[Предыдущий][Следующий][Содержание]
часть 4 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ на 1999 - 2001 годы --------------------------------------------------------------------- 5.3. Научное обеспечение Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы пре- дусматривает последовательный системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в России, разработку адекватной концепции дея- тельности РАО и Минобразования России, создание современного комп- лекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в стране, создание соответствующей информационной системы. Предпо- лагается осуществление ряда фундаментальных исследований и приклад- ных разработок, направленных на формирование стратегии в области воспитания учащихся. Исследовательская работа по обеспечению разви- тия воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее реги- ональных особенностей, укрепление теоретико-методологических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы, интеграцию соответствующих исследований, проводимых в рамках РАО, Минобразования России и стране в целом. Научное обеспечение Программы осуществляется учреждениями и организациями Минобразования России и РАО. Основными направлениями исследований в области воспитания яв- ляются: анализ состояния проблем воспитания в Российской Федерации, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе об- разования, подготовка доклада РАО и Минобразования России "Воспита- ние детей в Российской Федерации: состояние и перспективы"; концептуальное обоснование развития воспитательной деятельнос- ти в образовательных учреждениях; определение методологических основ социально-педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного вос- питательного пространства; разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляци- онного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащих- ся в процессе их самоопределения; создание модели компьютерной информационно-аналитической сис- темы "Воспитание и развитие детей в системе образования"; поддержка инновационной воспитательной практики образователь- ных учреждений. Исполнители проектов определяются на конкурсной ос- нове. ___________________________________________________________________ М е р о п р и я т и я Сроки исполнения Исполнитель ___________________________________________________________________ 1 2 3 ___________________________________________________________________ 1. Формирование координаци- IV квартал 1999 г. Президиум РАО, онного плана проводимых в Институты РАО, стране фундаментальных и структурные под- прикладных научных исследо- разделения Миноб- ваний по проблемам воспита- разования России ния подрастающих поколений ___________________________________________________________________ 2. Разработка концепции пер- IV квартал 1999 г. Управление соци- вичной профилактики употреб- ально-педагогичес- ления психоактивных веществ кой поддержки и обучающимися реабилитации де- тей, Департамент общего среднего образования ___________________________________________________________________ 3. Поддержка развития в на- I квартал 2000 г. Институты РАО, учных организациях и вузах структурные под- научных школ и лабораторий разделения Миноб- по важнейшим направлениям разования России, воспитания с обеспечением их органы управления приоритетного финансирования образованием субъ- ектов Российской Федерации ___________________________________________________________________ 4. Проведение научной дис- I квартал 2000 г. Институты РАО, куссии "Воспитание детей в структурные под- современных условиях: разви- разделения Миноб- тие содержания и механизмов" разования России, Органы управления образованием субъ- ектов Российской Федерации ___________________________________________________________________ 5. Издание сборника концеп- I квартал 2000г. Структурные под- ций, программ (в том числе разделения Миноб- национальных и региональных) разования России, в области воспитания детей и президиум РАО, учащейся молодежи (в помощь институты РАО педагогическим коллективам образовательных учреждений) ___________________________________________________________________ 6. Создание федерального II квартал 2000г. Управление соци- центра профилактики и реаби- альнопедагогичес- литации наркозависимости у кой поддержки и детей и молодежи реабилитации детей ___________________________________________________________________ 7. Создание центра по изуче- I квартал 2000 г. Институты РАО, Мин- нию проблем наркомании, СПИ- образование России Да в детской среде ___________________________________________________________________ 8. Обобщение отечественного I квартал 2000 г. Институты РАО опыта художественного обра- зования и воспитания детей. Разработка современной педа- гогически обоснованной сис- темы художественного образо- вания и эстетического воспи- тания детей в образователь- ных учреждениях ___________________________________________________________________ 9. Социологический анализ и II квартал 2000 г. Институты РАО диагностирование воспита- тельного потенциала учрежде- ний специального образования в целях повышения эффектив- ности их коррекционной вос- питательной деятельности ___________________________________________________________________ 10.Проведение научных иссле- Управление средне- дований по проблемам воспи- го профессиональ- тания в системе среднего ного образования, профессионального образова- институты РАО ния: педагогические условия, 1999-2001 г.г. формы и методы оптимизации социально-профессионального становления студентов обра- зовательных учреждений сред- него профессионального обра- зования; психолого-педагогическая 1999-2001 г.г. диагностика процесса соци- ального становления студен- тов ссузов; совершенствование содер- 1999-2001 г.г. жания, форм, методов и тех- нологий нравственного воспи- тания личности, развития ее творческого потенциала ___________________________________________________________________ 11. Создание исследователь- II квартал 2000 г. Институты РАО, Ми- ского центра по изучению нобразование Рос- проблем детского и юношеско- сии, СПО-ФДО го движения ___________________________________________________________________ 12. Разработка плана научных II квартал 2000 г. Структурные под- исследований по проблемам разделения Миноб- содержания воспитания в уч- разования России, реждениях общего среднего, президиум РАО, начального и высшего профес- институты РАО сионального образования на 2000 год. ___________________________________________________________________ 13. Организация научных исс- III квартал 2000г. Институты РАО, Уп- ледований по обоснованию равление социаль- специфики проблем воспитания нопедагогической в детских домах и школах-ин- поддержки и реаби- тернатах литации детей ___________________________________________________________________ 14. Разработка методологи- IV квартал 2000 г. Институты РАО ческих подходов к программи- рованию воспитания в образо- вательных учреждениях. ___________________________________________________________________ 15. Разработка методологи- III квартал 2000 г. Институт нацио- ческих подходов к соотноше- нального образова- нию национального и интерна- ния ционального в деятельности образовательных учреждений всех типов ___________________________________________________________________ 16. Разработка научных основ IV квартал 2000 г. Институты РАО современных воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях ___________________________________________________________________ 17. Разработка примерной IV квартал 2000 г. Институты РАО программы гражданского вос- питания детей и учащейся мо- лодежи в современных услови- ях ___________________________________________________________________ 18. Разработка диагностичес- IV квартал 2000 г. Институты РАО кого и коррекционного комп- лекса средств психологопеда- гогической поддержки учащих- ся в процессе их социаль- но-профессионального самооп- ределения ___________________________________________________________________ 19. Разработка методологии и IV квартал 2001 г. Институты РАО, механизмов прогнозирования структурные под- развития воспитания детей с разделения Миноб- учетом особенностей различ- разования России, ных образовательных учрежде- органы управления ний на основе проведения мо- образованием субъ- ниторинга функционирования ектов Российской государственной системы вос- Федерации питания, создания информаци- онной системы ___________________________________________________________________ 20. Подготовка научно-мето- IV квартал 2001 г. Институты РАО, Уп- дических разработок, обеспе- равление воспита- чивающих развитие гражданс- ния и дополнитель- кого, экономического, эколо- ного образования гического, физического, эс- детей и молодежи тетического, нравственного воспитания в системе общеоб- разовательного учреждения ___________________________________________________________________ 21. Разработка подходов к IV квартал 2001 г. ГосНИИ семьи и диагностике состояния воспи- воспитания РАО, тательного процесса на осно- Управление воспи- ве проведения социологичес- тания и дополни- ких исследований детской и тельного образова- молодежной среды ния детей и моло- дежи, Исследова- тельский центр проблем качества подготовки специа- листов ___________________________________________________________________ 22. Организация научно-исс- IV квартал 2001 г. Управление воспи- ледовательской работы "Пси- тания и дополни- холого-педагогические основы тельного образова- общей стратегии воспитания ния детей и моло- человека в системе непрерыв- дежи, Исследова- ного образования и ее отра- тельский центр жение в нормативных правовых проблем качества документах" подготовки специа- листов ___________________________________________________________________ 5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение Для повышения качества воспитательной деятельности и целенап- равленного ее развития в образовательных учреждениях необходима ра- бота по созданию конкретных программ развития воспитания, их инфор- мационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы выделяются: разработка учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в общеобразовательной шко- ле, детских общественных организациях, учреждениях всех уровней профессионального образования; создание программно-методических комплектов психологопедагоги- ческой поддержки развития личности, процессов ее социальной адапта- ции; решение комплекса вопросов по подготовке программ повышения квалификации руководителей и организаторов воспитательной деятель- ности в образовательных учреждениях; подготовка требований и осуществление экспертизы содержания программ воспитания личности, воспитательного потенциала учебников и проектов воспитательных моделей образовательных учреждений; расширение издательской деятельности по выпуску программных материалов и информационно-методической литературы, посвященных вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи; регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных об- суждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы обра- зования; формирование информационно-аналитического банка по всем аспек- там воспитания детей и молодежи, включающего инновационные програм- мы; конкретные примеры опыта реализации программ воспитания; реко- мендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований; расширение сотрудничества со средствами массовой информации в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритета общечело- веческих ценностей. Исполнители мероприятий определяются преимущественно на кон- курсной основе. ___________________________________________________________________ М е р о п р и я т и я Сроки исполнения Исполнитель ___________________________________________________________________ 1 2 3 ___________________________________________________________________ 1. Подготовка рекомендаций IV квартал 1999 г. Структурные под- по защите детей от информа- разделения Миноб- ции и материалов, наносящих разования России, вред их благополучию, по ис- институты РАО, ор- пользованию средств массовой ганы управления информации в обучении и вос- образованием субъ- питании ектов Российской Федерации ___________________________________________________________________ 2. Издание сборника материа- III квартал 1999 г. Управление воспи- лов Международной науч- тания и дополни- но-практической конференции тельного образова- "Социально-педагогические ния детей и моло- основы школьного самоуправ- дежи, Международ- ления" ная ассоциация со- действия школьным советам, Издатель- ство "Педагогика" ___________________________________________________________________ 3. Разработка сборника науч- IV квартал 1999 г. Управление воспи- нометодических материалов по тания и дополни- обеспечению взаимодействия тельного образова- семьи и образовательного уч- ния детей и моло- реждения в интересах разви- дежи, институты тия личности обучающегося РАО, издательство "Владос" ___________________________________________________________________ 4. Создание программы кор- IV квартал 1999 г. Управление специ- рекционновоспитательной ра- ального образова- боты с детьми, имеющими отк- ния, институты лонения в развитии (с учетом РАО, АПКиПРО их ранней диагностики) ___________________________________________________________________ 5. Работа со средствами мас- в течение всего Управление воспи- совой информации по освеще- периода тания и дополни- нию материалов для родите- тельного образова- лей, школьников, педагогов о ния детей и моло- деятельности детских общест- дежи, педобщество венных организаций России ___________________________________________________________________ 6. Разработка рекомендаций IV квартал 2000 г. Управление началь- по составлению целевых прог- ного профессио- рамм воспитания учащихся уч- нального образова- реждений начального профес- ния сионального образования ___________________________________________________________________ 7. Ежегодное издание сборни- IV квартал 1999, Управление воспи- ков информационных, прог- 2000, 2001 г. тания и дополни- раммно-методических и норма- тельного образова- тивных материалов по воспи- ния детей и моло- танию и дополнительному об- дежи разованию учащейся молодежи "Диалоги о воспитании" ____________________________________________________________________ 8. Возобновить издание I квартал 2000 г. Управление воспи- "Спутник классного руководи- тания и дополни- теля" (сборник документов и тельного образова- материалов по организации ния детей и моло- воспитательного процесса в дежи, центр "Педа- общеобразовательной школе) гогический поиск" ___________________________________________________________________ 9. Проведение научно-практи- II квартал 2000 г. Управление соци- ческой конференции по проб- ально-педагогичес- лемам профилактики употреб- кой поддержки и ления психоактивных веществ реабилитации де- учащейся молодежью тей, институты РАО ___________________________________________________________________ 10. Разработка аннотирован- III квартал 2000 г. Управление дош- ного каталога учебно-методи- кольного образова- ческой литературы по воспи- ния танию и подготовке детей к школе ___________________________________________________________________ 11. Разработка рекомендаций II квартал 2000 г. Управление воспи- для организаторов работы с тания и дополни- детьми и подростками по мес- тельного образова- ту жительства в современных ния детей и моло- условиях дежи, педобщество России ___________________________________________________________________ 12. Разработка инновационных III квартал 2000 г. Управление дош- образовательных программ и кольного образова- пособий для учреждений дош- ния, институты РАО кольного образования ___________________________________________________________________ 13. Создание пакета программ III квартал 2000 г. Управление дош- и учебнометодических пособий кольного образова- по воспитанию детей с откло- ния, институты нениями в психическом и фи- РАО, МПГУ зическом развитии ___________________________________________________________________ 14. Проведение научно-прак- III квартал 2000 г. Управление воспи- тической конференции "Воспи- тания и дополни- тание демократической куль- тельного образова- туры и гражданственности ния детей и моло- средствами ученического са- дежи совместно с моуправления". Издание сбор- Международной ас- ника "Ученическое самоуправ- социацией содейс- ление: теория, опыт, пробле- твия школьным со- мы" ветам ___________________________________________________________________ 15. Разработка программ ме- III квартал 2000 г. Структурные под- диаобразования (обучение разделения Миноб- языку СМИ и критическому ос- разования России мыслению информации) и учеб- нометодических комплектов для образовательных учрежде- ний ___________________________________________________________________ 16. Подготовка методического III квартал 2000 г. Департамент общего письма "Воспитание учащихся среднего образова- в духе мира, демократии и ния, институты РАО прав человека на уроках гу- манитарного цикла" ___________________________________________________________________ 17. Издание справочников и IV квартал 2000 г. Управление воспи- методических пособий о детс- тания и дополни- ких и молодежных обществен- тельного образова- ных объединениях ния детей и моло- дежи, органы уп- равления образова- нием субъектов Российской Федера- ции, институты РАО ___________________________________________________________________ 18. Разработка программ- IV квартал 2000 г. Управление дош- но-методических материалов кольного образова- по обслуживанию семьи дош- ния, институты кольными образовательными РАО, педобщество учреждениями России ___________________________________________________________________ 19. Создание комплекта обра- IV квартал 2000 г. Управление воспи- зовательных программ для об- тания и дополни- щеобразовательных учреждений тельного образова- и учреждений дополнительного ния детей и моло- образования детей по всем дежи, Управление направлениям дополнительного среднего професси- образования, в том числе на- онального образо- учно-техническому, художест- вания, институты венному, спортивному, ту- РАО ристско-краеведческому, эко- лого-биологическому, учебно- исследовательскому и др. ___________________________________________________________________ 20. Проведение конкурса про- 1999-2000 г. Управление воспи- ектов воспитательных систем тания и дополни- образовательных учреждений. тельного образова- Издание сборника проектов _ ния детей и моло- лауреатов конкурса дежи, центр "Педа- гогический поиск", ГосНИИ семьи и воспитания РАО ___________________________________________________________________ 21. Издание серии норматив- IV квартал 2000г. Управление воспи- нометодических сборников в тания и дополни- помощь организаторам внеу- тельного образова- чебной деятельности образо- ния детей и моло- вательных учреждений дежи, институты РАО ___________________________________________________________________ 22. Издание сборника "Систе- IV квартал 2000 г. Департамент общего ма гражданско-правового об- среднего образова- разования и воспитания в ния, институты РАО школе (из опыта работы)" ___________________________________________________________________ 23. Подготовка методического I квартал 2001 г. Департамент общего письма "О формировании эко- среднего образова- логической культуры и разви- ния, институты РАО тии экологического мышления в курсах естественно-матема- тического цикла" ___________________________________________________________________ 24. Подготовка методических II квартал 2001 г. Департамент общего рекомендаций по реализации среднего образова- межпредметных связей в про- ния, институты РАО цессе формирования у учащих- ся здорового образа жизни ___________________________________________________________________ 25. Подготовка комплекта по- II квартал 2001г. Управление дош- собий для родителей по вос- кольного образова- питанию и коррекции развития ния, педобщество детей раннего возраста России ___________________________________________________________________ 26. Организация и проведение IV квартал 2001 г. Минобразование эксперимента по подготовке и России совместно с интеграции в учреждения сис- администрацией темы образования организато- Ярославской облас- ров детского движения ти ___________________________________________________________________ 27. Проведение ежегодных 2000-2001 г. Управление воспи- всероссийских педагогических тания и дополни- чтений по проблемам воспита- тельного образова- ния в образовательных учреж- ния детей и моло- дениях дежи, педобщество России, институты РАО, органы управ- ления образованием субъектов Российс- кой Федерации ___________________________________________________________________ ------------------------------------------------------------------- окончание части 4