Выполненные и
текущие проекты
В.С. Бойко
Регионализм в Афганистане
в 1920-е - 1930-е гг. и позиция СССР
Вторые научные чтения памяти А.П.Бородавкина.
Барнаул, 1999
Данный материал частично подготовлен при поддержке
программы Фулбрайт (США) в период командировки автора в Гарвардский
университет (осень 1998 - весна 1999 г.). Некоторые его положения
были апробированы в докладе на ежегодной конференции по исследованию
Центральной Евразии в университете Индианы (Блумингтон, США) в
марте 1999 г., а также в ряде публикаций.
В 1919 г. в Афганистане в результате убийства
эмира Хабибуллы произошла смена власти - новый монарх Аманулла вскоре
привел страну к независимости и, постепенно преодолевая внешнеполитический
авантюризм (призыв к индийским мусульманам совершить хиджрат в Афганистан,
планы создания центрально-азиатской федерации), принялся за реформирование
афганского традиционного общества. Часто игнорируя его устои и другие
объективные обстоятельства, усиливая налоговый пресс, он восстановил
против себя значительную часть соотечественников. Глубокий социально-политический
кризис выплеснулся в конце 1928 - начале 1929 гг. в гражданскую
войну и катастрофическое ослабление центральной власти в Афганистане,
грозящее распадом государственности. В стране резко усилились национальные,
клановые противоречия, регионалистские настроения. Фактически на
протяжении 1929 и, по нисходящей, последующих нескольких лет Афганистан
существовал как множество полуавтономных и вовсе автономных квази-государственных
образований, хотя все они больше тяготели именно к регионализму,
чем полной независимости, а соответствующие проекты создания североафганского
и т.п. государств носили декларативный характер.
Попытка самого Амануллы опереться на родственные
ему пуштунские племена Кандагара, куда он бежал после отречения
в середине января 1929 г. и где вскоре создал "национальное" правительство,
оказалась неудачной: реформатор с лихвой пожал плоды своей неудачной
политической тактики и стиля управления. Он фактически изолировал
себя даже от многих своих сторонников, которые были вынуждены действовать
самостоятельно, главным образом в столице и на севере страны, где
в апреле-мае 1929 г. была проведена совместная афгано-советская
военная операция по восстановлению режима Амануллы на региональном,
а потом и общенациональном уровне. Операция начиналась успешно,
но закончилась ничем, и в этом не в последнюю очередь был повинен
сам бывший монарх, неожиданно покинувший страну, а также советское
руководство, скупо дозиро-вавшее свою поддержку и принимавшее во
внимание наличие, помимо Амануллы, других сил на афганской политической
авансцене.
Центральное место в афганской политике на протяжении
1929 г. играли силы, захватившие Кабул и приведшие к власти представителя
социальных низов, таджика Бачаи Сакао. Он был провозглашен эмиром
Хабибуллой-гази (фактически - Хабибуллой II-м), а государство, включавшее
лишь столичную область и некоторые северные провинции (район Афганского
Туркестана, Каттаган-Бадахшан и др.), стало именоваться, в пику
предшествующим правителям - пуштунам, "Кабулистан". "Сакависты",
среди которых было немало представителей региональных элит (в основном
таджикские и таджикизированные элементы из числа землевладельцев
прикабульской области - "кухистанцы" и "кухдаманцы"), а также бывшей
бюрократии Амануллы, и реакционного духовенства, не справились с
задачей создания управляемой экономики и государственной машины,
хотя социальные особенности нового кабульского режима выглядели
весьма выигрышными в глазах некоторых догматиков Коминтерна и советского
руководства, не расставшихся к концу 1920-х гг. с проектами крестьянской
революции на Востоке. По этой и некоторым другим причинам, уже геополитического
характера, СССР поддерживал рабочие отношения с режимом Б.Сакао,
и даже был близок к официальному признанию последнего в период его
наибольшей жизнеспособности летом 1929 г.
Своеобразной моделью регионализма в Афганистане
в указанный период стала так называемая "Гератская республика" -
территория, включавшая Гератскую провинцию и некоторые соседние
районы афганского севера/северо-запада. Собственно республиканизм,
по мысли главноуправляющего - генерал-губернатора Герата Абдул Рахима,
был лишь некой формулой будущего управления территорией, но некоторые
элементы представительных институтов в лице местного парламента
(меджлиса) функционировали на протяжении всего 1929 г. А.Рахиму
удалось, пользуясь отдаленностью Герата от основных сражений гражданской
войны, сохранить экономическую и, в меньшей степени, политическую
стабильность довольно значительной приграничной области, учесть
некоторые специфические интересы местных национальных и социальных
групп.
При этом гератский правитель не торопился выполнять
приказы центра и даже на полгода задержал официальное признание
Б.Сакао: чуть ли не по всякому поводу он апеллировал к меджлису
и даже широкой общественности. Такую же линию он проводил и при
новом режиме Надир-хана, сумев примерно за два года довести запасы
своей казны до суммы, ненамного уступавшей запасам самого Кабула.1
Он допускал даже культурно-информационную деятельность
прогрессистов, хотя с такой же толерантностью реагировал на контрмеры
местных ультраконсерваторов и считал нормой бесперебойную работу
шариатского суда, ежедневно производившего в Герате средневековые
казни.
А.Рахим же наладил весьма конструктивные контакты
с представителями советского консульства, хотя в этом вопросе он
более руководствовался прагматическими соображениями (советская
сторона технически обеспечивала его связь с Кабулом и именно она,
в конечном счете, склонила его к признанию нового режима "надирата").
В то же время он был очень критичен в отношении Ирана2
правящие круги которого издавна имели особые интересы в Герате и
прилегающих областях.
В целом ряде эпизодов гератский правитель был близок
к открытому конфликту с "надиратом", не говоря уже о закулисных
интригах в моменты нового выступления "кухдаманцев" против Кабула
летом 1930 г. или движения среднеазиатской эмиграции во главе с
Ибрагим-беком зимой-весной 1931 г. "Какую позицию занять нам? -
задавались в такие моменты вопросом советские дипломатические представители
в регионе. - В настоящее время внимательных наблюдателей. Если же
выяснится слабость правительства Надир-шаха и сила его только в
крайнем склонении в английскую сторону, то для противодействия этому
уже в настоящих условиях имело бы смысл войти в более тесную связь
со всеми не-надировскими силам ...".3
Деловые отношения советских представителей с А.Рахимом позволяли,
во всяком случае в какой-то степени, ослаблять угрозу набегов на
советскую территорию эмигрантских банд (в Гератской провинции были
размещены в основном туркмены, предводителем которых был широко
известный Джунаид-хан).
Гератский опыт автономии и фактического самоуправления
провинции продемонстрировал немалый управленческий и лидерский потенциал
фигур - выходцев из средних страт и слоев афганского общества -
выдвиженцев/самовыдвиженцев конфликтного времени, сумевших задействовать
новые политические средства и методы, местные и даже международные
факторы. На авансцене афганской и более широко - центрально-азиатской
- политики появились лидеры, мало похожие на "местников" сравнительно
недавних феодальных времен, - они не просто претендовали на долю
власти и полномочий, но и в чем-то доказали обоснованность своих
амбициозных претензий. Тот же А.Рахим, выходец из маловлиятельного
племени сафи прикабульской области, не не только не собирался отдать
свою власть в Герате, но даже ставил под сомнение право влиятельного
пуштунского сардара Надир-хана на афганский трон.
Гератские события конца 1920-х - начала 1930-х
гг., как и аналогичные, более или менее жизнеспособные начинания
в других регионах (создание в этот же период коалиционных многонациональных
"правительств" в Афганском Туркестане и др.) служили и служат довольно
убедительным историческим примером потенциала местного самоуправления
в Афганистане,4 который, не будучи
простым повторением полуанархических прерывных отношений центра-периферии
предшествующего периода, мог бы заложить основы мирного сожительства
многонациональных и социально/географически обособленных групп афганского
общества, заметно подрастерявших за десятилетия последней гражданской
войны навыки созидательной экономической и политической жизни. Афганский
материал показывает, что регионализм, как проявление объективной
исторической и текущей социально-географической специфики, нередко
закрепляемой местными элитами и политически, может, до определенной
черты и в сочетании с разумным центризмом доминирующей элиты, быть
инструментом/тактикой и даже стратегией развития государства и общества,
даже такого слабоструктурированного, как афганское. При этом принципиально
важным условием и фактором этой тенденции и феномена была и остается
позиция и политика ведущих региональных, уже в геополитическом значении
этого слова, сил - соседних и более отдаленных, но вовлеченных в
эти процессы, государств и надгосударственных образований. В 1920-е
- 1930-е гг. Советский Союз - один из главных участников противоборства
в Центральной Азии - "Большой игры" - продемонстрировал взвешенность
своего подхода: в основу советской политики на афганском направлении
был положен принцип сохранения целостности афганского государства,
иногда - даже ценой собственных интересов советской стороны. Тогдашняя
советская дипломатия и политическое руководство СССР, подчас поощряя
регионализм и отдельных региональных лидеров фактически распавшегося
Афганистана конца 1920-х - начала 1930-г гг., использовало этот
прием по ряду экономических и политических соображений, но когда
на карту было поставлено само существование государственности южного
соседа, предпочло стратегически поддержать не амбициозных, но расколотых
амануллистов или областных "воевод" типа Абдул Рахима Гератского,
а популярного в пуштунской племенной среде сардара Мухаммада Надир-хана,
причем сделало это в полном согласии с позицией других государств,
включая своего главного соперника - Великобританию.
- Архив внешней политики Российской
Федерации (далее АВП РФ), ф. Референтура по Афганистану, оп. 13,
пор. 41, папка 161, л. 294 - 296 (назад)
- Там же, оп. 11, пор. 4, папка
147, л. 7(назад)
- Российский центр хранения и
изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), ф. 62, оп. 2,
д. 2208, л. 25(назад)
- Концепцию устойчивого местного
самоуправления в условиях современного Афганистана развивает в
целом ряде своих трудов ведущий американский востоковед-этнолог
афганского происхождения Н.Шахрани, ныне профессор университета
Индианы (Блумингтон, США). См., например, одну из его новейших
разработок на эту тему - главу в коллективной монографии Fundamentalism
reborn ? Afghanistan and the Taliban. Ed. by W.Maley (New York,
1998)(назад)
|