ПавловаНаталия
Алексеевна
- доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальной школе ОмГПУ.
РОЛЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КУРСОВ В ВУЗОВСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Гуманитарное образование будущего учителя рассматривается нами в контексте борьбы с "лингвистическим нигилизмом" - недооценкой, а то и прямым отрицанием филологических, гуманитарных знаний.
Общей является мысль о том, что учитель обязан быть носителем культуры, в том числе и культуры речи, поскольку уровень его образованности и профессиональной подготовленности обнаруживается в речи: в умении объяснить, убедить, увлечь, зажечь, а значит в умении найти нужное слово, выражающее какое-либо понятие, в умении грамматически верно построить фразу, адекватную суждению или умозаключению. Очень точно прагматическое значение языка выражено в известной формуле: "Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть". Язык к тому же объединяет поколения людей в их историческом процессе, является проявлением жизни и духовности нации, что очень остро чувствовала и понимала А. Ахматова:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле - печаль
И долговечней царственное слово.
В соответствии с образовательными стандартами в Омском педуниверситете на нефилологических факультетах введены две лингвистические дисциплины: "Культура речи" и "Современный русский язык".
Вопросам культуры речи посвящено много исследований лингвистов, философов, психологов (работы С.И. Ожегова, Л.В. Щербы, Б.Н. Головина, Л.В. Успенского, В.А. Артемова и многих других) (1-5). Следует признать правоту Л.И. Скворцова, полагающего, что о культуре речи можно говорить с разных позиций: 1) с точки зрения нормативности, правильности (соответствия речи индивидуума правилам грамматики, произношения, ударения, стилистически верного и уместного употребления слов и выражений); 2) с позиций общей культуры человека - как она проявляется в "речевом поведении", в знании языковых художественных богатств, в умении ими пользоваться; 3) в социологическом аспекте культуру речи можно рассматривать как речевую деятельность человека с учетом его социального и возрастного статусов; 4) культуру речи можно представлять и оценивать в историческом аспекте как формирование и развитие литературного языка, становление, изменение и совершенствование его нормативной системы; 5) культура речи может быть осмыслена и в экологическом аспекте - как часть
"языковой среды", речевого существования, освобожденного от ошибок, неточностей, от всего, что огрубляет, стилистически снижает или обезличивает нашу речь, опошляет ее, то есть, в конечном итоге, снижает нашу общую духовность" (6).
Если говорить о дисциплине, которая в вузовских программах нефилологических факультетов названа как "Культура речи", то она включает в себя в основном только один уровень освоения литературного языка - правильность речи, под которой понимается соблюдение норм современного русского литературного языка, воспринимаемых говорящими и пишущими в качестве образца. В связи с введением дисциплины "Современный русский язык" на нефилологических факультетах появляется возможность, не забывая о первом уровне, сместить акцент на второй уровень освоения литературного языка - речевое мастерство, которое предполагает умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т.д.
В данной статье мы не ставим задачу описания программ курсов, поскольку таковые уже разрабатывались и разрабатываются, были и будут предметом широкого обсуждения. Нам хотелось бы обратить внимание читателей на другую сторону (содержательную) и на те возможности, которые дает составление компьютерных программ. В связи с этим уместным будет привести разработанные нами тестовые материалы, позволяющие решить целый ряд дидактических задач: выявить уровень знаний студентов, провести практическое или лабораторное занятия, организовать внеаудиторную работу студентов, провести зачет или экзамен. На основе этих материалов создана компьютерная программа, включающая в себя систему оценки, возможность возврата и поиска правильного варианта выполнения задания.
Тестовые задания составлены с ориентацией на все типы норм современного русского литературного языка: грамматические, фонетические, лексические, словообразовательные, стилистические. В заданиях даются разные установки, основными же являются три типа: поиск ошибки, выбор верного решения из предложенных вариантов, редактирование. Предлагаемые задания позволяют проверить и отработать знания правил; сформировать умение делать осознанный выбор из предлагаемых вариантов, дифференцировать внешне сходные языковые ситуации, умение корректировать и редактировать речь.
Все сказанное выше проиллюстрируем примерами тестовых заданий, которые использовались нами на лабораторных занятиях по "Культуре речи".
Варианты тестовых заданий 1. Какие ошибки допустил герой рассказа Чехова?
Хотя я невежда и старосветский помещик, а всетаки, негодник старый, занимаюсь наукой и открытиями, которые собственными руками произвожу и наполняю свою нелепую головешку, свой дикий череп мыслями и комплектом величайших знаний.
1) орфографические; 2) пунктуационные; 3) орфографические и пунктуационные; 4) пунктуационные и речевые; 5) орфографические, пунктуационные и речевые.
(5)
2. В каких предложениях есть речевые ошибки? Подумайте, что дает основание квалифицировать их как ошибочное употребление.
А. Вы не подскажете, который час?
В. Не волнуйся, если ты завтра поднес╦шь документы, мы успеем вс╦ оформить.
С. У вас совещание? Хорошо, я подошлю к вам товарища.
Д. Мы не можем встретиться с тобой сегодня? Тогда я вс╦-таки подбегу в перерыв к тебе на работу.
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) В+С; 6) А+С+Д; 7) А+В+С+Д; 8) ошибок нет.
(7)
3. С какими из привед╦нных слов не сочетается слово "сажать"?
А. семена; В. на стул; С. самол╦т; Д. в тюрьму; Е. пироги в печь; Г. пятна.
1) А; 2) В; 3)С; 4) Д; 5) Е; 6) Г; 7) А+Д+Е; 8) С+Д+Г; 9) сочетаются все.
(9)
4. Верно ли использовано слово "одолжить" в предложениях?
А. Я иногда выходил на улицу, чтобы у кого-нибудь из писателей одолжить трешницу на завтрак.
В. Не помню судьбы этой суммы. Кажется, ее одолжили у меня взрослые и не отдали.
1) верно в А; 2) неверно в А; 5) верно в В; 4) неверно в В; 5) верно в А+В; 6) неверно в А+В
(6)
5. В каких предложениях слово "роспись" употреблено неверно?
А. Поставь свою роспись.
В. Один за другим подходили выпускники, все больше росписей появлялось в списке мест назначения.
С. Поручительство - это работа, труд, а не роспись с завитушкой на бумаге.
Д. Великолепная роспись на стенах храма сохранилась полностью.
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) С+Д; 6) А+В+С; 7) верно во всех случаях.
(6)
6. В каком предложении допущена речевая ошибка?
А. Вопреки ожиданиям Григория, за полторы недели к ним присоединилось человек сорок казаков.
В. Согласно приказа корабли вышли в море.
С. Я удивляюсь силой духа Данко, отдавшего людям свое сердце.
1) А; 2) В; 3) С; 4) А+С; 5) В+С; 6) А+В+С
(5)
7. В каком ряду слов ударение поставлено правильно?
А. приобрете/н, диспансе/р, газопро/вод;
В. ба/нты, новоро/жденный, комба/йнер;
С. краси/вее, катало/г, хода/тайство;
Д. начала/, поло/жить, досу/г, бо/язнь.
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) ошибок нет.
(3)
8. В каких предложениях есть речевые ошибки?
А. Отсутствие положительного героя не портит поэму Гоголя, а придает ей пикантность.
В. Кроме крестьян, существовали и другие сословия, считавшиеся привилегированными.
С. Я хочу моделировать одежду, носибельную каждый день, а не демонстрируемую только на подиумах. (В. Юдашкин)
1) А; 2) В; 3) С; 4) В+С; 5) А+В; 6) А+В+С.
(6)
9. Укажите примеры, в которых нет речевых ошибок.
А. Писатель идет в одну ногу со временем.
В. Выпускники, радостные и веселые, на прощанье спели свою лебединую песню.
С. Он работает спустив рукава и каждое задание выполняет плохо.
Д. Ольга-человек слова: если за что возьмется, обязательно сделает.
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) А+Д; 6) В+С; 7) ошибки во всех примерах.
(7)
10. В каком наборе слов есть ошибки в произношении?
А. инциндент, констатировать, компрометировать;
В. друшлаг, шинэль, свитэр, прецендент;
С. бассэйн, крем, яишница, конечно.
1) А; 2) В; 3) С; 4) А+В; 5) А+В+С
(5)
11. В каких словах нет ошибок в постановке ударения?
А. правы/; В. предло/жить; С. сре/дства;
Д. при/нять; Е. на/чать; Ж. обле/гчить; З. углу/бить.
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) Е; 6) Ж; 7) З.
(3)
12. Какая из этикетных формул является верной?
А. Закомпостируйте!
В. Прокомпостируйте!
С. Отбейте!
Д. Проколите, пожалуйста!
Е. Пробейте!
Ж. Передайте на компостер!
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) Е; 6) Ж; 7) А+В+С+Д+Е; 8) А+В+Е+Ж; 9) верны все
(8)
13. Какой из вопросов является верным?
А. Вы выходите (из автобуса)?
В. Вы встаете (на следующей остановке)?
С. Вы сходите?
Д. Вы вылазите?
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) А+В+С; 6) верны все.
(1)
14. В каких примерах нет речевых ошибок?
А. языко/вая колбаса; В. языко/вый барьер; С. представляется слово;
Д. предоставляется к награде; Е. толпа людей.
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) Е; 6) А+С; 7) В+С
(1)
15. Найдите в примерах речевые ошибки:
А. Поезд приехал вовремя.
В. Я с этим очень согласен.
С. Угроза голода и холода не стоит.
Д. Нравственная порядочность не позволяет совершать дурные поступки.
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) А+С+Д; 6) А+Д; 7) ошибки во всех примерах;
8) А+В+Д.
(8)
16. Укажите неправильные варианты употребления числительных:
А. Зал был полон семистами зрителей, ожидавших начала необычного представления.
В. 3а неделю мы собрали более девятисот подписей.
С. На заседании был утвержден проект строительства двухсот коттеджей.
1) А; 2) В; 3) С; 4) А+В; 5) ошибок нет.
(1)
17. В каком предложении допущена речевая ошибка?
А. Это был, несомненно, самый торжественнейший день в жизни Наташи.
В. Громадное большинство интеллигенции ничего не ищет и не делает.
С. Подъезжая к реке, мы остановили коней и бросились в воду.
1) А; 2) В; 3) С; 4) А+С; 5) В+С; 6) А+В+С; 7) ошибок нет.
(6)
18. Какое из приведенных значений есть у глагола "зачитать"?
А. Прочесть вслух для всеобщего сведения (зачитать протокол).
В. Взять для прочтения и не возвратить (зачитать книгу).
С. Прочитать вслух отрывок из произведения (зачитать отрывок из поэмы).
1) А; 2) В; 3) С; 4) В+С; 5) А+В; 6) А+В+С.
(5)
19. В каком случае ударение поставлено неверно?
А. про/стыня; В. про/стыни (множ. ч.); С. просты/нь; Д. простыня/м.
1) А; 2) В; 3) С; 4) Д; 5) В+С+Д; 6) правильно во всех случаях.
(1)
20. Какой из ответов является правильным?
А. Одинаково правомерным является написание ноль, нолик, нолевой и нуль, нулик, нулевой.
В. Одинаково правомерным является написание компания и кампания.
С. Одинаково правомерным является написание тоннель и туннель.
1) А; 2) В; 3)С; 4) А+С; 5) А+В; 6) А+В+С.
(4)
21. В каком предложении слово "экзамен" употреблено в несвойственном ему значении?
А. Последним экзаменом характера Остапа была казнь.
В. Суровым экзаменом для любой страны является война.
С. Экзаменом физической выносливости был наш последний поход в горы.
1) А; 2) В; 3) С; 4) А+В+С; 5) Верно во всех случаях.
(4)
22. Какое из предложенных значений слова "ванна" является верным?
А. Сосуд для купания, мытья (сесть в ванну).
В. Мытье или лечение в таком сосуде (принять ванну, лечебные ванны).
С. Комната, помещение для мытья (войти в ванну).
1) А; 2) В; 3) С; 4) А+В; 5) А+В+С; 6) А+С.
(4)
23. Есть ли в предложениях речевые ошибки?
А. Деньги дадут сборы.
В. Бежал по полянке веселый ручеек, а в нем по его воде медленно плыли лебеди.
С. Чацкий олицетворяет в себе все лучшее, что было свойственно передовому дворянству.
1) Да. 2) Нет.
(1)
24. Какая разновидность речевых ошибок имеет место в предложениях? Все ли речевые ошибки перечислены?
А. Окончив это училище, перед вами откроются двери фабрик, ателье, институтов.
В. Мысленно наши хоккеисты уже думали о повторном поединке со шведами.
С. Наполеон был кумиром молодежи, жажда к славе была мечтой многих.
Д. В случае ослабления хрустящих свойств хлопья перед употреблением следует подсушить. (Надпись на коробке с кукурузными хлопьями)
Е. Коллеги по работе поздравляют Наталью Ильиничну Петрову с днем рождения.
Ж. Довольно этой философии, давайте перейдем к практическим делам.
З. Группа всадников, завидев торжественный кортеж, во всю прыть мчится к дому жениха.
Г. А между прочим, я лично обоих видел по телевизору.
1) многословие, употребление в речи логически излишних слов; 2) неточность словоупотребления; 3) смешение слов, близких по звучанию; 4) нарушение структурного состава фразеологизма; 5) нарушение управления; 6) ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом; 7) речевые штампы.
(1+5+6+7)
25. Как вы оцениваете речевое поведение учителя на уроке с точки зрения соответствия языковым нормами: соответствует норме или нарушает ее? Подготовьте свои варианты редакции.
1. Урок заканчивается, учитель торопится и заявляет ученикам: "Давайте немного подсократимся".
2. Учительница показывает ученикам рисунок и предлагает подобрать к нему надпись.
3. При демонстрации диапозитивов студент в сердцах произносит: "Ох, уж эти слайды: и влазят с трудом, и застреют".
4. На уроке физики студентка объясняет, как проводить опыт: "Возьмем грузик и покладем его на кардон".
5. Замечания в адрес учеников: " Кирилл, ты вопишь много", "Онуфриев! Вам понятно? Усек?", "Не отвлекайтесь! Глаз на меня!"
Считаем необходимым отметить: если тестовые задания используются как контролирующие, то они позволяют достаточно объективно оценить знания и умения студентов. В том же случае, когда они используются как обучающий материал, появляются широкие возможности для объяснений, рассуждений. Поскольку в диалог с преподавателем и студентом вступает компьютер, решается и еще одна чрезвычайно острая проблема любого занятия - концентрации и систематизации обширного лингвистического материала.
Возвращаясь к поднятой нами проблеме гуманизации образования, подчеркнем, что введение лингвистических курсов и их изучение решают задачу речевой подготовленности учителя, состоящей в умении вести диалог с учеником и, в свою очередь, учить учащихся выстраивать диалог с самим собой, с миром и культурой.
Библиографический список:
- Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М.: Просвещение, 1988.
- Рерих Н., Рерих Е. Живая этика. Избранное. М.: Лад, 1992.
- Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. Л., 1988.
- Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Правда, 1990.
- Мандельштам О.Э. Слово и культура. М.: Просвещение, 1987,
- Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.: Просвещение, 1996.
Содержание