Лазаренко
Ирина
Рудольфовна
- кандидат педагогических наук, доцент БГПУ.
Научные интересы - управление инновационными процессами в образовании, имиджелогия.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:
СТАНОВЛЕНИЕ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Сеть негосударственных учебных заведений начала формироваться на Алтае с начала 1990 года и в настоящее время включает в себя дошкольные, начальные, основные и полные школы. Среди них:
Православный гуманитарно-экологический лицей (1990), в структуру которого входят дошкольное отделение, начальная и средняя школы. Данное образовательное учреждение решает задачи эстетического и экологического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей, повышения качества образования.
Частное образовательное учреждение "Авторская школа Евстафьева" (1990), в структуру которого входят начальная, основная и полная школы, учреждения внешкольного образования. Это школа, определяющая своей миссией стремление к образованности, созидательному творчеству, духовной гармонии.
"Фриона" - индивидуальное образовательное учреждение (1991), основной задачей которого является раскрытие творческого потенциала ученика на начальной ступени обучения и в среднем звене.
Частная начальная школа "Возрождение" (1992), реализующая идею духовно-нравственных традиций русской школы. Образовательное учреждение осуществляет учебный процесс на ступенях дошкольной подготовки, начальной и основной школ.
Лицей "Сузуки" (1993) - учебное заведение для одаренных детей, в котором действуют четыре отделения:
1) школа "Сузуки" - школа раннего развития;
2) начальная школа;
3) средняя школа для одаренных детей;
4) школа искусств.
Негосударственное образовательное учреждение "Школа ЮНЭПП" (1996), определяющее своей целью развитие творчески свободной и самостоятельной личности, адаптированной к современной жизни, готовой к инициативной деятельности в сфере экономики, культуры, науки.
Заринская негосударственная школа "Бригантина" (1997), учебное заведение, включающее начальную, основную и полную школы, образованное с целью создания условий для получения качественного образования, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Представленные негосударственные образовательные учреждения характеризуются различным уровнем развития материально-технической базы, образовательной и управленческой структуры, имеют свои осо6енности содержания и организации педагогического процесса, которые отражены в целях и задачах каждого учебного заведения. Однако в педагогической деятельности этих школ есть и общие черты. Анализ нормативных документов дает возможность выделить их.
Прежде всего это личностная ориентация образовательного процесса, основанная на изучении познавательных интересов, потребностей и стремлений учащихся, предполагающая выявление и создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала школьников; разработка индивидуальных образовательных программ, учитывающих особенности детей; стремление педагогов к постоянному профессиональному совершенствованию, творческому самораскрытию.
Одним из первых негосударственных образовательных учреждений на Алтае стала "Авторская школа Евстафьева". Ее коллективом накоплен большой опыт педагогической, финансово-хозяйственной деятельности, создана нормативная база учебного заведения. С момента образования школы в ее жизнедеятельности произошли значительные изменения, в том числе в содержании и управлении педагогическим процессом.
"Авторская школа Евстафьева" организует свою педагогическую деятельность на основе концепции учебного заведения, разработанной творческой группой учителей, сотрудников и администрации, осознанной и принятой коллективами учителей, учащихся, родителями. Концепция является программным документом и определяет миссию, цель и задачи школы, основные подходы к организации ее деятельности, направления в развитии образовательной, управленческой структуры, инфраструктуры школы.
Многолетние наблюдения за работой школы, анализ результатов микроисследований: изучение и анализ мнений учителей, родителей, учащихся об организации учебно-воспитательного процесса, позволяют выделить тенденции в развитии данного образовательного учреждения.'
Первая - разработка и внедрение нового содержания образования, составляющего школьный компонент учебного плана. Например, в школе разработан и успешно реализуется интегрированный курс "Сотворение истории" (Устюгов А. Устюгова И.А.), создана программа "Твое здоровье" (Колпаков В.Ю.), обучающая программа по информатике на компьютерах класса Pentium (Зинченко О.Г.), программы курсов по экономике, психологии, управлению и др.
Школьный компонент учебного плана включает, таким образом, специальные предметы и курсы, рассматриваемые как профильные при поступлении в высшие учебные заведения; адаптивные и развивающие курсы.
Вторая тенденция - профильная дифференциация, при реализации которой в условиях данной школы на современном этапе имеются определенные трудности, например, отсутствие параллелей классов. Тем не менее эта тенденция четко прослеживается и с каждым годом получает свое новое развитие. Профильная дифференциация осуществлялась первоначально через систему факультативных занятий. Однако стремление к максимальному удовлетворению познавательных интересов и потребностей школьников определило необходимость организации деятельности научного общества учащихся. В марте 1997 г. в частном образовательном учреждении "Авторская школа Евстафьева" прошла Первая научно-практическая конференция учащихся школы. В работе трех секций (литературы, экономики и психологии; естественно-математических наук; истории, права и социологии) приняли участие 33 ученика 6, 8, 9, 10 и 11 классов. Многие учащиеся школы представляли доклады по темам своих исследований на межшкольных и студенческих конференциях, где получили самые высокие оценки. Таким образом, профильная дифференциация позволяет развивать способности учащихся в области литературы, истории, естественнонаучных и других дисциплин, способствует формированию индивидуальной образовательной траектории школьников.
Успешность развития этой тенденции определяется различными факторами, в том числе поисковой направленностью деятельности учителей и администрации, тесными связями школы с высшими учебными заведениями, исследовательскими лабораториями, работой консультантов, созданием условий, стимулирующих творческий поиск, инициативу.
Следующая тенденция в работе школы - уровневая дифференциация, что предполагает организацию обучения и развития учащихся в соответствии с особенностями уровня подготовленности к обучению, определяющая объем учебного материала и темпы его изучения. Реализация этой тенденции имеет большое значение в организации учебного процесса в школе, так как в данном учебном заведении в условиях гетерогенных классов учатся дети различных способностей, имеющие неодинаковый образовательный уровень, пришедшие из самых разных школ города. Это, в свою очередь, определяет необходимость дифференцированного подхода к обучению школьников. Примером уровневой дифференциации могут служить адаптивные программы обучения английскому языку, дифференцированное обучение математике и др.
Одной из основных характерных особенностей в развитии частного образовательного учреждения "Авторская школа Евстафьева" является модернизация системы управления школой, которая обусловлена потребностями практики развития школы и направлена на профессионализацию управления этим развитием. Совершенствование ее проходило постепенно и было связано с введением новых должностей и образованием новых структурных подразделений, принимающих активное участие в управлении школой. На данном этапе управление образовательным учреждением осуществляется учредителем, директором частного образовательного учреждения "Авторская школа Евстафьева", директорами начальной и средней школ, заместителями директоров школ по учебной, научно-методической, внеклассной и внешкольной работе, заведующими кафедрами.
Важное значение в управлении развитием школы имеют службы - консультативная и психологическая, начавшие формироваться уже в первые месяцы работы школы. В задачи служб входит научное обеспечение и методическая поддержка учебно-воспитательного процесса, организация управления школой на диагностической основе. Так, например, деятельность консультативной службы осуществляется по нескольким направлениям:
- научное консультирование на уровне администрации школы (оказание помощи в разработке концепции, программы развития и т. д.);
- консультирование учителей-предметников (помощь в разработке программ, освоении новых методик и технологий обучения, разработке специальных учебных курсов);
- проблемное консультирование (помощь в разработке комплексно-целевых программ);
- консультативная, в том числе и профориентационная работа с учащимися, а также разработка индивидуальных образовательных программ.
Важным направлением в деятельности образовательного учреждения является опытно-экспериментальная работа педагогов, сотрудников и администрации школы, сочетающих научный поиск в педагогике, психологии, управлении, специальных дисциплинах с учебно-воспитательным процессом.
В условиях развития школы большое значение приобретает деятельность руководителей различных подразделений по преобразованию работы учителей, включению их в процессы создания, освоения и использования педагогических новшеств. С этой целью в учебном заведении были образованы методические объединения учителей, основной задачей которых было совершенствование профессионального мастерства. Позднее методические объединения школы были преобразованы в кафедры, которые в течение трех лет успешно функционируют. Это кафедры начальной школы, математики, русского языка и литературы, естественнонаучных дисциплин, иностранных языков. Данные структурные подразделения способствуют самореализации учителей, их профессиональному росту. Каждая кафедра ведет исследовательскую работу по определенной теме. Учителями и сотрудниками школы исследуются проблемы управления современной школой, маркетинга в образовании, национальных традиций русской школы, мотивации учения, оценки знаний и умений школьников.
Еще одним направлением в деятельности учебного заведения является тенденция развития организационной структуры. Начав свою деятельность с организации учебно-воспитательного процесса в выпускных классах общеобразовательной школы, "Авторская школа Евстафьева" сегодня включает начальную, основную и полную школы. Перспективы развития учебного заведения предусматривают расширение второй и третьей ступеней образования, введение параллелей классов, изучаются вопросы, связанные с включением в структуру частного образовательного учреждения дошкольных групп.
Таковы некоторые направления в развитии частного образовательного учреждения "Авторская школа Евстафьева", представляющего систему негосударственных образовательных учреждений. Деятельность школы на данном этапе во многом удовлетворяет ожиданиям учащихся и их родителей, педагогов. Это подтверждают результаты внутришкольного исследования, проведенного в ноябре-декабре 1997 года, свидетельствующие о наличии баланса интересов всех участников педагогического процесса. Рассмотренные тенденции являются положительными моментами в жизнедеятельности учебного заведения и несут в себе значительный потенциал.
В статье представлены некоторые аспекты деятельности одного негосударственного образовательного учреждения, их же значительно больше. Было бы интересно узнать, какие проблемы существуют в работе частных школ, какой положительный опыт в организации педагогического процесса накоплен.
Содержание