[Предыдущий][Следующий][Содержание]
часть 3
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
на 1999 - 2001 годы
---------------------------------------------------------------------
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы будет осуществляться через систему конк-
ретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программ-
но-методического обеспечения. Предусмотрен также механизм управле-
ния реализацией Программы, координация деятельности субъектов ее
выполнения.
5.1. Развитие нормативной правовой базы
Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации
на воспитание детей и молодежи требует значительного расширения его
предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания
как полноценного социального института и относительно самостоятель-
ной функции общества и государства. Законодательство должно опреде-
лить правовое пространство в сфере воспитания и развития детей и
учащейся молодежи в стране (юрисдикция государства в определении
стратегии, принципов и систем воспитания; границы воспитательного
пространства и его субъекта; баланс семейного и общественного вос-
питания; соотношение религиозного и светского воспитания; эксперти-
за и контроль процессов воспитания; разграничение полномочий в раз-
работке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и
др.). Важно законодательно определить направления гражданского вос-
питания детей и молодежи, защиты от информации, наносящей вред их
благополучию.
В связи с этим целесообразно сформировать новую концепцию пра-
вового регулирования воспитания детей и молодежи. Разработать, ис-
ходя из этой концепции, основы законодательства о воспитании под-
растающего поколения в Российской Федерации; создать систему соци-
ально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их
воздействия на процессы воспитания детей и молодежи.
На основе положений Конституции Российской Федерации предстоит
выделить приоритеты воспитательной деятельности и развития личности
применительно к образовательным учреждениям различных типов, обес-
печить широкое распространение правовых знаний в этой области.
___________________________________________________________________
М е р о п р и я т и я Сроки исполнения Исполнитель
___________________________________________________________________
1. Проведение мониторинга В течение всего Структурные под-
федеральных и региональных периода разделения Миноб-
правовых и нормативных актов разования России,
по вопросам воспитания детей органы управления
и учащейся молодежи образованием субъ-
ектов Российской
Федерации, ГосНИИ
семьи и воспитания
РАО
___________________________________________________________________
2. Подготовка предложений к IV квартал 1999 г. ГосНИИ семьи и
проекту постановления Прави- воспитания РАО
тельства Российской Федера- структурные под-
ции "О разработке Националь- разделения Миноб-
ного плана действий в инте- разования России
ресах семьи"; совместно с Минт-
подготовка проекта постанов- рудом России
ления Правительства Российс-
кой Федерации "О государс-
твенных гарантиях развития
детского туризма и экскурси-
онной работы с учащимися"
___________________________________________________________________
3. Подготовка предложений в IV квартал 1999 г. Управление воспи-
Правительство Российской Фе- тания и дополни-
дерации об установлении ль- тельного образова-
гот для организованных групп ния детей и моло-
учащихся и студентов при по- дежи, Департамент
сещении учреждений культуры общего среднего
и спорта образования, Уп-
равление правового
обеспечения
___________________________________________________________________
4. Подготовка предложений об Заинтересованные
изменениях и дополнениях в структурные под-
действующее законодательст- разделения Миноб-
во: разования России,
в гражданское, семейное IV квартал 2000 г. органы управления
законодательство, законода- образованием субъ-
тельство об образовании по ектов Российской
вопросам воспитания детей; Федерации, ГосНИИ
об информационной и ауди- II квартал 2000 г. семьи и воспитания
овизуальной безопасности де- РАО
тей;
о государственной под- IV квартал 2000 г.
держке деятельности детских
и молодежных общественных
объединений;
о специализации правопри- III квартал 2000 г.
менительной практики в отно-
шении детей;
разработка механизма под- II квартал 2001 г.
держки деятельности детских
и молодежных общественных
организаций
___________________________________________________________________
5. Разработка рекомендаций I квартал 2000 г. Управление воспи-
об организационном и методи- тания и дополни-
ческом обеспечении взаимо- тельного образова-
действия образовательных уч- ния детей и моло-
реждений с детскими и моло- дежи совместно с
дежными общественными объ- Госкоммолодежи
единениями России, СПО-ФДО
___________________________________________________________________
6. Подготовка сборников нор- III квартал 2000 г. Управление воспи-
мативных документов по воп- тания и дополни-
росам воспитания и дополни- тельного образова-
тельного образования обучаю- ния детей и моло-
щихся в образовательных уч- дежи
реждениях разных уровней
___________________________________________________________________
7. Разработка рекомендаций о до 01.04. 2000 г. Управление воспи-
порядке введения в образова- тания и дополни-
тельные учреждения должнос- тельного образова-
тей "классный воспитатель", ния детей и моло-
"социальный педагог", "педа- дежи, Управление
гог-организатор" экономики, Управ-
ление социальнопе-
дагогической под-
держки и реабили-
тации детей
___________________________________________________________________
8. Разработка: Управление воспи-
минимального объема соци- IV квартал 2000г. тания и дополни-
альных услуг по организации тельного образова-
оздоровления и отдыха детей ния детей и моло-
и учащейся молодежи; дежи, Управление
перечня социальных гаран- II квартал 2000г. социальнопедагоги-
тий и льгот по обеспечению ческой поддержки и
прав детей и учащейся моло- реабилитации де-
дежи на отдых и оздоровле- тей, Управление
ние, программы мероприятий правового обеспе-
по их реализации; чения
проекта целевой спортив- III квартал 2000г.
нооздоровительной программы
для детей и подростков;
проекта целевой программы III квартал 2000г.
"Здоровье школьников"
___________________________________________________________________
9. Введение в действие по- I квартал 2000 г. Управление дош-
рядка психолого-педагогичес- кольного образова-
кой экспертизы детских игр и ния, Управление
игрушек воспитания и до-
полнительного об-
разования детей и
молодежи, Госу-
дарственное учреж-
дение Центр "Иг-
рушки" Минобразо-
вания России, Му-
зей игрушки РАО
___________________________________________________________________
10. Разработка минимальных I квартал 2001 г. Управление воспи-
социальных стандартов, вклю- тания и дополни-
чающих услуги по воспитанию тельного образова-
в образовательных учреждени- ния детей и моло-
ях дежи, Управление
программ развития
материальнотехни-
ческой базы и со-
циальной сферы,
Управление эконо-
мики, Управление
региональной обра-
зовательной поли-
тики, Управление
правового обеспе-
чения
___________________________________________________________________
11. Подготовка предложений о IV квартал 1999 г. Структурные под-
разработке проекта государс- разделения Миноб-
твенной концепции совместной разования России,
деятельности общественных, органы управления
государственных институтов, образованием субъ-
системы образования, средств ектов Российской
массовой информации по соз- Федерации, инсти-
данию и распространению об- туты РАО, госу-
разовательных, воспитатель- дарственные СМИ,
ных, научнопросветительных заинтересованные
программ, передач и других общественные орга-
материалов низации
___________________________________________________________________
5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
Обеспечение готовности специалистов системы образования к ре-
шению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся моло-
дежи - ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Прог-
раммы.
Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации
воспитательной деятельности требует существенных изменений. Необхо-
димо улучшить качество преподавания дисциплин психологопедагогичес-
кого цикла в педагогических учебных заведениях, разработать совре-
менное программно-методическое обеспечение для специалистов _ орга-
низаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных
учреждениях всех типов и видов, усовершенствовать систему их подго-
товки, переподготовки и повышения квалификации.
___________________________________________________________________
М е р о п р и я т и я Сроки исполнения Исполнитель
___________________________________________________________________
1 2 3
___________________________________________________________________
1. Организация разработки IV квартал 1999 г. Управление средне-
учебных программ для средних го профессиональ-
и высших педагогических ного образования,
учебных заведений, готовящих Управление образо-
специалистов по внеучебной вательных программ
деятельности и стандартов выс-
шего и среднего
профессионального
образования
___________________________________________________________________
2. Осуществление комплексно- I квартал 2000 г. Управление воспи-
го анализа состояния подго- тания и дополни-
товки и переподготовки руко- тельного образова-
водящих и педагогических ния детей и моло-
кадров по проблемам воспита- дежи, институты
ния РАО
___________________________________________________________________
3. Разработка вариативных II квартал 2000 г. Структурные под-
программ и комплектов посо- разделения Миноб-
бий для специалистов по вне- разования России,
урочной и внеучебной дея- институты РАО, АП-
тельности КиПРО, органы уп-
равления образова-
нием субъектов
Российской Федера-
ции
___________________________________________________________________
4. Обобщение опыта работы I квартал 2000 г. Управление высшего
педагогических вузов по под- профессионального
готовке специалистов в об- образования, Уп-
ласти воспитания и дополни- равление воспита-
тельного образования детей и ния и дополнитель-
молодежи ного образования
детей и молодежи
___________________________________________________________________
5. Проведение Всероссийского II квартал 2000 г. Управление началь-
совещания по проблемам вос- ного профессио-
питания учащихся начального нального образова-
профессионального образова- ния, Управление
ния воспитания и до-
полнительного об-
разования детей и
молодежи
___________________________________________________________________
6. Разработка программ и II квартал 2000 г. Структурные под-
учебных планов подготовки и разделения Миноб-
переподготовки, повышения разования России,
квалификации специалистов _ АПКиПРО, институты
организаторов внеурочной и РАО
внеучебной деятельности в
образовательных учреждениях
___________________________________________________________________
7. Издание научно-методичес- III квартал 2000 г. Управление воспи-
кого сборника по организации тания и дополни-
работы специалистов в облас- тельного образова-
ти воспитания и дополнитель- ния детей и моло-
ного образования детей и мо- дежи, институты
лодежи в образовательных уч- РАО
реждениях
___________________________________________________________________
8. Создание целевой аспиран- III квартал 2000 г. Минобразование
туры и докторантуры, а также России, институты
системы грантов по подготов- РАО, АПКиПРО
ке научных кадров, специа-
листов по проблемам воспита-
ния
___________________________________________________________________
9. Разработка научно-методи- IV квартал 2000 г. Структурные под-
ческой и организационной ос- разделения Миноб-
новы деятельности федераль- разования России,
ной системы повышения квали- органы управления
фикации специалистов в об- образованием субъ-
ласти воспитания и дополни- ектов Российской
тельного образования, в том Федерации, инсти-
числе детского движения туты РАО, АПКиПРО
___________________________________________________________________
10. Создание специализиро- I квартал 2000 г. Управление воспи-
ванной структуры по разра- тания и дополни-
ботке учебных программ для тельного образова-
"волонтеров", "добровольцев" ния, органы управ-
детских общественных объеди- ления образованием
нений на базе одного из ву- субъектов Российс-
зов России кой Федерации
___________________________________________________________________
11. Введение в классификатор IV квартал 2000 г. Управление средне-
специальностей среднего про- го профессиональ-
фессионального образования ного образования,
специальности "организатор Управление воспи-
воспитательной деятельности" тания и дополни-
тельного образова-
ния детей и моло-
дежи
___________________________________________________________________
------------------------------------------------------------------
Окончание части 3