![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Начало > Ариаднина нить > Гуманитаризация |
||
Начало Пенаты Ариаднина нить Сто тысяч почему Сады Семирамиды Муза странствий |
![]() Пути и проблемы гуманитаризации школьного образованияБикетова Антонина Алексеевна, Проблему гуманитаризации школьного образования в школе-лицее № 73 г. Барнаула решаем уже на протяжении десяти лет. Создавая учебное заведение нового типа, пути обновления видим именно в гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, т. е. построение образования не на объяснении-трансляции готовых знаний, а на создании условий для самореализации и саморазвитии учащихся через совместный поиск истин. Считаем, что процесс гуманитаризации начинается с формирования особой атмосферы, лицейского духа, гуманистического стиля обучения и взаимодействия. Это выражается преемственностью в обучении, воспитании и развитии и осуществляется программой детский сад школа-лицей Вуз и имеет следующее наполнение: программа Занкова Л. В. в начальной школе, лицейское наполнение и внедрение в учебный процесс исследовательских умений в среднем звене, лицейские программы, научное общество учащихся в старших классах, психологизация образования через программы Введение в школьную жизнь, Знакомая незнакомка, Человек и мир: познание, взаимодействие, отношения, Сотвори себя, Психология общения, Психология семейной жизни. Большую роль в решении этих задач играет воспитательная система лицея. Цель воспитания мы определили так: формирование потребности учащихся в самовоспитании, самоактуализации. Для достижения цели используем систему сопровождения, состоящую из следующих направлений: научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки. Эти направления разрабатывает психологическая лаборатория, социальный педагог, методический совет, заместитель директора по науке, которые выстраивают мониторинг с учителями и учащимися. В работе с учителями разработана программа Самоактуализация, самоопределение и самооценка педагогической деятельности. Мы подошли к поиску личных мотивов усвоения знаний, исследованию возможностей ученика для его успешного обучения. Одним из важных аспектов в воспитательной системе являются школьные традиции: ежегодно проводится праздник лицеистов, на котором происходит посвящение в лицеисты новых поколений учеников, исполняется гимн, произносится клятва и воспеваются науки, которые изучают в лицее; проводятся конкурсы Лучший класс года, Лучший ученик года, Самый классный классный; праздник Умники и умницы. Гуманитарную образовательную среду формируем через законотворческую деятельность учащихся, учителей и родителей, которую возглавляет социальный педагог. Так в школе действует Свод законов, регламентирующих систему взаимоотношений по реализации Главной Заповеди Получение знаний в школе-лицее № 73. Он состоит из нескольких разделов, среди них Детские права, Поощрение и наказание, Обязанности родителей. Раздел Деятельность учителя, заслуживающая поощрения, является документом, который действует внутри школы и служит основой для оценки профессионального роста, квалификации, подбора и расстановки педагогических кадров, аттестации учителей. Гуманитаризация преподавания всех предметов, в первую очередь проводится через гуманитарный цикл: языки, литература, история, искусство, а так же естественно-матаматических, технических дисциплин.
Наработками по проблеме гуманитаризации мы делились на разных уровнях: краевой семинар для организаторов и директоров школ по реализации программы Путешествие к истокам (1998 г.); ежегодный прием магистров из БГПУ; Гостиная для директоров района (2000 г.); участие в региональных конференциях в городе Бийске (2000, 2001 г.). Построение образования на принципах гуманизма и гуманитарного подхода сталкивается с рядом труднорешаемых проблем:
|
|
Вверх |
![]() |
Начало
> Ариаднина нить
> Гуманитаризация
|
Барнаул © Школа-лицей № 73, 2001 |