ЖуковаГалина
Ивановна
- заместитель
директора по научной работе школы-комплекса "Сигма".
Буравцова
Валентина
Николаевна
- заместитель
директора по психолого-педагогическому обеспечению
учебно-воспитательного процесса
школы-комплекса "Сигма".
ШКОЛА - КОМПЛЕКС "СИГМА"
Школа-комплекс УК "Сигма" - авторское учебное заведение, созданное 1.09.1991 года, состоящее из структурных подразделений: мини-лицей "Малыш", (для детей 4-6 летнего возраста), начальная школа ╣ 116 (1-4 классы), основная школа ╣ 92 (5-9 классы), лицей "Сигма" (10-11 классы) и межшкольный учебно-производственный комбинат ╣ 4.
Общее руководство комплексом осуществляют директор, его заместители по научной работе, общим вопросам.
Высшим руководящим органом в учебном комплексе является избранный Совет (27 человек: по 9 учащихся, родителей и учителей).
Учебный комплекс является юридически самостоятельным учебным заведением, действующим в условиях нового хозяйственного механизма и финансовой самостоятельности.
Основная цель создания УК "Сигма" - построение модели учебного заведения, позволяющей осуществить непрерывность образования детей от дошкольного до вузовского на основе принципа дифференцированного обучения и воспитания учащихся с самыми разными способностями, подготовки их к вступлению во взрослую жизнь.
В состав структурных подразделений учебного комплекса входят:
1. Шесть групп мини-лицея "Малыш" (84 учащихся);
2. 88 разноуровневых классов-комплектов (1957 учащихся 1-9 кл.), в том числе классы высокого уровня развития, обычные (для детей микрорайона), компенсации, выравнивания, спортивные, "здоровья";
- восемь лицейских классов (8-9 кл.) фундаментальной подготовки;
- 17 лицейских профильных классов (10-11 кл.), где обучение учащихся ведется на основе договорных отношений с вузами города (медицинский класс - связь с АГМУ, химико-биологический - АГТУ, физико-математический - АГТУ, социолого-экономический - АГУ, гуманитарный АГИК, военно-технический АГПУ, технический с углубленной трудовой подготовкой);
3. В состав межшкольного учебно-производственного комбината ╣ 4 входит 134 группы трудового обучения 2624 учащихся из школ Ленинского района: ╣ 85, ╣ 89, ╣ 90, ╣ 106, ╣ 117, ╣ 120 в том числе - 72 профориентационные группы (9 кл.), 48 групп общетрудовой подготовки (10-11 кл.), 14 групп профильной подготовки (10-11 кл.).
Учебный комплекс работает в режиме пятидневной учебной недели с шестым развивающем днем (работа мини-лицея "Малыш" и курсов по выбору для детей 8-9 классов). На курсах по выбору преподаются археология, этнография, астрономия, экология, английский, немецкий, французский, "Школьнику о законах", "Культуры России", "Экономика и маркетинг", "Библиотечный поиск", курс "Формирование общих учебных умений и навыков".
Основная и лицейская школы занимаются в режиме блочного двухнедельного расписания с "погружением" в предмет и парными 35-минутными уроками. Продолжительность уроков в начальной школе 35 минут.
В комплексе работает психологическая служба. В ее составе три психолога, валеолог, дефектолог, профориентатор, они оказывают помощь в организации, обеспечении и отслеживании учебно-воспитательного процесса в школе.
Психологическая служба разработала и апробирует в начальной и основной школе в классах коррекционно-развивающего обучения дневник наблюдения личностных особенностей учащихся 1-9 классов. Достигается не только качественно новый уровень изучения личности отдельного школьника, но и определенная адаптация учителей к классу в целом. В классах преемственности (3, 5, 9, 10 классы) раз в четверть проводится скользящая диагностика, назначение которой - определить зоны ближайшего развития классного коллектива, первоочередные задачи учебно-воспитательной работы.
Одним из направлений экспериментальной работы УК "Сигма" является организация сотрудничества с детскими садами микрорайона, формирование на их базе разноуровневых классов, создание адаптивной модели обучения учащихся начальной школы.
Наиболее сложный период в жизни ребенка - первый класс, процесс адаптации к школьному обучению. Прием в начальную школу и комплектование первых классов в учебном комплексе ведется в соответствии с положением о школе. Принимаются дети из других районов города. Не отказались от раннего набора детей. Для смягчения адаптивного периода заключены договорные отношения с тремя детскими садами микрорайона, где организована работа классов разного уровня для детей 6-летнего возраста в условиях двухгодичного пребывания в детском саду. Дети начинают день с зарядки в физкультурном зале, регулярно посещают закаливающие мероприятия, весной и осенью - бассейн, нуждающиеся под наблюдением врача проходят курсы общеукрепляющего, профилактического лечения. Сохранен привычный режим жизни детей, дневной отдых, забота взрослых (учитель, два воспитателя, няня). Дети, обучающиеся в детском саду болели в 2,6 раза меньше, чем первоклассники из школы.
Целью сотрудничества с детским садом (╣ 207) является помощь больным и социально запущенным детям в обучении, увеличение срока коррекционной работы с ними. Для этих детей организован щадящий режим обучения: зарядка, завтрак, два урока по 30 минут, потом 40-минутный динамический перерыв, во время которого дети занимаются ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс) гуляют, играют в подвижные игры. Потом еще один урок. Во вторую половину дня, после прогулки, обеда и сна, проводятся занятия рисованием, музыкой, лепкой, индивидуальная работа психолога и логопеда.
Особое внимание в УК "Сигма" уделяется выпускникам.
Трудовой и лицейский классы различаются содержанием получаемых знаний (их глубиной, объемом, характером предъявления, требованиями к отметкам).
Цель обучения в 9 классах - подведение выпускников основной школы к осознанному выбору дальнейшего продолжения обучения и выбора одной из профессий современного производства с учетом интересов, склонностей и здоровья учащихся.
За учебный год с учащимися проводится профориентационный курс по блокам трудового обучения. На каждый блок отводится 8 занятий (24 часа). Классы делятся на подгруппы: мальчиков и девочек. Мальчики занимаются на следующих блоках: выбор профессии, строительное дело, электротехника, автослесарное дело. Девочки - машинопись, медико-санитарная подготовка, основы домоводства, выбор профессии или психология юношества.
Учащиеся на занятиях блока "Выбор профессии" определяют свои интересы, склонности, познают себя, пытаются определить некоторые профессионально важные качества, знакомятся с путями получения профессии и основными ошибками при выборе профессии, узнают как правильно учитывать при этом состояние своего здоровья. Выпускник основной школы получает конкретные сведения об училищах, техникумах г. Барнаула, где можно приобрести ту или иную профессию. Им предоставляется возможность познакомиться с первоначальными простыми понятиями по программе остальных блоков, профилей.
Трудовое обучение в 10-11 классах ведется дифференцированно. По своему желанию учащиеся в 9 классе могут выбрать профильную подготовку по одной из профессий: швея-мотористка, секретарь-машинистка, младшая сестра по уходу за больными, столяр, электромонтер, где они обучаются в течение двух лет.
Допрофессиональная подготовка учащихся по избранному профилю осуществляется с целью развития профессионального интереса, профессиональных навыков и освоения одной из перечисленных профессий. После первого года обучения в профильной группе учащиеся проходят летнюю производственную практику в УПК. Возможно индивидуальное трудоустройство. По окончании курса обучения в конце 11 класса, желающие учащиеся сдают квалифицированный экзамен и им присваивается соответствующий разряд по избранной специальности.
Учащиеся 10-х классов, которые не выбрали ни один из вышеуказанных профилей трудового обучения в УПК УК "Сигма", зачисляются в группы трудового обучения.
Разработанные для них программы блоков направлены не на овладение профессиональными навыками, а на приобретение необходимых умений, которые нужны в повседневной жизни, в любой семье, главная их задача - подготовка учащихся к самостоятельной жизни, умению обслуживать себя и свою семью.
Такая концепция трудового обучения в учебном комплексе "Сигма" в основном устраивает учащихся, о чем свидетельствуют данные анкетирования. За шесть лет работы педагогический коллектив УПК УК "Сигма" направлял свои усилия на формирование у своих выпускников положительного отношения к самому себе, чувства своей ценности как индивидуальности, уверенности в своих силах; знакомил со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; повышал уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
При анализе работы УК "Сигма" обнаруживаются тенденции расширения условий, обеспечивающих ребенку возможность выбора варианта развития.
Основными направлениями дифференциации педагогического процесса в комплексе стали:
-"детский сад-школа";
- школы УК, использующие различные варианты учебных планов;
- классы с углубленным изучением отдельных предметов;
- классы с разнотемповым, разноуровневым обучением;
- классы компенсации;
- классы для детей с задержкой психического развития;
- классы здоровья;
- диагностические классы;
Процесс дифференциации, многообразие условий развития детей в УК "Сигма" требует собственных (вертикальных и горизонтальных) моделей управления, которые должны способствовать более гибкому решению управленческих проблем.
Управление методической работой в школе-комплексе "Сигма" осуществляют заместитель директора по научно-методической работе, руководители методического объединения, научных объединений школьников, заведующие психологической и диспетчерской службами, медиотекой (библиотекой, видеотекой и т.д.)
Содержание