[Предыдущий][Следующий][Содержание]
УТВЕРЖДЕНА приказом Минобразования России от 18.10.99 N 574 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ на 1999 - 2001 годы Москва - 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА 4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учрежде- ниях 4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях 4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образо- вания 4.4. Развитие воспитания в учреждениях профессионального обра- зования 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5.1. Развитие нормативной правовой базы 5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами 5.3. Научное обеспечение 5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение 5.5. Взаимодействие с ведомствами и общественными организация- ми 6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЕ Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития об- щества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации _Об образовании_ принципы гуманистического характера образования. Опре- деление конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспита- тельного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и пе- дагогических коллективов образовательных учреждений составляют ос- нову такой политики. Разработка и принятие Программы развития воспитания в системе образования России на 1999_2001 годы является важнейшим направлени- ем реализации принципов государственной политики России в сфере об- разования. Программа ориентирована на повышение общественного ста- туса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспита- тельного процессов, баланса государственного, общественного и се- мейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приори- тетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность при- обретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспи- тания, нового воспитательного потенциала системы образования; обес- печение преемственности между поколениями россиян на основе общест- венного согласия, в духе формирования культуры миры и терпимости. Программа определяет цели, задачи и направления совершенство- вания организации воспитания в системе образования, а также первоо- чередные меры, связанные с развитием воспитательной практики обра- зовательных учреждений. Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов. Данная Программа является основой для разработки региональных и местных программ. 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирова- ния, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учрежде- ний, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В тоже время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. От- мечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни се- мей, разрушаются сложившиеся нравственноэтические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической не- защищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, ро- дителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в соци- ализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безра- ботицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во мно- гих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обус- ловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характе- ризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в пове- дении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (тубер- кулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявле- ния агрессивности. Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подрост- ков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочекподростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим факто- ром длительного действия, угрожает социальной безопасности. Современное развитие средств массовой информации и коммуника- ций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитатель- ный процесс. В условиях высокой доступности информации и материа- лов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, прос- титуцию, наркоманию, секс. В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой _ порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого-педагогической практике. В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произош- ла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религи- озным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ. Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общест- венных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пио- нерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов мно- гочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основ- ном действуют за пределами учреждений образования, их социально-пе- дагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и ор- ганизаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демокра- тического государства в новом тысячелетии. В этих сложных условиях образовательное учреждение было и ос- тается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитатель- ный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учрежде- ний стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравс- твенно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Существенно ослабляет воспитательную деятельность образова- тельных учреждений хроническое отставание их материальнотехнической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятель- ности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социаль- ной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность куль- турных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструк- тура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения. Недостаточный объем производства и издания современной науч- но-методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансиро- вания. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и об- разования, оказались практически недоступными для образовательных учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной научно-методической базы воспитательного процесса и у органов уп- равления образованием. В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариа- тивности, многообразия систем и участников воспитательного процес- са. Наметилась тенденция создания современных отечественных концеп- ций воспитания подрастающих поколений. В них выделены ценности активной социокультурной жизни, лично- го и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания _ плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебновоспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи. Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие го- сударственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметив- шихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав челове- ка и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реа- лизации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений. Государственная политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку за- конодательства, государственных программ, выделение ресурсов, под- держку социально значимых воспитательных проектов, определение ме- ханизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общест- венными запросами. Гражданское, патриотическое воспитание составля- ют одно из важнейших направлений государственной политики в образо- вании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополага- ющих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслужива- ет вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом це- лей и задач образовательных учреждений различных типов и видов. Предлагаемый проект Программы развития воспитания в системе образования России на 1999_2001 годы следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы - обеспечение необходимых научнометодических, организационных, кадровых, информационных и других условий для раз- вития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех ти- пов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человекагражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала. Задачи Программы: повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе; укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учрежде- ний; развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений; формирование региональных, муниципальных и других систем вос- питания на основе учета территориальных, социокультурных и нацио- нальных особенностей; использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания; активное внедрение в педагогическую практику новейших достиже- ний в области воспитания; развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания; содействие осуществлению прав родителей на участие в управле- нии образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образо- вании"; оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей; формирование уважительного отношения к правам ребенка в соот- ветствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; усиление роли семьи в воспитании детей; создание системы психолого-педагогической и медикосоциальной реабилитации детей; повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи; повышение профессионального уровня управления процессом воспи- тания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми со- циальными институтами. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осу- ществляемая в системе образования, ориентированная на создание ус- ловий для развития духовности обучающихся на основе общечеловечес- ких и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном само- определении, нравственном, гражданском и профессиональном становле- нии; создание условий для самореализации личности. Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций. Национальная стратегия в области воспитания определяется зако- нодательством, признается вариативность и разнообразие воспитатель- ных систем, организаций и технологий. Инновационным ресурсом развития системы воспитания является современное философское, гуманитарное, социально-научное знание. Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Госу- дарством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспита- ния с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания яв- ляется формирование социально необходимых знаний и навыков, профес- сиональных интересов, гражданской позиции обучающихся. Особое значение в современном обществе приобретают психоло- го-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирования социальной ответственности. Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое внимание как приоритетному направлению государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли. Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образова- тельных учреждениях и соответственно роль и актуальность физическо- го воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье является одной из основных предпосылок формирования здорового обра- за жизни. Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социаль- но-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личнос- ти в изменяющихся условиях общественной жизни. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социо- культурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание ос- новывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традици- ями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах раз- личного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, соз- дает условия для конструктивных процессов социокультурного самооп- ределения, адекватной коммуникации, а в целом _ формирует навыки социальной адаптации, самореализации. Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и куль- турной компетентности личности предполагает, что стратегия и такти- ка воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном са- моопределении в социальном окружении. -------------------------------------------------------------------- Окончание части 1