Колмогорова
Людмила
Степановна
- кандидат
психологических
наук, доцент
кафедры
психологии Барнаульского
государственного педагогического университета.
СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Более чем двадцатилетний опыт работы в школе и вузе, изучение запросов и интересов студентов, учащихся, анализ существующих учебных планов, программ для общеобразовательной средней школы привели нас к осознанию того, что современное среднее образование крайне недостаточно "прикасается" к проблемам человека. Студенты-первокурсники, вчерашние выпускники школ, практически не знакомы с психологией, не знают, куда можно обратиться за помощью (несмотря на наличие у значительной части молодежи психологических проблем). Они затрудняются при изучении вузовского курса психологии, так как при всей его сложности освоение начинается с "нулевого" уровня знаний.
Практический опыт работы последних лет в школе и вузе, анализ литературы привели к мысли о том, что в школе должен быть интегрированный курс практического человекознания, одной из составляющих которого будет психология.
Обоснование необходимости такого курса в области образования можно найти в работах Б.Г. Ананьева (2), В.А. Сухомлинского (19), Ш.А. Амонашвили (1), Б.Г. Мещерякова (14), Н. М. Таланчука(21) и другие.
"Удивительно и непонятно, - писал В.А. Сухомлинский, - школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте древних спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания в интересах других людей"(19, С.131). В этом плане за многие годы мало что изменилось в содержании образования. По утверждению Б.Г. Мещерякова на человекознание отводится по-прежнему один процент учебного времени. В концепции общего среднего образования хотя и декларируется положение о воспроизводстве общей культуры через человека и в человеке, на практике это обеспечивается недостаточно.
Существующий пробел в образовании оборачивается невосполнимыми потерями, связанными с понижением уровня нравственной, психологической, валеологической и других аспектов культуры у подрастающего поколения. Усугубляет эти процессы и тенденция ослабления воспитательной работы во всех звеньях образования.
Мы пошли по пути разработки и внедрения через вариативный компонент содержания образования интегрированного курса "Человековедение" (с 1 по 11 классы). Он нацелен на становление основ нравственной, психологической, валеологической культуры учащихся. Отметим, что разработанная группой авторов программа и учебные пособия (10, 11, 12) могут также служить этико-психологическим и валеологическим обеспечением воспитательной работы в школе.
В этой статье речь пойдет об одном из аспектов базовой культуры личности - психологическом. Для того, чтобы создавать полноценные условия для ее становления, необходимо изучить этот феномен во всех составляющих, определить возрастные особенности и этапы ее становления. В этом плане остается проблемой общее определение понятия " психологическая культура" личности, выделение ее параметров, уровней. Следует отметить, что оно до сих пор не включено ни в один психологический словарь.
Встречаются определения профессиональной психологической культуры. В работе А.Б. Орлова дается определение профессиональной психологической культуры педагога: "Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (то есть неаутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических по своей сути практиках" (17, С.146). Таким образом, психологическая культура в таком понимании предстает в совокупности следующих компонентов: убеждения, переживания, представления о самом себе (рефлексия), педагогические влияния. Не вдаваясь в замечания по поводу полноты такого определения, отметим, что нас это определение интересует в том плане, насколько оно соотносится с понятием общей (а не профессиональной) психологической культуры личности.
Действительно, о психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она является предметом нашего изучения.
Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Это соответствует исходному пониманию термина "культура" ("пайдейя"), принятому еще в Древней Греции. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени. "Культура - это мировая кладовая прошлого всех народов, и того именно прошлого, которое входит в будущее и не забывается... Так что культура - это дело связи народов и каждого народа в отдельности с самим собой" (18, С.131). К сожалению, в последнее время наблюдается разрыв временной межпоколенной связи в психологической культуре, причины которой и основные линии еще предстоит изучить. Остается также проблематичным вопрос: кто должен решать, что взять в будущее молодому поколению, то, что считают нужным их воспитатели, учителя или то, что они выберут сами? Как, доверив школьникам самим сделать выбор(ведь это основа гуманизации!), обеспечить эту "связь народа с самим собой"?
Основываясь на определениях культуры, принятых современной отечественной культурологией (3, 5, 6, 13) и данных психологами (4), мы рассматриваем понятие "базисная психологическая культура" как системное и многокомпонентное. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:
- гносеологического;
- процессуально-деятельностного;
- субъективно-личностного.
Рассмотрим содержание каждого аспекта более детально.
В гносеологическом аспекте анализа мы следуем выделенным в философии культурологии компонентам культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.
Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении.
Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными, как практическими, так и теоретическими.
Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.
Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.
Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном.
Таким образом, одной из центральных проблем содержания общего среднего психологического образования, в свою очередь входящего в человекознание, является определение того, что, когда, в каком объеме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды из огромного "багажа", накопленного психологией за время ее существования, а также психологического опыта, накопленного мировой практикой и представленного в художественной литературе, фольклоре.
Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику, и организацией деятельности по ее освоению. Нами определен (пока ориентировочно) перечень типовых задач, приемов и способов деятельности, которые должны быть сформированы на каждом возрастном этапе в курсе "Человековедение".
Процессуально-деятельностный аспект анализа предполагает решение вопроса о содержании той активности, которая лежит в основе освоения культуры. Введение ребенка в мир психологической, как и другой, культуры возможно двумя путями: через репродукцию известного человечеству опыта и через творчество, "открытие" истин, постижение психических явлений, законов, освоение действий в личном опыте, через "инсайты", в специально организованных и приближенных к реальной жизни ситуациях. Используя в работе оба пути, мы приоритет отдаем второму. Опираясь на достижения деятельностной теории учения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Н.Ф. Талызина, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.), нами организуется процесс освоения фундаментальных знаний о человеке. Вместе с тем, деятельность по присвоению культуры имеет черты воспитательного процесса, который организуется в рамках широкого круга деятельностей (домашние задания и поручения, совместная деятельность детей с привлечением членов семьи, праздники, тренинги и т.д.), стержнем и организующим началом которых являются занятия по человековедению. Теоретической основой разработки этих вопросов являются исследования Л.И. Божович, Ю.М. Забродина, Г.Е. Залесского, С.Л. Рубинштейна, М.В. Поповой, Н.И. Щурковой, Г.А. Цукерман и др .
Осуществляя проблемный подход (В.С. Библер, В.В. Давыдов, Ю.М. Забродин, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков, М.В. Попова и др.) к введению в мир психологической культуры, организуется постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, обеспечивающих творческую активность учащихся.
Несмотря на принципиальные различия в организации и содержании этих двух путей, в своем исходном и конечном пункте они обязательно предполагают рефлексию по поводу выполненной деятельности, достигнутых успехов, трудностей, отношений, себя как субъекта деятельности.
В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.
Многочисленные исследования посвящены изучению отдельных перечисленных компонентов культуры личности, однако вне связи с особенностями педагогического процесса.
Следует отметить, что становление указанных составляющих культуры личности является эффектом всей системы воздействий, и чрезвычайно сложно определить, какое влияние окажет введение такого компонента образования, как человекознание. Вместе с тем, считаем, что с разработкой и введением специальных учебных курсов необходима проработка, конкретное наполнение содержанием таких понятий как параметры, критерии, уровни, этапы освоения и становления базовой психологической культуры личности.
Несмотря на широкое использование понятий "коммуникативная культура", "культура поведения", "культура мышления", анализ определений показывает, что нет единства в их понимании, далеко не всегда эти и подобные им понятия раскрываются достаточно полно. Так, например, в работе В.В. Соколовой предлагается такое определение: "... коммуникативная культура, определяемая как совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения, представляется как важное средство образования и как результат развития личности" (20, С.76).
Не останавливаясь более на анализе содержания, вкладываемого в эти понятия различными авторами, отметим, что нами выделены следующие составляющие психологической культуры личности, которые могут быть предметом рассмотрения, диагностики, а также параметрами, определяющими цели и задачи образования:
1. Психологическая грамотность.
2. Психологическая компетентность.
3. Ценностностно-смысловой компонент.
4. Рефлексия.
5. Культуротворчество.
Психологическая грамотность представляет собой "азы" психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.
Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.
Наше представление о психологической грамотности в целом согласуется с характеристикой, данной Е.А. Климовым (9): "Минимальнный необходимый уровень развития психологической культуры - психологическая грамотность".
В характеристике психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: "Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности" (22, С.369).
В работах психологов рассматриваются отдельные стороны компетентности: компетентность в общении (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов ), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная) и т.д.
Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в "психологическую практику" жизни.
Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.
Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят.
Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.
На наш взгляд, выделенные составляющие психологической культуры личности универсальны и могут быть отнесены к нравственной, валеологической, экологической и другими компонентам общей культуры. Выделенные составляющие психологической культуры не существуют изолированно друг от друга. Они были положены в основу построения экспериментальной программы интегрированного курса "Человековедение", а также системы диагностики по изучению процесса становления базисной психологической культуры личности.
Библиографический список:
- Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 1996.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М., 1992.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление. М. 1989. С. 221-237.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. 314 с.
- Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р-на -Д., 1997. 263 с.
- Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. Учебно-методическое пособие для учителя. М., 1994.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии. М., 1993.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988.
- Колмогорова Л.С. , Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Играя и общаясь, познаем мир и себя. Человековедение: 1 класс. Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1996.
- Колмогорова Л.С., Борисова Т.С., Григорьевская Н. Н. Мой мир во мне и вокруг меня. Человековедение: 2 класс. Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.
- Колмогорова Л.С., Гуляева Е.К. От самопознания - к самоорганизации и саморазвитию. Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.
- Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов Н.О. Культура: теории и проблемы. М., 1995.
- Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании // Человек. 1996. ╣ 6.
- Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М., 1994. 319 с.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М., 1993. 96 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. И., 1995.
- Пришвин М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. М., 1980.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М., 1981.
- Соколова В.З. Культура общения. Программа с практическими рекомендациями учителю по организации и проведению уроков в 9-х классах общеобразовательной средней школы. Новгород, 1994.
- Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов систематического синергетизма. Казань, 1993.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.
Содержание