ЧуркинКонстантин
Александрович
- ректор ОмГПУ, профессор, кандидат исторических наук.
Закотнов
Владимир
Владимирович
- кандидат педагогических наук, доцент, начальник службы приема, трудоустройства и дополнительного образования ОмГПУ.
Дробышев
Виктор
Васильевич
- кандидат медицинских наук, доцент кафедры практической психологии.
ТЕСТЫ В СИСТЕМЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В ОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В последние годы вузы получили большие права в организации набора студентов. Среди них - право самостоятельного определения всей системы вступительных испытаний для абитуриентов. Правда, в последнее время покушений на права вузов в этой области деятельности стало больше. Появилось немало желающих вновь унифицировать, централизовать систему вступительных экзаменов. Благо, что эти предложения носят рекомендательный характер. Например, в течение нескольких последних лет нам рекомендуют систему централизованного тестирования, предлагаемую МПГУ им. В.И. Ленина, создавшего свои центры почти в каждом крупном вузовском городе. МПГУ предлагает проведение тестирования выпускников школ практически по всей России. Чем нам это не нравится? Во-первых, собирая информацию об уровне подготовки выпускников школ, Москва вновь может "снимать сливки", забирая лучших из них в столичные вузы, что в перспективе безусловно, приведет к оттоку талантливой молодежи из Сибири. Абсентизм сибирской молодежи отмечался еще в XIX веке Н.М. Ядринцевым и Г.Н. Потаниным, известными учеными-областниками. Отток молодежи и в настоящее время и в будущем ослабит и будет ослаблять Сибирский регион. А "могущество России" таким образом Сибирью прирастать не должно! Регионы при сильном центре могут быть сильными главным образом образованными людьми.
Во-вторых, экспансия центра в сферу наборов в вузы, на наш взгляд, вызвана и стремлением проникнуть на рынок образовательных услуг и иметь свой процент от коммерциализации вступительных экзаменов (а может быть, через жесткую структуру системы тестирования из одного центра полностью подчинить себе наборы в вузы России). Нам это не нравиться, поэтому мы идем своим путем!
Мы считаем, что система вступительных испытаний должна соответствовать сложившейся системе высшего образования. Причем, абитуриенту необходимо обеспечить право выбора будущей профессии или уровня образования. Согласившись с тем, что право такое у молодого человека есть, большинство вузов отказались его реализовать. ОмГПУ (в числе немногих в городе вузов) поддерживает это право абитуриентов, принимая копии аттестатов зрелости и создавая условия для сдачи экзаменов в нашем и другом учебном заведении, выбранном абитуриентом для поступления. Вряд ли в 17 лет молодой человек сделает
осознанный выбор, но право это у него отнимать нельзя. У абитуриента (в меньшей степени), но есть право выбора системы образования: или поступать на одну из специальностей и через пять лет получить диплом специалиста, или, выбрав одно из направлений (например, естествознание, гуманитарное знание и т.п.), через четыре года получить диплом бакалавра по соответствующему направлению и профилю, а еще через год - дипломированного специалиста с одной или двумя специальностями. Каждой системе должна соответствовать система вступительных испытаний. При поступлении в университет для получения образования по программе дипломированного специалиста обязательным является знание предмета (математики - на матфаке, физики - на физфаке, истории - на истфаке и т.п.). А при поступлении на одно из направлений вступительное испытание должно быть, скорее всего комплексным, имеющим целью выявить уровень образованности и способность к продолжению образований в системе бакалавриата высшего учебного заведения.
Выявить уровень образованности и соответствующих способностей - задача трудная. Сам переход к такой системе осложняется сложившимися традициями вступительных экзаменов, с одной стороны, а с другой - отсутствием стандартов нового поколения по направлениям в системе педагогического образования. Многое неясно: будет ли в соответствии с Законом о высшем и послевузовском образовании бакалавр-специалист по стандарту приближен к дипломированному специалисту, или подготовка бакалавра будет носить относительно самостоятельный характер? Традиционное мышление специалистов-предметников подсказывает первое, размышления либерального толка приводят ко второму. Все это лишь подтверждает, что система вступительных испытаний не может меняться принципиально. Во всяком случае - пока, в ближайшие год - два.
Однако все сказанное не мешает экспериментам в сфере вступительных испытаний. А к последним мы вынуждены обратиться, поставив следующие задачи:
1) добиться максимальной объективности экзаменов в условиях увеличения конкурса, развития "института" репетиторства, усиления протежирования и т.п.;
2) получить максимальный экономический эффект вступительных испытаний, окупаемости, а в перспективе и прибыльности всей системы;
3) обеспечить относительную мобильность системы во времени и пространстве, последовательное расширение географических рамок системы на область, другие города и т.п.
Оптимальной формой экзамена был избран тест, а первой областью его применения стал экзамен по русскому языку на всех факультетах (за исключением филологического и начальных классов). Отказ от традиционной формы экзамена был болезненным. Однако анализ сочинений последних лет убедил, что "своих мыслей", за немногими исключениями, в сочинениях давно нет. Масса фирм предлагала свои варианты написания подобных "опусов". Сочинения писались простыми предложениями, сленг стал обычным явлением. Аргумент сторонников экзамена в форме сочинения, заключающийся в том, что в школе русский язык изучают до 9 класса, а потому абитуриенты не готовы к его сдаче, нами не был принят, поскольку ни к чему хорошему такое изучение русского языка не привело. Да и не мы должны идти за школой, а школа - за нами! Школьная программа именно тем и порочна, что о "великом и могучем русском языке" много говорят, но изучают его, мягко говоря, недостаточно.
Введение экзамена по русскому языку вместо сочинения объяснялось и тем, что первый легче (как более конкретный предмет) укладывался в тест. К экзамену по русскому языку предъявлялись следующие требования:
1. Предлагаемый абитуриенту текст должен включать определенное количество орфограмм и пунктограмм (это определили филологи). Все они должны составляться на основе правил правописания, изучаемых в школьной программе (название правил и примеры текстов должны быть опубликованы). Время, отведенное на тест, должно быть выверено - не больше 45 минут. В тексте должны быть сведены до минимума аналогичные ошибки, оценка должна соответствовать оценке в школе за определенное количество ошибок.
2. Тест должен быть выполнен в компьютерном варианте, причем, программа составлена так, чтобы абитуриент знал по тексту, где он должен применить правила, мог исправлять ранее поставленную им же букву или знак препинания и видеть результат своего труда в баллах (в течение пяти лет на вступительных экзаменах действует десятибалльная шкала: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 9 - это высший балл. Шкала соответствует школьным оценкам (2, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+) и позволяет учитывать различные нюансы при ответах абитуриентов. В результате проще становится осуществлять выбор при зачислении с высоким конкурсом и при успешной сдаче вступительных экзаменов. Причем, балл должен выставляться одновременно в ведомость на головном компьютере и т.п.
3. Текстов разного уровня должно быть много. При разработке тестов учитывается конкурсная ситуация, уровень подготовки абитуриентов. В настоящее время существует три уровня сложности тестов: 1- очень сложный (конечно же, в рамках школьной программы) - для факультетов иностранных языков, психологии и педагогики; 2 - сложный для факультетов исторического, биологического, географического; 3 - менее сложный для факультетов ИЗО, физики, математики.
Выбор текста из множества текстов соответствующего уровня сложности осуществляет компьютер. Эти требования положены в основу разработки тестов не только по русскому языку, но и по другим предметам. Система вступительных испытаний выглядит следующим образом: практически на всех факультетах сдаются три экзамена: устный экзамен по предмету, тест по предмету и тест по русскому языку (на филологическом факультете: сочинение, тест по русскому языку, устный экзамен по литературе; на факультете социальной педагогики и практической психологии - тесты по русскому языку, биологии, психологии, собеседование по педагогике и психологии; на факультете начальных классов - тест по русскому языку, математике, литературе). На всех факультетах, за исключением филологического факультета, факультета начальных классов, иностранного языка, психологии и педагогики - экзамен по русскому языку оценивается по форме зачет/незачет. Таким образом, исключается влияние экзамена по русскому языку при выборе по конкурсу.
Образец теста по русскому языку для негуманитарных факультетов
Тест 51
Прож_вать век; опас_ный; грам_атический; соб_рем ягоды; п_ю воду; бе_полезный; пр_возносить; сидит на ветк_; кипящ_е молоко; он кин_т мяч; вид_л в_переди; из_под шкафа; работать врач_м; золотисто_желтый; приехал, что_бы продать дом; купил_ли подарок; лимон_ый; не_нависть; не_мог работать; не_сколько книг; проверен_ые работы; с_грать в игру; ситц_вое платье.
Миражи
Известно_ что путешествие по пустыням_ не раз_ обманывались водными оазисами_ хотя, на самом деле_ поблизости ничего не было_ ни реки_ ни озерка_ ни арыка. Ложное впечатление_ будто_ вдали находится долгожданное озеро_ из которого поднимаются горы_ и скалы_ и в котором_ отражаются деревья, и дома_ создавалось преломлением световых лучей_ в нагретом воздухе. Эти иллюзии_ есть не что иное_ как мираж.
Итак_ миражи бывают в пустыне_ но_ чтобы увидеть их_ не обязательно ездить туда_ в жаркий день их можно заметить и в городе. По словам автомобилистов_ иногда_ на шоссейных дорогах_ появляются миражи луж_ однако_ подъехать к ним не удается_ они убегают от приближающейся машины.
Долгое время_ миражи были_ как удивительная загадка, но сейчас_ причина их появления_ известна. Тем не менее_ они_ до сих пор_ поражают наше воображение.
Существует легенда_ полуторатысячной давности_ (связанная с королем Артуром. Злая фея Моргана_ сестра Артура, умела создавать призрачные видения_ и_ вызывая воздушные замки_ обманывала_ пугала путешественников_ и рыцарей_ собиравшихся_ за круглым столом у Артура. Ее дворцы_ появлялись как бы из ничего_ и_ были_ пожалуй_ совершенно_ непохожи на то_ что их вызывало.
Так_ и стали называть миражи "фата-моргана"_ то есть видения феи Морганы.
Примечания: программа формирует индивидуальное задание и тест появляется на экране (вначале первая, а потом вторая часть). В места, выделенные знаком _ (курсор), нужно вставить пропущенные буквы, или символ соединение, или пробел. Пробел ставится, если в выделенном месте не должно быть ни буквы, ни знака препинания. После окончания работы над тестом появляется результат, который видит абитуриент:
Абитуриент: Белкина Ольга Александровна
Девиз 020117 Группа 1
Количество орфографических ошибок - 5
Количество пунктуационных ошибок - 5
Количество баллов - 2
ЗАЧТЕНО
Анализ первых результатов набора (1995-96 гг.) позволяет сделать следующие выводы:
1. Тестовые экзамены дают возможность использовать всю шкалу оценок (от 0 до 9) более или менее равномерно (особенно по предмету). Большое количество неудовлетворительных оценок по русскому языку (30-50%) объясняется состоянием преподавания предмета в школе, общим падением культурного уровня общества. В десятки раз уменьшилось количество апелляций, практически не повышается оценка при рассмотрении в апелляционной комиссии. Все это позволяет заключить, что оценки тестовых экзаменов более объективны, чем устных и письменных.
2. Введение тестовых экзаменов увеличило интерес абитуриентов не только к подготовительным курсам по предмету, но и к программам "пользователя компьютера", открытым в службе приема трудоустройства и дополнительного образования (репетиционные экзамены, снятие комплекса взаимодействия с компьютером). Расширяется спектр довузовских услуг школьникам, как в университете, так и за его пределами (в школах с компьютерной базой, районных центрах области и т.п.). Монопольное владение тестами позволило потеснить "институт" репетиторства, конкурировать с различными фирмами, специализирующимися на подготовке к вступительным экзаменам.
3. Несмотря на значительные затраты на начальной стадии, компьютерные тесты дают большой экономический эффект. Лишь небольшие (по 2-3 человека) группы преподавателей-специалистов занимаются разработкой и доработкой тестов, не участвуя в самом экзамене. Для проведения экзамена достаточно технических работников (лаборантов, зав. кабинетами, студентов). Специалистам предлагается использовать свой потенциал при подготовке абитуриентов к поступлению в системе подготовительных курсов (3-6 месячных, 2-х годичных - для 10-11 классов, авторских и т.п.). Предметные комиссии сократились в два раза. При проведении первым экзаменом теста по русскому языку количество абитуриентов, сдающих следующие, уменьшается на 30-50%. При конкурсе в среднем 3,9 человека на место (биология - 5; немецкий язык - 6,6; история - 7,5; психология и педагогика - 6; физика - 1,6; химия - 2,8; математика - 4,7 и т.п.) потери эти незначительны. При наборе 870 человек на дневное обучение к моменту зачисления остается 1500, то есть около двух человек на одно место. Таким образом, уменьшаются затраты на последующие экзамены. Сохранение монопольного права на тесты позволяет получать некоторую экономическую выгоду от продажи материалов вступительных экзаменов, тестов и материалов экзаменов прошлых лет и т.п.
4. Тестовая методика экзаменов дает возможность раздвинуть географические и временные рамки вступительных экзаменов. Начиная с января платное тестирование проводится не только в вузе, но и в образовательных центрах области (созданных нами вместе с комитетом по образованию), школах, где имеется достаточная компьютерная база.
Мы не претендуем на открытие в этой области, но некоторый опыт (3 года) работы показывает, что дело это весьма стоящее и полезное.
Содержание