний остаток Хабибуллы>), прежде всего он сам, рассматривались в Ташкенте как <своеобразные, ... но несомненные политические деятели>. Уполномоченный НКИД в Узбекистане А.Знаменский, докладывая по этому вопросу руководству Среднеазиатского бюро ЦК ВКПб, полагал, что <их полезно бы держать как орудие в афганской игре, ход и исход которой пока еще совершенно не ясен> . 12 ноября из Мазари-Шерифа в Термез ими была отправлена партия каракуля в 19 тыс. шкурок, предназначенная для продажи в СССР. Товар сопровождал уполномоченный Халилуллы, служащий таможни Абдулла Халифа. Еще через день основная группа мазарских деятелей в количестве 46 человек по купеческим паспортам получила в советском консульстве визы и в любой момент была готова пересечь границу . В город напоследок были дополнительно расстреляны сторонники Надир-хана, а сам Халилулла обратился к консулу с любезным предупредительным письмом о возможном изменении ситуации и желательности эвакуации советского дипломатического персонала из Мазари-Шерифа: <...Ввиду возможного отсутствия здесь меня или других влиятельных лиц, я лично имею Вам сообщить о том, что всевозможные проходимцы - подлые люди, враги дружбы Афганистана и СССР, сумеют воспользоваться моментом и навредить Вам>. Накануне в течение нескольких дней он настойчиво просил содействия в предоставлении аэроплана для отправки мазарской делегации в Кабул - нужно было выяснить, что же происходит в столице, кто находится у власти и т.п. Для обеспечения безопасности миссии в качестве заложников были арестованы курьеры Надира. После многих проволочек советской стороны мазарским делегатам, уже собиравшимся отправиться на лошадях, все же удалось арендовать самолет до Кабула. В состав делегации входили: Мухаммад Рафик - военный представитель, Факир Мухаммад - мазарский хаким, Ата Мухаммад - представитель духовенства, Усман Ходжа - представитель купечества. Они были встречены в столице с помпой, - сам Надир, уже провозглашенный новым королем, удостоил их личной аудиенции и получил заверения в лояльности. Однако первое, о чем через день, 18 ноября, торжествующе сообщили вернувшиеся домой северяне ожидавшим их на аэродроме землякам: <Хабибулла жив, правит в Кабуле>!

В тот же день при содействии группы Халилуллы началась эвакуация из Мазари-Шерифа персонала советского консульства. Однако люди Халилуллы вскоре и сами покинули город, который был почти сразу же захвачен кухистанскими частями во главе с Мухаммад Азим-ханом. Новые власти распорядились никого не выпускать из города, но консулу Вейзагеру и оставшимся сотрудникам советского представительства удалось подкупить коменданта кутвали (полицейского управления), и они на двух самолетах чудом вырвались из Мазари-Шерифа под аккомпанемент выстрелов преследователей.

Халилулла и сопровождавшие его лица были отправлены в Ташкент, где, как и их соотечественники-амануллисты несколькими месяцами раньше, оказались в весьма незавидном положении интернированных лиц. Не имея средств к существованию, ютясь в холодном помещении, Халилулла выжил, лишь благодаря поддержке земляков, которые весьма охотно помогали ему - выходцу из знатного, хотя и многие годы опального семейства, поскольку были уверены в его ответной благодарности и платежеспособности.. Характерно, что этот видный сторонник Бачаи Сакао так и не нашел общего языка с большевиками, - даже в изгнании он не скрывал критического отношения к своим временным союзниками, впрочем, и они платили ему тем же. Кроме того, Халилулла обвинил принимающую сторону в присвоении принадлежащей ему лично партии каракуля, а также лошадей. Каракуль, как уже указывалось выше, был действительно переправлен этой группой накануне ее бегства в советскую Среднюю Азию в ноябре 1929 г., но права на него заявили и другие лица, в том числе некоторые афганские купцы. Однако особую щекотливость ситуации придавала не проблема спорного каракуля, а то обстоятельство, что Советский Союз официально признал новый режим Надир-хана, и политический эмигрант с сомнительной репутацией, каковым являлся для принимающей стороны Халилулла, отнюдь не способствовал налаживанию связей с <надиратом>. Заведующий отделом Среднего Востока НКИД Цукерман, обмениваясь мнениями с замнаркома Караханом по поводу мазарских эмигрантов, сетовал: <Вы правы: нам нечего было вмешиваться в это дело>. Москва и Ташкент все более тяготились присутствием Халилуллы на советской территории и были готовы использовать любой предлог для его возвращения в Афганистан.

Выходом из положения оказался указ Надира об амнистии Халилуллы и персональное приглашение вернуться на родину. Но мятежный кухистанец еще некоторое время сомневался в искренности намерений нового кабульского режима: <Надир-шах меня простил, но моего прощения он еще не получил. Этого человека в Афганистане хорошо знают: он скажет свое слово, поцелует коран, а потом все-таки обманет>. Однако обстоятельства оказались сильнее, - незавидное положение изгнанника заставило Халилуллу принять предложение падишаха: 17 февраля 1930 г. <герой мазарских событий> (вторичного сакавистского переворота осени 1929 г.) уведомил Надира о своем согласии вернуться на родину, но лишь при условии предоставления ему гарантий безопасности, денег на дорогу и разрешения на поселение в Герате, где пост губернатора занимал его дядя по материнской линии, Абдуррахим. Такое разрешение было вскоре получено, и мазарский беглец оказался во владениях Абдуррахима.

Не заняв никаких официальных постов в гератской администрации, Халилулла, тем не менее, стал оказывать заметное влияние на местную общественно-политическую жизнь. Он сблизился с духовенством - главной опорой Рахима, и развернул ожесточенную борьбу против прогрессистской группы Сарвара Джуя. Эта группа, сформировавшаяся еще в период событий 1929 г. и в основном состоявшая из молодежи, до поры до времени не беспокоила лично Рахима, так как направляла основной пафос своей критики против наиболее одиозных проявлений консерватизма. Но когда к прогрессистам примкнули некоторые влиятельные лица Герата, в частности, начальник штаба гератской дивизии, начальник снабжения воинских частей, часть командного состава хазарейских военизированных подразделений, они стали превращаться и в более влиятельную административно-политическую силу. Вероятно, Абдуррахим с помощью своего племянника Халилуллы, еще не остывшего от баталий 1929 г., решил уравновесить деятельность прогрессистов. Кульминацией этой борьбы стало покушение на Сарвара Джуя в конце декабря 1930 г., - журналист был тяжело ранен, и в этом усматривали руку Халилуллы. Накануне, после неоднократных угроз, Джуя обратился к губернатору за помощью, но получил от Рахима лишь испорченный пистолет для <самообороны>. Через несколько дней после покушения в городе появились листовки, в которых объяснялся смысл происшедшего: <Истинные правоверные мусульмане, организованные в группу, несколько дней тому назад расправились с группой безбожников и вредных для мира ислама лиц>. По данным советского консульства в Герате, автором листовки был не кто иной, как Халилулла, в соавторстве с начальником полиции Хаджи Мухаммад Азим-ханом, другом губернатора.

Но гератские будни Халилуллы не сводились к агрессивно-террористическим вылазкам против прогрессистов. Будучи от природы одаренным и тогда еще очень молодым человеком, он занялся историко-культурными изысканиями и в перерывах между политическими стычками написал и издал литографским способом книгу об исторических памятниках Герата . Шел уже 1931 г., и новоиспеченный автор, настойчиво приглашаемый властями в Кабул, дабы продемонстрировать лояльность новому режиму, посвятил свой труд Надир-шаху. Но такой жест еще не означал его примирения с <надиратом>: в конце мая 1931 г., накануне своего отъезда в Кабул, Халилулла попросил советского консула А.Поляка о конфиденциальной встрече, в ходе которой резко критиковал новых афганских правителей. Более того, он поведал о своем намерении возглавить в Кабуле <широкое движение против Надира> и даже попросил консула посодействовать в установлении связи с амануллистами, причем такие контакты он рассчитывал поддерживать через сотрудников советского полпредства в Кабуле! А.Поляк, хорошо знакомый со взглядами Халилуллы и его политической биографией и считавший его <нашим (то есть СССР - Б.В.) злейшим врагом>, отнесся к просьбе и соображениям своего неожиданного визитера с чрезвычайным подозрением, - он даже не исключал провокации. И действительно, антисоветизм Халилуллы, его обиды и действительные трудности в период ташкентского изгнания, не говоря о его роли в движении Бачаи Сакао, ставили под сомнение искренность его же планов переворота <в пользу Амануллы>.

<Надират>, и прежде всего премьер Хашим-хан, уже не раз предлагал Халилулле перебраться в афганскую столицу, якобы <для освещения ряда исторических моментов периода царствования Баче-и Сакао>. Возможно, власти по достоинству оценили его научно-литературные способности (вспомним хотя бы <Историю Герата> в трех выпусках с посвящением Надиру, опубликованную весной 1931 г.), но главной причиной было, скорее всего, желание центра как-то обуздать полуавтономность гератского губернатора Абдуррахим-хана, заполучив Халилуллу в качестве почетного, но заложника. Предположительно 12 июня 1931 г. тот прибыл в Кабул, где был принят премьером и другими ключевыми фигурами <надирата>, включая самого падишаха. С Надиром он имел целых три встречи: по просьбе Халилуллы были освобождены из-под ареста двое его братьев и дядя по отцовской линии - Мухаммад Юсуф-хан - один из главных организаторов Кухдаманского восстания 1930 г., едва не стоившего Надир-шаху трона. Такой щедрый миротворческий жест и другие аналогичные действия властей позволили им постепенно нейтрализовать <последний остаток эры Хабибуллы> и мирно интегрировать Халилуллу в структуру правящего режима. В последующем он занимал высокие административные и дипломатические посты при режимах Захир-шаха и Дауд-хана, был профессором Кабульского университета, а после апрельских событий 1978 г. эмигрировал в Пакистан. В эти годы он активно участвовал в движении сопротивления тогдашнему кабульскому режиму, хотя и не всегда в унисон с исламистами, вел политико-пропагандистскую работу, до конца жизни не бросал и литературно-поэтическое творчество. Умер Халилулла Халили 1986 г. в разгар гражданской войны в Афганистане, в приграничном пакистанском городе Пешавар. Горечью наполнены строки одного из последних его стихотворений - <охвачен пламенем последний мой приют ...>


1) Государственные и общественно-политические деятели Афганистана (Справочник). М., 1967, с. 49. Факт учебы Х.Халили в лицее <Хабибия> приводит советский дипломатический источник в своей обширной справке <Роль духовенства в общественной жизни Афганистана> за 1957 г. - фигурант здесь отмечен как один из ведущих политико-религиозных и интеллектуальных автори- тетов своей страны и региона. См.: АВП РФ, ф. Референтура по Афганистану, оп. 39, папка 241, пор. 14, л. 40. Эпизод политической биографии Х.Халили, связанный с <революцией> 1929 г., до сих пор не привлекал внимания исследователей, хотя некоторые востоковеды весьма основательно изучали его поэтическое и вообще авторское наследие. Докторскую диссертацию на эту тему под- готовила А.Парванта (Университет Бамберга, ФРГ). Она же неоднократно выступала с докладами о различных сторонах жизни и деятельности Х.Халили на международных научных конференциях (см., например, ее доклад Bacca-i Saqqa' - an Afghan Robin Hood or a bandit: Khalilullah Khalili's revision of the events of 1929 на III-й Европейской конференции по иранистике (Кембридж, сентябрь 1995 г.). Основным источником для исследований А.Парванты послужили работы самого Х.Халили, в частности, его книга о времени эмира Хабибуллы Калакани (Бачаи Cакао) - Храбрец из Хорасана эмир Хабибулла (Аяре аз Хорасан Хадем-е дин-е Расулулла), Пешавар, 1990. 2) РЦХИДНИ, ф. 62, оп. 2, д. 1806, л. 197
3) АВП РФ, ф. Референтура по Афганистану, оп. 11, папка 147, пор. 4, л. 50-51. В цитируемом обращении Халилуллы сохранены стиль и орфография его перевода на русский язык, сделанного сотрудниками советского консульства в Мазари-Шерифе.
4) Там же, л. 198
5) РЦХИДНИ, ф. 62, оп. 2, д. 1806, л. 199
6) АВП РФ, ф. Референтура по Афганистану, оп. 11, папка 147, пор. 4, л. 223
7) Там же, л. 46
8) РЦХИДНИ, ф. 62, оп. 2, д. 1806, л. 215.
9) АВП РФ, ф. Референтура по Афганистану, оп. 12, папка 153, пор. 19, л. 18
10) Там же, л. 19
11) АВП РФ, ф. Референтура по Афганистану, оп. 13, папка 161, пор. 41, л. 127
12) Один из экземпляров этой книги (издание в трех частях) ныне хранится в главной библиотеке Гарвардского университета (Widener Library) - автор имел возможность ознакомиться с ней в период научной командировки в США осенью 1998 - весной 1999 г. В советской дипломатичес- кой переписке начала 1930-х гг. указывается, что изданная в 1931 г. книга Халилуллы была переведена на русский язык сотрудником НКИД Максимовым, а ее оригинал на языке фарси был передан в библиотеку НКИД.
13) АВП РФ, ф. Референтура по Афганистану, оп. 13, папка 158, пор. 8, л. 114
14) Эпизоды его биографии, приведенные в данном разделе, заставляют усомниться в некоторых суждениях таджикского литературоведа Собира Мирзоева относительно раннего этапа просве- тительской литературы в Афганистане, в частности, в тезисе, что <из поэтов этого (1920-е гг. - Б.В.) периода, выступивших в защиту нововведений Амануллы-хана, следует назвать ... Х.Халили (курсив мой - Б.В.)>. - См.: Мирзоев Собир. Ранний этап просветительской литературы в Афга- нистане. Дисс. канд. филол.наук в форме научного доклада. Душанбе, 1994, с. 15