Павлова

Наталия

Алексеевна

- доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальной школе ОмГПУ.


РОЛЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КУРСОВ В ВУЗОВСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гуманитарное образование будущего учителя рассматривается нами в контексте борьбы с "лингвистическим нигилизмом" - недооценкой, а то и прямым отрицанием филологических, гуманитарных знаний.

Общей является мысль о том, что учитель обязан быть носителем культуры, в том числе и культуры речи, поскольку уровень его образованности и профессиональной подготовленности обнаруживается в речи: в умении объяснить, убедить, увлечь, зажечь, а значит в умении найти нужное слово, выражающее какое-либо понятие, в умении грамматически верно построить фразу, адекватную суждению или умозаключению. Очень точно прагматическое значение языка выражено в известной формуле: "Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть". Язык к тому же объединяет поколения людей в их историческом процессе, является проявлением жизни и духовности нации, что очень остро чувствовала и понимала А. Ахматова:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле - печаль

И долговечней царственное слово.

В соответствии с образовательными стандартами в Омском педуниверситете на нефилологических факультетах введены две лингвистические дисциплины: "Культура речи" и "Современный русский язык".

Вопросам культуры речи посвящено много исследований лингвистов, философов, психологов (работы С.И. Ожегова, Л.В. Щербы, Б.Н. Головина, Л.В. Успенского, В.А. Артемова и многих других) (1-5). Следует признать правоту Л.И. Скворцова, полагающего, что о культуре речи можно говорить с разных позиций: 1) с точки зрения нормативности, правильности (соответствия речи индивидуума правилам грамматики, произношения, ударения, стилистически верного и уместного употребления слов и выражений); 2) с позиций общей культуры человека - как она проявляется в "речевом поведении", в знании языковых художественных богатств, в умении ими пользоваться; 3) в социологическом аспекте культуру речи можно рассматривать как речевую деятельность человека с учетом его социального и возрастного статусов; 4) культуру речи можно представлять и оценивать в историческом аспекте как формирование и развитие литературного языка, становление, изменение и совершенствование его нормативной системы; 5) культура речи может быть осмыслена и в экологическом аспекте - как часть

"языковой среды", речевого существования, освобожденного от ошибок, неточностей, от всего, что огрубляет, стилистически снижает или обезличивает нашу речь, опошляет ее, то есть, в конечном итоге, снижает нашу общую духовность" (6).

Если говорить о дисциплине, которая в вузовских программах нефилологических факультетов названа как "Культура речи", то она включает в себя в основном только один уровень освоения литературного языка - правильность речи, под которой понимается соблюдение норм современного русского литературного языка, воспринимаемых говорящими и пишущими в качестве образца. В связи с введением дисциплины "Современный русский язык" на нефилологических факультетах появляется возможность, не забывая о первом уровне, сместить акцент на второй уровень освоения литературного языка - речевое мастерство, которое предполагает умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т.д.

В данной статье мы не ставим задачу описания программ курсов, поскольку таковые уже разрабатывались и разрабатываются, были и будут предметом широкого обсуждения. Нам хотелось бы обратить внимание читателей на другую сторону (содержательную) и на те возможности, которые дает составление компьютерных программ. В связи с этим уместным будет привести разработанные нами тестовые материалы, позволяющие решить целый ряд дидактических задач: выявить уровень знаний студентов, провести практическое или лабораторное занятия, организовать внеаудиторную работу студентов, провести зачет или экзамен. На основе этих материалов создана компьютерная программа, включающая в себя систему оценки, возможность возврата и поиска правильного варианта выполнения задания.

Тестовые задания составлены с ориентацией на все типы норм современного русского литературного языка: грамматические, фонетические, лексические, словообразовательные, стилистические. В заданиях даются разные установки, основными же являются три типа: поиск ошибки, выбор верного решения из предложенных вариантов, редактирование. Предлагаемые задания позволяют проверить и отработать знания правил; сформировать умение делать осознанный выбор из предлагаемых вариантов, дифференцировать внешне сходные языковые ситуации, умение корректировать и редактировать речь.

Все сказанное выше проиллюстрируем примерами тестовых заданий, которые использовались нами на лабораторных занятиях по "Культуре речи".

Варианты тестовых заданий

1. Какие ошибки допустил герой рассказа Чехова?

Хотя я невежда и старосветский помещик, а всетаки, негодник старый, занимаюсь наукой и открытиями, которые собственными руками произвожу и наполняю свою нелепую головешку, свой дикий череп мыслями и комплектом величайших знаний.

1) орфографические; 2) пунктуационные; 3) орфографические и пунктуационные; 4) пунктуационные и речевые; 5) орфографические, пунктуационные и речевые.

(5)

2. В каких предложениях есть речевые ошибки? Подумайте, что дает основание квалифицировать их как ошибочное употребление.

А. Вы не подскажете, который час?

В. Не волнуйся, если ты завтра поднес╦шь документы, мы успеем вс╦ оформить.

С. У вас совещание? Хорошо, я подошлю к вам товарища.

Д. Мы не можем встретиться с тобой сегодня? Тогда я вс╦-таки подбегу в перерыв к тебе на работу.

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) В+С; 6) А+С+Д; 7) А+В+С+Д; 8) ошибок нет.

(7)

3. С какими из привед╦нных слов не сочетается слово "сажать"?

А. семена; В. на стул; С. самол╦т; Д. в тюрьму; Е. пироги в печь; Г. пятна.

1) А; 2) В; 3)С; 4) Д; 5) Е; 6) Г; 7) А+Д+Е; 8) С+Д+Г; 9) сочетаются все.

(9)

4. Верно ли использовано слово "одолжить" в предложениях?

А. Я иногда выходил на улицу, чтобы у кого-нибудь из писателей одолжить трешницу на завтрак.

В. Не помню судьбы этой суммы. Кажется, ее одолжили у меня взрослые и не отдали.

1) верно в А; 2) неверно в А; 5) верно в В; 4) неверно в В; 5) верно в А+В; 6) неверно в А+В

(6)

5. В каких предложениях слово "роспись" употреблено неверно?

А. Поставь свою роспись.

В. Один за другим подходили выпускники, все больше росписей появлялось в списке мест назначения.

С. Поручительство - это работа, труд, а не роспись с завитушкой на бумаге.

Д. Великолепная роспись на стенах храма сохранилась полностью.

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) С+Д; 6) А+В+С; 7) верно во всех случаях.

(6)

6. В каком предложении допущена речевая ошибка?

А. Вопреки ожиданиям Григория, за полторы недели к ним присоединилось человек сорок казаков.

В. Согласно приказа корабли вышли в море.

С. Я удивляюсь силой духа Данко, отдавшего людям свое сердце.

1) А; 2) В; 3) С; 4) А+С; 5) В+С; 6) А+В+С

(5)

7. В каком ряду слов ударение поставлено правильно?

А. приобрете/н, диспансе/р, газопро/вод;

В. ба/нты, новоро/жденный, комба/йнер;

С. краси/вее, катало/г, хода/тайство;

Д. начала/, поло/жить, досу/г, бо/язнь.

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) ошибок нет.

(3)

8. В каких предложениях есть речевые ошибки?

А. Отсутствие положительного героя не портит поэму Гоголя, а придает ей пикантность.

В. Кроме крестьян, существовали и другие сословия, считавшиеся привилегированными.

С. Я хочу моделировать одежду, носибельную каждый день, а не демонстрируемую только на подиумах. (В. Юдашкин)

1) А; 2) В; 3) С; 4) В+С; 5) А+В; 6) А+В+С.

(6)

9. Укажите примеры, в которых нет речевых ошибок.

А. Писатель идет в одну ногу со временем.

В. Выпускники, радостные и веселые, на прощанье спели свою лебединую песню.

С. Он работает спустив рукава и каждое задание выполняет плохо.

Д. Ольга-человек слова: если за что возьмется, обязательно сделает.

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) А+Д; 6) В+С; 7) ошибки во всех примерах.

(7)

10. В каком наборе слов есть ошибки в произношении?

А. инциндент, констатировать, компрометировать;

В. друшлаг, шинэль, свитэр, прецендент;

С. бассэйн, крем, яишница, конечно.

1) А; 2) В; 3) С; 4) А+В; 5) А+В+С

(5)

11. В каких словах нет ошибок в постановке ударения?

А. правы/; В. предло/жить; С. сре/дства;

Д. при/нять; Е. на/чать; Ж. обле/гчить; З. углу/бить.

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) Е; 6) Ж; 7) З.

(3)

12. Какая из этикетных формул является верной?

А. Закомпостируйте!

В. Прокомпостируйте!

С. Отбейте!

Д. Проколите, пожалуйста!

Е. Пробейте!

Ж. Передайте на компостер!

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) Е; 6) Ж; 7) А+В+С+Д+Е; 8) А+В+Е+Ж; 9) верны все

(8)

13. Какой из вопросов является верным?

А. Вы выходите (из автобуса)?

В. Вы встаете (на следующей остановке)?

С. Вы сходите?

Д. Вы вылазите?

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) А+В+С; 6) верны все.

(1)

14. В каких примерах нет речевых ошибок?

А. языко/вая колбаса; В. языко/вый барьер; С. представляется слово;

Д. предоставляется к награде; Е. толпа людей.

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) Е; 6) А+С; 7) В+С

(1)

15. Найдите в примерах речевые ошибки:

А. Поезд приехал вовремя.

В. Я с этим очень согласен.

С. Угроза голода и холода не стоит.

Д. Нравственная порядочность не позволяет совершать дурные поступки.

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) А+С+Д; 6) А+Д; 7) ошибки во всех примерах;

8) А+В+Д.

(8)

16. Укажите неправильные варианты употребления числительных:

А. Зал был полон семистами зрителей, ожидавших начала необычного представления.

В. 3а неделю мы собрали более девятисот подписей.

С. На заседании был утвержден проект строительства двухсот коттеджей.

1) А; 2) В; 3) С; 4) А+В; 5) ошибок нет.

(1)

17. В каком предложении допущена речевая ошибка?

А. Это был, несомненно, самый торжественнейший день в жизни Наташи.

В. Громадное большинство интеллигенции ничего не ищет и не делает.

С. Подъезжая к реке, мы остановили коней и бросились в воду.

1) А; 2) В; 3) С; 4) А+С; 5) В+С; 6) А+В+С; 7) ошибок нет.

(6)

18. Какое из приведенных значений есть у глагола "зачитать"?

А. Прочесть вслух для всеобщего сведения (зачитать протокол).

В. Взять для прочтения и не возвратить (зачитать книгу).

С. Прочитать вслух отрывок из произведения (зачитать отрывок из поэмы).

1) А; 2) В; 3) С; 4) В+С; 5) А+В; 6) А+В+С.

(5)

19. В каком случае ударение поставлено неверно?

А. про/стыня; В. про/стыни (множ. ч.); С. просты/нь; Д. простыня/м.

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) В+С+Д; 6) правильно во всех случаях.

(1)

20. Какой из ответов является правильным?

А. Одинаково правомерным является написание ноль, нолик, нолевой и нуль, нулик, нулевой.

В. Одинаково правомерным является написание компания и кампания.

С. Одинаково правомерным является написание тоннель и туннель.

1) А; 2) В; 3)С; 4) А+С; 5) А+В; 6) А+В+С.

(4)

21. В каком предложении слово "экзамен" употреблено в несвойственном ему значении?

А. Последним экзаменом характера Остапа была казнь.

В. Суровым экзаменом для любой страны является война.

С. Экзаменом физической выносливости был наш последний поход в горы.

1) А; 2) В; 3) С; 4) А+В+С; 5) Верно во всех случаях.

(4)

22. Какое из предложенных значений слова "ванна" является верным?

А. Сосуд для купания, мытья (сесть в ванну).

В. Мытье или лечение в таком сосуде (принять ванну, лечебные ванны).

С. Комната, помещение для мытья (войти в ванну).

1) А; 2) В; 3) С; 4) А+В; 5) А+В+С; 6) А+С.

(4)

23. Есть ли в предложениях речевые ошибки?

А. Деньги дадут сборы.

В. Бежал по полянке веселый ручеек, а в нем по его воде медленно плыли лебеди.

С. Чацкий олицетворяет в себе все лучшее, что было свойственно передовому дворянству.

1) Да. 2) Нет.

(1)

24. Какая разновидность речевых ошибок имеет место в предложениях? Все ли речевые ошибки перечислены?

А. Окончив это училище, перед вами откроются двери фабрик, ателье, институтов.

В. Мысленно наши хоккеисты уже думали о повторном поединке со шведами.

С. Наполеон был кумиром молодежи, жажда к славе была мечтой многих.

Д. В случае ослабления хрустящих свойств хлопья перед употреблением следует подсушить. (Надпись на коробке с кукурузными хлопьями)

Е. Коллеги по работе поздравляют Наталью Ильиничну Петрову с днем рождения.

Ж. Довольно этой философии, давайте перейдем к практическим делам.

З. Группа всадников, завидев торжественный кортеж, во всю прыть мчится к дому жениха.

Г. А между прочим, я лично обоих видел по телевизору.

1) многословие, употребление в речи логически излишних слов; 2) неточность словоупотребления; 3) смешение слов, близких по звучанию; 4) нарушение структурного состава фразеологизма; 5) нарушение управления; 6) ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом; 7) речевые штампы.

(1+5+6+7)

25. Как вы оцениваете речевое поведение учителя на уроке с точки зрения соответствия языковым нормами: соответствует норме или нарушает ее? Подготовьте свои варианты редакции.

1. Урок заканчивается, учитель торопится и заявляет ученикам: "Давайте немного подсократимся".

2. Учительница показывает ученикам рисунок и предлагает подобрать к нему надпись.

3. При демонстрации диапозитивов студент в сердцах произносит: "Ох, уж эти слайды: и влазят с трудом, и застреют".

4. На уроке физики студентка объясняет, как проводить опыт: "Возьмем грузик и покладем его на кардон".

5. Замечания в адрес учеников: " Кирилл, ты вопишь много", "Онуфриев! Вам понятно? Усек?", "Не отвлекайтесь! Глаз на меня!"

Считаем необходимым отметить: если тестовые задания используются как контролирующие, то они позволяют достаточно объективно оценить знания и умения студентов. В том же случае, когда они используются как обучающий материал, появляются широкие возможности для объяснений, рассуждений. Поскольку в диалог с преподавателем и студентом вступает компьютер, решается и еще одна чрезвычайно острая проблема любого занятия - концентрации и систематизации обширного лингвистического материала.

Возвращаясь к поднятой нами проблеме гуманизации образования, подчеркнем, что введение лингвистических курсов и их изучение решают задачу речевой подготовленности учителя, состоящей в умении вести диалог с учеником и, в свою очередь, учить учащихся выстраивать диалог с самим собой, с миром и культурой.

Библиографический список:

  1. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М.: Просвещение, 1988.
  2. Рерих Н., Рерих Е. Живая этика. Избранное. М.: Лад, 1992.
  3. Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. Л., 1988.
  4. Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Правда, 1990.
  5. Мандельштам О.Э. Слово и культура. М.: Просвещение, 1987,
  6. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.: Просвещение, 1996.



Содержание