Леонтьев

Владимир

Григорьевич

- доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии НГПУ, председатель диссертационного докторского Совета по специальности "Общая психология и история психологии".

Научные интересы - психологические механизмы мотивации.

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии выявило вполне определенный перечень вопросов и проблем, на которые не даны достаточно обоснованные ответы. В частности, нет ясного понимания соотношения основных мотивационных единиц, не определены мотивационные системы учебной деятельности, соответственно, учебных процессов, не выяснена структура мотива и его мотивационных функций, не изучены механизмы и факторы возбуждения мотивации учения и ее реализации в учебном процессе и т.д.

В своей статье мы ставим задачу рассмотреть мотивационную основу учения как образовательно-познавательной деятельности человека.

Но поскольку понимание мотивации и мотива в психологии противоречиво и неоднозначно, то по этой причине дадим сначала свое толкование сущности мотива и мотивации. Оно основывается на ведущих положениях учения об этих важных психических явлениях.

Так, нами было принято понимание мотивации как системы побудителей и как побудительного свойства потребности, мотива, других инициаторов человеческой активности, как целесообразное побуждение, возникающее из потребности, влечения, инстинкта, мотива, которые, в свою очередь, рассматриваются в качестве форм мотивации различного уровня и модальности. Наиболее зрелой, человеческой формой мотивации является мотив. Он отражает состояние целостной личности, "учитывает интересы" всех систем человека и является регулятором самих первичных побудителей. Являясь интегральным и системным регулятором и побудителем активности, он может задерживать и санкционировать удовлетворение актуальной потребности, согласуя это с настоящим и будущим личности, с сохранением ее устойчивости и постоянства в меняющихся условиях жизнедеятельности.

Мотив - это личностное образование, возникающее на основе аффективной и сознательной переработки имеющихся потребностей, влечения. При этом согласуются и взвешиваются условия удовлетворения этих потребностей, последствия от удовлетворения, что делает мотив высшей формой побуждения и регуляции поведения, деятельности человека.

Мотив, следовательно, выступает такой мотивационной формой, в которой воплощены личностная значимость, смысл, эмоциональное переживание смысла, осознание ценности принятого решения и т.д.

Именно такой подход к пониманию сути мотивации и мотива, связи мотива с волевым актом и наполнением его смыслом и эмоциональными переживаниями мы считаем наиболее продуктивным и рациональным.

Но, естественно, возникает вопрос, за счет каких психических ресурсов происходит наполнение смыслом и переживаниями выбранного поведения, что в мотиве придает решению эмоциональность и личностную значимость? Д.Н. Узнадзе, на наш взгляд, нашел достаточно точный и истинный ответ на этот вопрос. По его мнению, человек "каждую свою потребность, возникающую у него в определенный момент времени и в определенных условиях, связывает с постоянными, высшими, неизбежными потребностями своего "Я" и, исходя из этого, заботится об их удовлетворении" (Узнадзе Д.Н., 1966). Эти высшие потребности, которым посредством мотива человек подчиняет все низшие (витальные), образуются под влиянием прошлого людей, их жизненных ситуаций, в которых они воспитывались и получали впечатления, особенно импритинговые впечатления, закладывающие будущую программу развития личности, под влиянием социальных ситуаций, формирующих культуру человека, а также под влиянием индивидуальных и типологических свойств личности, образующих определенный стиль поведения и деятельности человека.

Исходя из такого понимания природы мотива и мотивации, мы провели изучение мотивации учения учащихся и студентов. Использовалось комплексное обследование большой выборки испытуемых с помощью проективных тестов, различных личностных опросников, типа ММРI, а также психографического теста, разработанного нами для выявления мотивации и определения ее основных характеристик.

Для обработки и осмысления полученных данных применялся факторный и кластерный анализы.

Кластерный анализ был выбран потому, что он позволяет сгруппировать переменные, то есть показатели, в классы( кластеры) на основе единой меры, охватывающей ряд признаков.

Кластерный анализ, как и факторный, относится к многомерному анализу. Он позволяет вскрывать глубинные внутренние связи между различными явлениями, которые внешне могут отстоять далеко друг от друга. В частности, нами классифицировались мотивационные переменные, имеющие коэффициент связи от 0 до 100 единиц.

В результате анализа были выделены несколько мотивационных систем, на базе которых осуществляется учение и протекают учебные процессы.

Мотивационная система "А". В нее вошли мотивы, которые по своим психологическим характеристикам можно назвать социальными. Ведущим мотивом этого кластера является "социальный - поисковый" мотив. С ним непосредственно связаны еще три наиболее значимых мотива: социальный, с коэффициентом связи (К) 74 единиц т 100, мотив популярности (К=58), мотив престижа (К=67).

Мотивационная система "Б". Она сформирована на базе мотива "стремление к высокой квалификации". С этим мотивом объединяется мотив "долга" (К=82), мотив "стремление к научной деятельности" (К=74) и др. Следует подчеркнуть, что высокая квалификация всегда предполагает и исполнение долга, и стремление к исследованию, в целом к научной деятельности.

В кластер "В" вошло 8 переменных, которые, в свою очередь, объединены в два малых кластера. В качестве доминирующего мотива кластера "В" выступил мотив самореализации. С ним на очень высоком уровне связи (К=96) объединен мотив "отношение к другим людям".

Кластерный анализ выявил и другие мотивационные системы, лежащие в основе учения. Это говорит о том, что учебные процессы, учебная деятельность базируются не на одном каком-либо мотиве, а на иерархизированных мотивационных системах. В нашем исследовании выявлено десять таких систем.


Содержание