![]()
Бритвихин
Анатолий
Николаевич
- ректор КПГУ, кандидат педагогических наук, профессор.
![]()
Данилова
Ирина
Леонидовна
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики.
![]()
Шабаев
Игорь
Григорьевич
- кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики.
КАРЕЛЬСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР - СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ(обоснование создания
и концепция УНПЦ)
Ориентиром развития системы подготовки педагогических кадров в настоящее время должен быть учитель, осознающий целесообразность выработки собственной педагогической позиции. Для этого в процессе психолого-педагогической подготовки будущих учителей необходимо позицию студентов развивать (и развить!) от позиции "обучаемого", через "учащегося" к "обучающему", что позволит реализовать принципиальное положение современного образования - от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь.
Для реализации вышеизложенного, сохраняя достоинства существующей системы подготовки педагогических кадров и сложившихся форм учебного процесса в педагогических вузах, весьма перспективной является деятельность учебно-научно-педагогических центров (УНПЦ), объединяющих на базе педвуза различные образовательные учреждения и способствующие созданию региональной системы НПО.
УНПЦ - это объединение преподавателей профессиональных педагогических учреждений и средних школ, работников ИПК, студентов и учащихся, создаваемое для практического осуществления идеи единства обучения, развития и воспитания учащихся и научного поиска с целью получения оптимального результата образовательного процесса в школе и в вузе. Важнейшая стратегическая цель Центра - создание оптимальных условий для разностороннего развития студентов и учащихся в процессе обучения и воспитания с обязательной преемственностью всех ступеней и уровней образовательной системы. В таком центре создается среда, максимально способствующая формированию будущего учителя: студент приходит в центр не только для того, чтобы "напитаться" знаниями и частично умениями, но и в неменьшей степени для того, чтобы в процессе совместной работы со своими коллегами внести личный вклад в создание той среды, в которой должны формироваться будущие учителя, учиться школьники и развиваться педагогическая наука. Психолого-педагогические науки будут при этом осваиваться так, чтобы будущий учитель (и не только будущий) привыкал ими пользоваться для рефлексии своей педагогической деятельности и последовательно восходить к педагогическому мастерству.
Профессиональная подготовка будущих учителей должна осуществляться на основе оптимального сочетания теоретической и практической подготовки: овладением психолого-педагогической теорией и формированием профессиональных умений. Поэтому практическое знакомство с проблемами конкретной школы, их анализ, осмысление и обобщение должны начинаться в самом начале обучения в пединституте и быть постоянными. Еженедельное посещение школы должно включаться в график учебного процесса, начиная с первого семестра.
В системе разностороннего развития личности студента, руководствуясь Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, первостепенными, на наш взгляд, являются следующие профессиональные знания и умения: фундаментальные знания предмета; умение диагностировать уровень развития личности и анализировать педагогическую ситуацию; ставить педагогическую задачу и проектировать педагогическое взаимодействие, его ход и корректирование; оценивать и объяснять причину расхождения между целью и результатом.
Для овладения этими знаниями и умениями необходимо развивать у будущих учителей следующие способности:
- чувствовать эмоциональное состояние другого (эмпатия);
- понимать и принимать уникальность любого человека;
- к эмоциональной поддержке;
- к осознанию своих поступков и выделению ведущей мотивации своей деятельности (рефлексия);
- "поглощающую" рефлексию - способность к выведению оснований деятельности, поступка, затруднения своего ученика.
В развитии личности учащихся школ усилия Центра должны быть направлены на:
- развитие глубокого уважения к традициям многонациональной культуры; готовность принимать и. участвовать в решении проблем, стоящих перед обществом; устремленность в будущее; формирование социально ответственного гражданина;
- интенсивную и всестороннюю подготовку к включению в трудовую деятельность, обеспечивающую экономическую независимость и наполняющую их жизнь общественным и личных смыслом;
- утверждение общечеловеческих нравственных принципов;
- интерсоциальное воспитание, как основу для жизни в едином мировом сообществе;
- формирование активности во всех сферах социальной жизни, в различных подростковых и юношеских организациях, ориентированных на консолидацию молодежи во имя интересов общества и решения собственных проблем.
Научная деятельность Центра должна быть направлена на поиск и создание оптимальных условий для достижения стратегической цели Центра. Эффективным условием работы преподавателей вуза в образовательных учреждениях Центра является создание проблемных групп (из учителей, студентов) по исследованию путей достижения вышеизложенной цели.
Система НПО в условиях функционирования и развития УНПЦ, как показывает опыт, состоит из трех этапов (довузовский, вузовский и послевузовский).
Критериями, свидетельствующими о функционировании УНПЦ как единой системы НПО, представляется наличие взаимодействия входящих в него учреждений по следующим направлениям:
- координация учебных планов, программ, организация образовательного процесса в целях реализации идеи ступенчатости и многоуровневости, преемственности общеобразовательной и профессиональной подготовки, повышения квалификации педагогических кадров в учреждениях Центра;
- взаимодействие учреждений - партнеров в организации и проведении научных исследований, решении учебно-методических проблем, в издательской деятельности и функционировании библиотек;
- создание общих органов управления УНПЦ и механизмов финансирования для решения организационно-педагогических и управленческих проблем Центра (Совет УНПЦ).
Функции деятельности УНПЦ:
1. Первая функция Центра - учебная и научная работа со студентами педвуза.
1.1. Первый год обучения в педвузе - обучение студентов общению со школьниками в неформальных условиях.
Студенты I курса объединяются в группы по 6 человек и распределяются по классам закрепленной за ними школы сроком на два или три года (в зависимости от срока обучения в вузе).
Группа из 6 человек имеет своего тьютера (старшего), которым является классный руководитель. Каждый студент после знакомства с классом выбирает себе педагогическое направление и обучает учеников тому делу, которое он сам любит и умеет: рисованию, лепке, программированию, игре на музыкальных инструментах, разным видам ремесел и т.д. Это может быть индивидуальная работа с отстающими учениками по предмету, проведение с учениками свободного времени, приобщение к чтению, искусству, походам, рыбной ловле.
Завершающим этапом первого года работы студентов является студенческая конференция по обмену опытом и анализ проделанной работы.
На первом этапе в руководстве деятельностью студентов принимают участие педагог и психолог (в каждой школе, входящей в Центр, работают педагог и психолог). Главная цель их деятельности в этот период: соединение теории с практикой общения студентов со школьниками в неформальных условиях. Для этого педагог и психолог должны хорошо знать содержание педагогической практики каждого студента и процесс этой работы. Лекции, семинарские (и консультационные) занятия должны включать обсуждение проблем педагогических дел студентов. Студенты при этом находятся в водовороте педагогических проблем школьной жизни и вместе с учителями школы, под руководством педагога и психолога, участвуют в их решении, прогнозируют работу на будущее.
По итогам работы за год студент получает дифференцированный зачет.
1.2. Второй год учебы посвящается приобщению студентов к исследовательской работе. Это приобщение происходит в рамках педагогического дела, которое может быть таким же как и на первом курсе, а может быть другим по содержанию и (или) форме. Важно, чтобы будущий специалист приобретал при этом исследовательские умения. Студент продолжает оставаться в той же шестерке и работает под руководством того же тьютера. Тема исследования, его гипотеза, цель, задачи и методика определяются, по возможности, совместно с педагогом, психологом и тьютером. Форма аттестации - дифференцированный зачет.
1.3. На третьем году обучения студенты приобщаются к организации процесса обучения, подготовке и проведению учебных занятий по своему предмету. Они готовятся к предметной практике, сочетая практическую деятельность с исследовательской работой в области процесса обучения. Его тьютером должен быть, естественно, специалист данного учебного предмета - мастер педагогического дела, возможно работник вуза. Поэтому возможна смена тьютера. Третий курс заканчивается отчетом студента по результатам своей работы так же как и на предыдущих курсах.
Таким образом, студент оказывается полностью подготовлен к продолжению (а не началу!) своей педагогической деятельности на четвертом курсе.
2. Вторая функция Центра - совершенствование воспитательной и учебной деятельности образовательных учреждений, входящих в него, что достигается путем активного участия в этой работе преподавателей и студентов педвуза. Учителя, студенты и учащиеся в Центре учат и учатся. Это коренным образом меняет их отношения. Отношения "учитель-ученик-студент", "студент-ученик-учитель", являются новым средством воспитания и обучения. Они обеспечивают совместный поиск, совместное движение к центру отношении "человек-человек".
Преподаватели вузов ведут учебные занятия в школах. Это позволяет им подняться на уровень активных аналитиков учебного процесса, прогнозистов новых образовательных технологий. Они призваны быть авторами альтернативных учебных планов, образовательных программ и учебников, что активизирует работу по совершенствованию всего образовательного процесса. Входящие в состав Центра образовательные учреждения являются экспериментальными площадками для отработки (совершенствования) модели вузовской ступени полготовки учителя.
3. Третья функция Центра - организация научного поиска. Педагогический Центр создает все возможности для реализации единства в научном поиске деятельности исследователя как теоретика научной идеи, как практика, проверяющего ее в практике, и как пропагандиста результатов своего поиска.
Преподаватель вуза читает теоретические курсы студентам, учит школьников, ведет научный поиск и участвует в переподготовке учительских кадров. Педагогический Центр открывает широкие возможности для коллективного научного поиска, в котором под руководством преподавателя вуза, по его инициативе, в соответствии с его научными интересами, создается временных творческих коллектив.
Для практической реализации вышеизложенного при Карельском пединституте (с 1996 г. КГПУ) по инициативе ректора А.Н. Бритвихина в 1992 году был создан УНПЦ. В настоящее время в его состав входят 3 лицея, гимназия, 3 средних общеобразовательных школы, 2 педагогических училища и СПТУ, по отдельным направлениям с УНПЦ сотрудничают еще 5 школ (из них три сельские). Все годы УНПЦ тесно контактирует с Карельским ИПКРО.
Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на естественно-географическом факультете КГПУ в школе-лицее ╣ 40 г. Петрозаводска. Преподаватели кафедр педагогики и психологии разработали программу педагогической практики на первые три года обучения к написали пособие для студентов "Спутник практиканта" для 1-2, а потом и 1-3 курсов. В нем изложены задачи и содержание педагогической практики, комментируется положение о ней, даются советы по овладению искусством педагогического общения, описываются формы воспитательной работы, рекомендуется конкретная литература, помогающая организации самостоятельной работы по развитию умений общаться с учащимися в неформальных условиях. "Спутник" предлагает советы педагога и психолога по применению методов педагогического исследования, по исследованию отдельного школьника и классного коллектива.
Приступая к опытно-экспериментальной работе, мы учитывали следующие позиции:
- Выпускники педвузов недостаточно подготовлены к воспитательной работе, к общению с учениками, родителями и коллегами.
- У большинства студентов, впервые выходящих на педагогическую практику на четвертом курсе, неадекватно завышенная самооценка. Так, например, у них преобладает "обвинительный уклон" при анализе уроков, проводимых учителями.
- Большинство этих студентов (373 из 482 опрошенных 4-курсников двух факультетов в 1992-95 гг., то есть около 80% на вопрос о смысле понятия "цель педагогической деятельности" отвечают, к сожалению, "воздействие на личность ребенка с целью ее изменения", то есть новое педагогическое мышление, педагогика сотрудничества не овладели их умами и сердцами.
- В то же время примерно у 80% выпускников выявлен мотив доброжелательного сотрудничества с учениками. К сожалению, эта и другие ценностные ориентации, сложившиеся только на уровне сознания, но не присвоенные и не опосредованные деятельностью в практической работе со школьниками довольно быстро угасают, оставаясь "как души прекрасные порывы".
- Наблюдения и беседы со студентами-практикантами и выпускниками показывают, что не только служебные, но и межличностные отношения между ними и опытными учителями складываются "по вертикали". Это не позволяет реализовываться творческим, способностям студентов и молодых учителей и прежде всего - способности и стремлению к сотворчеству, сотрудничеству.
Таким образом, налицо противоречие: старшее и молодое поколения учителей часто не готовы к конструктивному диалогу и профессиональная помощь "сверху" не может быть достаточно эффективной. Совместная деятельность фактически заставляет молодых учиться у старших коллег, опираясь на их опыт.
Результаты опытно-экспериментальной работы мы изложим в следующей статье.
Содержание