[Предыдущий][Следующий][Содержание]
часть 3 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ на 1999 - 2001 годы --------------------------------------------------------------------- 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы будет осуществляться через систему конк- ретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программ- но-методического обеспечения. Предусмотрен также механизм управле- ния реализацией Программы, координация деятельности субъектов ее выполнения. 5.1. Развитие нормативной правовой базы Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации на воспитание детей и молодежи требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятель- ной функции общества и государства. Законодательство должно опреде- лить правовое пространство в сфере воспитания и развития детей и учащейся молодежи в стране (юрисдикция государства в определении стратегии, принципов и систем воспитания; границы воспитательного пространства и его субъекта; баланс семейного и общественного вос- питания; соотношение религиозного и светского воспитания; эксперти- за и контроль процессов воспитания; разграничение полномочий в раз- работке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др.). Важно законодательно определить направления гражданского вос- питания детей и молодежи, защиты от информации, наносящей вред их благополучию. В связи с этим целесообразно сформировать новую концепцию пра- вового регулирования воспитания детей и молодежи. Разработать, ис- ходя из этой концепции, основы законодательства о воспитании под- растающего поколения в Российской Федерации; создать систему соци- ально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их воздействия на процессы воспитания детей и молодежи. На основе положений Конституции Российской Федерации предстоит выделить приоритеты воспитательной деятельности и развития личности применительно к образовательным учреждениям различных типов, обес- печить широкое распространение правовых знаний в этой области. ___________________________________________________________________ М е р о п р и я т и я Сроки исполнения Исполнитель ___________________________________________________________________ 1. Проведение мониторинга В течение всего Структурные под- федеральных и региональных периода разделения Миноб- правовых и нормативных актов разования России, по вопросам воспитания детей органы управления и учащейся молодежи образованием субъ- ектов Российской Федерации, ГосНИИ семьи и воспитания РАО ___________________________________________________________________ 2. Подготовка предложений к IV квартал 1999 г. ГосНИИ семьи и проекту постановления Прави- воспитания РАО тельства Российской Федера- структурные под- ции "О разработке Националь- разделения Миноб- ного плана действий в инте- разования России ресах семьи"; совместно с Минт- подготовка проекта постанов- рудом России ления Правительства Российс- кой Федерации "О государс- твенных гарантиях развития детского туризма и экскурси- онной работы с учащимися" ___________________________________________________________________ 3. Подготовка предложений в IV квартал 1999 г. Управление воспи- Правительство Российской Фе- тания и дополни- дерации об установлении ль- тельного образова- гот для организованных групп ния детей и моло- учащихся и студентов при по- дежи, Департамент сещении учреждений культуры общего среднего и спорта образования, Уп- равление правового обеспечения ___________________________________________________________________ 4. Подготовка предложений об Заинтересованные изменениях и дополнениях в структурные под- действующее законодательст- разделения Миноб- во: разования России, в гражданское, семейное IV квартал 2000 г. органы управления законодательство, законода- образованием субъ- тельство об образовании по ектов Российской вопросам воспитания детей; Федерации, ГосНИИ об информационной и ауди- II квартал 2000 г. семьи и воспитания овизуальной безопасности де- РАО тей; о государственной под- IV квартал 2000 г. держке деятельности детских и молодежных общественных объединений; о специализации правопри- III квартал 2000 г. менительной практики в отно- шении детей; разработка механизма под- II квартал 2001 г. держки деятельности детских и молодежных общественных организаций ___________________________________________________________________ 5. Разработка рекомендаций I квартал 2000 г. Управление воспи- об организационном и методи- тания и дополни- ческом обеспечении взаимо- тельного образова- действия образовательных уч- ния детей и моло- реждений с детскими и моло- дежи совместно с дежными общественными объ- Госкоммолодежи единениями России, СПО-ФДО ___________________________________________________________________ 6. Подготовка сборников нор- III квартал 2000 г. Управление воспи- мативных документов по воп- тания и дополни- росам воспитания и дополни- тельного образова- тельного образования обучаю- ния детей и моло- щихся в образовательных уч- дежи реждениях разных уровней ___________________________________________________________________ 7. Разработка рекомендаций о до 01.04. 2000 г. Управление воспи- порядке введения в образова- тания и дополни- тельные учреждения должнос- тельного образова- тей "классный воспитатель", ния детей и моло- "социальный педагог", "педа- дежи, Управление гог-организатор" экономики, Управ- ление социальнопе- дагогической под- держки и реабили- тации детей ___________________________________________________________________ 8. Разработка: Управление воспи- минимального объема соци- IV квартал 2000г. тания и дополни- альных услуг по организации тельного образова- оздоровления и отдыха детей ния детей и моло- и учащейся молодежи; дежи, Управление перечня социальных гаран- II квартал 2000г. социальнопедагоги- тий и льгот по обеспечению ческой поддержки и прав детей и учащейся моло- реабилитации де- дежи на отдых и оздоровле- тей, Управление ние, программы мероприятий правового обеспе- по их реализации; чения проекта целевой спортив- III квартал 2000г. нооздоровительной программы для детей и подростков; проекта целевой программы III квартал 2000г. "Здоровье школьников" ___________________________________________________________________ 9. Введение в действие по- I квартал 2000 г. Управление дош- рядка психолого-педагогичес- кольного образова- кой экспертизы детских игр и ния, Управление игрушек воспитания и до- полнительного об- разования детей и молодежи, Госу- дарственное учреж- дение Центр "Иг- рушки" Минобразо- вания России, Му- зей игрушки РАО ___________________________________________________________________ 10. Разработка минимальных I квартал 2001 г. Управление воспи- социальных стандартов, вклю- тания и дополни- чающих услуги по воспитанию тельного образова- в образовательных учреждени- ния детей и моло- ях дежи, Управление программ развития материальнотехни- ческой базы и со- циальной сферы, Управление эконо- мики, Управление региональной обра- зовательной поли- тики, Управление правового обеспе- чения ___________________________________________________________________ 11. Подготовка предложений о IV квартал 1999 г. Структурные под- разработке проекта государс- разделения Миноб- твенной концепции совместной разования России, деятельности общественных, органы управления государственных институтов, образованием субъ- системы образования, средств ектов Российской массовой информации по соз- Федерации, инсти- данию и распространению об- туты РАО, госу- разовательных, воспитатель- дарственные СМИ, ных, научнопросветительных заинтересованные программ, передач и других общественные орга- материалов низации ___________________________________________________________________ 5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами Обеспечение готовности специалистов системы образования к ре- шению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся моло- дежи - ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Прог- раммы. Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности требует существенных изменений. Необхо- димо улучшить качество преподавания дисциплин психологопедагогичес- кого цикла в педагогических учебных заведениях, разработать совре- менное программно-методическое обеспечение для специалистов _ орга- низаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов, усовершенствовать систему их подго- товки, переподготовки и повышения квалификации. ___________________________________________________________________ М е р о п р и я т и я Сроки исполнения Исполнитель ___________________________________________________________________ 1 2 3 ___________________________________________________________________ 1. Организация разработки IV квартал 1999 г. Управление средне- учебных программ для средних го профессиональ- и высших педагогических ного образования, учебных заведений, готовящих Управление образо- специалистов по внеучебной вательных программ деятельности и стандартов выс- шего и среднего профессионального образования ___________________________________________________________________ 2. Осуществление комплексно- I квартал 2000 г. Управление воспи- го анализа состояния подго- тания и дополни- товки и переподготовки руко- тельного образова- водящих и педагогических ния детей и моло- кадров по проблемам воспита- дежи, институты ния РАО ___________________________________________________________________ 3. Разработка вариативных II квартал 2000 г. Структурные под- программ и комплектов посо- разделения Миноб- бий для специалистов по вне- разования России, урочной и внеучебной дея- институты РАО, АП- тельности КиПРО, органы уп- равления образова- нием субъектов Российской Федера- ции ___________________________________________________________________ 4. Обобщение опыта работы I квартал 2000 г. Управление высшего педагогических вузов по под- профессионального готовке специалистов в об- образования, Уп- ласти воспитания и дополни- равление воспита- тельного образования детей и ния и дополнитель- молодежи ного образования детей и молодежи ___________________________________________________________________ 5. Проведение Всероссийского II квартал 2000 г. Управление началь- совещания по проблемам вос- ного профессио- питания учащихся начального нального образова- профессионального образова- ния, Управление ния воспитания и до- полнительного об- разования детей и молодежи ___________________________________________________________________ 6. Разработка программ и II квартал 2000 г. Структурные под- учебных планов подготовки и разделения Миноб- переподготовки, повышения разования России, квалификации специалистов _ АПКиПРО, институты организаторов внеурочной и РАО внеучебной деятельности в образовательных учреждениях ___________________________________________________________________ 7. Издание научно-методичес- III квартал 2000 г. Управление воспи- кого сборника по организации тания и дополни- работы специалистов в облас- тельного образова- ти воспитания и дополнитель- ния детей и моло- ного образования детей и мо- дежи, институты лодежи в образовательных уч- РАО реждениях ___________________________________________________________________ 8. Создание целевой аспиран- III квартал 2000 г. Минобразование туры и докторантуры, а также России, институты системы грантов по подготов- РАО, АПКиПРО ке научных кадров, специа- листов по проблемам воспита- ния ___________________________________________________________________ 9. Разработка научно-методи- IV квартал 2000 г. Структурные под- ческой и организационной ос- разделения Миноб- новы деятельности федераль- разования России, ной системы повышения квали- органы управления фикации специалистов в об- образованием субъ- ласти воспитания и дополни- ектов Российской тельного образования, в том Федерации, инсти- числе детского движения туты РАО, АПКиПРО ___________________________________________________________________ 10. Создание специализиро- I квартал 2000 г. Управление воспи- ванной структуры по разра- тания и дополни- ботке учебных программ для тельного образова- "волонтеров", "добровольцев" ния, органы управ- детских общественных объеди- ления образованием нений на базе одного из ву- субъектов Российс- зов России кой Федерации ___________________________________________________________________ 11. Введение в классификатор IV квартал 2000 г. Управление средне- специальностей среднего про- го профессиональ- фессионального образования ного образования, специальности "организатор Управление воспи- воспитательной деятельности" тания и дополни- тельного образова- ния детей и моло- дежи ___________________________________________________________________ ------------------------------------------------------------------ Окончание части 3