[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Часть 2 Приложение N4
к приказу Минобразования
России от 14.09.99 N 286
--------------------------------------------------------------------
3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ЦИКЛУ "ОБЩИЕ
ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ"
(являются частью примерных учебных программ дисциплин)
Бакалавр (дипломированный специалист) должен
в области философии, истории, культурологии,психологии, пе-
дагогики:
* иметь представление о своеобразии философии, ее месте в
культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания,
сущности, назначении и смысле жизни человека;
* понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, био-
логического и социального начал в человеке, отношения человека к
природе и современных противоречий существования человека в ней;
* знать условия формирования личности, ее свободы, ответс-
твенности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль
насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравс-
твенных обязанностей человека по отношению к другим и самому се-
бе;
* иметь представление о многообразии форм человеческого зна-
ния, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рациональ-
ного и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особен-
ностях функционирования знания в современном обществе, о духовных
ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
* понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия
науки и техники и связанные с ними современные социальные и эти-
ческие проблемы, ценность научной рациональности и ее историчес-
ких типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их
эволюцию;
* иметь представление об истории как науке, ее месте в сис-
теме гуманитарного знания, владеть основами исторического мышле-
ния;
* иметь представление об источниках исторического знания и
приемах работы с ними;
* иметь научное представление об основных этапах в истории
человечества и их хронологии;
* уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам,
касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
* понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее
место и роль в жизни человека и общества;
* иметь представление о формах культуры, их возникновении и
развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о ме-
ханизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного
опыта;
* знать исторические и региональные типы культуры, их дина-
мику, основные достижения в различных областях культурной практи-
ки, развитие культуры в ХХ веке;
* понимать и использовать языки культуры, быть способным к
диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
* знать основные категории и понятия психологической науки,
иметь представление о предмете и методе психологии, о месте пси-
хологии в системе наук и ее основных отраслях;
* знать основные функции психики, ориентироваться в основных
проблемах психологической науки;
* иметь представление о роли сознания и бессознательного в
регуляции поведения;
* иметь представление о мотивации поведения и деятельности,
психической регуляции поведения и деятельности;
* знать основные потребности человека, эмоции и чувства;
* знать основы социальной психологии, психологии межличност-
ных отношений, психологии больших и малых групп;
* владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической
науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;
* владеть системой знаний о сфере образования, сущности, со-
держании и структуре образовательных процессов;
* знать объективные связи обучения, воспитания и развития
личности в образовательных процессах и социуме;
* владеть современными образовательными технологиями, спосо-
бами применения педагогической теории в различных сферах жизни;
в области социологии, экономики, политологии и права:
* знать основные этапы развития социологической мысли и со-
временные направления социологической теории;
* уяснить определение общества как надындивидуальной реаль-
ности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки
функционирования и воспроизводства общественного целого;
* иметь представление об основных социальных институтах,
обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;
* иметь представление об основных этапах культурно-истори-
ческого развития обществ, механизмах и формах социальных измене-
ний;
* освоить социологическое понимание личности как социаль-
но-типического в индивидах, понятия социализации и социального
контроля; иметь представление о личности как субъекте социального
действия и социальных взаимодействий;
* понимать групповую динамику и особенности межличностных
отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных
отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;
* понимать механизм возникновения и разрешения социальных
конфликтов;
* знать культурно-исторические типы социального неравенства
и стратификации; иметь представление о горизонтальной и верти-
кальной социальной мобильности;
* уметь анализировать основные проблемы стратификации рос-
сийского общества, возникновения классов, причины бедности и не-
равенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
* иметь представление о процессе и методах эмпирического со-
циологического исследования;
* знать типы экономических систем и основные экономические
институты; понимать суть экономических моделей;
* разделять микро- и макроэкономические проблемы;
* перечислять основные экономические институты и объяснять
принципы их функционирования;
* различать элементы экономического анализа и экономической
политики;
* выделять (определять) элементы традиционной, централизо-
ванной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике;
* уметь анализировать в общих чертах основные экономические
события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать
информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих
проблемах экономики;
* знать характерные признаки переходной экономики; понимать
суть и приводить примеры либерализации, структурных и институцио-
нальных преобразований;
* знать понятийно-категориальный аппарат, методологию,
структуру политической науки, понимать ее место в системе соци-
альных наук, иметь представление об истории политических учений;
* знать основные разновидности современных систем и режимов;
иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;
* разбираться в особенностях современного политического про-
цесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении
федеральных и региональных центров принятия решений, специфике
административно-территориального устройства Российской Федерации;
* разбираться в современной системе международных отношений,
геополитической обстановке, в национально-государственных интере-
сах России и ее новой роли в международной политике;
* иметь научное представление о государстве и праве, систе-
мах права и особенностях их функционирования, о теориях права,
его сущности и формах;
* знать основные особенности российской правовой системы и
российского законодательства, системы и организации государствен-
ных органов Российской Федерации;
* знать основы правового статуса человека в обществе, основ-
ные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;
* знать основы законодательного регулирования будущей про-
фессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере
профессиональной деятельности; уметь составлять документы, отно-
сящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:
* иметь представление об основных способах сочетаемости лек-
сических единиц и основных словообразовательных моделях;
* владеть навыками и умениями речевой деятельности примени-
тельно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами
публичной речи;
* владеть формами деловой переписки, иметь представление о
форме договоров, контрактов, патента;
* владеть навыками подготовки текстовых документов в управ-
ленческой деятельности;
* освоить нормы официально-деловой письменной речи, междуна-
родные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных
документов;
* изучить характерные способы и приемы отбора языкового ма-
териала в соответствии с различными видами речевого общения;
* уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или
иную форму речевого общения;
* владеть навыками самостоятельного порождения стилистичес-
ки мотивированного текста, способами установления лингвистичес-
ких связей между языками;
* уметь работать с оригинальной литературой по специальнос-
ти;
* иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, раз-
личать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразе-
ологических единиц);
* владеть основной иноязычной терминологией специальности,
знать русские эквиваленты основных слов и выражений профессио-
нальной речи;
* владеть основами реферирования и аннотирования литературы
по специальности;
в области физической культуры:
* осознавать социально-гуманитарную ценностную роль физичес-
кой культуры и спорта в профессионально-личностном развитии;
* знать и владеть основами формирования физической культуры
личности и здорового образа жизни;
* овладеть системой практических умений и навыков, обеспечи-
вающих формирование, сохранение и укрепление здоровья.
4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА
4.1. При формировании основной образовательной программы вуз
(факультет) включает не менее пяти обязательных дисциплин из
одиннадцати базовых. В этот перечень обязательно должны входить
дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Фи-
зическая культура" в объеме не менее 408 часов. Объем часов по
каждой из трех других выбранных дисциплин не может быть менее 136
часов. Если вуз выбирает более 5 дисциплин, объем часов по от-
дельным дисциплинам может быть сокращен. Если дисциплина является
частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделен-
ные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
4.2. Преподавание общих гуманитарных и социально-экономичес-
ких дисциплин может осуществляться в форме авторских лекционных
курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных прак-
тических занятий, заданий и семинаров по программам, разработан-
ным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этничес-
кую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное ос-
вещение тематики дисциплин цикла. Содержание дисциплин цикла
должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подго-
товки выпускников и содействовать реализации задач в их професси-
ональной деятельности.
4.3. Возможно установление необходимой глубины преподавания
отдельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин.
Данные требования (федеральный компонент) к обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломирован-
ного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-эконо-
мические дисциплины" разработаны временным научно-исследователь-
ским коллективом под руководством академика РАН, директора Инсти-
тута философии РАН В.С.Степина, созданным в соответствии с указа-
нием Минобразования России от 15.01.98 N 30-26 "О временном науч-
но-исследовательском коллективе по разработке нового поколения
государственных образовательных стандартов в части требований к
содержанию и уровню подготовки бакалавров и дипломированных спе-
циалистов по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины".
-------------------------------------------------------------------
Окончание приложения