[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Часть 2 Приложение N4 к приказу Минобразования России от 14.09.99 N 286 -------------------------------------------------------------------- 3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ЦИКЛУ "ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ" (являются частью примерных учебных программ дисциплин) Бакалавр (дипломированный специалист) должен в области философии, истории, культурологии,психологии, пе- дагогики: * иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; * понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, био- логического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; * знать условия формирования личности, ее свободы, ответс- твенности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравс- твенных обязанностей человека по отношению к другим и самому се- бе; * иметь представление о многообразии форм человеческого зна- ния, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рациональ- ного и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особен- ностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; * понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и эти- ческие проблемы, ценность научной рациональности и ее историчес- ких типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; * иметь представление об истории как науке, ее месте в сис- теме гуманитарного знания, владеть основами исторического мышле- ния; * иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними; * иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии; * уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; * понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; * иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о ме- ханизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; * знать исторические и региональные типы культуры, их дина- мику, основные достижения в различных областях культурной практи- ки, развитие культуры в ХХ веке; * понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; * знать основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте пси- хологии в системе наук и ее основных отраслях; * знать основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки; * иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения; * иметь представление о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции поведения и деятельности; * знать основные потребности человека, эмоции и чувства; * знать основы социальной психологии, психологии межличност- ных отношений, психологии больших и малых групп; * владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования; * владеть системой знаний о сфере образования, сущности, со- держании и структуре образовательных процессов; * знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; * владеть современными образовательными технологиями, спосо- бами применения педагогической теории в различных сферах жизни; в области социологии, экономики, политологии и права: * знать основные этапы развития социологической мысли и со- временные направления социологической теории; * уяснить определение общества как надындивидуальной реаль- ности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого; * иметь представление об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений; * иметь представление об основных этапах культурно-истори- ческого развития обществ, механизмах и формах социальных измене- ний; * освоить социологическое понимание личности как социаль- но-типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля; иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий; * понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности; * понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов; * знать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; иметь представление о горизонтальной и верти- кальной социальной мобильности; * уметь анализировать основные проблемы стратификации рос- сийского общества, возникновения классов, причины бедности и не- равенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; * иметь представление о процессе и методах эмпирического со- циологического исследования; * знать типы экономических систем и основные экономические институты; понимать суть экономических моделей; * разделять микро- и макроэкономические проблемы; * перечислять основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования; * различать элементы экономического анализа и экономической политики; * выделять (определять) элементы традиционной, централизо- ванной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике; * уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; * знать характерные признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации, структурных и институцио- нальных преобразований; * знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе соци- альных наук, иметь представление об истории политических учений; * знать основные разновидности современных систем и режимов; иметь научные представления о сущности власти и ее функциях; * разбираться в особенностях современного политического про- цесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации; * разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интере- сах России и ее новой роли в международной политике; * иметь научное представление о государстве и праве, систе- мах права и особенностях их функционирования, о теориях права, его сущности и формах; * знать основные особенности российской правовой системы и российского законодательства, системы и организации государствен- ных органов Российской Федерации; * знать основы правового статуса человека в обществе, основ- ные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации; * знать основы законодательного регулирования будущей про- фессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, отно- сящиеся к будущей профессиональной деятельности; в области иностранного языка, русского языка и культуры речи: * иметь представление об основных способах сочетаемости лек- сических единиц и основных словообразовательных моделях; * владеть навыками и умениями речевой деятельности примени- тельно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи; * владеть формами деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патента; * владеть навыками подготовки текстовых документов в управ- ленческой деятельности; * освоить нормы официально-деловой письменной речи, междуна- родные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов; * изучить характерные способы и приемы отбора языкового ма- териала в соответствии с различными видами речевого общения; * уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения; * владеть навыками самостоятельного порождения стилистичес- ки мотивированного текста, способами установления лингвистичес- ких связей между языками; * уметь работать с оригинальной литературой по специальнос- ти; * иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, раз- личать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразе- ологических единиц); * владеть основной иноязычной терминологией специальности, знать русские эквиваленты основных слов и выражений профессио- нальной речи; * владеть основами реферирования и аннотирования литературы по специальности; в области физической культуры: * осознавать социально-гуманитарную ценностную роль физичес- кой культуры и спорта в профессионально-личностном развитии; * знать и владеть основами формирования физической культуры личности и здорового образа жизни; * овладеть системой практических умений и навыков, обеспечи- вающих формирование, сохранение и укрепление здоровья. 4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА 4.1. При формировании основной образовательной программы вуз (факультет) включает не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати базовых. В этот перечень обязательно должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Фи- зическая культура" в объеме не менее 408 часов. Объем часов по каждой из трех других выбранных дисциплин не может быть менее 136 часов. Если вуз выбирает более 5 дисциплин, объем часов по от- дельным дисциплинам может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделен- ные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. 4.2. Преподавание общих гуманитарных и социально-экономичес- ких дисциплин может осуществляться в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных прак- тических занятий, заданий и семинаров по программам, разработан- ным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этничес- кую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное ос- вещение тематики дисциплин цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подго- товки выпускников и содействовать реализации задач в их професси- ональной деятельности. 4.3. Возможно установление необходимой глубины преподавания отдельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин. Данные требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломирован- ного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-эконо- мические дисциплины" разработаны временным научно-исследователь- ским коллективом под руководством академика РАН, директора Инсти- тута философии РАН В.С.Степина, созданным в соответствии с указа- нием Минобразования России от 15.01.98 N 30-26 "О временном науч- но-исследовательском коллективе по разработке нового поколения государственных образовательных стандартов в части требований к содержанию и уровню подготовки бакалавров и дипломированных спе- циалистов по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". ------------------------------------------------------------------- Окончание приложения