Приказ 286 - Приложение 4 (часть2)

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
Часть 2                                 Приложение N4  
                                         к приказу Минобразования  
                                         России от 14.09.99 N 286  
 
-------------------------------------------------------------------- 
3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ЦИКЛУ "ОБЩИЕ  
       ГУМАНИТАРНЫЕ И  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ"  
     (являются частью примерных учебных программ дисциплин)  
  
     Бакалавр (дипломированный специалист) должен  
     в области философии,  истории, культурологии,психологии, пе-  
дагогики:  
     * иметь представление о своеобразии философии,  ее  месте  в  
культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания,  
сущности, назначении и смысле жизни человека;  
     * понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, био-  
логического и социального начал в человеке,  отношения человека к  
природе и современных противоречий существования человека в ней;  
     * знать условия формирования личности,  ее свободы,  ответс-  
твенности за сохранение жизни,  природы,  культуры; понимать роль  
насилия и ненасилия в истории и  человеческом  поведении,  нравс-  
твенных  обязанностей человека по отношению к другим и самому се-  
бе;  
     * иметь представление о многообразии форм человеческого зна-  
ния,  соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рациональ-  
ного и иррационального в человеческой жизнедеятельности,  особен-  
ностях функционирования знания в современном обществе, о духовных  
ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;  
     * понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия  
науки  и техники и связанные с ними современные социальные и эти-  
ческие проблемы,  ценность научной рациональности и ее историчес-  
ких типов,  знать структуру, формы и методы научного познания, их  
эволюцию;  
     * иметь представление об истории как науке,  ее месте в сис-  
теме гуманитарного знания,  владеть основами исторического мышле-  
ния;  
     * иметь представление об источниках исторического  знания  и  
приемах работы с ними;  
     * иметь научное представление об основных этапах  в  истории  
человечества и их хронологии;  
     * уметь выражать и обосновывать свою  позицию  по  вопросам,  
касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;  
     * понимать и уметь охарактеризовать  сущность  культуры,  ее  
место и роль в жизни человека и общества;  
     * иметь представление о формах культуры,  их возникновении и  
развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о ме-  
ханизмах сохранения и передачи  их  в  качестве  социокультурного  
опыта;  
     * знать исторические и региональные типы культуры,  их дина-  
мику, основные достижения в различных областях культурной практи-  
ки, развитие культуры в ХХ веке;  
     * понимать  и использовать языки культуры,  быть способным к  
диалогу как способу отношения к культуре и обществу;  
     * знать  основные категории и понятия психологической науки,  
иметь представление о предмете и методе психологии,  о месте пси-  
хологии в системе наук и ее основных отраслях;  
     * знать основные функции психики, ориентироваться в основных  
проблемах психологической науки;  
     * иметь представление о роли сознания и  бессознательного  в  
регуляции поведения;  
     * иметь представление о мотивации поведения и  деятельности,  
психической регуляции поведения и деятельности;  
     * знать основные потребности человека,  эмоции и чувства;  
     * знать основы социальной психологии, психологии межличност-  
ных отношений, психологии больших и малых групп;  
     * владеть  понятийно-категориальным аппаратом педагогической  
науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;  
     * владеть системой знаний о сфере образования, сущности, со-  
держании и структуре образовательных процессов;  
     * знать  объективные  связи обучения,  воспитания и развития  
личности в образовательных процессах и социуме;  
     * владеть современными образовательными технологиями, спосо-  
бами применения педагогической теории в различных сферах жизни;  
     в области социологии, экономики, политологии и права:  
     * знать основные этапы развития  социологической мысли и со-  
временные направления социологической теории;  
     * уяснить  определение общества как надындивидуальной реаль-  
ности и целостной саморегулирующейся системы;  знать  предпосылки  
функционирования и воспроизводства общественного целого;  
     * иметь представление  об  основных  социальных  институтах,  
обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;  
     * иметь представление об основных  этапах  культурно-истори-  
ческого развития обществ,  механизмах и формах социальных измене-  
ний;  
     * освоить  социологическое  понимание  личности как социаль-  
но-типического в индивидах,  понятия социализации  и  социального  
контроля; иметь представление о личности как субъекте социального  
действия и социальных взаимодействий;  
     * понимать  групповую  динамику  и особенности межличностных  
отношений в группах;  знать особенности формальных и неформальных  
отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;  
     * понимать механизм возникновения  и  разрешения  социальных  
конфликтов;  
     * знать культурно-исторические типы социального  неравенства  
и  стратификации;  иметь  представление о горизонтальной и верти-  
кальной социальной мобильности;  
     * уметь  анализировать  основные проблемы стратификации рос-  
сийского общества,  возникновения классов, причины бедности и не-  
равенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;  
     * иметь представление о процессе и методах эмпирического со-  
циологического исследования;  
     * знать типы экономических систем и  основные  экономические  
институты; понимать суть экономических моделей;  
     * разделять микро- и макроэкономические проблемы;  
     * перечислять  основные  экономические институты и объяснять  
принципы их функционирования;  
     * различать  элементы экономического анализа и экономической  
политики;  
     * выделять  (определять) элементы традиционной,  централизо-  
ванной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике;  
     * уметь  анализировать в общих чертах основные экономические  
события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать  
информацию,  необходимую  для  ориентирования  в основных текущих  
проблемах экономики;  
     * знать характерные признаки переходной экономики;  понимать  
суть и приводить примеры либерализации, структурных и институцио-  
нальных преобразований;  
     * знать   понятийно-категориальный   аппарат,   методологию,  
структуру  политической науки,  понимать ее место в системе соци-  
альных наук, иметь представление об истории политических учений;  
     * знать основные разновидности современных систем и режимов;  
иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;  
     * разбираться в особенностях современного политического про-  
цесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении  
федеральных  и  региональных центров принятия решений,  специфике  
административно-территориального устройства Российской Федерации;  
     * разбираться в современной системе международных отношений,  
геополитической обстановке, в национально-государственных интере-  
сах России и ее новой роли в международной политике;  
     * иметь научное представление о государстве и праве,  систе-  
мах  права  и особенностях их функционирования,  о теориях права,  
его сущности и формах;  
     * знать  основные  особенности российской правовой системы и  
российского законодательства, системы и организации государствен-  
ных органов Российской Федерации;  
     * знать основы правового статуса человека в обществе, основ-  
ные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;  
     * знать основы законодательного регулирования  будущей  про-  
фессиональной  деятельности,  правовые  и этические нормы в сфере  
профессиональной деятельности;  уметь составлять документы, отно-  
сящиеся к будущей профессиональной деятельности;  
    в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:  
     * иметь представление об основных способах сочетаемости лек-  
сических единиц и основных словообразовательных моделях;  
     * владеть навыками и умениями речевой деятельности  примени-  
тельно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации,  основами  
публичной речи;  
     * владеть  формами деловой переписки,  иметь представление о  
форме договоров, контрактов, патента;  
     * владеть  навыками подготовки текстовых документов в управ-  
ленческой деятельности;  
     * освоить нормы официально-деловой письменной речи, междуна-  
родные и национальные стандарты видов и разновидностей  служебных  
документов;  
     * изучить характерные способы и приемы отбора языкового  ма-  
териала в соответствии с различными видами речевого общения;  
     * уметь отредактировать текст,  ориентированный  на  ту  или  
иную форму речевого общения;  
     * владеть навыками самостоятельного порождения  стилистичес-  
ки  мотивированного текста,  способами установления лингвистичес-  
ких связей между языками;  
     * уметь  работать с оригинальной литературой по специальнос-  
ти;  
     * иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию,  раз-  
личать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразе-  
ологических единиц);  
     * владеть основной иноязычной  терминологией  специальности,  
знать  русские  эквиваленты  основных слов и выражений профессио-  
нальной речи;  
     * владеть  основами реферирования и аннотирования литературы  
по специальности;  
     в области физической культуры:  
     * осознавать социально-гуманитарную ценностную роль физичес-  
кой культуры и спорта в профессионально-личностном развитии;  
     * знать  и владеть основами формирования физической культуры  
личности и здорового образа жизни;  
     * овладеть системой практических умений и навыков, обеспечи-  
вающих формирование, сохранение и укрепление здоровья.  
  
                   4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА  
  
     4.1. При формировании основной образовательной программы вуз  
(факультет) включает не  менее  пяти  обязательных  дисциплин  из  
одиннадцати  базовых.  В этот перечень обязательно должны входить  
дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и  "Фи-  
зическая  культура"  в объеме не менее 408 часов.  Объем часов по  
каждой из трех других выбранных дисциплин не может быть менее 136  
часов.  Если  вуз выбирает более 5 дисциплин,  объем часов по от-  
дельным дисциплинам может быть сокращен. Если дисциплина является  
частью общепрофессиональной или специальной подготовки,  выделен-  
ные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.  
      4.2. Преподавание общих гуманитарных и социально-экономичес-  
ких  дисциплин  может осуществляться в форме авторских лекционных  
курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных  прак-  
тических занятий,  заданий и семинаров по программам, разработан-  
ным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этничес-  
кую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские  
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное ос-  
вещение  тематики  дисциплин  цикла.  Содержание  дисциплин цикла  
должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подго-  
товки выпускников и содействовать реализации задач в их професси-  
ональной деятельности.  
      4.3. Возможно установление необходимой глубины  преподавания  
отдельных разделов  общих  гуманитарных и социально-экономических  
дисциплин в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин.  
      Данные требования  (федеральный  компонент)  к обязательному  
минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломирован-  
ного  специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-эконо-  
мические дисциплины" разработаны временным  научно-исследователь-  
ским коллективом под руководством академика РАН, директора Инсти-  
тута философии РАН В.С.Степина, созданным в соответствии с указа-  
нием Минобразования России от 15.01.98 N 30-26 "О временном науч-  
но-исследовательском коллективе по  разработке  нового  поколения  
государственных  образовательных  стандартов в части требований к  
содержанию и уровню подготовки бакалавров и дипломированных  спе-  
циалистов  по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические  
дисциплины". 
------------------------------------------------------------------- 
Окончание приложения 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]