Приказ 574 - Приложение (часть 4)

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
часть 4     
                            ПРОГРАММА   
                       РАЗВИТИЯ  ВОСПИТАНИЯ   
                 В  СИСТЕМЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   РОССИИ   
                        на 1999 - 2001 годы  
--------------------------------------------------------------------- 
 
                     5.3. Научное обеспечение  
  
     Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы пре-  
дусматривает  последовательный  системный анализ воспитания детей и  
учащейся молодежи в России,  разработку адекватной  концепции  дея-  
тельности РАО и Минобразования России,  создание современного комп-  
лекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных  
уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем  
в стране,  создание соответствующей информационной системы. Предпо-  
лагается осуществление ряда фундаментальных исследований и приклад-  
ных разработок,  направленных на формирование стратегии  в  области  
воспитания учащихся. Исследовательская работа по обеспечению разви-  
тия воспитания в системе образования поэтапно будет  сориентирована  
на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее реги-  
ональных особенностей,  укрепление теоретико-методологических основ  
современной воспитательной деятельности,  улучшение ее методической  
базы,  интеграцию соответствующих исследований, проводимых в рамках  
РАО, Минобразования России и стране в целом.  
     Научное обеспечение Программы  осуществляется  учреждениями  и  
организациями Минобразования России и РАО.  
     Основными направлениями исследований в области воспитания  яв-  
ляются:  
     анализ состояния проблем воспитания  в  Российской  Федерации,  
формирование  мониторинга воспитательной деятельности в системе об-  
разования, подготовка доклада РАО и Минобразования России "Воспита-  
ние детей в Российской Федерации: состояние и перспективы";  
     концептуальное обоснование развития воспитательной деятельнос-  
ти в образовательных учреждениях;  
     определение методологических  основ   социально-педагогической  
экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного вос-  
питательного пространства;  
     разработка современных  педагогических технологий воспитания и  
поддержки развития личности, создание диагностического и корреляци-  
онного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащих-  
ся в процессе их самоопределения;  
     создание модели  компьютерной информационно-аналитической сис-  
темы "Воспитание и развитие детей в системе образования";  
     поддержка инновационной  воспитательной практики образователь-  
ных учреждений. Исполнители проектов определяются на конкурсной ос-  
нове.  
___________________________________________________________________  
М е р о п р и я т и я          Сроки исполнения      Исполнитель  
___________________________________________________________________  
          1                         2                      3  
___________________________________________________________________  
1. Формирование  координаци- IV квартал 1999 г.  Президиум     РАО,  
онного  плана  проводимых  в                     Институты     РАО,  
стране   фундаментальных   и                     структурные   под-  
прикладных  научных исследо-                     разделения  Миноб-  
ваний по проблемам  воспита-                     разования России  
ния подрастающих поколений  
___________________________________________________________________  
2. Разработка концепции пер- IV квартал 1999 г.  Управление   соци-  
вичной профилактики употреб-                     ально-педагогичес-  
ления  психоактивных веществ                     кой  поддержки   и  
обучающимися                                     реабилитации   де-  
                                                 тей,   Департамент  
                                                 общего    среднего  
                                                 образования  
___________________________________________________________________  
3. Поддержка развития в  на- I квартал 2000 г.   Институты     РАО,  
учных  организациях  и вузах                     структурные   под-  
научных школ  и  лабораторий                     разделения  Миноб-  
по   важнейшим  направлениям                     разования  России,  
воспитания с обеспечением их                     органы  управления  
приоритетного финансирования                     образованием субъ-  
                                                 ектов   Российской  
                                                 Федерации  
___________________________________________________________________  
4. Проведение  научной  дис- I квартал 2000 г.   Институты     РАО,  
куссии  "Воспитание  детей в                     структурные   под-  
современных условиях: разви-                     разделения  Миноб-  
тие содержания и механизмов"                     разования  России,  
                                                 Органы  управления  
                                                 образованием субъ-  
                                                 ектов   Российской  
                                                 Федерации  
___________________________________________________________________  
5. Издание сборника  концеп- I квартал 2000г.    Структурные   под-  
ций,  программ  (в том числе                     разделения  Миноб-  
национальных и региональных)                     разования  России,  
в области воспитания детей и                     президиум     РАО,  
учащейся молодежи (в  помощь                     институты РАО  
педагогическим   коллективам  
образовательных учреждений)  
___________________________________________________________________  
6. Создание     федерального II квартал 2000г.   Управление   соци-  
центра профилактики и реаби-                     альнопедагогичес-  
литации  наркозависимости  у                     кой   поддержки  и  
детей и молодежи                                 реабилитации детей  
___________________________________________________________________  
7. Создание центра по изуче- I квартал 2000 г.   Институты РАО, Мин-  
нию проблем наркомании, СПИ-                     образование России  
Да в детской среде  
___________________________________________________________________  
8. Обобщение  отечественного I квартал 2000 г.   Институты РАО  
опыта  художественного обра-  
зования и воспитания  детей.  
Разработка современной педа-  
гогически обоснованной  сис-  
темы художественного образо-  
вания и эстетического воспи-  
тания  детей в образователь-  
ных учреждениях  
___________________________________________________________________  
9. Социологический анализ  и II квартал 2000 г.  Институты РАО  
диагностирование    воспита-  
тельного потенциала учрежде-  
ний специального образования  
в целях повышения  эффектив-  
ности  их коррекционной вос-  
питательной деятельности  
___________________________________________________________________  
10.Проведение научных иссле-                     Управление средне-  
дований  по проблемам воспи-                     го  профессиональ-  
тания  в  системе   среднего                     ного  образования,  
профессионального  образова-                     институты РАО  
ния:  
   педагогические   условия, 1999-2001 г.г.  
формы и  методы  оптимизации  
социально-профессионального  
становления студентов  обра-  
зовательных учреждений сред-  
него профессионального обра-  
зования;  
   психолого-педагогическая  1999-2001 г.г.  
диагностика  процесса  соци-  
ального становления  студен-  
тов ссузов;  
   совершенствование  содер- 1999-2001 г.г.  
жания,  форм, методов и тех-  
нологий нравственного воспи-  
тания личности,  развития ее  
творческого потенциала  
___________________________________________________________________  
11. Создание  исследователь- II квартал 2000 г.  Институты РАО, Ми-  
ского   центра  по  изучению                     нобразование  Рос-  
проблем детского и юношеско-                     сии, СПО-ФДО  
го движения  
___________________________________________________________________  
12. Разработка плана научных II квартал 2000 г.  Структурные   под-  
исследований  по   проблемам                     разделения  Миноб-  
содержания  воспитания в уч-                     разования  России,  
реждениях  общего  среднего,                     президиум     РАО,  
начального и высшего профес-                     институты РАО  
сионального  образования  на  
2000 год.  
___________________________________________________________________  
13. Организация научных исс- III квартал 2000г.  Институты РАО, Уп-  
ледований   по   обоснованию                     равление  социаль-  
специфики проблем воспитания                     нопедагогической  
в детских домах и школах-ин-                     поддержки и реаби-  
тернатах                                         литации детей  
___________________________________________________________________  
14. Разработка   методологи- IV квартал 2000 г.  Институты РАО  
ческих подходов к программи-  
рованию воспитания в образо-  
вательных учреждениях.  
___________________________________________________________________  
15. Разработка   методологи- III квартал 2000 г. Институт    нацио-  
ческих  подходов к соотноше-                     нального образова-  
нию национального и интерна-                     ния  
ционального  в  деятельности  
образовательных   учреждений  
всех типов  
___________________________________________________________________  
16. Разработка научных основ IV квартал 2000 г.  Институты РАО  
современных   воспитательных  
систем в общеобразовательных  
учреждениях  
___________________________________________________________________  
17. Разработка     примерной IV квартал 2000 г.  Институты РАО  
программы  гражданского вос-  
питания детей и учащейся мо-  
лодежи в современных услови-  
ях  
___________________________________________________________________  
18. Разработка диагностичес- IV квартал 2000 г.  Институты РАО  
кого  и коррекционного комп-  
лекса средств психологопеда-  
гогической поддержки учащих-  
ся в  процессе  их  социаль-  
но-профессионального самооп-  
ределения  
___________________________________________________________________  
19. Разработка методологии и IV квартал 2001 г.  Институты     РАО,  
механизмов   прогнозирования                     структурные   под-  
развития воспитания детей  с                     разделения  Миноб-  
учетом  особенностей различ-                     разования  России,  
ных образовательных учрежде-                     органы  управления  
ний на основе проведения мо-                     образованием субъ-  
ниторинга   функционирования                     ектов   Российской  
государственной системы вос-                     Федерации  
питания, создания информаци-  
онной системы  
___________________________________________________________________  
20. Подготовка  научно-мето- IV квартал 2001 г.  Институты РАО, Уп-  
дических разработок, обеспе-                     равление  воспита-  
чивающих развитие  гражданс-                     ния и дополнитель-  
кого, экономического, эколо-                     ного   образования  
гического,  физического, эс-                     детей и молодежи  
тетического,   нравственного  
воспитания в системе общеоб-  
разовательного учреждения  
___________________________________________________________________  
21. Разработка   подходов  к IV квартал 2001 г.  ГосНИИ семьи     и  
диагностике состояния воспи-                     воспитания    РАО,  
тательного процесса на осно-                     Управление  воспи-  
ве проведения  социологичес-                     тания  и  дополни-  
ких  исследований  детской и                     тельного образова-  
молодежной среды                                 ния детей и  моло-  
                                                 дежи,   Исследова-  
                                                 тельский     центр  
                                                 проблем   качества  
                                                 подготовки специа-  
                                                 листов  
___________________________________________________________________  
22. Организация  научно-исс- IV квартал 2001 г.  Управление  воспи-  
ледовательской  работы "Пси-                     тания  и  дополни-  
холого-педагогические основы                     тельного образова-  
общей  стратегии  воспитания                     ния детей и  моло-  
человека в системе непрерыв-                     дежи,   Исследова-  
ного  образования и ее отра-                     тельский     центр  
жение в нормативных правовых                     проблем   качества  
документах"                                      подготовки специа-  
                                                 листов  
___________________________________________________________________  
  
     5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение  
  
     Для повышения качества воспитательной деятельности и  целенап-  
равленного ее развития в образовательных учреждениях необходима ра-  
бота по созданию конкретных программ развития воспитания, их инфор-  
мационному  и  методическому  обеспечению.  Основными направлениями  
этой работы выделяются:  
     разработка учебно-методического  сопровождения  воспитательных  
систем, отдельных направлений воспитания в общеобразовательной шко-  
ле,  детских  общественных  организациях,  учреждениях всех уровней  
профессионального образования;  
     создание программно-методических комплектов психологопедагоги-  
ческой поддержки развития личности, процессов ее социальной адапта-  
ции;  
     решение комплекса вопросов по  подготовке  программ  повышения  
квалификации  руководителей и организаторов воспитательной деятель-  
ности в образовательных учреждениях;  
     подготовка требований  и  осуществление  экспертизы содержания  
программ воспитания личности,  воспитательного потенциала учебников  
и проектов воспитательных моделей образовательных учреждений;  
     расширение издательской деятельности  по  выпуску  программных  
материалов  и  информационно-методической  литературы,  посвященных  
вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи;  
     регулярное проведение конференций,  семинаров,  проблемных об-  
суждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы обра-  
зования;  
     формирование информационно-аналитического банка по всем аспек-  
там воспитания детей и молодежи, включающего инновационные програм-  
мы;  конкретные примеры опыта реализации программ воспитания; реко-  
мендации  по  взаимодействию  образовательных  учреждений с семьей,  
другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями;  
результаты социологических исследований;  
     расширение сотрудничества со средствами массовой информации  в  
утверждении гуманистических основ воспитания,  приоритета общечело-  
веческих ценностей.  
     Исполнители мероприятий  определяются  преимущественно на кон-  
курсной основе.  
  
___________________________________________________________________  
М е р о п р и я т и я         Сроки исполнения        Исполнитель  
___________________________________________________________________  
          1                         2                        3  
___________________________________________________________________  
1. Подготовка   рекомендаций IV квартал 1999 г.  Структурные   под-  
по  защите детей от информа-                     разделения  Миноб-  
ции и материалов,  наносящих                     разования  России,  
вред их благополучию, по ис-                     институты РАО, ор-  
пользованию средств массовой                     ганы    управления  
информации в обучении и вос-                     образованием субъ-  
питании                                          ектов   Российской  
                                                 Федерации  
___________________________________________________________________  
2. Издание сборника материа- III квартал 1999 г. Управление  воспи-  
лов   Международной    науч-                     тания  и  дополни-  
но-практической  конференции                     тельного образова-  
"Социально-педагогические                        ния  детей и моло-  
основы  школьного самоуправ-                     дежи,  Международ-  
ления"                                           ная ассоциация со-  
                                                 действия  школьным  
                                                 советам, Издатель-  
                                                 ство "Педагогика"  
___________________________________________________________________  
3. Разработка сборника науч- IV квартал 1999 г.  Управление  воспи-  
нометодических материалов по                     тания  и  дополни-  
обеспечению   взаимодействия                     тельного образова-  
семьи и образовательного уч-                     ния детей и  моло-  
реждения в интересах  разви-                     дежи,    институты  
тия личности обучающегося                        РАО,  издательство  
                                                 "Владос"  
___________________________________________________________________  
4. Создание  программы  кор- IV квартал 1999 г.  Управление специ-  
рекционновоспитательной  ра-                     ального образова-  
боты с детьми, имеющими отк-                     ния,    институты  
лонения в развитии (с учетом                     РАО, АПКиПРО  
их ранней диагностики)  
___________________________________________________________________  
5. Работа со средствами мас- в течение всего     Управление  воспи-  
совой  информации по освеще- периода             тания  и  дополни-  
нию материалов  для  родите-                     тельного образова-  
лей, школьников, педагогов о                     ния  детей и моло-  
деятельности детских общест-                     дежи,  педобщество  
венных организаций                               России  
___________________________________________________________________  
6. Разработка   рекомендаций IV квартал 2000 г.  Управление началь-  
по составлению целевых прог-                     ного    профессио-  
рамм воспитания учащихся уч-                     нального образова-  
реждений начального  профес-                     ния  
сионального образования  
___________________________________________________________________  
7. Ежегодное издание сборни- IV квартал 1999,    Управление  воспи-  
ков  информационных,   прог- 2000, 2001 г.       тания  и  дополни-  
раммно-методических и норма-                     тельного образова-  
тивных материалов по  воспи-                     ния  детей и моло-  
танию  и дополнительному об-                     дежи  
разованию учащейся  молодежи  
"Диалоги о воспитании"  
____________________________________________________________________  
8. Возобновить       издание I квартал 2000 г.   Управление  воспи-  
"Спутник классного руководи-                     тания  и  дополни-  
теля" (сборник документов  и                     тельного образова-  
материалов   по  организации                     ния детей и  моло-  
воспитательного  процесса  в                     дежи, центр "Педа-  
общеобразовательной школе)                       гогический поиск"  
___________________________________________________________________  
9. Проведение научно-практи- II квартал 2000 г.  Управление   соци-  
ческой  конференции по проб-                     ально-педагогичес-  
лемам профилактики  употреб-                     кой  поддержки   и  
ления  психоактивных веществ                     реабилитации   де-  
учащейся молодежью                               тей, институты РАО  
___________________________________________________________________  
10. Разработка  аннотирован- III квартал 2000 г. Управление    дош-  
ного каталога учебно-методи-                     кольного образова-  
ческой литературы по  воспи-                     ния  
танию  и  подготовке детей к  
школе  
___________________________________________________________________  
11. Разработка  рекомендаций II квартал 2000 г.  Управление  воспи-  
для  организаторов  работы с                     тания  и  дополни-  
детьми и подростками по мес-                     тельного образова-  
ту  жительства в современных                     ния детей и  моло-  
условиях                                         дежи,  педобщество  
                                                 России  
___________________________________________________________________  
12. Разработка инновационных III квартал 2000 г. Управление    дош-  
образовательных  программ  и                     кольного образова-  
пособий  для учреждений дош-                     ния, институты РАО  
кольного образования  
___________________________________________________________________  
13. Создание пакета программ III квартал 2000 г. Управление    дош-  
и учебнометодических пособий                     кольного образова-  
по воспитанию детей с откло-                     ния,     институты  
нениями  в психическом и фи-                     РАО, МПГУ  
зическом развитии  
___________________________________________________________________  
14. Проведение  научно-прак- III квартал 2000 г. Управление  воспи-  
тической конференции "Воспи-                     тания  и  дополни-  
тание  демократической куль-                     тельного образова-  
туры   и   гражданственности                     ния  детей и моло-  
средствами  ученического са-                     дежи  совместно  с  
моуправления". Издание сбор-                     Международной  ас-  
ника "Ученическое самоуправ-                     социацией  содейс-  
ление: теория, опыт, пробле-                     твия  школьным со-  
мы"                                              ветам  
___________________________________________________________________  
15. Разработка  программ ме- III квартал 2000 г. Структурные   под-  
диаобразования     (обучение                     разделения  Миноб-  
языку СМИ и критическому ос-                     разования России  
мыслению информации) и учеб-  
нометодических    комплектов  
для образовательных учрежде-  
ний  
___________________________________________________________________  
16. Подготовка методического III квартал 2000 г. Департамент общего  
письма "Воспитание  учащихся                     среднего образова-  
в  духе  мира,  демократии и                     ния, институты РАО  
прав человека на уроках  гу-  
манитарного цикла"  
___________________________________________________________________  
17. Издание  справочников  и IV квартал 2000 г.  Управление  воспи-  
методических пособий о детс-                     тания  и  дополни-  
ких  и молодежных обществен-                     тельного образова-  
ных объединениях                                 ния детей и  моло-  
                                                 дежи,  органы  уп-  
                                                 равления образова-  
                                                 нием     субъектов  
                                                 Российской Федера-  
                                                 ции, институты РАО  
___________________________________________________________________  
18. Разработка     программ- IV квартал 2000 г.  Управление    дош-  
но-методических   материалов                     кольного образова-  
по обслуживанию  семьи  дош-                     ния,     институты  
кольными    образовательными                     РАО,   педобщество  
учреждениями                                     России  
___________________________________________________________________  
19. Создание комплекта обра- IV квартал 2000 г.  Управление  воспи-  
зовательных программ для об-                     тания  и  дополни-  
щеобразовательных учреждений                     тельного образова-  
и учреждений дополнительного                     ния детей и  моло-  
образования  детей  по  всем                     дежи,   Управление  
направлениям дополнительного                     среднего професси-  
образования, в том числе на-                     онального  образо-  
учно-техническому, художест-                     вания,   институты  
венному,  спортивному,   ту-                     РАО  
ристско-краеведческому, эко-  
лого-биологическому, учебно-  
исследовательскому и др.  
___________________________________________________________________  
20. Проведение конкурса про- 1999-2000 г.        Управление  воспи-  
ектов воспитательных  систем                     тания  и  дополни-  
образовательных  учреждений.                     тельного образова-  
Издание сборника проектов  _                     ния  детей и моло-  
лауреатов конкурса                               дежи, центр "Педа-  
                                                 гогический поиск",  
                                                 ГосНИИ   семьи   и  
                                                 воспитания РАО  
___________________________________________________________________  
21. Издание  серии норматив- IV квартал 2000г.   Управление  воспи-  
нометодических  сборников  в                     тания  и  дополни-  
помощь  организаторам  внеу-                     тельного образова-  
чебной деятельности  образо-                     ния детей и  моло-  
вательных учреждений                             дежи,    институты  
                                                 РАО  
___________________________________________________________________  
22. Издание сборника "Систе- IV квартал 2000 г.  Департамент общего  
ма  гражданско-правового об-                     среднего образова-  
разования  и  воспитания   в                     ния, институты РАО  
школе (из опыта работы)"  
___________________________________________________________________  
23. Подготовка методического I квартал 2001 г.   Департамент общего  
письма  "О формировании эко-                     среднего образова-  
логической культуры и разви-                     ния, институты РАО  
тии  экологического мышления  
в курсах естественно-матема-  
тического цикла"  
___________________________________________________________________  
24. Подготовка  методических II квартал 2001 г.  Департамент общего  
рекомендаций  по  реализации                     среднего образова-  
межпредметных  связей в про-                     ния, институты РАО  
цессе формирования у учащих-  
ся здорового образа жизни  
___________________________________________________________________  
25. Подготовка комплекта по- II квартал 2001г.   Управление    дош-  
собий для родителей по  вос-                     кольного образова-  
питанию и коррекции развития                     ния,   педобщество  
детей раннего возраста                           России  
___________________________________________________________________  
26. Организация и проведение IV квартал 2001 г.  Минобразование  
эксперимента по подготовке и                     России совместно с  
интеграции в учреждения сис-                     администрацией  
темы образования организато-                     Ярославской облас-  
ров детского движения                            ти  
___________________________________________________________________  
27. Проведение     ежегодных 2000-2001 г.        Управление  воспи-  
всероссийских педагогических                     тания  и  дополни-  
чтений по проблемам воспита-                     тельного образова-  
ния в образовательных учреж-                     ния  детей и моло-  
дениях                                           дежи,  педобщество  
                                                 России,  институты  
                                                 РАО, органы управ-  
                                                 ления образованием  
                                                 субъектов Российс-  
                                                 кой Федерации  
___________________________________________________________________  
  
------------------------------------------------------------------- 
окончание части 4 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]