Роботландский Университет © А.А.Дуванов

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ

урок 1: первый скрипт

классический html болен статичностью

HTML-технология в отличие от полномасшабного компьютерного программирования имеет очень ограниченный инструментарий для визуального воздействия на пользователя и построения интерактивных сеансов работы.

Традиционное средство, которое предлагается пользователю для изменения экрана -- это мышиный щелчок по ссылке. Браузер загружает новый файл и экран перерисовывается.

Традиционная динамика в документе -- анимационный GIF. Но этой анимации далеко до настоящей мультипликации.

А ведь хочется? Правда, хочется! Хочется динамических меню, реакций на мышиные перемещения и щелчки. Хочется полноценного диалога на страницах документа, такого, как в "настоящих" компьютерных программах. Хочется придумать и "выпечь" в гипертексте динамическую игру или обучающую программу с яркими демонстрациями, зачетными классами и испытательными стендами. Хочется больше жизни!

JavaScript -- одно из тех средств, которые нужны для этой цели. С JavaScript гипертексты получают встроенный программный моторчик, запускающий HTML на новые обороты.

Посмотрите примеры использования JavaScript и CSS (каскадные таблицы стилей) в HTML-файлах (документы нормально просматриваются только в Internet Explorer 4).

JavaScript?.. что это такое?

Это язык программирования, который понятен браузеру. Это означает, что браузер умеет выполнять (интерпретировать) команды этого языка.

Программу на JavaScript можно помещать внутрь HTML-кода или держать в отдельном файле. Этот файл браузер прочитает (по специальной команде-тегу LINK) во время интерпретации HTML-программы.

Программы на JavaScript (их называют скриптами) не работают самостоятельно. Коды JavaScript дополняют коды HTML и "живут" только вместе с ними. Даже если они расположены в отдельном файле.

как скрипт монтируется в html

Скрипт размещается между двумя парными тегами <SCRIPT>...</SCRIPT>. Обычно запись скрипта выглядит так:

Начало скрипта
  Скрипт представлен как
  HTML-комментарий, чтобы
  не "смущать" браузеры,
  которые о скриптах  не
  знают.
Конец скрипта

Эта команда --
специально для
пользователей,
у которых
браузер не понимает
скриптов.

пояснения

пример

Увидеть этот документ можно здесь.

пояснения

Скрипт, расположенный в приведенном выше примере, содержит всего одну команду на языке JavaScript -- вызов функции alert.

Функция alert создает информационную панель с единственной кнопкой "Ok".

Пользователь читает сообщение, нажимает кнопку и панель убирается с экрана.

Теперь браузер приступает к интерпретации команд, расположенных вслед за скриптом в HTML-коде -- выводит в окошко текст:

 

Для возврата к основному тексту нажмите кнопку
Назад на инструментальной панели браузера.

замечания

 

зачетный класс

Нажмите кнопку Сброс, затем приступайте к решению.

  1. Отметьте верные высказывания:
    JavaScript - это язык программирования
    Программы на JavaScript выполняет Windows
    Программы на JavaScript выполняет браузер
    JavaScript позволяет создавать динамические гипертексты
    Программа на JavaScript называется скриптом
    Программа на JavaScript может располагаться в отдельном файле
    Программа на JavaScript обязана располагаться в HTML-файле
    Программа на JavaScript может работать без HTML
    Символы "//" обозначают начало комментария в JavaScript
    Символы "//" обозначают начало комментария в HTML


  2. Напишите название тега HTML, который задает начало скрипта.



  3. Напишите название функции JavaScript, которая создает всплывающую информационную панель.



  4. Как вы думаете, этот зачетный класс построен
    средствами классического HTML
    с помощью JavaScript


Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку Оценка.

 

задания
  1. Проведите серию опытов с функцией alert. Задайте вывод сообщения:

    JavaScript -- это язык, который позволяет
    писать динамические гипертексты.

    Попробуйте другие тексты, символы перевода строк, запись одной функции на нескольких строчках, запись нескольких функций alert.

        
 

содержание урок 2 письмо автору об авторах