Приказ 574 - Приложение (часть1)

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
УТВЕРЖДЕНА  
                                     приказом Минобразования России  
                                           от 18.10.99 N 574  
    
  
  
                             ПРОГРАММА   
                       РАЗВИТИЯ  ВОСПИТАНИЯ   
                 В  СИСТЕМЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   РОССИИ   
                        на 1999 - 2001 годы  
  
  
  
                           Москва - 1999  
  
  
                            ОГЛАВЛЕНИЕ  
  
     ВВЕДЕНИЕ  
     1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  И  УЧАЩЕЙСЯ  
МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
     2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ  
     3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ  
     4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ  В  ОБРАЗОВА-  
ТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА  
     4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учрежде-  
     ниях  
     4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях  
     4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образо-  
вания  
     4.4. Развитие воспитания в учреждениях профессионального обра-  
зования  
     5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  
     5.1. Развитие нормативной правовой базы  
     5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами  
     5.3. Научное обеспечение  
     5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение  
     5.5. Взаимодействие с ведомствами и общественными организация-  
ми  
  
     6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  
     7. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ  
  
                             ВВЕДЕНИЕ  
  
     Духовно-нравственное становление детей и молодежи,  подготовка  
их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития об-  
щества,  государства. Выражением государственной политики в области  
воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации _Об  
образовании_ принципы гуманистического характера образования. Опре-  
деление конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспита-  
тельного пространства в целях обеспечения самоопределения личности,  
создание условий для ее самореализации;  взаимодействие семьи и пе-  
дагогических  коллективов образовательных учреждений составляют ос-  
нову такой политики.  
     Разработка и  принятие Программы развития воспитания в системе  
образования России на 1999_2001 годы является важнейшим направлени-  
ем реализации принципов государственной политики России в сфере об-  
разования.  Программа ориентирована на повышение общественного ста-  
туса образовательных учреждений,  обновление содержания и структуры  
воспитания на основе отечественных традиций и  современного  опыта,  
обеспечения  многомерности  и интегрированности учебного и воспита-  
тельного процессов,  баланса государственного,  общественного и се-  
мейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приори-  
тетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных  
преобразований  в современном российском обществе актуальность при-  
обретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспи-  
тания, нового воспитательного потенциала системы образования; обес-  
печение преемственности между поколениями россиян на основе общест-  
венного согласия, в духе формирования культуры миры и терпимости.  
     Программа определяет цели,  задачи и направления совершенство-  
вания организации воспитания в системе образования, а также первоо-  
чередные меры,  связанные с развитием воспитательной практики обра-  
зовательных учреждений.  
     Программа имеет  ведомственный  статус,  предназначена  прежде  
всего для органов управления образованием,  а также образовательных  
учреждений всех типов и видов.  Данная Программа  является  основой  
для разработки региональных и местных программ.  
  
  
                 1.  ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ   
               ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ   
                      В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
  
     Воспитание детей и молодежи в современном российском  обществе  
реализуется  в условиях экономического и политического реформирова-  
ния,  в силу которого существенно изменились социокультурная  жизнь  
подрастающего поколения,  функционирование образовательных учрежде-  
ний, средств массовой информации, молодежных и детских общественных  
объединений,  религиозных организаций.  В тоже время реформирование  
вызвало социальное расслоение общества,  снижение жизненного уровня  
большинства населения и другие негативные последствия.  
     Эти изменения отрицательно сказались на российской семье.  От-  
мечаются  резкая дифференциация доходов,  массовое обнищание семей.  
Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать  
защитные механизмы.  Происходит дальнейшая дезорганизация жизни се-  
мей,  разрушаются сложившиеся нравственноэтические нормы и традиции  
семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической не-  
защищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, ро-  
дителями  и детьми.  Отмеченные негативные тенденции сопровождаются  
резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в соци-  
ализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безра-  
ботицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во мно-  
гих благополучных семьях,  неблагоприятные семейные отношения обус-  
ловливают отчужденность детей,  проявления жестокости и насилия  по  
отношению к ним,  рост социального сиротства влекут за собой резкие  
формы асоциального поведения.  
     Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характе-  
ризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в пове-  
дении.  Ухудшается  состояние  здоровья детей и молодежи;  получают  
распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (тубер-  
кулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявле-  
ния агрессивности.  
     Угрожающие масштабы  приобрела безнадзорность,  беспризорность  
детей.  Быстро растет число не обучающихся и не работающих подрост-  
ков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочекподростков  
среди несовершеннолетних  правонарушителей.  Наблюдается  тенденция  
роста  детской преступности,  укрепления ее связей с организованной  
преступностью.  Особую тревогу вызывает распространение  наркомании  
среди  учащейся  молодежи.  Высокий  уровень социальной патологии в  
детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим факто-  
ром длительного действия, угрожает социальной безопасности.  
     Современное развитие средств массовой информации и  коммуника-  
ций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и  
преобразили информационное поле,  в котором происходит воспитатель-  
ный  процесс.  В условиях высокой доступности информации и материа-  
лов,  распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и  
др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции,  
пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, прос-  
титуцию, наркоманию, секс.  
     В общественном развитии существенно возросла роль  этнического  
фактора.  С  одной стороны,  это выявляет социализирующий потенциал  
этнической среды,  но с другой _ порождает усиление межнациональной  
напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются  
в психолого-педагогической практике.  
     В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произош-  
ла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее  
большое влияние на духовно-нравственное развитие человека.  Религи-  
озным организациям предоставлена возможность обучать детей  религии  
вне рамок образовательных программ.  
     Новые черты приобрело и участие молодежных и  детских  общест-  
венных  объединений в воспитательном процессе.  Если в прошлом пио-  
нерская и комсомольская организации в  образовательных  учреждениях  
были частью единой системы воспитания,  то в начале 90-х годов мно-  
гочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основ-  
ном действуют за пределами учреждений образования, их социально-пе-  
дагогический потенциал не востребован государством в полном объеме.  
В  то же время существование детских общественных объединений и ор-  
ганизаций,  как одного из важнейших факторов социализации  ребенка,  
является  мощнейшим  инструментом,  позволяющим  эффективно  решать  
сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демокра-  
тического государства в новом тысячелетии.  
     В этих сложных условиях образовательное учреждение было и  ос-  
тается основным социальным институтом,  обеспечивающим воспитатель-  
ный процесс и реальную интеграцию различных  субъектов  воспитания,  
особенно в сельской местности. Большинство образовательных учрежде-  
ний стремится реализовать все имеющиеся возможности для  достижения  
основной цели современного образования - развития физически, нравс-  
твенно здоровой личности, ее гражданского потенциала.  
     Существенно ослабляет  воспитательную  деятельность  образова-  
тельных учреждений хроническое отставание их материальнотехнической  
базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность;  
отсутствие необходимых финансовых средств на  организацию  деятель-  
ности;  неустроенность  и нахождение за чертой бедности большинства  
членов педагогического коллектива.  Огромный ущерб нанесен социаль-  
ной  инфраструктуре для детей.  Резко уменьшилась доступность куль-  
турных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструк-  
тура  детского  досуга коммерциализируется и часто ориентируется на  
обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.  
     Недостаточный объем  производства  и издания современной науч-  
но-методической литературы,  посвященной проблемам  воспитания,  во  
многом  связан с сокращением соответствующего бюджетного финансиро-  
вания.  Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и об-  
разования,  оказались  практически недоступными для образовательных  
учреждений.  Крайне ограничены возможности обеспечения  современной  
научно-методической  базы  воспитательного процесса и у органов уп-  
равления образованием.  
     В 90-е  годы  в  законодательстве  страны произошло обновление  
многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариа-  
тивности,  многообразия систем и участников воспитательного процес-  
са. Наметилась тенденция создания современных отечественных концеп-  
ций воспитания подрастающих поколений.  
     В них выделены ценности активной социокультурной жизни, лично-  
го  и национального достоинства,  общекультурной и профессиональной  
компетентности,  культуры гражданства, семьи, ответственности перед  
собой и другими.  Формируются новые культурные основания воспитания  
_ плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация  
отношений субъектов учебновоспитательного процесса, ответственность  
государства за воспитание детей и молодежи.  
     Но главной  проблемой сегодняшнего дня является отсутствие го-  
сударственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что  
становится  существенным  сдерживающим фактором в развитии наметив-  
шихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за  
состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав челове-  
ка и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реа-  
лизации  государственной политики в области воспитания подрастающих  
поколений.  
     Государственная политика  в сфере воспитания должна включать в  
себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку за-  
конодательства,  государственных программ, выделение ресурсов, под-  
держку социально значимых воспитательных проектов,  определение ме-  
ханизмов  контроля.  В  совокупности  все это должно способствовать  
созданию необходимых условий для  формирования  системы  воспитания  
подрастающих  поколений в соответствии с их потребностями и общест-  
венными запросами. Гражданское, патриотическое воспитание составля-  
ют одно из важнейших направлений государственной политики в образо-  
вании.  В современных условиях очевидна необходимость разработки  и  
реализации новых подходов к определению приоритетов и основополага-  
ющих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслужива-  
ет вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии,  создании  
современных динамических методов воспитательной работы с учетом це-  
лей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.  
     Предлагаемый проект Программы развития  воспитания  в  системе  
образования  России на 1999_2001 годы следует рассматривать как шаг  
на пути к разработке и реализации государственной политики в  сфере  
воспитания подрастающих поколений.  
  
                    2.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ  
  
     Цель программы  -  обеспечение необходимых научнометодических,  
организационных, кадровых, информационных и других условий для раз-  
вития  воспитательных систем в образовательных учреждениях всех ти-  
пов и видов;  упорядочение их деятельности,  содействующей развитию  
социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению  
в  социуме,  формированию  человекагражданина,  семьянина-родителя,  
специалиста-профессионала.  
     Задачи Программы:  
     повышение социального статуса воспитания в системе образования  
в российском обществе;  
     укрепление и  развитие  воспитательных функций образовательных  
учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их  
усилий,  укрепление взаимодействия семьи и образовательных учрежде-  
ний;  
     развитие демократического   стиля  руководства  воспитательным  
процессом;  
     повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;  
     формирование региональных,  муниципальных и других систем вос-  
питания  на основе учета территориальных,  социокультурных и нацио-  
нальных особенностей;  
     использование отечественных  традиций  и  современного опыта в  
области воспитания;  
     активное внедрение в педагогическую практику новейших достиже-  
ний в области воспитания;  
     развитие гуманистических  принципов,  содержания  и механизмов  
нравственного, гражданского воспитания;  
     содействие осуществлению  прав родителей на участие в управле-  
нии образовательным учреждением и  в  организации  образовательного  
процесса  в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образо-  
вании";  
     оказание помощи  семье  в  решении проблем в воспитании детей,  
развитие психолого-педагогического просвещения родителей;  
     формирование уважительного  отношения к правам ребенка в соот-  
ветствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;  
     усиление роли семьи в воспитании детей;  
     создание системы психолого-педагогической  и  медикосоциальной  
реабилитации детей;  
     повышение уровня работы со средствами  массовой  информации  и  
печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;  
     повышение профессионального уровня управления процессом воспи-  
тания;  обеспечение взаимодействия системы образования со всеми со-  
циальными институтами.  
  
           3.  ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ   
  
     В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"  
воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность,  осу-  
ществляемая в системе образования,  ориентированная на создание ус-  
ловий  для развития духовности обучающихся на основе общечеловечес-  
ких и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном само-  
определении, нравственном, гражданском и профессиональном становле-  
нии; создание условий для самореализации личности.  
     Государство и  его  институты  являются  важнейшими субъектами  
воспитания детей и молодежи,  осуществляют воспитательные функции в  
социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для  
функционирования неправительственных воспитательных организаций.  
     Национальная стратегия в области воспитания определяется зако-  
нодательством, признается вариативность и разнообразие воспитатель-  
ных систем, организаций и технологий.  
     Инновационным ресурсом развития  системы  воспитания  является  
современное философское, гуманитарное, социально-научное знание.  
     Дети и молодежь  являются  равноправными  субъектами  процесса  
воспитания,  саморазвития,  социокультурного самоопределения. Госу-  
дарством должны быть обеспечены целостность,  последовательность  и  
преемственность  содержания  и  организационных  форм воспитания на  
различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспита-  
ния  с  учетом  специфики образовательных учреждений,  их традиций,  
кадрового потенциала,  социальных запросов. Стержнем воспитания яв-  
ляется формирование социально необходимых знаний и навыков, профес-  
сиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.  
     Особое значение  в  современном  обществе приобретают психоло-  
го-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения  ее  
в активную жизнь, формирования социальной ответственности.  
     Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое  
внимание как приоритетному направлению государственной,  социальной  
и аграрной политики,  способствующей приобщению растущего поколения  
к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего  
хозяина земли.  
     Сохранение и  укрепление  здоровья  учащихся во всех образова-  
тельных учреждениях и соответственно роль и актуальность физическо-  
го  воспитания являются бесспорными,  поскольку физическое здоровье  
является одной из основных предпосылок формирования здорового обра-  
за жизни.  
     Содержание и организационные формы воспитания  разрабатываются  
на основе принципов,  ориентирующих воспитание на развитие социаль-  
но-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личнос-  
ти в изменяющихся условиях общественной жизни.  
     Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает  
отношение  педагога  к  воспитанникам как к ответственным субъектам  
собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную  
на субъект-субъектных отношениях.  
     Принцип природосообразности воспитания предполагает,  что  оно  
основывается  на  научном  понимании взаимосвязи природных и социо-  
культурных процессов;  что учащихся воспитывают сообразно их полу и  
возрасту,  формируют  у них ответственность за развитие самих себя,  
за экологические последствия своих действий и поведения.  
     Принцип культуросообразности предполагает,  что воспитание ос-  
новывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с  
ценностями и нормами национальной культуры и региональными традици-  
ями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.  
     Принцип эффективности  социального взаимодействия предполагает  
осуществление воспитания в системе образования в  коллективах  раз-  
личного типа,  что позволяет учащимся расширить сферу общения, соз-  
дает условия для конструктивных процессов социокультурного  самооп-  
ределения,  адекватной  коммуникации,  а в целом _ формирует навыки  
социальной адаптации, самореализации.  
     Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и куль-  
турной компетентности личности предполагает, что стратегия и такти-  
ка воспитания должны быть направлены на помощь ребенку,  подростку,  
молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном са-  
моопределении в социальном окружении.  
-------------------------------------------------------------------- 
Окончание части 1 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]