Роботландский Университет © А.А.Дуванов

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ

урок 2: переменные, константы, выражения

Мы уже познакомились с функцией alert.

Она предназначена для создания информационной панели. Панель "всплывает" на экран и содержит текст для пользователя. Единственная кнопка Ok позволяет убрать панель с экрана и разрешает браузеру продолжить построение документа.

Аргументом функции alert может быть текстовая константа, она заключается в двойные или одинарные кавычки:

 alert("Офелия, о нимфа! Помяни грехи мои в молитвах.");
 alert('Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда.');

 

Аргументом функции alert может быть переменная и, в общем случае, любое выражение.

переменные и константы

JavaScript относится к языкам без типов. Это означает, что тип переменной определяется по контексту использования и может меняться при выполнении программы много раз.

пример
x = "3";
Сейчас переменная x строкового типа, ее значение -- строка "3".
x = 3;
Сейчас переменная x целого типа, ее значение -- число 3.
x = "Оценка=" + x;
Сейчас переменная x строкового типа, ее значением является строка "Оценка=3".

 

В JavaScript можно использовать следующие константы:

целое число

255
десятичное целое
0377
восьмеричное целое (начинается с "0")
0xFF
шестнадцатеричное целое (начинается с "0x")

дробное число

3.14
обычная запись
.314E1
"инженерная" запись (0.314 * 101)

строка

"Привет!"
'Привет!'
 
"It\'s Ok!"
"\"ВАЗ 2104\""
Для кавычек внутри строки используют указания \" и \'
"Перва\я строка.\nСтрока втора\я."
Внутри записи можно использовать:
\n - перевод строки
\я - буква я
\С - буква С
'Кинотеатр "Ударник"'
"I'm programmer"
Внутри одинарных кавычек можно использовать двойные без символа "\". И наоборот.

описание переменных

Переменная должна быть описана до ее использования.

Для описаний используется ключевое слово var:

var x;      // переменная с именем "x".
var y = 5;  // описание с присвоением числа
var mes = "дядя Федор"; // описание с присвоением строки

Для образования имен переменных используются идентификаторы.

Идентификатор -- это последовательность из латинских букв и арабских цифр, которая начинается с буквы. В записи разрешается использовать символ подчеркивания "_" наравне с латинской буквой.

Регистр буквы в имени переменной имеет значение. Переменные с именами "Counter" и "counter" считаются разными.

выражения

Для арифметических операций используются следующие обозначения:

знак       название пример
- унарный минус -10
+ сложение x+y
- вычитание x-10
* умножение 2*x
/ деление у/7
% остаток от деления   x%3

Для строковых выражений используется операция соединения (конкатенации), обозначаемая знаком "+":

person = "Крокодил " + "Гена";
Переменная person получает значение "Крокодил Гена".
x = "2" + 1;
Переменная x получает значение "21". Заметьте, "21" -- не число, а строка! Когда операция "+" связывает строку с другим типом, результат преобразуется в строку.

команды

Как правило, команда завершается в JavaScript символом ";". И хотя правила языка разрешают этот знак опускать, те, кто раньше работал на Си, так никогда не делают.

комментарий

Наряду с уже известным нам строковым комментарием "//" можно использовать блоковый комментарий /* ... */

строковый комментарий   блоковый комментарий

// Этот скрипт показывает
// экранное меню с эффектом
// перекатывания.
 
/*
Этот скрипт показывает
экранное меню с эффектом
перекатывания.
*/

вызов функции

Пока была показана только функция alert:

alert(выражение);

Аргументом этой функции может быть выражение, имеющие своим значением как текстовое, так и числовое значение.

var ex1 = "Ищите";
var ex2 = "обрящете";
alert(ex1 + " и " + ex2);
var x = "48";
var ex1 = "попугаев";
alert(x + " " + ex1);
var x = 2;
var y = 3;
alert("Результат умножения: " + x*y);

присваивание

Наряду с привычным присваиванием типа "y = выражение", можно использовать следующие записи:

общий вид пример      что означает
переменная++; x++; x = x + 1;
++переменная; ++x; x = x + 1;
переменная--; x--; x = x - 1;
--переменная; --x; x = x - 1;
переменная += выражение; x+="кот"; x = x + "кот";
переменная -= выражение; x-=2; x = x - 2;
переменная *= выражение; x*=10; x = x * 10;
переменная /= выражение; x/=y+z; x = x / (y+z);
переменная %= выражение; x%=9; x = x % 9;
замечание

Разница между командами ++x и x++ (--x и x--) проявляется тогда, когда эти команды используются как составная часть других команд. В первом случае (знаки перед именем) операция выполняется до использования переменной, а во втором -- после.

x = 5;
y = ++x;
После выполнения команд: x = 6; y = 6
x = 5;
y = x++;
После выполнения команд: x = 6; y = 5

 

Смотрите упражнения 7 и 8 в испытателе.

 

     Испытатель alert

 

зачетный класс

Нажмите кнопку Сброс, затем приступайте к решению.

Что будет выведено на панель в результате выполнения следующих команд.

1.
// var x = 10;
var x = 35;
// var x = 8;
alert(x);
10
35
8
сообщение об ошибке


2.
/* var x = 10;
var x = 35;
/* var x = 8;
alert(x);
10
35
8
сообщение об ошибке


3.
/* var x = 10; */
var x = 35;
/* var x = 8;  */
alert(x);
10
35
8
сообщение об ошибке


4.
/* var x = 10;
var x = 35;
var x = 8;  */
alert(x);
10
35
8
сообщение об ошибке


5.
var x = "60";
var y = 20;
alert(x+y);



6.
var x = "60";
var y = 20;
alert(x-y);



7.
var x = "60"
var y = 20;
alert(x/y);



8.
var x = "с";
var y = "ка";
alert(x+"оба"+y);



9.
var x = 13;
var y = 3;
y = ++x/--y;
alert(y);



10.
var x = 13;
var y = 3;
y = --x/++y;
alert(y);



11.
var x = 13;
var y = 3;
y = x++%y++;
alert(y);



12.
var x = "";
x += "обед";
alert("п"+x+"а");



13.
var x = "м";
x += "а";
x = "рам"+x;
var y = "рог";
alert("п"+y+x);



Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку Оценка.


 

содержание урок 1 урок 3 письмо автору об авторах