[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Приложение N 1 к приказу Минобразования России от 14.09.99 N 286 М А К Е Т МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации ____________________В.Д.Шадриков ____________1999г. Номер государственной регистрации _________________________________ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление ____________________________ (указывается код и наименование направления) Степень (квалификация) - бакалавр ________________________________________ (указывается наименование степени (квалификации) бакалавра) Вводится с момента утверждения Москва 1999 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ________________ (указывается код и наименование направления) 1.1. Направление утверждено приказом Министерства образова- ния Российской Федерации_______________________ (указывается номер и дата приказа, утвердившего данное направление). 1.2. Степень (квалификация) выпускника______________________ (указывается наименование степени (квалификации) бакалавра) Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению ______________________ при (указывается код и наименование направления) очной форме обучения 4 года. 1.3. Квалификационная характеристика выпускника (Дается квалификационная характеристика выпускника, согласован- ная с квалификационными требованиями Квалификационного справочни- ка должностей руководителей, специалистов и других служащих, ут- вержденного постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37. Мо- гут быть указаны область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника). 1.4. Возможности продолжения образования Бакалавр подготовлен к продолжению образования: - в магистратуре по направлению(ям) _________________________ (указываются код и наименования направления). - освоению в сокращенные сроки основных образовательных прог- рамм по специальностям:___________________ (указываются код и наименования специальностей). 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - сред- нее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного об- разца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессио- нальном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полно- го) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 2.3. При приеме на подготовку бакалавров в области искусства и физической культуры высшее учебное заведение имеет право прово- дить дополнительные вступительные испытания профессиональной на- правленности. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ________________________________________________________ (указывается код и наименование направления) 3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образо- вательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее ре- ализации и срокам ее освоения определяются настоящим государствен- ным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин наци- онально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбо- ру студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дис- циплин и итоговую государственную аттестацию: цикл ГСЭ- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД- общепрофессиональные дисциплины направления; цикл СД - специальные дисциплины; ФТД- факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основ- ной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспе- чивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образо- вательным стандартом. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ___________________________________ (указывается код и наименование направления) +--------------------------------------------------------------+ Индекс Наименование дисциплин и их основные Всего разделы часов +-------+---------------------------------------+-------------- 1 2 3 +-------+---------------------------------------+-------------- ГСЭ Общие гуманитарные и социально- 1800 экономические дисциплины ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент 1260 ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык 340 ГСЭ.Ф.02 Физическая культура 408 ГСЭ.Ф.03 История человечества ГСЭ.Ф.04 Культурология ГСЭ.Ф.05 Политология (см. п.6.1.2) ГСЭ.Ф.06 Правоведение ГСЭ.Ф.07 Психология и педагогика ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.09 Социология ГСЭ.Ф.10 Философия ГСЭ.Ф.11 Экономика __________________________________ (указать основные разделы дисциплин с учетом рекомендаций ВНИК по гуманитар- ным и социально-экономическим дисципли-| нам) ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) до 15 проц. компонент общего объема цикла ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, до 15 проц. устанавливаемые вузом общего объема цикла +-------+---------------------------------------+-------------- ЕН Общие математические и естественно- (указать общий научные дисциплины объем по циклу и компонентам) ЕН.Ф.00 Федеральный компонент не менее 80 проц.от общего объема цикла +--------------------------------------------------------------+ ЕН.Ф.01 _______________________________ не менее___часов и т.д. (указать наименования дисциплин и (указать объем их основные разделы с учетом соответ-каждой дисцип- ствующих рекомендаций Экспертного со- лины) вета по циклу общих естественнонаучных дисциплин) ЕН.Р.00 Национально-региональный (вузовский) до 10 проц. | | | компонент | общего объема цикла ЕН.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,до 10 проц. | | | устанавливаемые вузом | общего объема цикла +-------+---------------------------------------+-------------- ОПД Общепрофессиональные дисциплины (указать общий направления объем по циклу, компонентам и отдельным дис- циплинам) ОПД.Ф.00 Федеральный компонент не менее 80 ОПД.Ф.01 _______________________________ проц.от общего и т.д. (указать наименования дисциплин и объема цикла их основные разделы (для технических направлений с учетом рекомендаций Коор- динационного совета по циклу общеинже- нерных дисциплин) ОПД.Р.00 Национально-региональный (вузовский) до 10 проц. | | | компонент | общего объема цикла ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,до 10 проц. | | | устанавливаемые вузом | общего объема цикла +-------+---------------------------------------+-------------- СД.00 Специальные дисциплины (указать общий Устанавливаются вузом, включая дисцип-объем по циклу) лины по выбору студента +-------+---------------------------------------+-------------- ФТД.00 Факультативы 450 ФТД.01 Военная подготовка 450 +--------------------------------------------------------------+ Всего часов теоретического обучения __________ Практики __________часов Итого ___________часов 5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ _________________________ (указывается код и наименование направления) 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подго- товки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе: теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии, - ______ недель практики - не менее ______ недель ( указываются конкретные виды практик с указанием недель, отводимых на их проведение) итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, - не менее ______ недель каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее ______ недель. 5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки ба- калавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установлен- ного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандар- та. 5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавли- вается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и вне- аудиторной (самостоятельной) учебной работы. 5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обу- чения не должен превышать в среднем за период теоретического обу- чения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и заня- тия по факультативным дисциплинам. 5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем ауди- торных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. 5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспе- чена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ________________________________________ (указывается код и наименование направления) В п.6 должны быть сформулированы требования, достаточные для реализации вузом основной образовательной программы подготов- ки бакалавра по данному направлению и прохождения вузом процедур лицензирования, аттестации и аккредитации. 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра. Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом выс- шего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зач- тено, незачтено). В основных образовательных программах, имеющих в своем на- именовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготов- ки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации. 6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право: изменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате- риала для циклов дисциплин,- в пределах 5 проц.; формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов. Объем часов по каждой их трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дис- циплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспреде- ляться на изучение других дисциплин в рамка цикла ГСЭ. Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусмат- риваться с учетом пожелания студентов; осуществлять преподавание гуманитарных и социально-эконо- мических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнооб- разных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональ- ную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения пре- подавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла; устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин , входящих в циклы общих гуманитарных и соци- ально-экономических, математических и естественнонаучных дисцип- лин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; со- держание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содейс- твовать реализации задач в их профессиональной деятельности; реализовывать основную образовательную программу подготов- ки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответс- твующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокра- щение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и на- выков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна состав- лять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых явля- ются для этого достаточным основанием. 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса __________________________________________________________ __________________________________________________________ ( Указывается, что реализация основной образовательной прог- раммы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответству- ющее профилю преподаваемой дисциплины,и систематически занимающи- мися научной и/или научно-методической деятельностью; преподава- тели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую сте- пень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; УМО на основании реальных данных может указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание). 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ П.6.3 должен содержать перечень лабораторно-практических работ и необходимую информационную базу, обеспечивающие подготов- ку высококвалифицированного специалиста, в том числе, перечень профессионально важных журналов, реферативных журналов, научной литературы; указание о наличии информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации. Реализация основной образовательной программы подготовки ба- калавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библио- течным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим пол- ному перечню дисциплин основной образовательной программы, нали- чием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проекти- рованию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийны- ми, аудио-, видеоматериалами). 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Указывается, что высшее учебное заведение, реализующее ос- новную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междис- циплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студен- тов, предусмотренных примерным учебным планом. 6.5. Требования к организации практик __________________________________________________________ __________________________________________________________ (Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО) 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ____________________________________________________________ (указывается код и наименование направления) 7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации). __________________________________________________________ (Указываются требования в операциональной форме, которые позволяют проверить с учетом результатов итоговой аттестации вы- пускников соответствие выполнения профессиональных задач квалифи- кационным требованиям, изложенным в п. 1.3). 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра 7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра вклю- чает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессио- нальных задач. 7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра (п.7.2.2. заполняется в соответствии с предложениями УМО) Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет со- бой законченную разработку, в которой ___________________________ __________________________________________ (указываются требова- ния к работе: состав, решаемые задачи и т.д.) 7.2.3. Требования к государственному экзамену ________________________________________________________ ( заполняется в соответствии с предложениями УМО) СОСТАВИТЕЛИ: Учебно-методическое объединение по образованию в области (указывается наименование УМО) Государственный образовательный стандарт высшего профессио- нального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению_________________________ (указывается дата проведения заседания УМС и N протокола). Председатель Совета УМО _______________ Ф.И.О. (подпись) Заместитель председателя Совета УМО ___________ Ф.И.О. (подпись) СОГЛАСОВАНО: Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаков Начальник отдела___________________ __________ Ф.И.О. (название отдела) Сотрудник, курирующий данное направление ______________ Ф.И.О. (подпись)