Борисов
Геннадий
Васильевич
- начальник Главного управления народного образования администрации Новосибирской области, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры управления образованием НГПУ.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Подводя первые итоги реформирования образования, авторы Концепции очередного этапа справедливо отмечают, что "в стране в основном сложилась новая демократическая система образования, ориентированная на реализацию фундаментальных прав человека и ценностей гражданского общества". Школа действительно освобождена от наследия тоталитаризма, продекларированы самостоятельность образовательных учреждений, "дух творчества и академических свобод" в них.
В то же время система образования, отличающаяся известным и спасительным для общества консерватизмом в хорошем смысле слова, в девяностых годах жив╦т в условиях острых и трудно решаемых противоречий. С одной стороны, система образования должна четко и динамично адаптироваться к внешним социально-экономическим изменениям, с другой - она призвана оставаться внутренне стабильной.
Как поддержать устойчивое функционирование сети образовательных учреждений, когда поступающие учебным заведениям бюджетные средства в лучшем случае оказываются достаточными для покрытия их текущих расходов на заработную плату, которую сельские учителя получают 3-4 раза в году, стипендии, частичную компенсацию питания школьников и самые неотложные хозяйственные затраты. В этой ситуации удивительны рассуждения вице-премьера Правительства О.Н. Сысуева в интервью газете "1 сентября" 8 августа 1997 года. Оказывается, на образование выделяются огромные средства, но они не доходят до ученика и учителя, "теряются по пути", и дословно: "образование оста╦тся нищим, пока не реформирует свою экономическую базу, которая оста╦тся причиной нищеты, а не условием стабильности". Следует умозаключение, что система образования должна работать по принципу "вечного двигателя".
До сих пор нет утвержденной Федеральной программы развития образования, предусмотренной Законом РФ "Об образовании", а значит и нет практических действий Правительства по укреплению экономики образования. Пока обсуждаем Концепцию очередного этапа реформирования и переживаем "трудности переходного периода", "издержки реформ".
Преодоление трудностей и издержек социально-экономических реформ в полной мере ложится на субъекты Федерации.
Реализация регионального образовательного заказа в самом широком смысле возможна через конкретные областные целевые программы по наиболее важным направлениям жизнедеятельности учреждений образования.
Обеспечение сельских школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием. В Новосибирской области 1525 общеобразовательных школ, из них в сельской местности - 1168 (76,6%). Общее число учащихся по области - 410 тысяч, в сельской местности - 126,5 тысяч (30,9%).В школах области работает 33 тысячи учителей, в сельской местности - более 14 тысячи (42,8%).
Образовательные учреждения области с 1992 года не финансируются местными бюджетами на приобретение учебного оборудования и пособий.
В настоящее время большинство учебно-наглядных пособий, учебного оборудования и технических средств (исторические, географические карты, таблицы, дидактический материал, атласы, муляжи, коллекции, гербарии, диа-, кино- и видеофильмы, диапозитивы, приборы, микропрепараты, радио и телеаппаратура, станки и инструменты) отсутствуют или пришли в негодность.
Оборудование кабинетов физики, биологии, информатики, трудового обучения физически и морально устарело, ограничены или отсутствуют условия для проведения практических и лабораторных занятий, дефицитом становятся учебный транспортир, циркуль, пробирка и даже мел. Не обеспечиваются школы спортивным инвентарем.
Государственное предприятие "Новосибирский учколлектор", созданное для обеспечения учреждений образования учебно-наглядными пособиями более 50 лет назад, работая в условиях рыночных отношений с поставщиками, на грани ликвидации.
Для достаточного обеспечения школ области учебными пособиями и оборудованием согласно утвержденному Министерством образования перечню требуется свыше 170 млн. рублей. Комплект оборудования одного класса для начальной школы стоит 5 тыс. рублей; для основной школы - 10 тыс. рублей; для средней школы - 20 тыс. рублей.
При условии эксплуатации учебных пособий и оборудования в течение 8-10 лет ежегодное выделение средств на эти цели должно составлять 17-18 млн. руб., что и предусматривается в областном бюджете отдельной строкой (суммы указаны в рублях до деноминации).
Основными задачами программы являются: обеспечение ежегодного целенаправленного финансирования из средств областного бюджета на централизованный заказ, приобретение и распределение учебно-наглядных пособий, учебного оборудования и технических средств обучения; осуществление перехода на новые механизмы и нормативы оснащения образовательных учреждений средствами обучения.
Для решения этих задач проведена комплексная инвентаризация наличия и состояния учебно-материального оснащения сельских школ, подготовлен региональный заказ в разрезе территорий, составляются прямые договоры с предприятиями учебно-технической промышленности, изучаются возможности участия предприятий области и также в рамках ассоциации "Сибирское соглашение".
Механизм реализации программы выстраивается через выделение кредитов бюджетных средств государственному предприятию "Новосибирский учколлектор", который работает по договорам с поставщиками и обеспечивает доставку оборудования в сельские районы области.
В области 284 малокомплектных начальных школ, 200 из них работают с одним учителем, только 34 - с одним классом, 68 - с двумя, 82 - с тремя и 16 - с четырьмя классами одновременно: 170 начальных школ обучают до 10 учащихся.
Из 286 сельских основных школ 70 - малочисленные (с числом учащихся менее 40 человек).
Назрела необходимость реструктуризации сети сельских школ. Проблема укрупнения сельских школ даже не экономическая. Расч╦ты показывают, что если закрыть 170 малокомплектных начальных школ, то экономия средств составит всего лишь 0,5 % консолидированного бюджета области на образование. Практика прошлых лет показала губительные последствия закрытия школ в отдал╦нных с╦лах.
Главная задача - полноценное образование детей из малых с╦л. Это возможно при создании соответствующих условий, главное из которых - устойчивое обеспечение транспортом. Программой предусмотрено централизованное приобретение 150 автобусов для сельских школ в течение тр╦х лет при ежегодном выделении из областного бюджета около 8 млн. рублей.
Школьный учебник. В 1978 году принято правительственное решение о создании библиотечных фондов школьных учебников с трех-пятилетним циклом обращения в учебном процессе для бесплатного их использования.
Пополнение и обновление школьного библиотечного фонда учебников гарантировалось федеральным целевым финансированием и функционированием системы централизованного обеспечения учреждений образования учебниками по ежегодно представляемым заявкам. С 1992 года федеральное финансирование на учебники начало сокращаться, обеспечение учреждений образования учебниками начало резко отставать от потребностей научной организации учебного процесса, что не позволило в полном объ╦ме реализовать ст. 43 п.п.1, 2 Конституции Российской Федерации, гарантирующих каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, введение государственных образовательных стандартов и выполнение задач, предусматриваемых Законом РФ "Об образовании".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 года ╧ 767 "О мерах по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений" было прекращено федеральное финансирование на издание учебников. Регионам было предложено заключить прямые договоры с книжными издательствами, предусмотреть и изыскать необходимые целевые финансовые средства в местных бюджетах на учебники, в дальнейшем самостоятельно решать все вопросы издания и доставки учебников, поддержания и обновления библиотечных фондов образовательных учреждений.
В 1994 году приказом Министерства образования утвержден Федеральный комплект учебников и учебных пособий, состоящий их 539 наименований, который на территории Российской Федерации должен сохранить и обеспечить единый образовательный уровень.
Общая региональная потребность в учебниках Федерального комплекта составляет 7,5 млн. экз., стоимость которого превышает 114,4 млрд. руб. (до деноминации).
Если принять во внимание, что учебники используются в течение трех-пяти лет, то для поддержания режима функционирования школьные библиотечные фонды должны ежегодно обновляться на 2,0-2,5 млн. экз., для чего требуется 28,0 - 30,0 млрд. руб.
Из областного бюджета на приобретение учебников в 1995 году было выделено 3,0 млрд. руб., в 1996 году - 15,6 млрд. руб., в 1997 году - 16,2 млрд. руб., что позволило пополнить и обновить библиотечные фонды школьных учебников на 2,6 млн. экз., в том числе на базе издательско-полиграфического комбината "Советская Сибирь" за этот период отпечатано свыше 560 тыс. экз. учебников на 5,0 млрд. руб., которые в основном оформлены взаимозач╦тами.
Несмотря на принимаемые меры, положение с учебниками оста╦тся напряж╦нным. Школьные библиотечные фонды пополняются в основном из региональных централизованных средств и в состоянии обеспечить 95% учащихся начальной, 75% основной и 70% средней школы. На 1998 год бюджетом предусмотрено 18 млн. рублей на эти цели.
Заказ, реализация договоров с издательствами, обработка и доставка учебников осуществляются централизованно учколлектором.
С целью максимального использования возможностей местной издательской полиграфической базы в 1997 году при поддержке исполнительной дирекции "Сибирское соглашение" создано некоммерческое партнерство "Сибирский учебник".
При существующем положении создание областной целевой программы "Школьный учебник" является единственной возможностью на региональном уровне поддержать развитие учреждений образования, обеспечить детям социальную защищенность, создать необходимые условия для их уч╦бы и развития.
Информатизация народного образования. Одним из магистральных направлений повышения качества образования является использование в учебном процессе современных компьютерных технологий и общероссийских и международных компьютерных сетей. Можно сослаться на заявление Президента США Клинтона, который провозгласил в качестве одной из основных задач обеспечение доступа к международной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ любого реб╦нка с 11 -летнего возраста. Аналогичные задачи поставлены и реализуются в Японии и других странах. Конечно, подобная программа не может быть реализована в России в полном объ╦ме, но в ряде регионов ИНТЕРНЕТ не является чем-то экзотическим и совершенно недоступным. Благодаря усилиям специалистов, в первую очередь Сибирского отделения РАН, Новосибирского государственного университета и других ВУЗов при поддержке программ компьютеризации Высшей школы и грантов Фонда Сороса Новосибирск стал заметным центром сети ИНТЕРНЕТ.
Опыт постановки и решения задач компьютеризации Высшей школы, осуществленных или осуществляемых коллективами Научно-исследовательского института математико-информационных основ обучения (НИИ МИОО), Западно-Сибирского регионального центра информатизации Высшей школы (Сибинфоцентр), Новосибирского областного центра новых информационных технологий при НГУ (ОблЦНИТ НГУ), Новосибирского государственного университета, НГТУ и других ВУЗов города, Областного центра информационных технологий управления народным образованием областной администрации (ОблЦИТ) показывает реальность и, что самое главное, возможность интегрировать интересы всех заинтересованных сторон.
"Комплексную программу информатизации народного образования Новосибирской области" предполагается реализовать в виде следующей системы параллельных взаимно дополняющих проектов, направленных на решение конкретных задач.
Создание в школах и организациях народного образования рабочих мест, оснащенных электронной почтой. Это позволит ввести школу в современную информационную среду. В частности, у школы появится возможность получать необходимую информацию, включая учебно-методические, директивные, справочные и другие материалы. Учителя и учащиеся школы получат возможность участвовать или организовывать учебно-методические телеконференции, телеолимпиады, конкурсы и другие виды дистанционного тестирования.
Создание межшкольных ИНТЕРНЕТ-центров, оснащенных в максимальной степени самыми современными технологиями с полноценным выходом в ИНТЕРНЕТ и расположенных в разных частях города и районах области. Такие центры смогут стать опорными узлами объедин╦нной сети системы народного образования.
На базе некоторого количества школ из числа наиболее подготовленных в качестве пилотных проектов отработать концепцию и апробировать основные технические, организационные и методические решения создания интегрированной информационной среды школы и е╦ сопряжения с внешним информационным пространством. Наличие нескольких пилотных школ представляется необходимым, поскольку это учитывает различные нюансы в образовании, различный опыт и различные подходы. Отработанная концепция создания интегрированной информационной среды школы послужит основой для решения аналогичных задач в других школах с максимальными затратами.
Реализация программы рассчитана на 5 лет, финансирование многоканальное - областной бюджет, федеральный бюджет, Сибирский фонд социально-экономических проектов Международного банка реконструкции и развития, фонд Сороса в части программы ИНТЕРНЕТ.
В новых социально-экономических условиях особой заботы требуют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, малообеспеченные семьи. В области реализуются социальные программы "Дети-сироты", "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летние и зимние каникулы", которые в первую очередь обеспечиваются финансированием из областного бюджета.
Все это позволяет сделать вывод, что в области найден некоторый вариант (программно-целевой) достаточно действенных механизмов стабилизации образования. Однако в завершении необходимо подчеркнуть, что без вложения средств невозможно обеспечить стабильную жизнедеятельность системы образования и ее развитие.
Содержание