ЧекалеваНадежда
Викторовна
- кандидат
педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики Омского государственного
педагогического
университета.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОБНОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (бакалавриат)
В 1997 г. заканчивается срок действия Государственного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров.
Процесс обновления ГОС ВПО направлен на:
- создание системы ГОС ВПО как совокупности согласованных норм и требований к качеству высшего образования со стороны личности, государства, общества в целом;
- усиление направленности образовательных программ на раскрытие созидательного потенциала личности;
- обобщение накопленного практического опыта вузов по реализации стандарта бакалавра;
- закрепление права вуза на свободу выбора образовательных программ, наиболее полно отвечающих его возможностям и традициям;
- обеспечение условий для повышения технологичности организации учебного процесса.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" представляется важным дать более четкие отличительные особенности стандарта бакалавриата, определить требования к содержанию основной образовательной программы и уровню подготовки выпускников.
Омский государственный педагогический университет одним из первых вошел в состав экспериментальных вузов по реализации стандарта бакалавриата. Есть первый выпуск бакалавров. Поэтому есть все основания подводить некоторые итоги и определять перспективы движения к новому поколению стандартов. Для реализации этих задач был создан временный творческий коллектив (Н.В. Чекалева - руководитель, В.А. Далингер, И.А. Вишняков, И.А. Маврина, С.А. Шаров, А.М. Соломатин, Ф.З. Кабиров) по разработке концептуальных основ психолого-педагогической подготовки студентов в режиме обновления ГОС ВПО.
Предлагаются следующие идеи для обсуждения.
Главная функция (предназначение) подготовки бакалавра - освоение деятельностных способностей (мышление, понимание, рефлексия, коммуникация), результатом которого является построение методов исследования, проектирования и программирования профессиональных деятельностей. В методологическом плане главная функция бакалавриата может быть представлена как процесс распредмечивания, то есть освоения знаковых форм, вскрытие за ними объективно-деятельностного содержания. Бакалавр в качестве обязательного стандарта (нормы) должен владеть инвариантной обобщенной структурой деятельности как таковой в форме идеализированной модели функционирования и развития деятельности с вычленением специфики предмета преобразования (понятие единства в многообразии). В таком подходе бакалавр реализует новаторство по отношению к традиции и предстает как субъект развития себя в образовательном процессе в системе общего и среднего образования, или как СОЦИОТЕХНИК по организации и развитию деятельностных способностей субъектов и их самоопределения в социокультурной личностной позиции.
Сферы деятельности бакалавра: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительская. Такая широкая ориентация деятельности бакалавра определяется его непривязанностью (свободой) к нормативной технологии (готовому образцу), способностью конструировать собственные технологии, благодаря его центрированию на методологической позиции. В этом и проявляется суть работы социотехника. Подходя к функционированию специалиста с точки зрения уровня, характера решаемых задач, можно сказать, что уровень функционирования бакалавра осуществляется в пространстве решения стратегических задач образования (формирования образа мира и себя в нем). Предметом преобразования специалиста-бакалавра является ценностно-смысловая структура субъекта образовательного процесса и построения образа мира и себя в этом мире. Отсюда поуровневая подготовка последовательно реализует принцип диалектики: сохранение и развитие. Бакалавр осуществляет прорыв в новое (проектирование, программирование будущего).
Обновление государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования является требованием времени. Структурирование стандарта представляет собой сложный, многокомпонентный процесс, предполагающий определение этапов освоения студентом предметногосодержания его подготовки.
Первый этап - это рефлексивная ориентация первокурсника в себе и предмете изучения, формирование осознанной системы мотиваций изучения избранного предмета. Второй этап - формирование обобщенного представления о предмете изучения в целом, а также об избранной профессии или профессиональном применении предметных знаний. Третий этап - освоение базовых учебных дисциплин, которые составляют фундамент предметного знания. При этом необходимо формировать общепредметные умения и навыки. Сопровождает процесс формирования знаний, умений и навыков процесс освоения "предмета на объекте", то есть практикумы (наблюдательные и деятельностные). Четвертый этап - рефлексия полученных результатов. Студенту необходимо соотнести полученные знания с имеющимися у него, выстроить какую-то структуру или систему этих знаний, умений и навыков. Эту функцию могут выполнять учебные дисциплины, имеющие методическую ориентацию. Пятый этап - переход к изучению отраслевых знаний по предмету (освоение специальных курсов). Эти знания отражают специфику сферы применения предметного знания и соединяют общепредметные знания с профессиональными. При изучении специальных курсов проходят специальные практикумы (наблюдательные и деятельностные) для формирования специальных умений и навыков.
Указанные этапы предметной подготовки в аспекте психолого-педагогического образования проецируются на последующую подготовку в ее профессиональном содержании.
Ведущей идеей психолого-педагогической подготовки является идея личностного, образовательного и профессионального движения студента. Идея личностного движения рождает подчиненные положения, а именно: множественность логик движения; движение студента ценностному самоопределению; увеличение самодвижения, раскрывающее личностную плоскость образовательного пространства в целом.
Образовательная плоскость подчинена следующим положениям: рефлексивное освоение образования; проектировочная функция деятельности бакалавра; освоение студентом интегративного знания; полнота и системность образовательного процесса; приоритет образовательной компоненты; фундаментализация и глобализация образования.
Профессиональная плоскость имеет следующие основания: овладение специальностью надо строить по принципу "пирамида вниз" (). При этом изменение объемов трудоемкости блоков дисциплин может быть представлено в следующем виде:
Рис. 1
Педагогика и психология не только обусловливают профессиональную подготовку студента, но и выполняют ориентирующую теоретико-методологическую, деятельностную функции. Педагогика и психология - фундамент педагогического образования. Особое место отводится формированию готовности к освоению профессионального проблемного поля. Второй принципиальной идеей концепции психолого-педагогического блока является идея овладения студентом эффективными способами саморегуляции, основанной на ценностных ориентациях, направленных на формирование деятельностных способностей по программированию, проектированию и исследованию профессиональных деятельностей и жизнедеятельности человека.
Ведущими принципами организации личностного движения субъектов в образовательных процессах являются: гуманизация, синергетика, рефлексивность, конструктивность, соотношение контроля и самоконтроля. Принципы организации образовательного пространства: свобода и ответственность, направленность на будущее, осознанность выбора и самоопределение. Логические принципы структурирования содержания образования: гуманитаризация, фундаментализация, системность. Кроме того, общими принципами структурирования психолого-педагогической подготовки бакалавра являются; открытость системы образования, где студент может найти свой образовательный маршрут; собственная методологическая позиция студента и т.д.
Каждая компонента содержания образования, определяющая движение студента (личностная, образовательная, профессиональная), структурируется по единому признаку, определяя когнитивный (знает), деятельностный (умеет) и профессиональный (готов) содержательные элементы. Данные элементы развиваются в двух направлениях движения: целевом (целеполагающем), проективном (проектировочном) - и могут быть условно схематизированы:
Так, например, общие требования в образовательной компоненте можно выразить следующим образом:
По такой же схеме можно расписать требования в личностной компоненте:
(Знает: - о человеке как "продукте" культуры и субъекте жизнедеятельности, ставящем цели и осуществляющем проект собственной жизни. Умеет: - анализировать проблемы другого человека, находить оптимальные пути их решения и содействовать их развитию; - регулировать и проектировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания.
Готов: - к проектированную личностного развития другого человека с учетом социо-культурной ситуации и его индивидуально-психологических особенностей; - к осуществлению проекта собственной жизни, саморазвитию и реализации принятых ценностей.)
Требования к профессиональной компоненте:
(Знает: - содержание всех методических систем обучения учебному предмету (цели, содержание, дидактические принципы, формы, методы, средства) и категориально-понятийный аппарат методики преподавания конкретному учебному предмету; - основные принципы проектирования различных методик и технологий обучения конкретному учебному предмету в соответствии с поставленными учебно-воспитательными целями;
- перспективные направления совершенствования методической системы обучения (уровневая и профильная дифференциация, идеи деятельностного подхода, идеи развивающего обучения, реализация прикладной и практической направленности и т.д.);
Умеет: - строить различные методические модели изучения компонентов содержания учебного материала конкретного школьного курса на основе логико-дидактического анализа учебного материала, выделения ведущих содержательно-методических линий учебного курса и определения наиболее оптимальной иерархии целей обучения; - анализировать организацию образовательного процесса с учетом целей его проведения и специфики учебного материала;
- использовать методы изучения и обобщения передового опыта учителей-предметников и создавать условия для его распространения.
Готов: - планировать методическую работу на основе понятийно-операционного и мотивационно-личностного компонентов профессиональной деятельности; - совершенствовать свое методическое мастерство и вносить позитивные изменения в образовательный процесс;
- проектировать результаты учебно-воспитательного процесса в зависимости от используемых: технологий обучения и оценивать свою деятельность и деятельность учащихся по достижению этих результатов.
Аттестация бакалавра, предусматривающая контроль, самоконтроль, оценку и самооценку эффективности (результативности) образовательного процесса со стороны студентов, позволяет:
- изучить уровень и характер подготовки студентов к профессиональной деятельности и внести (при необходимости) соответствующие коррективы в содержание и технологию образования;
- стимулировать активность студентов к получению знаний, выработке профессионально-педагогических умений, к самообразованию, рефлексии;
- проверить эффективность методики преподавания конкретной дисциплины (и блока в целом).
Принципы аттестации:
- соответствие контроля и оценки целям и содержанию образования психолого-педагогического блока и дисциплин, его наполняющих; этот принцип предполагает положить в основу аттестации целевое назначение блока и рассматривать каждую его конкретную дисциплину с учетом ведущего содержательного компонента;
- принцип полноты;
- разнообразие форм проведения аттестации, предусматривающей возможность альтернативного выбора студентом вариантов контроля; например, традиционный вариант сдачи экзамена по билетам; поэтапная сдача экзамена с анализом, оценкой и самооценкой теоретических знаний и практических умений; сдача экзамена в ходе собеседования по результатам выполненного микроисследования; сдача экзамена в игровой форме;
- принцип объективности, исключающий преднамеренные, субъективные и ошибочные суждения и выводы преподавателя в ходе контроля и оценки результатов образовательной деятельности студента;
- индивидуальный характер аттестации, предусматривающий учет не только соответствия уровня подготовки студента стандарту образования, но и учет результатов его личностных достижений;
- систематичность, предполагающая регулярность проведения контроля и оценки студентов на протяжении всего периода изучения образовательных дисциплин;
- принцип самоконтроля и самооценки;
- принцип разносторонности, предполагающий аттестацию не только по компонентам содержания образования (личностный, образовательный, профессиональный), но и по направлениям; целевому, проективному, движения.
При работе над обновлением ГОС ВПО важно ориентироваться на принципы согласованности ГОС БПО в системе непрерывного образования; фундаментализации образования; рационального сочетания образовательной и профессиональной подготовки студентов; гуманизации образования, ориентированного на гармоничное развитие свободной личности; оптимального сочетания федерализма и региональных особенностей содержания образования.
Содержание