Колтаков
Константин
Георгиевич
- ректор Бийского государственного педагогического института, профессор, член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования. Научные интересы - аграрная политика, проблемы социального развития села, нравственное воспитание молодежи. Автор 63 научных публикаций
Москвичев
Игорь
Иванович
- доцент кафедры философии Бийского государственного педагогического института, отличник народного просвещения. Научные интересы - интегративные связи философии, религиоведения, педагогики, предметных вузовских дисциплин. Автор 35 научных публикаций.
ВРЕМЯ
УЧИТЕЛЬСТВА
(РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВЕКА)
То, что учитель продолжается в учениках, общеизвестно. Менее тривиальной кажется мысль о том, что учитель - личностный эквивалент общества, что континуум педагогических взаимодействий ученика и учителя - аналог, модель системы общества, его структуры, состояний, законов и т.п. Не ново и это.
Модель эта соответственно оригиналу и устойчива (функционирует), и изменчива (эволюционирует). Можно уловить разные формы изменений, в том числе прогрессивные, регрессивные, линейные, циклические, колебательные. Вместе с этим изменяются содержание и форма учительского дела, его условия; усложняется обогащается природа педагогического труда. Варьируют роль и социальные функции учительства. Отношение государства и общества к учительству и школе колеблется в пределах от комплиментарности до равнодушия или отчетливого негатива.
Поскольку "конечным продуктом" очередного "производственного цикла" школы является человек, личность, то отсюда следует определенный вывод: скажи мне, кто твой учитель (ученик), и я скажу, кто ты. Это можно переформулировать, как выражаются в математике, упростить.
Кто ты, человек? Если ответ получен, на его основе можно выяснять, каким должен быть "родитель человека" (в социально-культурном, педагогическом и других смыслах).
Бремя труда учителя уже в том, что затруднительно его самоопределение как профессионала, потому что оно затруднительно и по отношению к человеку в целом.
По своей сути человек - существо, постоянно выходящее за свои пределы. В этом заключено драматическое противоречие: сохраняясь, изменяться. Но тот, кто ответственен за "педагогическое рождение" другого, заключает в себе ту же напряженность, возведенную в степень.
Учительская профессия - явление единичное (авторское, оригинальное, индивидуальное). Но она же особенное в ряду профессионального (общественного) разделения труда. И это такое особенное, которое стремиться стать всеобщим, целостным, чтобы именно в таком качестве повториться в ученике.
Целостность эта стремиться к реализации не только в пространстве (совокупность отдельных дисциплин в теоретическом и практическом аспектах). Это и целое как связь времен, ступеней и исторического процесса.
Таким образом, неизбежен вывод: вопрос о том, кто есть учитель (единично-всеобщий человек), принадлежит к разряду вечных, тем самым драматических и даже трагических. А проблема учительства - вечное разрешение, синтез противоречий между людьми, социальными явлениями, обществом и природой, то есть между отдельными сторонами, сферами, состояниями социума. Неизбывной при этом является тревога и по поводу возникновения очередного вопроса, и сформулированного на него ответа.
В 1984 году в журнале "Наука и жизнь" была напечатана сказка И. Янитова "Учитель и ученик". Начиналась она и заканчивалась той же фразой: "Кто может угадать, кому ученым быть, кто может предсказать, кому ученым слыть". По смыслу сказки ученый (учитель) - живой эталон и человеческой сущности, и ее профессиональных акциденций. Учитель у Янитова - идеальный тип из сказки, но тут же, в этой же сказке проводится мысль: идеалы подобны звездам, они недостижимы, но по ним сверяют дорогу. Действительность заведомо ниже идеалов. Между максимумом и минимумом возможен оптимум, но и его достижение - трудная задача.
Кто они сегодня друг другу, учитель и ученик? Как известно, о людях судят прежде всего по их делам. А итоги этих "дел", которые натворило человечество, требуют серьезного анализа статуса и роли человека по отношению к обществу, будущим поколениям, планетарному целому и даже космическому окружению Земли.
На рубеже двух тысячелетий приходится признать, что конфликт "отцов" и "детей" скрывает за собой конфликт двух статусов человека. Почетный титул "хомо сапиенс" человечество присвоило себе досрочно. В этой идее зафиксирован идеал, на деле же массовый обитатель планеты представляет собой тип "хомо фабер". Это человек-ремесленник. К производству и реализации обоих типов имеет отношение и учительство. Оно выполняет социальный заказ (а музыку заказывает тот, кто платит). Труд учителя в обществах техногенной цивилизации, приравненный к "услуге" - это проявление определенного типа социальной системы.
Все социальные организмы материально-ориентированного типа укладываются в пределы так называемой "Предыстории человечества". "Предыстория" завершается индустриальной и постиндустриальной цивилизацией, где на первом плане производство материального богатства и его потребления с целью удовлетворения двух основных потребностей, общих у человека с животными. "Хомо фабер" и есть основной герой этого общества. В фундаменте его личности - стандарт стоимости рабочей силы и технологичного, законопослушного поведения. Этими стандартами и вынужден по сей день руководствоваться учитель. Между тем, эта ориентация не выводит учителя, обучение, образование, воспитание, социализацию в новый круг развития. Закон стоимости и его реализация запирают человека в пределах техногенной цивилизации. Это, по мнению защитников капиталистического цивилизма, "конец истории" (Фукуяма). Но этот путь ведет к катастрофе. Для всего человечества он не возможен, реализовать его в интересах небольшой группы развитых стран можно лишь за счет других, в том числе путем сокращения всеми средствами населения зависимых окраин рыночной цивилизации.
Мы отвечаем за все что было при нас - перед учителем, поэтому стоит задача вырваться из под власти такой стратегии. При сольном исполнении своих функций и роли учителю необходимо стать участником мощного хора. Как известно, свойства таких систем больше суммы своих частей.
Сегодня аналогично высказыванию И.Г. Гердера из его сочинения "Идеи к философии истории" можно подводить итог нашего тысячелетия: "Странно поражает нас, что из всех обитателей земли человек далее всего от достижения цели своего предназначения".
Итак, человечеству и учительству предстоят сильнейшие потрясения и революции. Было бы необходимо проявить организованность и целесообразную волю. Однако эти субъекты к новым переворотам не готовы, а напряженность, грозящая мировыми конфликтами, продолжает возрастать.
Революция в сознании учительства должна иметь свои ценностные ориентации. Прежде всего это революция в мировоззрении, методологии, логике и гносеологии, в представлениях о гуманизме.
Во-первых, это отнесение своей деятельности и предполагаемых ее последствий к адаптационным и регенеративным возможностям природы, ее ритмам и законам обмена вещества, энергии и информации в природных системах Земли и космического окружения. Равновесие последних основательно расшатано. Игнорирование вклада природы в созидание стоимости и потребительной стоимости товара уже проявляет себя в бесконечном росте цен. Это тревожный сигнал: на место закона стоимости выдвигается закон спроса и предложения (в том числе наличие, редкости, достаточности ресурсов). При дальнейшем наступлении на природу рыночный произвол приведет экономику и социальную жизнь к полному краху.
Во-вторых, возможность перехода человечества в новое состояние (а это синоним и гарантия выживания) равна отказу от материально-ориентированных стратегий развития, безотносительных к пределам роста. В ближайшей перспективе, как представляется, на первое место надо поставить не просто знания, умения и навыки, не просто объективное знание и технологические достижения, а систему ценностей. Человеку пора заняться самим собой, автоэволюцией вместо сокрушения окружающей среды. Этот путь, как показывает уже накопленный опыт, может привести к безболезненному отказу от крупных индустриальных атак на природу.
В-третьих, разработка такого пути неизбежно потребует кооперации разделившегося знания, и не только знания, а всех резервов и способностей, которые помогают человеку осваивать мир, вживаться в него. Для этого надо разбудить и развить те способности, которые усыпила техногенная, индустриальная цивилизация. Сейчас они проявляются у сензитивной части человечества. Для их изучения необходимо использовать все наличные резервы информации (древнее знание, учения и утопии, религии, паранауку, теософию и т.д. и т.п.) дополнительно к тому, что дает традиционная наука и классическая философия. Учительству придется отказаться от привычного, ньютоно-кортезианского образа науки.
В-четвертых, сама система ценностей должна быть пересмотрена. Таким образом, чтобы на первое место по сравнению с правом и свободой личности для себя вышли бескорыстие, служение другому как более высокой ценности, милосердие, толерантность. В итоге подобные ценностные элементы духовности человека обобщаются принципом и реальным отношением любви. Не трудно сообразить, что у них обратная, антистоимостная "логика". Здесь истина выступает не как "голая", а как живая, полная, то есть представленная учителем в живом общении с учениками. Всю эту живую истину опредметить в тексте, дискурсе, схеме, графике и т.д. невозможно. Наиболее индивидуальное (резерв развития для бесконечного развития разнообразия ситуации) на язык отдельных от самого учителя знаков не переводится. На этом и основаны такие явления как авторская школа, педагогика общения, индивидуальный подход к ученику в лучшем смысле этого слова. Только в живом исполнении может возникать миропостижение, прорыв к беспредельному, приближение к тому, что нам непосредственно не дано.
Необходимы колоссальная воля и вера в неизбежность и необходимость такого пути. Иначе мы не выйдем за пределы товарно-денежной цивилизации, основанной на товарно-денежных критериях и противоречии абстрактного и конкретного труда. При преимуществе первого.
К сожалению, мировое сообщество и наше собственное правительство ведут себя, как изолированная община горных жителей в рассказе Г. Уэлса "Страна слепых". Зрячих, случайно попавших сюда, лишают зрения, чтобы навязать свое "видение" мира. Программа реформ и есть такой способ ослепления как средства воспитать законопослушное население. Тип человека, который получен таким способом, похож на ученика Фауста Вагнера из трагедии Гете. Возвращаясь к упоминавшейся ранее сказке И. Янитова, можно отметить неожиданную развязку действия: учитель подготовил несколько способных учеников. Все они представляют собой различные модификации личности достаточно богатые способностями. Это многообразие (колледж "апостолов") должен возглавить преемник учителя. Избран тот, кто аккуратно систематизировал все идеи и высказывания учителя и записал их для него (еще один Вагнер). Поднявшись с ним на "башню наблюдения", чтобы показать мир в целом с высоты, наставник обнаруживает, что его преемник близорук!
Можно себе представить, какую ломку придется пережить человечеству и учительству, чтобы попасть в следующий век и развиваться далее. В этом учительству придется выступать как представителю лучшей части человечества. Как сказал один из философов, герои - люди страждущие. А основной урок истории состоит в том, что человечество не извлекает из истории уроков. Законы жизни рода человеческого таковы, что индивид - жертва для рода, а лучшие из индивидов - жертвы для остальных. Понятие героя и его образа как раз и основаны на том, что зная о своей участи, он все же выполняет свое предназначение (не только под влиянием требования долга и других внешних к его внутреннему миру факторов).
После всего сказанного, когда, казалось бы нечего добавить, вспомнилось о том, что будущее людей, в том числе с функциями учительства (передача опыта) можно мыслить себе еще и в терминах и понятиях гипотезы биополевого существования. А гипотезы такого порядка позволяют обнаружить за древними, религиозными и мифологическими представлениями специфические миры и их реальность. И от этого вопроса тоже уже нельзя просто отмахиваться.
После этого можно заключить, что бремя труда и ответственности учителей будет расти обратно пропорционально безответственности общества за свою же судьбу. Доказательство - наше российское бытие.
Библиографический список:
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
- Гессен С.И. Основы педагогики (Введение в прикладную философию). М.: Школа-Пресс, 1995.
- Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект-пресс, 1996.
- Библер В.С. От наукоучения к логике культуры (два философских введения в XXI век). М.: ИПЛ, 1991.
- Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- Капра Ф. Даофизика. СПБ.: Орис, 1994.
- Некрасов М.М. Ансамбль универсальных миров. М.: Инсан, 1992.
- Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
- Канке В.А., Философия. М.: Логос, 1996.
- Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: ИПЛ, 1990.
- Олдак П.Г. Теогносеология (миропостижение в рамках единения науки и веры). Новосибирск: Вист, 1994.
- Донцов В.И. Биоэнергетика человека. М.: Форм-Прогресс, 1994.
- Грачев Г. Национальные образы мира (космопсихологос). М.: Прогресс, 1995.
- Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В. Бог, душа, бессмертие. М.: НЦ "Экология здоровья", 1992.
- Янитов И. Учитель и ученик // Наука и жизнь. 1984. ╣ 1.
Содержание