[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Приложение N 1 к приказу
Минобразования России
от 14.09.99 N 286
М А К Е Т
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
____________________В.Д.Шадриков
____________1999г.
Номер государственной регистрации
_________________________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление ____________________________
(указывается код и наименование направления)
Степень (квалификация) - бакалавр
________________________________________
(указывается наименование степени (квалификации) бакалавра)
Вводится с момента утверждения
Москва 1999
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ________________
(указывается код и наименование направления)
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образова-
ния Российской Федерации_______________________ (указывается номер
и дата приказа, утвердившего данное направление).
1.2. Степень (квалификация) выпускника______________________
(указывается наименование степени (квалификации) бакалавра)
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению ______________________ при
(указывается код и наименование направления)
очной форме обучения 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
(Дается квалификационная характеристика выпускника, согласован-
ная с квалификационными требованиями Квалификационного справочни-
ка должностей руководителей, специалистов и других служащих, ут-
вержденного постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37. Мо-
гут быть указаны область, объекты, виды и задачи профессиональной
деятельности выпускника).
1.4. Возможности продолжения образования
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению(ям) _________________________
(указываются код и наименования направления).
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных прог-
рамм по специальностям:___________________
(указываются код и наименования специальностей).
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - сред-
нее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного об-
разца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессио-
нальном образовании, или начальном профессиональном образовании,
если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полно-
го) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавров в области искусства
и физической культуры высшее учебное заведение имеет право прово-
дить дополнительные вступительные испытания профессиональной на-
правленности.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
________________________________________________________
(указывается код и наименование направления)
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного образо-
вательного стандарта и включает в себя учебный план, программы
учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее ре-
ализации и срокам ее освоения определяются настоящим государствен-
ным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин наци-
онально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбо-
ру студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы
по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дис-
циплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД- общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД- факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основ-
ной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспе-
чивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным образо-
вательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ___________________________________
(указывается код и наименование направления)
+--------------------------------------------------------------+
Индекс Наименование дисциплин и их основные Всего
разделы часов
+-------+---------------------------------------+--------------
1 2 3
+-------+---------------------------------------+--------------
ГСЭ Общие гуманитарные и социально- 1800
экономические дисциплины
ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент 1260
ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык 340
ГСЭ.Ф.02 Физическая культура 408
ГСЭ.Ф.03 История человечества
ГСЭ.Ф.04 Культурология
ГСЭ.Ф.05 Политология (см. п.6.1.2)
ГСЭ.Ф.06 Правоведение
ГСЭ.Ф.07 Психология и педагогика
ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи
ГСЭ.Ф.09 Социология
ГСЭ.Ф.10 Философия
ГСЭ.Ф.11 Экономика
__________________________________
(указать основные разделы дисциплин с
учетом рекомендаций ВНИК по гуманитар-
ным и социально-экономическим дисципли-|
нам)
ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) до 15 проц.
компонент общего объема
цикла
ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, до 15 проц.
устанавливаемые вузом общего объема
цикла
+-------+---------------------------------------+--------------
ЕН Общие математические и естественно- (указать общий
научные дисциплины объем по циклу
и компонентам)
ЕН.Ф.00 Федеральный компонент не менее 80
проц.от общего
объема цикла
+--------------------------------------------------------------+
ЕН.Ф.01 _______________________________ не менее___часов
и т.д. (указать наименования дисциплин и (указать объем
их основные разделы с учетом соответ-каждой дисцип-
ствующих рекомендаций Экспертного со- лины)
вета по циклу общих естественнонаучных
дисциплин)
ЕН.Р.00 Национально-региональный (вузовский) до 10 проц. |
| | компонент | общего
объема цикла
ЕН.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,до 10 проц. |
| | устанавливаемые вузом | общего
объема цикла
+-------+---------------------------------------+--------------
ОПД Общепрофессиональные дисциплины (указать общий
направления объем по циклу,
компонентам и
отдельным дис-
циплинам)
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент не менее 80
ОПД.Ф.01 _______________________________ проц.от общего
и т.д. (указать наименования дисциплин и объема цикла
их основные разделы (для технических
направлений с учетом рекомендаций Коор-
динационного совета по циклу общеинже-
нерных дисциплин)
ОПД.Р.00 Национально-региональный (вузовский) до 10 проц. |
| | компонент | общего
объема цикла
ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,до 10 проц. |
| | устанавливаемые вузом | общего
объема цикла
+-------+---------------------------------------+--------------
СД.00 Специальные дисциплины (указать общий
Устанавливаются вузом, включая дисцип-объем по циклу)
лины по выбору студента
+-------+---------------------------------------+--------------
ФТД.00 Факультативы 450
ФТД.01 Военная подготовка 450
+--------------------------------------------------------------+
Всего часов теоретического обучения __________
Практики __________часов
Итого ___________часов
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ _________________________
(указывается код и наименование направления)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подго-
товки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в
том числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую
работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии, - ______ недель
практики - не менее ______ недель
( указываются конкретные виды практик с указанием недель,
отводимых на их проведение)
итоговая государственная
аттестация, включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы, - не менее ______ недель
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее ______ недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование,
сроки освоения основной образовательной программы подготовки ба-
калавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а
также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются
вузом до одного года относительно нормативного срока, установлен-
ного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандар-
та.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавли-
вается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и вне-
аудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обу-
чения не должен превышать в среднем за период теоретического обу-
чения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят
обязательные практические занятия по физической культуре и заня-
тия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем ауди-
торных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспе-
чена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160
часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ________________________________________
(указывается код и наименование направления)
В п.6 должны быть сформулированы требования, достаточные
для реализации вузом основной образовательной программы подготов-
ки бакалавра по данному направлению и прохождения вузом процедур
лицензирования, аттестации и аккредитации.
6.1. Требования к разработке основной образовательной
программы подготовки бакалавра
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает
и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки
бакалавра на основе настоящего государственного образовательного
стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом выс-
шего учебного заведения, не являются обязательными для изучения
студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зач-
тено, незачтено).
В основных образовательных программах, имеющих в своем на-
именовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготов-
ки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за
счет дисциплин специализации.
6.1.2. При разработке основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате-
риала для циклов дисциплин,- в пределах 5 проц.;
формировать цикл гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном
образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме
не менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408
часов. Объем часов по каждой их трех других выбранных дисциплин
предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дис-
циплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если
дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной
подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспреде-
ляться на изучение других дисциплин в рамка цикла ГСЭ.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусмат-
риваться с учетом пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-эконо-
мических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнооб-
разных видов коллективных и индивидуальных практических занятий,
заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и
учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональ-
ную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения пре-
подавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики
дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин , входящих в циклы общих гуманитарных и соци-
ально-экономических, математических и естественнонаучных дисцип-
лин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; со-
держание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содейс-
твовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
реализовывать основную образовательную программу подготов-
ки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного
заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответс-
твующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокра-
щение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и на-
выков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального
образования. При этом продолжительность обучения должна состав-
лять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается
также для лиц, уровень образования или способности которых явля-
ются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
__________________________________________________________
__________________________________________________________
( Указывается, что реализация основной образовательной прог-
раммы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответству-
ющее профилю преподаваемой дисциплины,и систематически занимающи-
мися научной и/или научно-методической деятельностью; преподава-
тели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую сте-
пень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной
сфере; УМО на основании реальных данных может указать необходимую
долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание).
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса
___________________________________________________________
___________________________________________________________
П.6.3 должен содержать перечень лабораторно-практических
работ и необходимую информационную базу, обеспечивающие подготов-
ку высококвалифицированного специалиста, в том числе, перечень
профессионально важных журналов, реферативных журналов, научной
литературы; указание о наличии информационных баз и доступа к
различным сетевым источникам информации.
Реализация основной образовательной программы подготовки ба-
калавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библио-
течным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим пол-
ному перечню дисциплин основной образовательной программы, нали-
чием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по
всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проекти-
рованию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийны-
ми, аудио-, видеоматериалами).
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Указывается, что высшее учебное заведение, реализующее ос-
новную образовательную программу подготовки бакалавра, должно
располагать соответствующей действующим санитарно-техническим
нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение
всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междис-
циплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студен-
тов, предусмотренных примерным учебным планом.
6.5. Требования к организации практик
__________________________________________________________
__________________________________________________________
(Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО)
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
____________________________________________________________
(указывается код и наименование направления)
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его
степени (квалификации).
__________________________________________________________
(Указываются требования в операциональной форме, которые
позволяют проверить с учетом результатов итоговой аттестации вы-
пускников соответствие выполнения профессиональных задач квалифи-
кационным требованиям, изложенным в п. 1.3).
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра вклю-
чает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен,
позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессио-
нальных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра
(п.7.2.2. заполняется в соответствии с предложениями УМО)
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет со-
бой законченную разработку, в которой ___________________________
__________________________________________ (указываются требова-
ния к работе: состав, решаемые задачи и т.д.)
7.2.3. Требования к государственному экзамену
________________________________________________________
( заполняется в соответствии с предложениями УМО)
СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методическое объединение по
образованию в области (указывается наименование УМО)
Государственный образовательный стандарт высшего профессио-
нального образования одобрен на заседании Учебно-методического
совета по направлению_________________________ (указывается дата
проведения заседания УМС и N протокола).
Председатель Совета УМО _______________ Ф.И.О.
(подпись)
Заместитель председателя Совета УМО ___________ Ф.И.О.
(подпись)
СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных программ и
стандартов высшего и среднего
профессионального образования Г.К.Шестаков
Начальник отдела___________________ __________ Ф.И.О.
(название отдела)
Сотрудник,
курирующий данное направление ______________ Ф.И.О.
(подпись)