Приказ 579 - Об утверждении Положения о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования Российской Федерации

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
Министерство образования Российской Федерации   
  
                              П Р И К А З  
  
                       от  18.10.99    N 579 		    
    
           Об утверждении  Положения  о  федеральной  
      экспериментальной площадке Министерства образования  
                      Российской Федерации  
  
   
     В целях  развития  системы образования в Российской Федера-  
ции и оказания государственной поддержки инновационному движению  
  
     ПРИКАЗЫВАЮ:  
  
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение о федеральной экспери-  
ментальной площадке Министерства образования Российской  Федера-  
ции.  
  
     2. Считать  утратившим  силу  приказ  Министерства общего и  
профессионального образования Российской Федерации  от  17.07.97  
N 1577 "Об утверждении Положения о федеральной экспериментальной  
площадке в системе образования Российской Федерации".  
  
      Министр                                       В.М.Филиппов 
 
                                      Приложение к приказу  
                                      Министерства образования  
                                      Российской Федерации  
                                      от  18.10.99    N 579 
  
   
                           ПОЛОЖЕНИЕ  
            о федеральной экспериментальной площадке  
         Министерства образования Российской Федерации  
  
                       I.Общие положения  
  
     1.1. Настоящее  Положение определяет условия присвоения Ми-  
нистерством образования Российской Федерации статуса федеральной  
экспериментальной площадки образовательному учреждению, деятель-  
ность  которого направлена на реализацию культурно-образователь-  
ной инициативы с целью развития системы образования в Российской  
Федерации,  опережающего решения вопросов ее научного, организа-  
ционного, правового, финансово-экономического, кадрового и мате-  
риально-технического обеспечения.  
     1.2. Под культурно-образовательной инициативой (далее- ини-  
циатива) понимается деятельность образовательного учреждения или  
органа управления образованием,  направленная на развитие средс-  
твами  образования  социокультурной  среды и учитывающая истори-  
ко-педагогический опыт и современное состояние теории и практики  
образования, порождающая новое содержание, методы, формы органи-  
зации образовательного процесса и адекватные им системы управле-  
ния.  
     Федеральный статус инициативы определяется значимостью раз-  
рабатываемых проблем для обеспечения культурного,  научного, ин-  
формационного пространства России;  направленностью деятельности  
авторов инициативы на решение задач  по  обновлению  содержания,  
методов и организационных форм образования; разработке и апроба-  
ции путей, обеспечивающих развитие личности обучающегося, воспи-  
танника, его способности к саморазвитию, самоопределению и само-  
образованию;  выработке перспективных концепций и моделей  гума-  
нистического и гуманитарного образования; формированию у обучаю-  
щихся,воспитанников общечеловеческих ценностей,  демократических  
установок и гражданской ответственности в социальной жизни.  
     1.3. Автором (авторами) инициативы могут быть  педагогичес-  
кие и научные коллективы, а также научно-исследовательские и об-  
разовательные учреждения всех форм собственности,  государствен-  
ные  и  местные  (муниципальные) органы управления образованием.  
     1.4. В той мере, в какой инициатива представляет собой объ-  
ект авторского права, на нее распространяется действие соответс-  
твующих норм гражданского законодательства.  
  
  
           2. Федеральная экспериментальная площадка  
  
     2.1. Федеральной экспериментальной  площадкой  Министерства  
образования Российской Федерации (далее - ФЭП) может быть реали-  
зующее образовательные   программы   образовательное  учреждение  
(группа образовательных учреждений), его структурные подразделе-  
ния.  
    2.2. Статус ФЭП дает автору (авторам) инициативы право вно-  
сить изменения в:  
     цели, содержание,  способы,  систему средств  воспитания  и  
обучения;  
     формы подготовки и переподготовки педагогических кадров;  
     режим функционирования образовательного учреждения, на базе  
которого планируется развертывание эксперимента;  
     систему управления образовательным учреждением.  
     2.3. Присвоение  статуса  ФЭП  не влечет за собой изменения  
статуса образовательного учреждения, его организационно-правовой  
формы и подчиненности.  
  
                 3. Порядок присвоения статуса  
             федеральной экспериментальной площадки  
  
     3.1. Для присвоения статуса ФЭП автор (авторы) обращается в  
Министерство образования Российской Федерации с письменной заяв-  
кой.  
     Заявка должна  содержать:  наименование ,  место нахождения  
(юридический, фактический адрес,  контактные телефоны) образова-  
тельного учреждения,  на  базе  которого  планируется проведение  
эксперимента; изложение сути инициативы,  обоснование ее  значи-  
мости для развития системы образования Российской Федерации;  
     программу эксперимента (основные идеи  эксперимента,  цели,  
исходные теоретические положения, этапы эксперимента и прогнози-  
руемые результаты по каждому этапу, методы исследования, необхо-  
димые условия проведения эксперимента, средства контроля и обес-  
печения  достоверности результатов эксперимента,  перечень учеб-  
но-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимен-  
та);  предложения по возможному распространению результатов ини-  
циативы по окончании эксперимента;  
     предварительные расчеты по кадровому, экономическому, мате-  
риально-техническому и научному обеспечению эксперимента; источ-  
ники финансирования.  
     3.2. Для оценки значимости инициативы Министерством образо-  
вания Российской  Федерации создаются экспертные группы,  состав  
которых утверждается его приказом.  
     Количество экспертных групп определяется содержанием иници-  
атив. В  формировании  состава  экспертных групп участвуют автор  
(авторы) инициативы и  Совет  по  федеральным  экспериментальным  
площадкам.  
     3.3. В состав экспертных групп могут входить  представители  
Министерства образования Российской Федерации, Российской акаде-  
мии образования,  других научных учреждений,  органов управления  
образованием субъектов Российской Федерации и  органов  местного  
самоуправления,  на  территории  которых проводится эксперимент,  
педагогические и руководящие работники образовательных  учрежде-  
ний.  
     3.4. Экспертиза инициативы проводится в три этапа:  
     первый этап (осуществляется в период до 1 апреля) - первич-  
ная оценка представленной заявки и принятие решения о  приглаше-  
нии автора (авторов) к участию во втором этапе;  
     второй этап (осуществляется до 15 июня)  -  выработка  сов-  
местно  с автором (авторами) инициативы методики проведения экс-  
пертизы и экспертиза проекта по одобренной на I этапе заявке;  
     третий этап (заключительный,  осуществляется до 15 октября)  
- проведение итоговой экспертизы и оформление экспертного заклю-  
чения  по каждой инициативе.  
     3.5. По результатам третьего (заключительного) этапа экс-  
пертизы экспертной  группой  оформляется заключение.  Заключение  
подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особо-  
го мнения тех, кто не согласен с данным заключением.  
     3.6. На  основании заключений экспертных групп Совет по фе-  
деральным экспериментальным площадкам осуществляет выбор образо-  
вательных учреждений - соискателей на присвоение статуса  ФЭП  и  
дает  рекомендации Министерству образования Российской Федерации  
о возможности присвоения статуса ФЭП образовательному учреждению  
с  обоснованием целесообразности проведения эксперимента по каж-  
дой инициативе.  
    3.7. Приказом  Министерства образования Российской Федерации  
образовательному учреждению-соискателю присваивается статус ФЭП,  
утверждаются тема, сроки эксперимента.  
    3.8. Срок  представления заявки - до 30 декабря года,  пред-  
шествующего конкурсу культурно-образовательных инициатив.  
    3.9. В  случае  отрицательного  заключения экспертной группы  
автор (авторы) инициативы может подать заявку в Министерство об-  
разования Российской Федерации повторно не ранее, чем через год.  
  
  
     4. Управление федеральной экспериментальной площадкой  
  
     4.1. В целях выполнения программы эксперимента и  обеспече-  
ния функционирования  ФЭП приказом Министерства образования Рос-  
сийской Федерации по согласованию с Российской академией образо-  
вания создается Совет по федеральным экспериментальным площадкам  
(далее - Совет).  В состав Совета входят  представители  научных  
учреждений  Министерства образования Российской Федерации,  Рос-  
сийской академии наук,  Российской академии  образования,  палат  
Федерального Собрания, педагогических ассоциаций.  
     4.2. Совет:  
     определяет приоритетные направления экспериментальной рабо-  
ты, способствующие развитию образования в Российской Федерации;  
     формирует банк данных об основных направлениях инициатив, а  
также результатах их экспериментальной проверки;  
     разрабатывает механизм  использования  результатов экспери-  
мента;  
     информирует педагогическую общественность о проводимых экс-  
периментах;  
     готовит предложения Министерству образования Российской Фе-  
дерации о финансировании программ эксперимента;  
     проводит анализ  ежегодных  отчетов федеральных эксперимен-  
тальных площадок о результатах выполнения программы  эксперимен-  
та;  
     участвует в формировании состава экспертных групп;  
     осуществляет выбор образовательных учреждений - соискателей  
на присвоение статуса ФЭП.  
     4.3. Руководство Советом осуществляет его  председатель.  В  
отсутствие  председателя  его функции возлагаются на заместителя  
председателя Совета.  
     4.4. Член Совета не может входить в состав экспертной груп-  
пы.  
     4.5. Совет  в  своей деятельности руководствуется настоящим  
Положением.  
     4.6. Образовательное учреждение,  получившее статус ФЭП, по  
вопросам, связанным с проведением эксперимента, отчитывается пе-  
ред Советом не реже одного раза в год.  
     4.7. Оценка деятельности образовательного учреждения, полу-  
чившего статус  ФЭП,  проводится  Министерством образования Рос-  
сийской Федерации.  
     4.8. Статус ФЭП может быть снят в случаях:  
     завершения программы эксперимента;  
     получения отрицательных результатов эксперимента;  
     отсутствия финансирования программы эксперимента.  
     4.9. Решение о снятии статуса ФЭП принимается Министерством  
образования Российской Федерации.  
  
     5. Участие органов управления образованием  субъектов  
     Российской Федерации и органов местного самоуправления  
            в организации и деятельности федеральной  
                   экспериментальной площадки  
  
     Органы управления образованием субъектов Российской Федера-  
ции и органы местного самоуправления могут:  
     выступать совместно  с  подведомственными  образовательными  
учреждениями авторами культурно-образовательных инициатив;  
     создавать условия,  необходимые  для  реализации  программы  
эксперимента, а также принимать участие в его организации и про-  
ведении.  
  
      6. Финансирование программы эксперимента федеральной  
                   экспериментальной площадки  
  
    6.1. Финансирование  программы  эксперимента  может осущест-  
вляться за счет средств:  
     выделяемых Министерством  образования  Российской Федерации  
на научные исследования;  
     выделяемых другими министерствами, ведомствами, организаци-  
ями, отдельными гражданами;  
      дополнительно выделяемых  из соответствующих фондов разви-  
тия образования субъектов Российской Федерации или органов мест-  
ного самоуправления;  
     поступающих или получаемых доходов от предоставляемых обра-  
зовательным учреждением в соответствии с его уставом платных до-  
полнительных образовательных услуг.  
    6.2. В целях стимулирования деятельности работников  образо-  
вательных учреждений, участвующих в проведении эксперимента, об-  
разовательное учреждение, получившее статус ФЭП, в пределах име-  
ющихся у  него средств на оплату труда работников самостоятельно  
определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработ-  
ной платы и должностных окладов,  а также размеры доплат, надба-  
вок, премий и других мер материального стимулирования.  
------------------------------------------------------------------ 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]