Приложение 2 к решению коллегии
МинобразованияРоссии
от 22.02.95 N 4/1

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


1. О необходимости выделения компонентов содержания школьного образования по информатике

Сложившаяся в настоящее время практика преподавания информатики в школе характеризуется следующими основными факторами.

Во-первых, в обучении информатике сегодня используются несколько различных программ и учебных пособий, значительно отличающихся друг от друга по содержанию и направленности изложения материала, глубине изучения отдельных вопросов. Важно отметить также, что преподают информатику в школе учителя с различным уровнем профессиональной подготовки, различным базовым образованием и опытом работы в школе. Поэтому реальное содержание обучения информатике в каждой школе и уровень требований отдельных преподавателей к подготовке школьников по этому предмету часто бывает существенно различны. При этом ряд важнейших вопросов курса, имеющих значительное общеобразовательное значение, остаются порой вне содержания обучения информатике во многих школах.

Во-вторых, в настоящее время стала очевидной нецелесообразность обучения информатике только на старшей ступени школы; сейчас начинает складываться новая структура обучения информатике в общем среднем образовании, в рамках которой базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, должен быть перенесен в неполную среднюю школу (вероятно, в VII-IX классы). Это потребует адаптации его содержания и требований к результатам обучения к познавательным возможностям школьников этого возраста.

В-третьих, как известно, курс информатики был введен в школу как средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки школьников к практической деятельности, труду в информационном обществе. При этом значительный общеобразовательный потенциал этого курса был невостребован.

В настоящее время можно отметить тенденцию постепенного размежевания задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики, причем со временем такая тенденция будет, видимо, нарастать.

В условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем учебным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие "компьютерную грамотность" школьников, приобретают характер общеучебных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики. Однако надо учитывать, что задачи курса информатики не могут ограничиваться только задачами подготовки школьников к практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как общеобразовательным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности.

Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников. Иными словами, с переходом от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному учебному предмету.

Такое изменение направленности и целей обучения информатике несомненно приведет к корректировке его содержания.

Выделение основных компонентов школьного образования по информатике должно сыграть стабилизирующую роль, оказать значительную помощь учителям, дать им ориентиры для выработки обоснованных требований к подготовке учащихся, выделению ключевых вопросов в содержания курса, имеющих общеобразовательное значение.

Важнейшие компоненты содержания образования по информатике должны стать также основой для разработки содержания вступительных экзаменов в ВУЗы по этому предмету. К сожалению, сейчас часто имеет место практика включения в содержание вступительных экзаменов вопросов, не входящих в школьную программу по информатике.

2. Место информатики в учебном плане школы

Анализ опыта преподавания курса основ информатики и вычислительной техники, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета, показывают необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе.

Первый этап (I-VI классы) - пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.

Второй этап (VII-IX классы) - базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в среднее звено школы, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также двумя другими факторами. Во- первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста как в нашей стране, так и за рубежом и, во- вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе три важнейших аспекта ее общеобразовательной значимости:

Третий этап (X-XI классы) - продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников. В частности, для школ и классов математического профиля возможно углубленное изучение программирования и методов вычислительной математики, для школ естественно- научного профиля - курс информатики, связанный с применением компьютера для моделирования, обработки данных эксперимента, для сельских школ - курс, направленный на формирование умений применять информационную технологию для решения задач организации и экономики сельскохозяйственного производства и т.д.

Одним из результатов изучения учащимися курса информатики является возможность систематического использования методов и средств информационной технологии при изучении всех школьных учебных предметов.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

1. Информационные процессы, представление информации:

2. Алгоритмы и программирование:

3. Компьютер и программное обеспечение:

4. Основы формализации и моделирования:

5. Информационные технологии:

Предложенные основные компоненты содержания обучения информатике не являются программой базового курса по этой дисциплине. Это лишь набор, номенклатура вопросов, составляющих содержание такого курса. Уровень, глубина изучения каждого вопроса, требования к знаниям и умениям школьников должны быть определены в Государственном образовательном стандарте по этому учебному предмету, а логика, последовательность изложения материала - прерогатива авторов учебников, методистов и учителей, создающих различные методические системы обучения информатике в школе.


Ниже в качестве примеров приводятся три варианта авторских программ, отражающие основные компоненты содержания обучения информатике в школе.

Вариант 1, разработанный в Институте общеобразовательной школы РАО, предусматривает минимальное содержание базового курса информатики. Преподавание по этой программе может вестись в различных возрастных группах с 7 по 9 класс по любому из учебных пособий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.

Вариант 2 разработан Московским институтом повышения квалификации работников образования.

Вариант 3 представляет программу курса, названного "Информационная культура", разработанного Самарским област- ным управлением образования.

Варианты 2 и 3 значительно расширяют содержание курса по сравнению с минимальным набором компонентов содержания образования. Преподавание по этим программам предусматривает непрерывное обучение информатике с 1 по 11 класс.

  1. Вариант 1. БАЗОВЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ
  2. Вариант 2. ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ для СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
  3. Вариант 3. ПРОГРАММА КУРСА "ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА"