Соснина
Людмила
Ивановна
- кандидат психологических наук,
доцент БГПУ.
В ее статьях и методических рекомендациях находят отражение актуальные проблемы многоуровневой подготовки будущего учителя, поиск новых современных учебных технологий, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов. Теоретические выводы, содержащиеся в ее работах, основываются на конкретных исследованиях практического характера.
Ващеулова
Лия
Феликсовна
- учитель русского языка и литературы, учитель-методист средней школы ╣ 69 с углубленным изучением английского языка Железнодорожного района г. Барнаула. Автор программы и учебно-тематического планирования уроков интегрированного историко-литературного курса. Лауреат первого Международного конкурса школьных учителей в Артеке 1997 года.
"МОЙ РЕБЕНОК - ЛИЧНОСТЬ": АНАЛИЗ СУЖДЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ
Как воспитывать личность?
Судьбами литературных
героев биографиями великих,
жизненными примерами?
Несомненно. Но этого мало.
Личность воспитывается еще
и ЛИЧНОСТЬЮ!
Ильин Е.Н. "Путь к ученику"
В современной российской школе начались реальные процессы гуманизации, вызванные новой парадигмой образования - личностно-ориентированным и индивидуально-ориентированным подходами. Именно поэтому в центре внимания администрации, педагогического коллектива, родителей средней школы ╣ 69 с углубленным изучением английского языка города Барнаула (директор, заслуженный учитель России Иноземцева Тамара Федоровна) оказалось обсуждение педагогического манифеста "От ученика к личности" ("Первое сентября" ╣ 83, 03.09. 1996 г.) Материалы для обсуждения публиковались в школьной газете "Свободная трибуна" и оказались интересными и детям, и учителям, и родителям, часто бывающим в школе.
В разнообразной педагогической литературе очень много пишут о том, что родитель - профессия педагогическая, ибо именно родители, в первую очередь, формируют такие качества личности своего ребенка, которые помогут ему преодолеть трудности и преграды, которые могут встретиться на жизненном пути. Именно родители воспитывают глубокую человеческую нравственность, основанную на общечеловеческих ценностях, приобщают ко всему прекрасному в окружающем мире, развивают потребность ребенка строить свою жизнь, наполняя ее творческим трудом.
Положительный опыт общеобразовательных учреждений России показывает то, как используется в учебно-воспитательном процессе богатый потенциал семейной педагогики: родители - союзники школы, помощники учителей и воспитатели, родители - инициаторы и организаторы многих интересных дел; родители - строгие судьи учителей и люди, которые беззаветно любят своих детей, какими бы они ни были, какими бы ни были их успехи в школе.
Определенный педагогический опыт есть у каждого родителя, так как на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства. Однако у одних опыт был, действительно, положительный, и человек вырос в атмосфере добра, уважения, внимания; у других - это память о бесконечных наказаниях и нотациях по любому поводу, требования достижения поставленной родителями цели, и человек оказался несамостоятельным, зависящим от другого мнения; а у третьих - только горькие воспоминания своего детства, безрадостные годы, которые сформировали их трудный, тяжелый характер. Разные судьбы, разные биографии, и все это незримыми тонкими нитями соединено с душой своего родного ребенка, отражается на его судьбу. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, копирует своих мам и пап, бабушек и дедушек. Каждый ребенок в какой-то степени отражает мировоззрение, ценности, интересы, увлечения, потребности своих близких. Если перенимаемый опыт положителен, соотносится с категориями нравственности и морали, то с такими детьми в школе работать очень легко, интересно, эти учащиеся рано становятся самостоятельными, откровенными и любознательными; другие принимают от взрослых только то, что важно для них в этот момент и оставляют за собой право поступать так, как сами считают нужным; третьи вообще открыто могут противодействовать взрослым.
Что же будет самым главным в воспитании детей? В истории педагогики часто ставился этот вопрос и давались на него разнообразные правильные ответы. Истины не знает, наверное, никто. Но если проанализировать анкеты родителей школьников, то при общем ответе: любовь к детям, у каждого родителя к нему добавлено что-то свое.
Думают ли родители о том, какую личность они формируют, какие проблемы их волнуют в постоянной и непрерывной работе по воспитанию детей, какие вопросы остаются без ответа, чем они встревожены, чем могут поделиться - все эти и другие вопросы были включены в анкеты для родителей, поднимались на родительских собраниях учащихся девятых классов. Авторы статьи использовали фрагменты выступлений родителей по данной проблеме, провели серьезную работу по анализу анкет.
В результате исследования были выделены следующие позиции, позволяющие определить отношение родителей к поставленным вопросам: 1. "Мой ребенок - личность"; 2. "До личности еще расти и расти"; 3. "Не думал над этой проблемой".
"Мой ребенок - личность!" Данная позиция характеризуется тем, что родители в своих суждениях очень четко, конкретно и определенно не просто выбрали данное утверждение, но и аргументировали свой выбор. На наш взгляд, очень ценным является то, что родители не идеализируют своего ребенка, а свободно и откровенно говорят как о достоинствах, так и о недостатках растущего человека, принимают его "таким, какой он есть". Здесь оказался совершенно ненужным фактор успешной или неуспешной учебной деятельности, ведь он для родителей - ЛИЧНОСТЬ состоявшаяся. Они считаются с его мнением, с его интересами, вместе обсуждают и решают многие проблемы (семейные, школьные). Такие родители, обращая внимание на характер, суждения, поведение своего ребенка, обязательно отметят те конкретные жизненные ситуации, где ребенок, на их взгляд, проявил свои личностные качества: отстоял свое мнение и оказался прав, не поддался на уговоры и проявил волю, нашел в себе силы честно признаться в неблагородном поступке, не побоялся открыто сказать то, что думает.
В таких семьях сам ребенок считает себя личностью, потому, что его уважают, с ним считаются, к его мнению прислушиваются, он имеет свои мнения, взгляды на жизнь, не боится рассказать о своих проблемах и спросить совета, несет ответственность за свои действия и поступки. Он родителям рассказывает о своих больших и маленьких победах, огорчениях, неудачах. В этих высказываниях родители, оценивая ребенка как личность, утверждают: "Я люблю своего ребенка таким, какой он есть"; "Я его ценю, уважаю"; "Мой ребенок такой же самостоятельный в принятии решения, как и я".
"Я утверждаю, что он личность. Сын уже вполне взрослый - ему и взрослые поручения, с него и спрос, как со взрослого. У нас в деревне живет старый дедушка. В город его не убедить переехать, говорит, что привык, доживать в своем доме будет, а сам-то беспомощный! Нам с мужем ездить к нему трудно: работа, дом ... Все, что надо, делает Сашка. Все лето живет в деревне, сам и на рыбалку, и в огороде, сам стирает, варит. Он личность сильная! Вот принял он решение перейти в другой класс. Как мы его отговаривали! Говорили, что будет трудно, что станет там троечником. Сашка настоял, перешел ... и из троечников "вырос" до твердых четверок. Нет, для нас Санька - личность, хотя с этим нам трудно смириться и привыкнуть. Саньку уважают ребята, к нему относятся как ко взрослому и учителя"
(мама Саши Р.)
"То, что Андрей приехал к нам учиться из Владивостока, доказало, что он - личность. Разумеется, вслух ему этого я не сказал, все равно пытаюсь исправить его недостатки (он кривляется, всех пародирует), но очень ценю его заботу о бабушке, он растет человеком слова - не нарушает своих обещаний, как и мы с женой. Я его взял из семьи, когда в ней были трудности, но предупредил, что я работаю, нам будет трудно, а краснеть за оценки не хочу. Андрей обещал учиться старательно, не нарушать дисциплину ... Учился он здесь с удовольствием, хорошо. Дал слово - сдержал - настоящий мужчина! Я им горжусь."
(дедушка Андрея Ю.)
"До личности еще расти и расти ..." Данная позиция определяется тем, что родители рассматривают ЛИЧНОСТЬ, как конечный результат своего семейного и, в то же время, школьного воспитания. Позиция родителей здесь более авторитарная, то есть родители как бы оставляют за собой право решать многие (даже не очень важные вопросы) за самого ребенка: определяют ему круг друзей, не считаются с его личными взглядами и суждениями, навязывают свою точку зрения и требуют, чтобы ребенок беспрекословно выполнял требования взрослых, не рассуждая. Сам ребенок постоянно чувствует "ограниченность своей внутренней и внешней свободы": "Он мало знает о жизни"; "Он мало понимает, а жизнь - штука сложная"; "Она только с виду такая взрослая, а рассуждает, как ребенок"; "Меня не всегда интересует, что он думает"; "То, что говорят ей взрослые, пусть усвоит, тогда и поговорим, личность или нет моя дочь" ...
Среди родителей, объединенных нами во вторую группу, нет единства во взглядах. Одни родители (их больше) считают, что личность ребенка они формируют по-разному: поощряют любые положительные поступки, рассказывают многочисленные примеры, делают замечания, консультируются со специалистами. Другие оказывают сильнейшее педагогическое воздействие на ребенка из-за того, что "сомневаются" в нем, его возможностях. Для них он (ребенок) по-прежнему маленький, хотя речь шла о подростках 14-15 лет. Родители часто приводили примеры того, как они в детстве пытались обмануть родителей, совершали такие поступки, которые так и остались неизвестными старшим.
В школе такие ребята ждут постоянной опеки (учителя им помогают во всем), не принимают ответственных решений без указаний взрослых.
"Мой Саша - человек неопределенный, непредсказуемый. Иногда совершает поступки взрослого человека, личности. Вот решил, к примеру, выполнить все задания в художественной школе к указанной дате - сам решил, и все сделал. Он специально спешил, я знаю, ведь приближались экзамены за 9-й класс, и он волновался. Но с другой стороны, личностью его назвать (в полном смысле этого слова) я не могу. Он часто меняет мнение, свои планы, увиливает от выполнения поручений, дерзит. Я, как отец, стараюсь помочь ему во всем: мы решаем его проблемы, и я спокоен за его поступки, он сделает так, как решили, без глупостей. Иногда я ловлю себя на мысли, что делаю это зря, что мужик растет, но все равно тороплюсь помогать: вдруг ошибется, сделает неверно, ему будет плохо, ведь мы его так любим. Сашу воспитываем с утра до ночи и когда это кончится не знаю, наверно, когда вырастет. Ждем, когда воспитание даст свои плоды."
(папа Саши Ч.)
"Настя часто нуждается в моих советах, хотя иногда проявляет самостоятельность, любит приготовить что-нибудь вкусненькое. Она заботится о своей сестренке, помогает ей делать уроки. Она часто спрашивает меня (у нас нет отца), просит совета, помощи. Мы с ней вместе решаем многое: какую покупку сделать, что надеть. Настя проявляет себя, как личность. Это заметно, когда говорит о себе, критикует свои действия, но очень комплексует из-за своей внешности. Она очень непостоянна: сначала хотела шить, потом идти по моей специальности, теперь, как Нина (подруга) в лицей по профильному обучению. Мне иногда становится страшно, что, влияя на дочь, я научила ее подчиняться другой точке зрения, и теперь Настя примет любую идею, любое предложение. Усиливаю контроль, а кажется, делаю только хуже ребенку, которого очень люблю."
(мама Насти С.)
"Леночка плохо растет она как-то не оформилась в девушку, как ее одноклассницы. Она маленького роста, худенькая, слабенькая. Нам с отцом кажется, что она не может постоять за себя (купили ей собаку), не может принять решения. Как-то так повелось, что мы решаем что-либо, и девочка подчиняется. Нам интересно, может ли Ленуся сама сделать какой-либо шаг. В прошлом году мы записали ее в ансамбль эстрадной песни. Мы были рады, что ей там нравилось, но в силу разных причин, ходить туда она не стала. Мы поговорили и решили, что надо ей теперь заняться математикой. Мы всегда стараемся повлиять на ее недостатки, но как-то трудно так утверждать, что Ленуська-личность. "
(родители Лены Т.)
"Не думал над этой проблемой" Выделяя данную позицию, авторы считают своим долгом отметить, что этих взглядов придерживается небольшая группа родителей. Родители как бы уклонялись от прямого обсуждения данной проблемы, они не считали нужным высказывать свою точку зрения, не шли на контакт с учителями, классными руководителями; молча выслушивают педагогов и не вступают с ними в разговор. В то же время, мы не можем не сказать, что родители безразличны к этой проблеме в силу того, что они заинтересованно слушали выступление педагога и других родителей, однако многие вопросы предложенной анкеты остались без ответов. Учителя, зная детей этих родителей, отмечали в беседе с нами, что эти дети контрастируют с активными, творческими детьми - они постоянно в "тени", "никогда не известно о чем они думают", "замкнуты в общении", "стараются быть такими, как все, ничем не выделяться" ... Оказалось ошибкой родительское предположение, что ребенок, который себя не реализовал (как личность) дома, восполнит "этот пробел" в школе. Дети, которые воспитываются в таких семьях, часто оказываются под покровительством ребят, старших по возрасту, порой эти группы подростков совершают поступки, вступающие в противоречие с нормами поведения.
"Мне приходится много работать, чтобы заработать побольше, а когда возвращаюсь после смены домой, мне важно, чтобы дети были дома. Сейчас важнее всего, чтобы были сыты, не болтались, не связались с наркоманами и не выпивали, Рита часто приходит с задержкой домой, плохо учится, доставляет мне массу проблем. Характер тяжелый, она замкнутая. Бог знает, что у нее в голове. Отец как-то даже ее из дома выгнал - довела. Цель у нее есть, но я пока против, и о том, личность она или нет - я и не думаю вовсе, ребенок, хоть и большой. Знаете, мне кажется, что вы все это зря, ведь мои родители нас тоже воспитывали без вопросов, выросли же!"
(мама Риты Л.)
"Мишка плохо учится, у него постоянные конфликты с учителями по урокам. Мы все (я, отчим, учителя) его просто задергали, затюкали. Мне его жалко, не так много я могу ему дать. Нужно, прежде всего, накормить и одеть, чтобы не хуже других был. А о личности поговорим потом, если честно, то я не думала над этой проблемой."
(мама Миши М.)
Личность - конечный результат семейного и школьного воспитания. Родители, как показала наша работа, редко задумывались над тем, как они относятся к своим детям: как к личности, как к ребенку или просто уходят от рассмотрения данной проблемы.
Как показывает опыт работы с родителями учащихся средней школы ╣ 69, группа, выбравшая позицию "Мой ребенок - личность", многочисленна (50%). Эти родители более открыты самой школе, сами предлагают (если позволяют возможности) помощь в организации учебной и внеучебной работы. Дети таких родителей активно участвуют во всех делах, охотно помогают взрослым, правильно оценивают поступки и свои, и окружающих людей.
Более требовательные родители, лишающие, порой, своих детей самостоятельности, не создающие условий для самоопределения, саморегуляции, саморазвития личности в семье - составляют большую группу (43%), которая определяется позицией - "До личности еще расти и расти". Эти родители и от школы ждут таких же приемов педагогического воздействия. И если возникают какие-либо проблемы, то, авторитарно решая свои семейные вопросы в семье, дома, они и к учителям предъявляют такие же, как и к се6е, требования; всегда оставляют за собой последнее слово, не всегда согласны с мнением учителей администрации школы. Нет никаких намеков на то, что родители бессильны в воспитании детей, нет взаимных обид и разочарований, есть взаимное уважение и заинтересованность в решении возникающих проблем.
Среди родителей выделилась особая малочисленная группа (7%), которая не хотела поддерживать обсуждение данной проблемы. Почему родители уходили от ответов? Они боялись, что их не поймут? Лишь единицы честно заметили, что среди тысячи повседневных вопросов этим просто нет места, над ними никогда не задумывались. Их ответы и составили третью позицию: "Не думал еще над этой проблемой". Родители, как выяснилось, очень пассивны, в школу приходят редко, а когда бывают на собраниях, принимают охотно помощь от школы в воспитании своих детей ("Хорошо, что Вы говорите, она ведь меня совсем не слушает"). Некоторые родители объяснили свою позиций тем, что от неудач детей в школе, у них опустились руки" и "нет сил больше заниматься решением детских проблем"; ребенок не оправдал надежд, которые на него возлагали. "Больше он меня не интересует, пусть живет, как хочет .Мы в него столько вложили, а отдачи нет. Какая мне разница - личность он или нет? Сыт, одет - и то ладно."
Таким образом, исследование показало, что наиболее преобладающими позициями являются "Мой ребенок - личность" и "До личности еще расти и расти". Необходимо отметить, что данные позиции условны, при исследовании проблемы они обозначили лишь те основные тенденции, которые имеют место в реальном процессе взаимодействия "Семья - ребенок - школа" и определили эту взаимосвязь. Ведь влияние атмосферы "семейной педагогики" и работа педагогов школы должны привести к самому главному - ребенок должен ощутить себя личностью, должен проявлять все свои лучшие личностные качества.
Во время проведения исследования родители отмечали позитивность встреч, бесед, вопросов анкет, имеющих отношение к данной проблеме. Отвечая на вопросы, родители интересовались, как бы учитель ответил на них, если бы характеризовал их ребенка. Удовлетворенно отмечали сходство оценок, высказывали свое мнение, предлагали темы для дальнейшего разговора. Часто родители ставили перед собой вопросы, искали ответы на них сообща, анализировали свое отношение к ребенку, слушали советы, поступившие от других родителей. Это была особая "контрольная для взрослых". Главное, как отмечали родители, вопросы заставили думать, размышлять, соотносить свою жизнь, поступки, взгляды, слова, действия с поведением, суждениями своих детей; соотносить свои жизненные ориентиры и ценности с внутренним миром своего ребенка. Школа, педагогический коллектив искали контакты "взаимопонимания душ человеческих", решая самую основную задачу современного воспитания: развитие и формирование личности ученика. Надо почаще читать мудрых: "Что мы сеем в этой жизни, то будет прорастать в вечности". (А. Мень)
В заключение статьи необходимо отметить, что в предыдущих номерах журнала "Педагог" авторами были опубликованы статьи "Я-ЛИЧНОСТЬ: анализ суждений учащихся" (1996 г.), где представлены материалы исследования, позволяющие определить, считает ли сам ребенок себя личностью, и как он оценивает свои действия и поступки, что думает об окружающем его мире, о людях, живущих рядом с ним.
"МОЙ УЧЕНИК - ЛИЧНОСТЬ: анализ суждений учителей" (╣ 1 1997 г.) - это исследование позволило выяснить отношение учителей к данной проблеме и подтвердило слова А.С. Макаренко, что "проблема личности существует только в тех школах, где видят личность в каждом ребенке, в каждом ученике".
Проблема личности для современной школы значима и актуальна. Именно личностно-ориентированный подход к воспитанию дает возможность в учебно-воспитательном процессе использовать необходимые формы, методы, приемы, ведь слагаемыми такого воспитания являются воспитывающие отношения, воспитывающая деятельность, воспитывающая среда. Нами не случайно подчеркивается воспитательный аспект, который изначально предполагает организованное, целенаправленное педагогическое управление, способствующее созданию условий для проявления учениками личностных качеств и позволяет вовлекать в этот процесс учителей, учеников и родителей.
Таким образом, проведенные авторами исследования выявили отношение к проблеме формирования и развития личности ребенка в средней школе ╣ 69 Железнодорожного района города Барнаула. Однако наше исследование не претендует на универсальность и законченность, так как в каждой школе в зависимости от вида общеобразовательного учреждения, от сложившихся условий, от специфики организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, от субъективных мнений, суждений, взглядов, оценок учителей, школьников, родителей могут быть выявлены в содержательном плане "свои авторские позиции". Необходимо отметить, что авторы располагают и материалами исследования, позволяющими проследить в динамике самооценку личности ребенка от пятого до десятого класса.
Содержание