Будкеев
Сергей
Михайлович
- доцент, заведующий кафедрой искусств Барнаульского
государственного
педагогического
университета.
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ГАРМОНИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАННУЮ МУЗЫКУ
В 1984 году на Алтае впервые зазвучал концертный орган, установленный в барнаульской филармонии. Появление этого пока еще редкого в Сибири инструмента (сейчас на огромной территории от Урала до восточных границ России находится всего 9 органов) создало предпосылки для развития практически неизвестного ранее в крае пласта мировой художественной культуры (МХК). Если учесть, что органы, появившиеся во II-III веках до н.э. и по сей день активно участвуют в бытовой, праздничной, сакральной, образовательной сферах жизни большинства народов Европы, то мы обнаруживаем важнейший информационный комплекс, требующий незамедлительного введения в научный, педагогический обиход для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, училищ, студентов вузов края (далее - обучающихся). Знания, полученные в результате использования такого комплекса могли бы быть направлены на просвещение, воспитание, расширение кругозора, формирование нравственных устоев и мировоззрения будущих учителей.
Поскольку органная композиция, исполнительство, органостроение (что мы называем органной культурой) являются чрезвычайно объемным, многогранным соединением, для анализа возможностей его использования в учебно-методических целях возникла необходимость систематизации и структурирования. Для этого мы воспользовались концепцией мотивационного программно-целевого управления, разработанной И.К. Шалаевым, экстраполировав ее на сферу органной культуры.
1. Определение ареала возможностей органа как полифункционального комплекса, представляющего целое направление МХК.
Орган - это своеобразный синкретический инструмент, вобравший особенности культуры разных стран и эпох. Это отражается как на его внешнем облике (разнообразная архитектоника, конструкция, живописные, скульптурные украшения, орнаменты) так и на темброво-динамических качествах (органные школы Германии, особенности звуковой палитры испанских, французских, итальянских органостроителей и т.д.). Следует отметить и акустические отличия регистров органа, воссоздающих звучание давно существовавших и ныне исчезнувших музыкальных инструментов. Наборы регистров (диспозиция) отражают музыкальные вкусы не только разных стран и эпох, но и отдельных регионов и даже отдельных мастерских, руководимых талантливыми специалистами.
Эти и некоторые другие факторы характеризуют орган как крупный поликультурный центр, "систему координат" для изучения музыкального аспекта МХК под новым углом зрения.
Орган- универсальный "инструмент-оркестр", на котором можно исполнять переложения хоровой, симфонической, камерно-инструментальной музыки. Следовательно многократно расширяется сфера использования органа для обучения и просветительских целей. Это особенно важно в тех городах, где нет хора, солистов-инструменталистов, симфонического оркестра, или где концертная деятельность малоактивна.
Орган, установленный в концертном зале, способен работать на аудиторию в несколько раз превышающую классные и лекционные помещения. Например, концертный зал барнаульской филармонии насчитывает 600 мест. Некоторые залы России, в которых установлены органы, имеют 1000 и более мест.
Обстановка концертного зала, эффект восприятия "живой" музыки с комментариями исполнителя и лекционным материалом, создают предпосылки для повышения "коэффициента полезного действия" лекции-концерта (концерта-урока).
Орган, звучащий не только соло, но и в ансамбле с другими инструментами, еще более расширяет жанровые рамки исполняемой музыки.
Органный репертуар прошел жесткий отбор в течение столетий. В настоящее время сохранились и исполняются в большинстве своем высокие (элитарные) образцы музыкальных произведений. Такая ситуация сравнима с музеями Лувра, Эрмитажа, где длительное время концентрировались коллекции лучших произведений искусства. Таким образом, орган - инструмент, способный вызвать к жизни любую из огромного количества органных пьес, являющихся мировым культурным достоянием.
Органная музыка в своей основе всегда несет высокие нравственные, гуманистические идеалы. Поскольку орган большую часть своей истории существует как церковный инструмент (католическая, протестантская и др. христианские конфессии, исключая православие), композиторы просто не могли создавать произведения (как церковные, так и светские), не соответствующие чистым идеалам борьбы добра со злом. И если создавались драматические, трагедийные пьесы, в них, как правило, побеждало позитивное начало.
Особенности органа - тянущийся, незатухающий звук, красочная тембровая палитра, гулкая (соборная) акустика помещения, а так же многоголосная полифоническая ткань и риторические фигуры музыкального языка - создают известное многим слушателям завораживающее ощущение, сравнимое с гипнотическим, экстрасенсорным воздействием. Все это, в сочетании с высокоэтической, высоконравственной константой органного репертуара, может оказать весьма сильные воспитательное влияние. Следует отметить, что подобная ситуация не возможна в условиях обычного урока. Здесь имеет место мотивационное воздействие на обучающихся как на уровне сознания, так и на уровне подсознания.
Во время звучания органной музыки в зале нередко возникает эффект сопереживания, "сопричастности" слушателей с развитием драматургии органного произведения. Появляется состояние духовного единения большого количества людей во время совместного прослушивания. Некоторые называют это "катарсис", "озарение", "момент истины". Оставив в стороне эмоциональность таких высказываний отметим все же, что на фоне развивающегося дефицита общения из-за бурного развития средств индивидуального прослушивания (телевидение, аудио-видео аппаратура), органные лекции-концерты способны хотя бы частично заполнить эту довольно опасную социологическую нишу.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать предварительные выводы:
Орган - один из самых древних музыкальных инструментов, сопровождавших европейскую цивилизацию со времен Византии и Римской империи.
Органная музыка отражала важнейшие события культуры большинства народов Европы. Поэтому органный репертуар обширен и разнообразен.
Орган - универсальный инструмент с яркими индивидуальными особенностями. Он способен эффективно воздействовать на массовую аудиторию.
Органная музыка пронизана идеями гуманизма и высоких нравственных идеалов.
Определив ключевые возможности комплекса органной культуры, мы предположили, что она способна активно участвовать в процессе просвещения, воспитания, обучения. При этом органная музыка имеет такие возможности, каких нет у других музыкальных инструментов. Это позволит новыми средствами воздействовать на слабое звено сегодняшнего образовательного цикла - общекультурный блок - и наполнить его новым содержанием.
2. Генеральной целью предполагаемой обучающей программы является гармоническое воспитание личности на основе изучения органной культуры.
В результате нашего пилотажного исследования отметим некоторые факторы, препятствующие выполнению генеральной цели:
Неинформированность обучающихся о существовании органной культуры и возможностях, которые дает ее обучение.
Отсутствие необходимой зоны пропаганды органной музыки (прежде всего - количества лекций-концертов).
Потенциальные возможности музыкального воздействия не используются.
Лучшие образцы органной музыки находятся вне внимания обучающихся.
Отсутствие "живого" музыкального исполнения с комментариями исполнителя в практике существующих курсов МХК.
3. Исходя из возможностей органа, учебных целей, в которых можно и нужно использовать органную культуру, анализа факторов, препятствующих достижению этих целей - наметим исполняющую программу и некоторые технологические пути ее выполнения.
Поскольку органная культура - широкий комплекс музыкально-эстетических факторов, - возникает необходимость создания развернутого интегративного курса органных лекций-концертов МХК, с учетом специфики органа.
Лекции-концерты с охватом широких временных рамок, начиная с ранних источников клавишной музыки (Средневековье).
Организация лекций-концертов, способствующих формированию и развитию мотивации - убежденности обучающихся в нужности, необходимости усвоения органного курса МХК.
Учитывая универсальность органа, следует привлекать в лекции-концерты другие музыкальные инструменты, певцов, хоровые коллективы, а так же использовать слайды и другие средства видеоряда.
Обеспечение последовательного приращения знаний, приводящее к целостной системе обобщенных знаний.
Ориентация в жанровом и стилевом многообразии музыки.
В задачу курса входит развитие интереса к дальнейшему музыкально-эстетическому образованию.
Овладение критериями оценок музыкальных произведений, адекватной аргументацией по поводу интерпретации того или иного исполнителя.
Развитие интереса к другим видам искусства (мотивация к посещению других филармонических концертов, музеев, выставок и т.д.)
Формирование у обучающихся высоких нравственно-эстетических принципов, идеалов.
Структурирование по основным музыкально-историческим эпохам, начиная со Средневековья: Ренессанс, Барокко, Классицизм, Романтизм, современные направления музыкальной культуры.
Исполнение лучших музыкальных образцов, наиболее полно отражающих сущность и особенности стиля, эпохи.
Использование метода сравнительного анализа параллельно существующих литературных, музыкальных источников, изобразительного искусства, профессионального и народного творчества - как в культуре одной страны, так и в культуре разных стран.
4. Обозначив контуры исполняющей программы, перейдем к следующему этапу - отработке и реализации некоторых элементов мотивационно-управляющей программы. В данном разделе наиболее сложной функция коррекции.
В планировании и организации работы абонемента участвовали (и участвуют по сей день) комитеты администрации Алтайского края по культуре, образованию, отдел культуры администрации г. Барнаула, педагогические коллективы общеобразовательных школ г. Барнаула, педучилища и ПТУ, деканаты и преподаватели Барнаульского государственного педагогического университета, Алтайского государственного технического университета. Алтайского государственного аграрного университета, Алтайского государственного медицинского университета, Алтайского государственного университета, Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, а так же государственный музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая, государственная филармония Алтая.
Лекции-концерты абонемента начались в 1990-1991 учебном году. Как эксперимент и апробация системы в филармонии Алтая был проведен цикл из четырех лекций-концертов: "Раннее Средневековье", "Осень Средневековья", "Ранний Ренессанс", "Расцвет и завершение Ренессанса". Опыт показал следующие результаты:
На лекцию-концерт были приглашены старшеклассники (9, 10 кл.). В зале филармонии могут находиться одновременно учащиеся двадцати, классов. В ходе эксперимента установлено, что наиболее оптимальным является присутствие в зале учащихся одного года (например - только девятиклассники или десятиклассники). Внесены и другие уточнения (коррекция): желающих посетить лекцию-концерт оказалось гораздо больше, чем мог вместить зал. В связи с этим программу пришлось повторять дважды. Кроме того, появились заявки от иногородних учебных заведений, расположенных в пределах 20-80 км от Барнаула (Новоалтайск, Тальменка, Сибирский и др.).
Эффект от восприятия "живой" музыки оказался весьма значительным. По мнению учащихся музыка в записи воспринимается бледнее и абстрактней. Исполняемые произведения слушались с неослабевающим интересом. Информация запоминалась быстрее, оставалась в памяти дольше. Появилась мотивация к посещению следующих лекций-концертов (желание прийти еще раз, узнать что произойдет дальше). После концертов слушатели обменивались мнениями.
В лекциях-концертах кроме органа участвовали и другие музыкальные инструменты и коллективы. Например, в теме "Раннее Средневековье" участвовала мужская группа академического хора, исполнявшая григорианские хоралы. В теме "Осень Средневековья" звучали ударные инструменты. В темах "Ранний Ренессанс" и " Расцвет и завершение Ренессанса" были задействованы орган-портатив, блокфлейты, певцы, академический камерный хор, вокальный ансамбль. Коррекция: можно привлекать к участию и другие хоровые коллективы, например хоры Алтайского института культуры, Барнаульского музыкального училища.
Из огромного количества вокальных, инструментальных, хоровых пьес Средневековья и Ренессанса до сегодняшнего времени сохранились наиболее популярные, часто исполняемые, любимые народом талантливые произведения. До изобретения нотопечатания рукописи распространялись переписчиками, что способствовало отсеву слабых, непопулярных пьес. Массовые тиражи появились с изобретением паровых печатных машин. К этому времени концертный репертуар уже прошел значительный естественный отбор (случайные факторы: утраты рукописей и т.д. здесь не рассматриваются). В результате исполнительской практики со временем кристаллизовался органный репертуар из лучших достижений композиторов.
Эффект прослушивания "живой" музыки совпал с ожидаемым предположением. Следует отметить, что семантика музыкального языка имеет значительный информационный слой, который необходимо научиться понимать. Вывод: желательна методическая разработка этой темы.
Опыт восприятия музыки Средневековья и Ренессанса показал, что до "катарсиса" и "озарения" дело не дошло. Среди многих причин отметим, что в указанные эпохи органная культура еще не достигла апогея своего развития. Вывод: исследования следует продолжить в программах, относящихся к эпохам Барокко, Романтизма.
На лекции-концерты пришли преподаватели и учащиеся, изучающие предметы художественного цикла. Беседы с ними свидетельствуют о том, что "живое" исполнение и комментарии специалиста музыканта являются весьма существенным дополнением к теоретическому курсу. Коррекция: высказано мнение о том, что такие лекции-концерты должны быть не только узкоспециализированными, но и открытыми для посещения слушателей всех возрастов, профессий и т.д.
Слушатели высказывали пожелание об увеличении количества лекций-концертов, дальнейшего расширения их тематики. Подтверждена необходимость пропаганды лекций-концертов в средствах массовой информации, среди учебных заведений, организации концертов для иногородних.
Подводя предварительный итог организации лекций-концертов и апробации элементов системы абонемента, сделаем некоторые выводы:
Органный абонемент МХК явился первым опытом курса МХК в условиях концертной обстановки.
Опыт проведения лекций-концертов с комментариями педагога-исполнителя и участием других солистов-инструменталистов, вокалистов, хоровых коллективов оказался весьма эффективным.
Обстановка концертного исполнения создает действенные мотивационные условия для эмоционального, зрительного, логического восприятия информации, повышая уровень и глубину усвояемости материала. Иными словами - возрастают интенсивные факторы преподавания курса.
Одну тему цикла могут прослушать одновременно до 600 человек (зал филармонии), что говорит об экстенсивных факторах такой формы работы. В то же время возрастают сложности организационного порядка, которые необходимо преодолеть в дальнейшей работе.
Идея цикла лекций-концертов органного абонемента МХК принята и одобрена педагогами-практиками. Высказано пожелание ее дальнейшего развития.
Содержание