[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Министерство образования Российской Федерации
П Р И К А З
от 18.10.99 N 579
Об утверждении Положения о федеральной
экспериментальной площадке Министерства образования
Российской Федерации
В целях развития системы образования в Российской Федера-
ции и оказания государственной поддержки инновационному движению
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной экспери-
ментальной площадке Министерства образования Российской Федера-
ции.
2. Считать утратившим силу приказ Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации от 17.07.97
N 1577 "Об утверждении Положения о федеральной экспериментальной
площадке в системе образования Российской Федерации".
Министр В.М.Филиппов
Приложение к приказу
Министерства образования
Российской Федерации
от 18.10.99 N 579
ПОЛОЖЕНИЕ
о федеральной экспериментальной площадке
Министерства образования Российской Федерации
I.Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия присвоения Ми-
нистерством образования Российской Федерации статуса федеральной
экспериментальной площадки образовательному учреждению, деятель-
ность которого направлена на реализацию культурно-образователь-
ной инициативы с целью развития системы образования в Российской
Федерации, опережающего решения вопросов ее научного, организа-
ционного, правового, финансово-экономического, кадрового и мате-
риально-технического обеспечения.
1.2. Под культурно-образовательной инициативой (далее- ини-
циатива) понимается деятельность образовательного учреждения или
органа управления образованием, направленная на развитие средс-
твами образования социокультурной среды и учитывающая истори-
ко-педагогический опыт и современное состояние теории и практики
образования, порождающая новое содержание, методы, формы органи-
зации образовательного процесса и адекватные им системы управле-
ния.
Федеральный статус инициативы определяется значимостью раз-
рабатываемых проблем для обеспечения культурного, научного, ин-
формационного пространства России; направленностью деятельности
авторов инициативы на решение задач по обновлению содержания,
методов и организационных форм образования; разработке и апроба-
ции путей, обеспечивающих развитие личности обучающегося, воспи-
танника, его способности к саморазвитию, самоопределению и само-
образованию; выработке перспективных концепций и моделей гума-
нистического и гуманитарного образования; формированию у обучаю-
щихся,воспитанников общечеловеческих ценностей, демократических
установок и гражданской ответственности в социальной жизни.
1.3. Автором (авторами) инициативы могут быть педагогичес-
кие и научные коллективы, а также научно-исследовательские и об-
разовательные учреждения всех форм собственности, государствен-
ные и местные (муниципальные) органы управления образованием.
1.4. В той мере, в какой инициатива представляет собой объ-
ект авторского права, на нее распространяется действие соответс-
твующих норм гражданского законодательства.
2. Федеральная экспериментальная площадка
2.1. Федеральной экспериментальной площадкой Министерства
образования Российской Федерации (далее - ФЭП) может быть реали-
зующее образовательные программы образовательное учреждение
(группа образовательных учреждений), его структурные подразделе-
ния.
2.2. Статус ФЭП дает автору (авторам) инициативы право вно-
сить изменения в:
цели, содержание, способы, систему средств воспитания и
обучения;
формы подготовки и переподготовки педагогических кадров;
режим функционирования образовательного учреждения, на базе
которого планируется развертывание эксперимента;
систему управления образовательным учреждением.
2.3. Присвоение статуса ФЭП не влечет за собой изменения
статуса образовательного учреждения, его организационно-правовой
формы и подчиненности.
3. Порядок присвоения статуса
федеральной экспериментальной площадки
3.1. Для присвоения статуса ФЭП автор (авторы) обращается в
Министерство образования Российской Федерации с письменной заяв-
кой.
Заявка должна содержать: наименование , место нахождения
(юридический, фактический адрес, контактные телефоны) образова-
тельного учреждения, на базе которого планируется проведение
эксперимента; изложение сути инициативы, обоснование ее значи-
мости для развития системы образования Российской Федерации;
программу эксперимента (основные идеи эксперимента, цели,
исходные теоретические положения, этапы эксперимента и прогнози-
руемые результаты по каждому этапу, методы исследования, необхо-
димые условия проведения эксперимента, средства контроля и обес-
печения достоверности результатов эксперимента, перечень учеб-
но-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимен-
та); предложения по возможному распространению результатов ини-
циативы по окончании эксперимента;
предварительные расчеты по кадровому, экономическому, мате-
риально-техническому и научному обеспечению эксперимента; источ-
ники финансирования.
3.2. Для оценки значимости инициативы Министерством образо-
вания Российской Федерации создаются экспертные группы, состав
которых утверждается его приказом.
Количество экспертных групп определяется содержанием иници-
атив. В формировании состава экспертных групп участвуют автор
(авторы) инициативы и Совет по федеральным экспериментальным
площадкам.
3.3. В состав экспертных групп могут входить представители
Министерства образования Российской Федерации, Российской акаде-
мии образования, других научных учреждений, органов управления
образованием субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, на территории которых проводится эксперимент,
педагогические и руководящие работники образовательных учрежде-
ний.
3.4. Экспертиза инициативы проводится в три этапа:
первый этап (осуществляется в период до 1 апреля) - первич-
ная оценка представленной заявки и принятие решения о приглаше-
нии автора (авторов) к участию во втором этапе;
второй этап (осуществляется до 15 июня) - выработка сов-
местно с автором (авторами) инициативы методики проведения экс-
пертизы и экспертиза проекта по одобренной на I этапе заявке;
третий этап (заключительный, осуществляется до 15 октября)
- проведение итоговой экспертизы и оформление экспертного заклю-
чения по каждой инициативе.
3.5. По результатам третьего (заключительного) этапа экс-
пертизы экспертной группой оформляется заключение. Заключение
подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особо-
го мнения тех, кто не согласен с данным заключением.
3.6. На основании заключений экспертных групп Совет по фе-
деральным экспериментальным площадкам осуществляет выбор образо-
вательных учреждений - соискателей на присвоение статуса ФЭП и
дает рекомендации Министерству образования Российской Федерации
о возможности присвоения статуса ФЭП образовательному учреждению
с обоснованием целесообразности проведения эксперимента по каж-
дой инициативе.
3.7. Приказом Министерства образования Российской Федерации
образовательному учреждению-соискателю присваивается статус ФЭП,
утверждаются тема, сроки эксперимента.
3.8. Срок представления заявки - до 30 декабря года, пред-
шествующего конкурсу культурно-образовательных инициатив.
3.9. В случае отрицательного заключения экспертной группы
автор (авторы) инициативы может подать заявку в Министерство об-
разования Российской Федерации повторно не ранее, чем через год.
4. Управление федеральной экспериментальной площадкой
4.1. В целях выполнения программы эксперимента и обеспече-
ния функционирования ФЭП приказом Министерства образования Рос-
сийской Федерации по согласованию с Российской академией образо-
вания создается Совет по федеральным экспериментальным площадкам
(далее - Совет). В состав Совета входят представители научных
учреждений Министерства образования Российской Федерации, Рос-
сийской академии наук, Российской академии образования, палат
Федерального Собрания, педагогических ассоциаций.
4.2. Совет:
определяет приоритетные направления экспериментальной рабо-
ты, способствующие развитию образования в Российской Федерации;
формирует банк данных об основных направлениях инициатив, а
также результатах их экспериментальной проверки;
разрабатывает механизм использования результатов экспери-
мента;
информирует педагогическую общественность о проводимых экс-
периментах;
готовит предложения Министерству образования Российской Фе-
дерации о финансировании программ эксперимента;
проводит анализ ежегодных отчетов федеральных эксперимен-
тальных площадок о результатах выполнения программы эксперимен-
та;
участвует в формировании состава экспертных групп;
осуществляет выбор образовательных учреждений - соискателей
на присвоение статуса ФЭП.
4.3. Руководство Советом осуществляет его председатель. В
отсутствие председателя его функции возлагаются на заместителя
председателя Совета.
4.4. Член Совета не может входить в состав экспертной груп-
пы.
4.5. Совет в своей деятельности руководствуется настоящим
Положением.
4.6. Образовательное учреждение, получившее статус ФЭП, по
вопросам, связанным с проведением эксперимента, отчитывается пе-
ред Советом не реже одного раза в год.
4.7. Оценка деятельности образовательного учреждения, полу-
чившего статус ФЭП, проводится Министерством образования Рос-
сийской Федерации.
4.8. Статус ФЭП может быть снят в случаях:
завершения программы эксперимента;
получения отрицательных результатов эксперимента;
отсутствия финансирования программы эксперимента.
4.9. Решение о снятии статуса ФЭП принимается Министерством
образования Российской Федерации.
5. Участие органов управления образованием субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления
в организации и деятельности федеральной
экспериментальной площадки
Органы управления образованием субъектов Российской Федера-
ции и органы местного самоуправления могут:
выступать совместно с подведомственными образовательными
учреждениями авторами культурно-образовательных инициатив;
создавать условия, необходимые для реализации программы
эксперимента, а также принимать участие в его организации и про-
ведении.
6. Финансирование программы эксперимента федеральной
экспериментальной площадки
6.1. Финансирование программы эксперимента может осущест-
вляться за счет средств:
выделяемых Министерством образования Российской Федерации
на научные исследования;
выделяемых другими министерствами, ведомствами, организаци-
ями, отдельными гражданами;
дополнительно выделяемых из соответствующих фондов разви-
тия образования субъектов Российской Федерации или органов мест-
ного самоуправления;
поступающих или получаемых доходов от предоставляемых обра-
зовательным учреждением в соответствии с его уставом платных до-
полнительных образовательных услуг.
6.2. В целях стимулирования деятельности работников образо-
вательных учреждений, участвующих в проведении эксперимента, об-
разовательное учреждение, получившее статус ФЭП, в пределах име-
ющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно
определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработ-
ной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надба-
вок, премий и других мер материального стимулирования.
------------------------------------------------------------------