Чернышева

Нина

Георгиевна

- учитель высшей категории, преподаватель французского языка школы-лицея ╧ 101

г. Барнаула


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Идея непрерывного образования предполагает развитие у учащихся потребности в дальнейшем самообразовании, самосовершенствовании. Иностранный язык обладает большими возможностями для этого.

Успех в изучении иностранного языка в значительной степени зависит от умения учащихся работать самостоятельно, от их желания выполнять те или иные виды заданий, пользоваться словарем, справочными материалами, заниматься поисковой деятельностью.

Самостоятельная работа изучающих иностранный язык может быть разнообразной: автономной, когда учащиеся выполняют домашние задания, или частично автономной, когда учитель организует, направляет и корректирует самостоятельную работу школьников.

В нестандартных условиях формы самостоятельной деятельности приобретают еще более разнообразный характер. Самостоятельная работа должна носить вариативный характер, ведь в одном и том же классе порой имеются учащиеся неодинакового уровня обученности, занятия проходят в группах разной наполняемости.

Наша задача - помочь учащимся сформировать необходимые навыки самообразовательной деятельности, что особенно важно в условиях сегодняшней жизни. Самообразование невозможно без умения работать самостоятельно, т.е. рационально распределять свое время, пользоваться разными источниками информации, работать с книгой, читать в быстром темпе и т.д.

Самостоятельное чтение на иностранном языке способствует формированию навыков самообразовательной деятельности, получению новой информации, расширению кругозора, умению мыслить, отстаивать свою точку зрения. Чтение интересной книги является своего рода удовольствием, развлечением, отдыхом. Для того, чтобы самостоятельное чтение было продуктивным, учащиеся должны осознавать поставленную перед ними задачу, понимать воспринимаемый зрительно текст, догадываться о значении новых слов, делать умозаключения, выводы, определять свое отношение к прочитанному использовать полученную информацию в различных видах речевой деятельности.

Прежде всего следует учить школьников работать с литературой. Взяв в руки книгу, они должны обратить внимание на то, кем она написана, вспомнить, что им известно об авторе и его произведениях, познакомиться с оглавлением, предисловием и заключением.

Важно научить ребят читать блоками (главы, части, абзацы), понимать основное содержание прочитанного, определять действующих лиц, их взаимоотношения, поступки.

Прочитав главу, ученик должен подумать, с чем он согласен, а с чем нет, какие мысли автора ему кажутся неприемлемыми, как бы он сам поступил в той или иной ситуации.

Для проверки правильности своих предположений следует предложить вернуться к тексту, вновь его просмотреть, сделать выводы.

Важно научить школьников читать с карандашом в руке, выписывать основные мысли. Для этого важно читать систематически, ежедневно, или, что еще лучше, несколько раз в день (после уроков, вечером, перед сном). Постепенное увеличение скорости чтения положительно сказывается на повышении интереса к чтению.

Систематическое чтение с установкой на увеличение темпа помогает легко добиться скорости чтения, равной 200 слов в минуту.

Учителю следует развивать умение учеников самостоятельно определять темы чтения. В качестве материала для чтения можно рекомендовать отрывки художественных произведений, публицистические тексты, газетные статьи, при этом учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, личный опыт. У учащихся средних и старших классов пробуждается потребность в самообразовательной деятельности, необходимой в будущем.

Материалы, представленные в учебниках С.П. Золотницкой, Г.А. Китайгородской, Г. Може, В.Л. Скалкина, А.Х. Степаняна помогают решать задачи самообразования. В этих пособиях представлены образцы французской художественной литературы трех типов: рассказы аутентичного характера, являющиеся как бы зарисовками с натуры и отражающие разные стороны жизни французов, например: ⌠Comment j`ai vu la France■; ⌠Stephane est en retard■ и другие; адаптации серий отрывков из произведений современных французских авторов, связанных общим сюжетом, например: ⌠Patrick Besson■, ⌠Jes petits maux d`amour■ (Paris, 1989), M. Eude ⌠J`hisboire sans fin■ (Paris, 1989); Jean-Marie Lj. Je Clesio ⌠Mondo it autres histoires■ (Paris, 1978), A. de Saint-Exupery ⌠Je petit Prinse■; адаптации целостных произведений, например: ⌠Anne Ljillain■, ⌠Je cinema selon Fracais Rruffaut■ (Paris, 1988), где речь идет о жизни и творчестве замечательного французского кинорежиссера Франсуа Триффо. Используя эти материалы, я знакомлю учащихся с биографией этого режиссера и подробностями жизни парижан во время второй мировой войны. Ребята узнают, в каких сложных условиях протекали детство и юность артиста, понимают, какую роль играют трудолюбие, упорство, воля, увлеченность своим делом в становлении личности человека.

Выбор в качестве материалов для чтения текстов, рассказывающих о жизни известного режиссера, объясняется тем, что кино и телевидение являются наиболее популярными видами искусства. Мы часто посещаем кино, интересуемся кинофильмами, выпускаемыми как в нашей стране, так и за рубежом.

Владение большим объемом информации помогает сформировать оценочные суждения, аргументировать свою точку зрения.

Подбираю тексты, разнообразные по форме изложения, в том числе описательные, повествовательные, фабульные, где широко представлены диалоги, что позволяет варьировать работу: читать по ролям, инсценировать отдельные эпизоды, пересказывать от третьего лица и др.

Сопровождающие текстовой материал задания помогают осуществлять дифференцированный подход к учащимся, проводить различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную. Работа с каждым текстом заканчивается упражнением ситуативного характера, помогающим учащимся сформировать собственную позицию по поводу полученной информации, высказывать свою точку зрения, вести беседу в обстановке, приближенной к реальной, естественной.

Формированию навыков самообразовательной деятельности учащихся способствуют предтекстовые упражнения и вопросы, стимулирующие мыслительную активность учащихся. Послетекстовые упражнения помогают полнее и глубже понять содержание предложенных материалов, обратить внимание учащихся на важнейшие события, высказать свою точку зрения. Например:

  1. Прочтите заголовок. Скажите, о чем идет речь в тексте.
  2. Прочитайте начало текста. Скажите, как будут разворачиваться события (как будет происходить действие дальше)?
  3. Прочитайте конец текста. Скажите, каким могло быть его начало.
  4. Прочитайте несколько предложений. Найдите ключевые слова.
  5. Прочитайте текст. Рассмотрите картинку. Сравните содержание текста с картинками. Скажите, все ли факты и события отражены на картинках.
  6. Прочитайте текст. Разделите его на части. Озаглавьте эти части.
  7. Прочитайте текст. Скажите, какие эпизоды главные, а какие - второстепенные.
  8. Прочитайте текст. Передайте кратко его содержание (5-6 фраз).
  9. Расскажите содержание прочитанного текста от 1-го или 3-го лица, либо от вашего собственного имени.
  10. Прочитайте текст. Разыграйте его в лицах (театрализуйте его).
  11. Прочитайте текст. Скажите, что нового в информации, которую вы получили?
  12. Прочитайте текст. Скажите, согласны ли вы с точкой зрения автора?
  13. Прочитайте текст. Скажите, какие эпизоды вам понравились и почему?

В процессе чтения знакомство со страной изучаемого языка, ее бытом, обычаями, культурой, нравами расширяет кругозор учащихся, обогащает их духовный мир, пробуждает и поддерживает интерес к стране изучаемого языка, к языку, к жизни народа, помогает лучше осознать такие общечеловеческие ценности, как доброта, милосердие, честность, порядочность и другие, стимулирует мыслительную активность учащихся, формирует навыки самообразовательной деятельности.


Содержание