Ирхина
Ирина
Витальевна
- кандидат педагогических наук,
доцент кафедры управления развитием образования БГПУ. Исследует проблему валеологизации учебного процесса, научный консультант валеологической гимназии ╣ 25 г. Барнаула.
Ирхин
Владимир
Николаевич
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии управления БГПУ. Руководит Центром педагогической валеологии в валеологической гимназии ╣ 25
г. Барнаула. Разрабатывает тему: "Теоретические основы создания, функционирования и развития школы здоровья". По данной проблеме опубликовано около 20 работ.
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ(из концепции
валеологической
школы-гимназии ╣ 25
г. Барнаула)
Одна из центральных задач российского общества на рубеже веков - создание такой образовательной системы, которая не только приобщала бы человека к высотам культуры, но и сохраняла, и развивала его здоровье. Важно помочь подрастающему поколению безболезненно адаптироваться к условиям стремительно изменяющейся и ухудшающейся социо-экологической среды. Вместе с тем, образовательная система должна и сама оказывать гуманистическое воздействие на эти негативные изменения. В этом видится социальная миссия школы в условиях возрождения России и необходимости укрепления ее национальной безопасности. Однако подобное возможно лишь при возрастающей активности школы в сохранении генофонда нации и воспитании здоровой личности, готовой взять на себя ответственность за свою судьбу, за гармоничное развитие социума и природы.
Неотложность решения в ближайшей перспективе названных задач инициирует процесс создания школ здоровья и массовое их развитие в общеобразовательной системе. По сути каждая российская школа должна стать школой здоровья независимо от ее статуса.
На наш взгляд, школа здоровья - это общеобразовательная система открытого типа, характеризующаяся высоким уровнем адаптивности к социоприродной среде за счет гибкого и активного взаимодействия с ней и воздействия на нее. Она отличается сложной структурой взаимосвязанных компонентов,
решающих функциональные задачи сохранения, развития и формирования здоровья детей в учебно-воспитательном процессе. Школа здоровья является комплексной формой валеологического обучения и воспитания, интегрирующая возможные методы и средства валеологического образования.
Один из вариантов школы здоровья реализуется на базе экспериментальной площадки школы ╣ 25 г. Барнаула (директор Т.А. Веризубова). В 1996 году эта школа получила статус валеологической гимназии.
Программа опытно-экспериментальной работы включает в себя следующие направления:
- преобразование учебно-воспитательного процесса за счет изменения его концептуальных основ, структуры, содержания; пересмотра и создания валеологически обоснованного материала, гарантирующего учащемуся получение повышенного образовательного минимума при сохранении и развитии его здоровья;
- научное обоснование и валеологизация всех аспектов жизни гимназии (формирование валеологического сознания и культуры участников педагогического процесса, валеологизация учебно-воспитательной работы, оздоровление предметно-пространственной среды гимназии и т.д.);
- подготовку выпускников к продолжению своего образования в учебных заведениях, готовящих специалистов гуманных профессий, включая профессию валеолога, а также к профессиональной деятельности в соответствии с выявленными интересами и способностями;
- мониторинг и коррекцию здоровья учителей и учащихся специалистами гимназического центра педагогической валеологии;
- организацию учителю гимназии психологических условий, необходимых для реализации его личностно-творческого и профессионального потенциала;
- создание материально-финансового, правового, научно-методического и кадрового обеспечения для реализации вышеуказанных задач деятельности валеологической гимназии.
Целью валеологической гимназии является целостное развитие личности учащихся, достижение ими повышенного уровня образованности и культуры при сохранении и укреплении из здоровья, формирование потребности в нем, воспитание патриотического сознания, развитие чувства ответственности, эмпатии и милосердия к людям, подготовка выпускников к выбору социально-ориентированных профессий, включая профессию валеолога.
Учебный процесс в валеологической гимназии направлен на реализацию следующих идей и принципов:
- взаимосвязи образовательного, воспитывающего и развивающего компонентов целей обучения;
- гуманизации, валеологизации содержания и способов обучения, взаимоотношений участников педагогического процесса, обеспечивающих сохранение и приумножение психофизиологического и духовно-нравственного потенциала личности учащихся и педагога при высокой результативности их деятельности;
- индивидуализации и дифференциации обучения, предусматривающих возможность выбора учащимися уровня и способов усвоения программного содержания, учебной ориентации;,
- непрерывности и преемственности всех ступеней образования (дошкольного - гимназического - вузовского);
- непрерывного творческого развития личности педагога и ученика;
- перманентной обратной связи о ходе целостного учебного процесса на основе диагностики уровня обученности, развития учащихся и сформированности системы социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности (к себе, обществу, природе, деятельности).
Целостная система учебного процесса состоит из четырех ступеней:
1 ступень - дошкольное образование (от рождения до 6 (7) лет) - включает в себя следующие варианты подготовки ребенка к поступлению в гимназию:
а) "Родительская школа" ("Материнская", "Отцовская школа") для родителей детей ставит своей целью подготовку взрослых к рождению, воспитанию и развитию ребенка (до семи лет). Программа "Родительской школы" предусматривает организацию на базе гимназии курсов для будущих матерей и отцов, а также для родителей детей дошкольного возраста. Содержание курса знакомит с факторами, влияющими на здоровье ребенка и членов его семьи, психофизиологическими особенностями развития детей, типологией семейного воспитания, межличностных отношений в семье, вопросами профилактики психосамотических заболеваний и оказания первой медицинской помощи, воспитания культуры чувств ребенка, его духовно-нравственного и психического развития, подготовки детей к поступлению в гимназию;
б) образование и воспитание младших детей в условиях детского сада (от 3-х до 6-7 лет) призвано обеспечить ребенку возможность ориентироваться и адекватно действовать в окружающем его социальном и природном мире, развитие творческих способностей, обнаружение индивидуальных склонностей и задатков ребенка и их развитие, создание необходимых условий для охраны и формирования здоровья ребенка, проведение оздоровительных, лечебных и профилактических мероприятий, адаптированный переход ребенка из детского сада в прогимназию, осмысленное отношение к своему обучению и развитию.
2 ступень - прогимназия - 1-3 (4) классы, предполагает дальнейшее развитие личности ребенка, формирование его познавательного интереса, умения и желания учиться; реализацию программы обязательного уровня начального образования и предоставление дополнительного развивающего компонента, в том числе и валеологического. Кроме того, в классах второй ступени работают специалисты центра педагогической валеологии: психологи, логопеды, физиологи, психотерапевт, психоневролог, учитель ЛФК и учителя здоровья. На основе диагностики психо-физиологических особенностей развития детей, рекомендации специалистов валеоцентра педагогов родителям и учащимся предоставляется право выбора программы и варианта обучения: экстернат, сокращение или увеличение сроков обучения, работа по индивидуальной учебной программе, возможность перехода с одной программы на другую и т.д.
3 ступень - гимназия- 4 (5)-8 классы, где закладывается прочный фундамент общеобразовательной подготовки учащихся, обеспечивается развитие личности, углублено изучаются склонности, способности и возможности ученика к учебной и профессиональной ориентации, на этой основе составляются индивидуальные программы обучения. Учащимся предоставляется также право выбора уровня и сроков освоения базового и вариативного образования, индивидуальной программы обучения. Оно строится на основе модулей, позволяющих учитывать различные уровни и темпы усвоения учащимися учебного материала. На этом этапе у подростков формируется научное понимание здорового образа жизни, мотивация здоровья, система умений по профилактике различных заболеваний и оказанию простейшей медицинской помощи.
4 ступень - Завершение общеобразовательной подготовки учащихся - 9-11 классы. Осуществляется углубленное изучение предметов в соответствии с избранным профилем, в том числе валеолого-педагогическим. Кроме базового компонента и профилирующих курсов учебный план предусматривает изучение спецкурсов: валеология семьи, основы психологической культуры, педагогика, введение в социологию, основы медицинских знаний и др. Гимназисты работают по индивидуальным учебным планам и программам. При этом акцент делается на самостоятельную и исследовательскую работу учащихся.
Воспитательная система валеологической гимназии - это сложный целостный социально-педагогический организм, развивающийся в процессе взаимосвязи и взаимодействия основных компонентов воспитания - цель, субъекты воспитания и их деятельность, отношения, воспитательная среда гимназии.
Базовыми принципами воспитательной системы гимназии являются гуманистические отношения, добровольность и свобода в выборе деятельности, открытость, разумная опека, последовательность, преемственность и системность, единство требований, учет половозрастных и индивидуальных особенностей, единство внеучебной и учебной деятельности. Целью, объектом и результатом деятельности всех субъектов воспитательной системы является целостная личность ребенка, обладающего отменным здоровьем, повышенным уровнем образованности и культуры, гуманистической направленностью, социальной и экологической ответственностью, стремлением к творчеству и самосовершенствованию, трудолюбием и предприимчивостью, эмпатичностью и милосердным отношением к людям. Реализация воспитательных целей осуществляется в соответствии с возрастом во всех образовательных ступенях гимназии. В первом звене предоставляется возможность каждому ребенку реализовать себя в детских творческих объединениях, изучить в процессе игровой и познавательной деятельности отдельные предметы. Особое внимание уделяется здоровью детей, воспитанию их физической, нравственной культуры и здорового образа жизни. На второй ступени ставится задача обеспечить соединение процессов психического и физического развития учащихся с учебным процессом на основе индивидуального подхода. Особое внимание уделяется развитию интереса учащихся к самопознанию, к формированию заботливого отношения к своему собственному здоровью и здоровью окружающих их людей. Важным аспектом деятельности является раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, развитие его способностей и задатков, гигиенических умений и навыков самообслуживания, формирование позитивного отношения к учебе, к гимназии, к учителям и одноклассникам, эмоциональное принятие нравственных норм, позволяющих в дальнейшем выбрать социально-ориентированную профессию.
На третьей ступени ставится задача освоения подростками опыта заботливого отношения к людям и окружающему предметно-духовному миру, оказание помощи себе и другим, познание собственных возможностей и особенностей, самостоятельное их развитие, формирование безопасного стиля поведения и выхода из экстремальной ситуации, развитие коммуникативных и волевых качеств, формирование целостной системы воспитанности человека. Особое внимание уделяется созданию рефлексивной для подростка среды, формирование нравственной позиции на основе гуманистических ценностей, развитие ответственности за свои поступки, формирование чувства собственного достоинства.
На четвертой ступени основная воспитательная задача заключается в помощи учащимся в осознанном выборе конкретных профессий и в осознании образа "Я" во всей полноте человеческих проявлений. При этом воспитательная работа тесно интегрируется с процессом обучения для формирования в сознании учащихся целостной картины мира и места человека в этом мире.
Валеологическое воспитание в гимназии осуществляется через интегративный курс "Валеология", факультативную, кружковую и клубную работу, валеологизацию основных предметов гимназического курса, проведение КТД и других воспитательных мероприятий. Валеологическое сопровождение учащихся со стороны специалистов валеоцентра является важным условием достижения воспитательных задач.
Особое место отводится организации воспитывающей среды гимназии, ядро которой составляют многообразные коллективы детей и взрослых, а также интеллектуальная, эмоциональная, коммуникативная, предметно-эстетическая, звуко-музыкальная, речевая, природная, игровая и другие виды сред, способствующих оздоровлению организма человека и развитию его валеологического сознания.
Важнейшим компонентом образовательной системы валеологической гимназии является управленческий блок, призванный сгармонизировать системообразующие связи внешней и внутренней гимназической среды, обеспечить динамичное саморазвитие и в то же время ее устойчивость к резким колебаниям социума. Структура управления гимназией представлена на схеме:
Структура управления гимназией
Координационным и контрольно-аналитическим органом управления валеологическим процессом в гимназии является валеологический совет, куда входят представители администрации, валеологического центра и заведующие кафедрами. На заседаниях валеологического совета решаются текущие вопросы научно-методического, организационного, материально-финансового обеспечения валеологического процесса, обсуждается перспективное планирование. Руководит советом заместитель директора по валеологической работе. В его обязанности входит непосредственное руководство центром, а также анализ, организация, коррекция, контроль и регулирование многообразной валеологической работы специалистов, педагогов, родителей, учащихся.
Перевод школы в новое качественное состояние обеспечивается реализацией механизма рефлексивного управления (Т.М. Давыденко) заключающегося в создании условий для самоопределения и саморазвития детей и взрослых в процессе перехода к самоуправляемому развитию образовательной системы с опорой на ее внутренние возможности и ресурсы окружающей среды. Эффективное управляемое развитие валеологической гимназии достигается за счет использования мотивационного программно-целевого управления. (И.К. Шалаев). Валеологическая сущность данного подхода в управлении проявляется в целенаправленном воздействии руководителя на мотивационную сферу членов коллектива "не понуждая, а побуждая" их не силой приказа, но посредством нормы-образца деятельности и социально-психологических условий ее интериоризации, при которой мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели. При этом члены коллектива адаптируются к новым условиям и начинают эффективно действовать в направлении, опосредованно заданном руководителем, с наименьшими потерями здоровья.
Таким образом, включенность педагогического коллектива в инновационную деятельность является важнейшим условием реализации модели школы здоровья.
Содержание