[Предыдущий][Следующий][Содержание]
часть 4
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
на 1999 - 2001 годы
---------------------------------------------------------------------
5.3. Научное обеспечение
Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы пре-
дусматривает последовательный системный анализ воспитания детей и
учащейся молодежи в России, разработку адекватной концепции дея-
тельности РАО и Минобразования России, создание современного комп-
лекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных
уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем
в стране, создание соответствующей информационной системы. Предпо-
лагается осуществление ряда фундаментальных исследований и приклад-
ных разработок, направленных на формирование стратегии в области
воспитания учащихся. Исследовательская работа по обеспечению разви-
тия воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована
на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее реги-
ональных особенностей, укрепление теоретико-методологических основ
современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической
базы, интеграцию соответствующих исследований, проводимых в рамках
РАО, Минобразования России и стране в целом.
Научное обеспечение Программы осуществляется учреждениями и
организациями Минобразования России и РАО.
Основными направлениями исследований в области воспитания яв-
ляются:
анализ состояния проблем воспитания в Российской Федерации,
формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе об-
разования, подготовка доклада РАО и Минобразования России "Воспита-
ние детей в Российской Федерации: состояние и перспективы";
концептуальное обоснование развития воспитательной деятельнос-
ти в образовательных учреждениях;
определение методологических основ социально-педагогической
экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного вос-
питательного пространства;
разработка современных педагогических технологий воспитания и
поддержки развития личности, создание диагностического и корреляци-
онного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащих-
ся в процессе их самоопределения;
создание модели компьютерной информационно-аналитической сис-
темы "Воспитание и развитие детей в системе образования";
поддержка инновационной воспитательной практики образователь-
ных учреждений. Исполнители проектов определяются на конкурсной ос-
нове.
___________________________________________________________________
М е р о п р и я т и я Сроки исполнения Исполнитель
___________________________________________________________________
1 2 3
___________________________________________________________________
1. Формирование координаци- IV квартал 1999 г. Президиум РАО,
онного плана проводимых в Институты РАО,
стране фундаментальных и структурные под-
прикладных научных исследо- разделения Миноб-
ваний по проблемам воспита- разования России
ния подрастающих поколений
___________________________________________________________________
2. Разработка концепции пер- IV квартал 1999 г. Управление соци-
вичной профилактики употреб- ально-педагогичес-
ления психоактивных веществ кой поддержки и
обучающимися реабилитации де-
тей, Департамент
общего среднего
образования
___________________________________________________________________
3. Поддержка развития в на- I квартал 2000 г. Институты РАО,
учных организациях и вузах структурные под-
научных школ и лабораторий разделения Миноб-
по важнейшим направлениям разования России,
воспитания с обеспечением их органы управления
приоритетного финансирования образованием субъ-
ектов Российской
Федерации
___________________________________________________________________
4. Проведение научной дис- I квартал 2000 г. Институты РАО,
куссии "Воспитание детей в структурные под-
современных условиях: разви- разделения Миноб-
тие содержания и механизмов" разования России,
Органы управления
образованием субъ-
ектов Российской
Федерации
___________________________________________________________________
5. Издание сборника концеп- I квартал 2000г. Структурные под-
ций, программ (в том числе разделения Миноб-
национальных и региональных) разования России,
в области воспитания детей и президиум РАО,
учащейся молодежи (в помощь институты РАО
педагогическим коллективам
образовательных учреждений)
___________________________________________________________________
6. Создание федерального II квартал 2000г. Управление соци-
центра профилактики и реаби- альнопедагогичес-
литации наркозависимости у кой поддержки и
детей и молодежи реабилитации детей
___________________________________________________________________
7. Создание центра по изуче- I квартал 2000 г. Институты РАО, Мин-
нию проблем наркомании, СПИ- образование России
Да в детской среде
___________________________________________________________________
8. Обобщение отечественного I квартал 2000 г. Институты РАО
опыта художественного обра-
зования и воспитания детей.
Разработка современной педа-
гогически обоснованной сис-
темы художественного образо-
вания и эстетического воспи-
тания детей в образователь-
ных учреждениях
___________________________________________________________________
9. Социологический анализ и II квартал 2000 г. Институты РАО
диагностирование воспита-
тельного потенциала учрежде-
ний специального образования
в целях повышения эффектив-
ности их коррекционной вос-
питательной деятельности
___________________________________________________________________
10.Проведение научных иссле- Управление средне-
дований по проблемам воспи- го профессиональ-
тания в системе среднего ного образования,
профессионального образова- институты РАО
ния:
педагогические условия, 1999-2001 г.г.
формы и методы оптимизации
социально-профессионального
становления студентов обра-
зовательных учреждений сред-
него профессионального обра-
зования;
психолого-педагогическая 1999-2001 г.г.
диагностика процесса соци-
ального становления студен-
тов ссузов;
совершенствование содер- 1999-2001 г.г.
жания, форм, методов и тех-
нологий нравственного воспи-
тания личности, развития ее
творческого потенциала
___________________________________________________________________
11. Создание исследователь- II квартал 2000 г. Институты РАО, Ми-
ского центра по изучению нобразование Рос-
проблем детского и юношеско- сии, СПО-ФДО
го движения
___________________________________________________________________
12. Разработка плана научных II квартал 2000 г. Структурные под-
исследований по проблемам разделения Миноб-
содержания воспитания в уч- разования России,
реждениях общего среднего, президиум РАО,
начального и высшего профес- институты РАО
сионального образования на
2000 год.
___________________________________________________________________
13. Организация научных исс- III квартал 2000г. Институты РАО, Уп-
ледований по обоснованию равление социаль-
специфики проблем воспитания нопедагогической
в детских домах и школах-ин- поддержки и реаби-
тернатах литации детей
___________________________________________________________________
14. Разработка методологи- IV квартал 2000 г. Институты РАО
ческих подходов к программи-
рованию воспитания в образо-
вательных учреждениях.
___________________________________________________________________
15. Разработка методологи- III квартал 2000 г. Институт нацио-
ческих подходов к соотноше- нального образова-
нию национального и интерна- ния
ционального в деятельности
образовательных учреждений
всех типов
___________________________________________________________________
16. Разработка научных основ IV квартал 2000 г. Институты РАО
современных воспитательных
систем в общеобразовательных
учреждениях
___________________________________________________________________
17. Разработка примерной IV квартал 2000 г. Институты РАО
программы гражданского вос-
питания детей и учащейся мо-
лодежи в современных услови-
ях
___________________________________________________________________
18. Разработка диагностичес- IV квартал 2000 г. Институты РАО
кого и коррекционного комп-
лекса средств психологопеда-
гогической поддержки учащих-
ся в процессе их социаль-
но-профессионального самооп-
ределения
___________________________________________________________________
19. Разработка методологии и IV квартал 2001 г. Институты РАО,
механизмов прогнозирования структурные под-
развития воспитания детей с разделения Миноб-
учетом особенностей различ- разования России,
ных образовательных учрежде- органы управления
ний на основе проведения мо- образованием субъ-
ниторинга функционирования ектов Российской
государственной системы вос- Федерации
питания, создания информаци-
онной системы
___________________________________________________________________
20. Подготовка научно-мето- IV квартал 2001 г. Институты РАО, Уп-
дических разработок, обеспе- равление воспита-
чивающих развитие гражданс- ния и дополнитель-
кого, экономического, эколо- ного образования
гического, физического, эс- детей и молодежи
тетического, нравственного
воспитания в системе общеоб-
разовательного учреждения
___________________________________________________________________
21. Разработка подходов к IV квартал 2001 г. ГосНИИ семьи и
диагностике состояния воспи- воспитания РАО,
тательного процесса на осно- Управление воспи-
ве проведения социологичес- тания и дополни-
ких исследований детской и тельного образова-
молодежной среды ния детей и моло-
дежи, Исследова-
тельский центр
проблем качества
подготовки специа-
листов
___________________________________________________________________
22. Организация научно-исс- IV квартал 2001 г. Управление воспи-
ледовательской работы "Пси- тания и дополни-
холого-педагогические основы тельного образова-
общей стратегии воспитания ния детей и моло-
человека в системе непрерыв- дежи, Исследова-
ного образования и ее отра- тельский центр
жение в нормативных правовых проблем качества
документах" подготовки специа-
листов
___________________________________________________________________
5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение
Для повышения качества воспитательной деятельности и целенап-
равленного ее развития в образовательных учреждениях необходима ра-
бота по созданию конкретных программ развития воспитания, их инфор-
мационному и методическому обеспечению. Основными направлениями
этой работы выделяются:
разработка учебно-методического сопровождения воспитательных
систем, отдельных направлений воспитания в общеобразовательной шко-
ле, детских общественных организациях, учреждениях всех уровней
профессионального образования;
создание программно-методических комплектов психологопедагоги-
ческой поддержки развития личности, процессов ее социальной адапта-
ции;
решение комплекса вопросов по подготовке программ повышения
квалификации руководителей и организаторов воспитательной деятель-
ности в образовательных учреждениях;
подготовка требований и осуществление экспертизы содержания
программ воспитания личности, воспитательного потенциала учебников
и проектов воспитательных моделей образовательных учреждений;
расширение издательской деятельности по выпуску программных
материалов и информационно-методической литературы, посвященных
вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи;
регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных об-
суждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы обра-
зования;
формирование информационно-аналитического банка по всем аспек-
там воспитания детей и молодежи, включающего инновационные програм-
мы; конкретные примеры опыта реализации программ воспитания; реко-
мендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей,
другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями;
результаты социологических исследований;
расширение сотрудничества со средствами массовой информации в
утверждении гуманистических основ воспитания, приоритета общечело-
веческих ценностей.
Исполнители мероприятий определяются преимущественно на кон-
курсной основе.
___________________________________________________________________
М е р о п р и я т и я Сроки исполнения Исполнитель
___________________________________________________________________
1 2 3
___________________________________________________________________
1. Подготовка рекомендаций IV квартал 1999 г. Структурные под-
по защите детей от информа- разделения Миноб-
ции и материалов, наносящих разования России,
вред их благополучию, по ис- институты РАО, ор-
пользованию средств массовой ганы управления
информации в обучении и вос- образованием субъ-
питании ектов Российской
Федерации
___________________________________________________________________
2. Издание сборника материа- III квартал 1999 г. Управление воспи-
лов Международной науч- тания и дополни-
но-практической конференции тельного образова-
"Социально-педагогические ния детей и моло-
основы школьного самоуправ- дежи, Международ-
ления" ная ассоциация со-
действия школьным
советам, Издатель-
ство "Педагогика"
___________________________________________________________________
3. Разработка сборника науч- IV квартал 1999 г. Управление воспи-
нометодических материалов по тания и дополни-
обеспечению взаимодействия тельного образова-
семьи и образовательного уч- ния детей и моло-
реждения в интересах разви- дежи, институты
тия личности обучающегося РАО, издательство
"Владос"
___________________________________________________________________
4. Создание программы кор- IV квартал 1999 г. Управление специ-
рекционновоспитательной ра- ального образова-
боты с детьми, имеющими отк- ния, институты
лонения в развитии (с учетом РАО, АПКиПРО
их ранней диагностики)
___________________________________________________________________
5. Работа со средствами мас- в течение всего Управление воспи-
совой информации по освеще- периода тания и дополни-
нию материалов для родите- тельного образова-
лей, школьников, педагогов о ния детей и моло-
деятельности детских общест- дежи, педобщество
венных организаций России
___________________________________________________________________
6. Разработка рекомендаций IV квартал 2000 г. Управление началь-
по составлению целевых прог- ного профессио-
рамм воспитания учащихся уч- нального образова-
реждений начального профес- ния
сионального образования
___________________________________________________________________
7. Ежегодное издание сборни- IV квартал 1999, Управление воспи-
ков информационных, прог- 2000, 2001 г. тания и дополни-
раммно-методических и норма- тельного образова-
тивных материалов по воспи- ния детей и моло-
танию и дополнительному об- дежи
разованию учащейся молодежи
"Диалоги о воспитании"
____________________________________________________________________
8. Возобновить издание I квартал 2000 г. Управление воспи-
"Спутник классного руководи- тания и дополни-
теля" (сборник документов и тельного образова-
материалов по организации ния детей и моло-
воспитательного процесса в дежи, центр "Педа-
общеобразовательной школе) гогический поиск"
___________________________________________________________________
9. Проведение научно-практи- II квартал 2000 г. Управление соци-
ческой конференции по проб- ально-педагогичес-
лемам профилактики употреб- кой поддержки и
ления психоактивных веществ реабилитации де-
учащейся молодежью тей, институты РАО
___________________________________________________________________
10. Разработка аннотирован- III квартал 2000 г. Управление дош-
ного каталога учебно-методи- кольного образова-
ческой литературы по воспи- ния
танию и подготовке детей к
школе
___________________________________________________________________
11. Разработка рекомендаций II квартал 2000 г. Управление воспи-
для организаторов работы с тания и дополни-
детьми и подростками по мес- тельного образова-
ту жительства в современных ния детей и моло-
условиях дежи, педобщество
России
___________________________________________________________________
12. Разработка инновационных III квартал 2000 г. Управление дош-
образовательных программ и кольного образова-
пособий для учреждений дош- ния, институты РАО
кольного образования
___________________________________________________________________
13. Создание пакета программ III квартал 2000 г. Управление дош-
и учебнометодических пособий кольного образова-
по воспитанию детей с откло- ния, институты
нениями в психическом и фи- РАО, МПГУ
зическом развитии
___________________________________________________________________
14. Проведение научно-прак- III квартал 2000 г. Управление воспи-
тической конференции "Воспи- тания и дополни-
тание демократической куль- тельного образова-
туры и гражданственности ния детей и моло-
средствами ученического са- дежи совместно с
моуправления". Издание сбор- Международной ас-
ника "Ученическое самоуправ- социацией содейс-
ление: теория, опыт, пробле- твия школьным со-
мы" ветам
___________________________________________________________________
15. Разработка программ ме- III квартал 2000 г. Структурные под-
диаобразования (обучение разделения Миноб-
языку СМИ и критическому ос- разования России
мыслению информации) и учеб-
нометодических комплектов
для образовательных учрежде-
ний
___________________________________________________________________
16. Подготовка методического III квартал 2000 г. Департамент общего
письма "Воспитание учащихся среднего образова-
в духе мира, демократии и ния, институты РАО
прав человека на уроках гу-
манитарного цикла"
___________________________________________________________________
17. Издание справочников и IV квартал 2000 г. Управление воспи-
методических пособий о детс- тания и дополни-
ких и молодежных обществен- тельного образова-
ных объединениях ния детей и моло-
дежи, органы уп-
равления образова-
нием субъектов
Российской Федера-
ции, институты РАО
___________________________________________________________________
18. Разработка программ- IV квартал 2000 г. Управление дош-
но-методических материалов кольного образова-
по обслуживанию семьи дош- ния, институты
кольными образовательными РАО, педобщество
учреждениями России
___________________________________________________________________
19. Создание комплекта обра- IV квартал 2000 г. Управление воспи-
зовательных программ для об- тания и дополни-
щеобразовательных учреждений тельного образова-
и учреждений дополнительного ния детей и моло-
образования детей по всем дежи, Управление
направлениям дополнительного среднего професси-
образования, в том числе на- онального образо-
учно-техническому, художест- вания, институты
венному, спортивному, ту- РАО
ристско-краеведческому, эко-
лого-биологическому, учебно-
исследовательскому и др.
___________________________________________________________________
20. Проведение конкурса про- 1999-2000 г. Управление воспи-
ектов воспитательных систем тания и дополни-
образовательных учреждений. тельного образова-
Издание сборника проектов _ ния детей и моло-
лауреатов конкурса дежи, центр "Педа-
гогический поиск",
ГосНИИ семьи и
воспитания РАО
___________________________________________________________________
21. Издание серии норматив- IV квартал 2000г. Управление воспи-
нометодических сборников в тания и дополни-
помощь организаторам внеу- тельного образова-
чебной деятельности образо- ния детей и моло-
вательных учреждений дежи, институты
РАО
___________________________________________________________________
22. Издание сборника "Систе- IV квартал 2000 г. Департамент общего
ма гражданско-правового об- среднего образова-
разования и воспитания в ния, институты РАО
школе (из опыта работы)"
___________________________________________________________________
23. Подготовка методического I квартал 2001 г. Департамент общего
письма "О формировании эко- среднего образова-
логической культуры и разви- ния, институты РАО
тии экологического мышления
в курсах естественно-матема-
тического цикла"
___________________________________________________________________
24. Подготовка методических II квартал 2001 г. Департамент общего
рекомендаций по реализации среднего образова-
межпредметных связей в про- ния, институты РАО
цессе формирования у учащих-
ся здорового образа жизни
___________________________________________________________________
25. Подготовка комплекта по- II квартал 2001г. Управление дош-
собий для родителей по вос- кольного образова-
питанию и коррекции развития ния, педобщество
детей раннего возраста России
___________________________________________________________________
26. Организация и проведение IV квартал 2001 г. Минобразование
эксперимента по подготовке и России совместно с
интеграции в учреждения сис- администрацией
темы образования организато- Ярославской облас-
ров детского движения ти
___________________________________________________________________
27. Проведение ежегодных 2000-2001 г. Управление воспи-
всероссийских педагогических тания и дополни-
чтений по проблемам воспита- тельного образова-
ния в образовательных учреж- ния детей и моло-
дениях дежи, педобщество
России, институты
РАО, органы управ-
ления образованием
субъектов Российс-
кой Федерации
___________________________________________________________________
-------------------------------------------------------------------
окончание части 4