Приложение 2 к решению коллегии
МинобразованияРоссии
от 22.02.95 N 4/1
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1. О необходимости выделения компонентов содержания школьного образования по информатике
Сложившаяся в настоящее время практика преподавания информатики в школе характеризуется следующими основными факторами.
Во-первых, в обучении информатике сегодня используются несколько различных программ и учебных пособий, значительно отличающихся друг от друга по содержанию и направленности изложения материала, глубине изучения отдельных вопросов. Важно отметить также, что преподают информатику в школе учителя с различным уровнем профессиональной подготовки, различным базовым образованием и опытом работы в школе. Поэтому реальное содержание обучения информатике в каждой школе и уровень требований отдельных преподавателей к подготовке школьников по этому предмету часто бывает существенно различны. При этом ряд важнейших вопросов курса, имеющих значительное общеобразовательное значение, остаются порой вне содержания обучения информатике во многих школах.
Во-вторых, в настоящее время стала очевидной нецелесообразность обучения информатике только на старшей ступени школы; сейчас начинает складываться новая структура обучения информатике в общем среднем образовании, в рамках которой базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, должен быть перенесен в неполную среднюю школу (вероятно, в VII-IX классы). Это потребует адаптации его содержания и требований к результатам обучения к познавательным возможностям школьников этого возраста.
В-третьих, как известно, курс информатики был введен в школу как средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки школьников к практической деятельности, труду в информационном обществе. При этом значительный общеобразовательный потенциал этого курса был невостребован.
В настоящее время можно отметить тенденцию постепенного размежевания задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики, причем со временем такая тенденция будет, видимо, нарастать.
В условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем учебным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие "компьютерную грамотность" школьников, приобретают характер общеучебных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики. Однако надо учитывать, что задачи курса информатики не могут ограничиваться только задачами подготовки школьников к практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как общеобразовательным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности.
Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников. Иными словами, с переходом от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному учебному предмету.
Такое изменение направленности и целей обучения информатике несомненно приведет к корректировке его содержания.
Выделение основных компонентов школьного образования по информатике должно сыграть стабилизирующую роль, оказать значительную помощь учителям, дать им ориентиры для выработки обоснованных требований к подготовке учащихся, выделению ключевых вопросов в содержания курса, имеющих общеобразовательное значение.
Важнейшие компоненты содержания образования по информатике должны стать также основой для разработки содержания вступительных экзаменов в ВУЗы по этому предмету. К сожалению, сейчас часто имеет место практика включения в содержание вступительных экзаменов вопросов, не входящих в школьную программу по информатике.
2. Место информатики в учебном плане школы
Анализ опыта преподавания курса основ информатики и вычислительной техники, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета, показывают необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе.
Первый этап (I-VI классы) - пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.
Второй этап (VII-IX классы) - базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в среднее звено школы, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также двумя другими факторами. Во- первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста как в нашей стране, так и за рубежом и, во- вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе три важнейших аспекта ее общеобразовательной значимости:
- мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
- алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время уже в большей мере с развитием мышления школьников;
- "пользовательский" аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.
Третий этап (X-XI классы) - продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников. В частности, для школ и классов математического профиля возможно углубленное изучение программирования и методов вычислительной математики, для школ естественно- научного профиля - курс информатики, связанный с применением компьютера для моделирования, обработки данных эксперимента, для сельских школ - курс, направленный на формирование умений применять информационную технологию для решения задач организации и экономики сельскохозяйственного производства и т.д.
Одним из результатов изучения учащимися курса информатики является возможность систематического использования методов и средств информационной технологии при изучении всех школьных учебных предметов.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1. Информационные процессы, представление информации:
- информационные процессы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации в деятельности человека, живой природе, технике;
- количественная оценка информации, единицы количества информации;
- язык как способ представления информации, двоичная форма представления информации, ее особенности и преимущества;
- принципы представления данных и команд в компьютере.
2. Алгоритмы и программирование:
- алгоритмы, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
- величина: имя и значение, типы величин, основные структуры данных;
- основные алгоритмические конструкции и их использование для построения алгоритмов, "библиотека" алгоритмов;
- учебный алгоритмический язык (или язык программирования).
3. Компьютер и программное обеспечение:
- функциональная организация ЭВМ, общие принципы работы основных устройств компьютера;
- принцип автоматического исполнения программ в ЭВМ;
- назначение основных видов программного обеспечения ЭВМ (базовое программное обеспечение, трансляторы, языки программирования, инструментальные средства, прикладное программное обеспечение).
4. Основы формализации и моделирования:
- основные принципы формализации;
- построение и использование компьютерных моделей.
5. Информационные технологии:
- этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
- использование текстового и графического редакторов, баз данных, электронных таблиц;
- телекоммуникации, телекоммуникационные сети различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначение и возможности, электронная почта, телеконференции;
- мультимедиа технологии.
Предложенные основные компоненты содержания обучения информатике не являются программой базового курса по этой дисциплине. Это лишь набор, номенклатура вопросов, составляющих содержание такого курса. Уровень, глубина изучения каждого вопроса, требования к знаниям и умениям школьников должны быть определены в Государственном образовательном стандарте по этому учебному предмету, а логика, последовательность изложения материала - прерогатива авторов учебников, методистов и учителей, создающих различные методические системы обучения информатике в школе.
Ниже в качестве примеров приводятся три варианта авторских программ, отражающие основные компоненты содержания обучения информатике в школе.
Вариант 1, разработанный в Институте общеобразовательной школы РАО, предусматривает минимальное содержание базового курса информатики. Преподавание по этой программе может вестись в различных возрастных группах с 7 по 9 класс по любому из учебных пособий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.
Вариант 2 разработан Московским институтом повышения квалификации работников образования.
Вариант 3 представляет программу курса, названного "Информационная культура", разработанного Самарским област- ным управлением образования.
Варианты 2 и 3 значительно расширяют содержание курса по сравнению с минимальным набором компонентов содержания образования. Преподавание по этим программам предусматривает непрерывное обучение информатике с 1 по 11 класс.
- Вариант 1. БАЗОВЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ
- Вариант 2. ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ для СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
- Вариант 3. ПРОГРАММА КУРСА "ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА"