Янковская
Наталия
Анатольевна
- кандидат педагогических наук, доцент.
Работает в Московском областном институте повышения квалификации работников образования, главный эксперт Московского департамента образования.
Автор монографий и статей по методике обучения математике в начальной школе и педагогическому тестированию.
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ПРОЕКТИВНЫХ ОЖИДАНИЙ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Мы хорошо знаем, что успешное усвоение учебной программы возможно только при усилении индивидуального подхода в обучении, создании положительного социально-психологического климата в педагогических коллективах, создании атмосферы понимания между учителями, школьниками и их родителями. Это требует пересмотра ряда подходов в управлении учебным процессом.
Одним из недостатков современных подходов к управлению является свойственное, по-видимому, русской ментальности всякое пренебрежение к ответственности за принятое решение. И формой проявления этого является неумение рассчитывать "риски" предпринимаемых действий и нести за это ответственность. Только осознание целей, к которым надо стремиться, как следствие - ответственность за управленческие модели в школе, позволят выстроить благоприятные отношения между администрацией школы, учителями, учениками и их родителями, сделать сохранной для развития каждого ученика среду его обитания - семью и школу.
Именно такие хорошие отношения, складывающиеся в благоприятный социально-психологический климат в школе, дают как детям, так и взрослым, самое дорогое - положительное психологическое самочувствие. Грамотно выстроенные взаимоотношения в школе по вертикали (подчиненных с руководителями), по горизонтали (между коллегами или партнерами по работе) и различные составляющие производственной обстановки помогут наладить контакт со школьниками и их семьями (1, 4), предупредить правонарушения несовершеннолетних. Известно, что правонарушения, совершенные несовершеннолетними школьниками, - это результат экстремальных ситуаций, в том числе семейных. Уклонение школьников от посещения школы, их самовольный уход из семьи и многое другое можно предотвратить, воспользовавшись тестовыми методиками измерения проективных ожиданий развития школы.
Предлагаемые вашему вниманию тестовые методики - прелюдия к разработке методик и технологий, в которых сейчас остро нуждаются российские управленческие структуры. Прежде всего они позволят уменьшить риск при принятии управленческих решений (3), что в свою очередь поможет предотвратить экстремальные ситуации (большие и малые) в стенах школы и за ее пределами. Эти тестовые методики ожидания развития школы были разработаны и апробированы в 1995-97 годах в образовательных учреждениях Московской области и города Москвы на основе концепции модели управления развитием школы по конечному результату и критериев оценки эффективности работы школы по данной модели. При этом предполагается различать две формы эффективности работы школы (1, 4):
- внутреннюю, определяющую, в какой степени школа достигла поставленных конкретных целей обучения;
- внешнюю, под которой понимается степень удовлетворения требований семьи к школе или степень соответствия "продукции" школы структуре спроса на нее со стороны потенциального потребителя (семьи) образовательных услуг.
В этом случае квалиметрическая оценка деятельности учебного заведения может строиться на объективном измерении способности школы удовлетворять новые требования семьи, выполнение которых должно, по мнению родителей, помочь детям найти свое место в жизни (2).
Именно поэтому впервые была предпринята попытка разработать экспертную систему проективных ожиданий развития школы, содержащую, в том числе, три тестовые методики проективных ожиданий (5) (и технологии их обработки):
- "Дифференциальный тест вариантов развития системы школьного образования" Н.А. Аминова - Н.А. Янковской - Тест 1;
- "Тест планирования развития среднего и высшего образования" Н.А. Аминова - Н.А. Янковской - Тест 2;
- "Тест планирования профессиональной карьеры" Н.А. Аминова - Н.А. Янковской - Тест 3.
Данные тесты созданы кандидатом психологических наук Николаем Александровичем Аминовым и кандидатом педагогических наук Наталией Анатольевной Янковской.
Тест 1 представляет собой методику определения логики (последовательности) развития системы школьного образования; Тест 2 - методика установления приоритетных целей развития в рамках выбранной логики (последовательности); Тест 3 - методика определения конечных результатов развития.
Проективные способности людей определяются через умение человека экстраполировать (Тест 1), способности к моделированию (Тест 2) и способности к экспертному заключению (Тест 3), но школа является динамической организацией, и у всех людей, причастных к образовательному процессу, разное видение школы. Оно зависит от внутренней позиции каждого участника и его роли в образовательном процессе.
Все методики могут быть использованы для индивидуального определения способности обследуемого к экстраполяции (Тест 1), установлению иерархии определяемых результатов (Тест 2) и ориентации на конечный результат (Тест 3).
Используемые в системе, они фактически позволяют выявлять способности обследуемого к стратегическому (Тест 1), тактическому (Тест 2) и оперативному (Тест 3) планированию, для оценки стратегии развития и учета условий (текущих), благоприятствующих или не благоприятствующих в реализации задуманных планов, то есть проективных способностей человека.
Определение целей школы выступает как композиция отдельных перспектив и диктуется пониманием слабых и сильных ее сторон. При этом в результате работы с экспертной системой определяемые цели рассматриваются каждым участником со следующих позиций:
- насколько сопрягаются аргументы, исходящие от школы, и ожидания, имеющиеся у окружения;
- насколько потребности школы в целом будут удовлетворены;
- насколько они сочетаются с целями и потребностями персонала;
- насколько сбалансированы индивидуальные и групповые цели.
Видение будущего каждой группой участников (администрацией, учителями, школьниками и их родителями) выступает как композиция отдельных перспектив каждой группы и оформляется в виде протокола о намерениях этой группы.
Таким образом, в результате взаимодействия двух сил, определяющих развитие школы, происходит взаимный адаптационный процесс:
- мотивации, побуждения к изменениям, возникающие в самой школе как самостоятельном социальном организме;
- давлении сил окружения,
Результатом этого процесса является согласованное, учитывающее специфику взаимодействия между мотивацией, исходящей от самой школой, и давлением окружения, видение развития школы, учитывающее местные требования и запросы общества к конкретной школе.
Проведение работы с экспертной системой проективных ожиданий со всеми группами людей, принимающих прямое и косвенное участие в образовательном процессе школы, позволяет определить основные цели данной школы.
Прикладное использование Была показана возможность применения этих методик для решения различных прикладных задач:
- для аттестации образовательных учреждений и аттестации управленческого персонала разных звеньев, в том числе для измерения ожиданий развития школы разных групп участников образовательного процесса;
- для проведения мониторинга или контроля за последствиями перехода образовательного учреждения на новую модель управления;
- при аттестации авторских школ;
- для выявления проективных способностей и умений школьников при планировании своей карьеры;
- для оценки школьной администрацией образовательных потребностей родителей, позволяющих определять:
а) меру вклада "инвестиций" в образование своих детей;
б) семьи (группы "риска"), нуждающиеся в социальной защите и в повышении их воспитательного потенциала со стороны школы.
Аналогов данных методик в России и за рубежом нет.
В 1997-98 годах планируется работа по стандартизации этих методик. В результате анализа "сырых" баллов будут получены ориентировочные нормы для школы в целом (по выборке администрации, коллектива учителей, родителей) и отдельно - для школьников. После "нормирования" "сырых" баллов возможно использование данных методик как тестов для индивидуальной диагностики проективных способностей.
Инструкция к "Дифференциальному тесту вариантов развития системы среднего школьного образования" Н.А. АМИНОВА - Н.А. ЯНКОВСКОЙ
Рассматривая перспективы дальнейшего развития школьной системы к началу XXI века, прогнозисты составили пять вариантов (сценариев) развития средней школы.
Приведем пример первого сценария развития средней школы.
Школа вновь станет таким учреждением, главная задача которого вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовыми знаниями. Важнейшим условием реализации этой цели явится преодоление крайнего традиционализма и модернизма: в школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, доказавшие на практике свою эффективность. Такая школа станет уделять основное внимание именно обучению. Что же касается проблем социализации детей и развития их эмоциональной сферы, то эти функции останутся за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения.
Составьте два варианта своего прогноза развития первого сценария: желаемого (левая колонка) и вероятного (правая колонка) развития этого сценария. Для этого обведите кружком одну из девяти оценок степени желательности и степени вероятности - реалистичности развития данного сценария.
Степень желательности варианта развития: 1 - мало желательно,
5 - и да, и нет,
9 - крайне желательно
Сценарии развития средней школы Степень вероятности развития: 1 - мало желательно,
5 - и да, и нет,
9 - крайне вероятно
987654321 1. Школа станет вновь таким учреждением ... 123456789 Здесь приводится пять основных сценариев - колонка в центре, каждый из которых представлен по предложенной схеме. Составьте два варианта своего прогноза по каждому сценарию: желаемого (левая колонка) варианта его развития и вероятной (правая колонка) структуры развития. Рассматривая перспективы дальнейшего развития школьной системы к началу XXI века, выступите в роли эксперта - предложите свой сценарий развития системы среднего школьного образования, напишите шестой сценарий, если считаете его оригинальным.
"ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ТЕСТ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Н.А. Аминова - Н.А. Янковской
Степень желательности варианта развития: 1 - мало желательно,
5 - и да, и нет,
9 - крайне желательно
Сценарии развития средней школы Степень вероятности развития: 1 - мало желательно,
5 - и да, и нет,
9 - крайне вероятно
9 8 7 6 5 4 3 2 1
1. Школа станет вновь таким учреждением, главная задача которого - вести как можно большее число учеников к овладению базовыми знаниями. Важнейшим условием реализации этой цели явится преодоление крайностей традиционализма и модернизма: в школе будут использоваться как оправдавшие себя традиционные методы обучения, так и новейшие педагогические технологии, показавшие на практике свою эффективность. Такая школа станет уделять основное внимание именно обучению. Что же касается проблем социализации детей и развития их эмоциональной сферы, то эти функции остаются за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2. В соответствии с организацией управления народным хозяйством и, отвечая потребности общества в хорошо подготовленной элите, в руках которой должны находиться основные нити управления в экономике, политике, культуре, данная школа будет построена на принципе жесткой дифференциации. Главное внимание она станет уделять тем учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный учебный материал. Такая модель школы в определенной мере напоминает частное предприятие, главная цель которого - выпуск конкурентноспособной продукции. Этот тип сценария направлен против уравнительных тенденций в организации и деятельности школы, при определенных социально-политических условиях может оказаться реализованным и удовлетворять наиболее ревностных сторонников "индивидуального продвижения" в контексте общества, основанного на жесткой конкуренции. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 8 7 6 5 4 3 2 1 3. Школа, построенная по данному сценарию, будет стремиться установить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием в наиболее широком смысле этого слова. Она должна обеспечить индивидуальное развитие учащегося и формировать сознательных и ответственных граждан будущего общества. Называя такую модель весьма привлекательной, прогнозисты полагают, что ее было бы крайне трудно воплотить в жизнь, поскольку это требовало бы значительного изменения статуса школы в обществе и установления принципиально иных отношений школы с другими социальными институтами. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 8 7 6 5 4 3 2 1 4. Школа ориентирована на широкое и повсеместное использование не только новейших, но и будущих технических средств обучения. В результате коренным образом изменится учебный процесс. Он будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных. Кардинально изменится роль учителя, да и само понятие" школа" станет очень условным. Реализация этого сценария столкнулась бы с огромными трудностями. С одной стороны, потребуются колоссальные финансовые средства на дорогостоящее оборудование и переподготовку педагогического персонала. С другой стороны, очень сложная задача глубокого изменения менталитета педагогов и общественности. Впрочем, здесь прогнозисты довольно оптимистичны: они считают, что в XXI веке будет новое поколение учителей, которые с раннего детства получали бы навыки разнообразного использования сложнейшей техники. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 8 7 6 5 4 3 2 1 5. Поскольку в каждой учебной группе обнаруживается разнообразие способностей, склонностей и интересов учащихся, то крайне важно создать как можно более гибкую систему школьного обучения на всех его этапах. В течение всего периода обучения ведется систематическое наблюдение за каждым учеником, функционирует эффективная система организации, и, таким образом, открываются широкие возможности выбора различных направлений учебы, что не исключает как жесткую принудительную селекцию, так и нездоровую конкуренцию между учащимися. Каждый из них с помощью компьютера составляет свой индивидуальный план. Там предусмотрено обязательное приобретение необходимых базовых знаний, но учеба идет в индивидуальном темпе с использованием методов и процедур, наиболее соответствующих особенностям структуры личности. Возможна и более жесткая система дифференциации. Она предусматривает организацию большого количества профилей подготовки, которые будут исходить как из индивидуальных склонностей, так и из потребностей общества. Но это не должно означать ранней профессионализации. Будут созданы реальные возможности для профориентации и переориентации в связи с изменившимися интересами и склонностями, что должно уменьшить риск ошибочного выбора будущей профессии. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 8 7 6 5 4 3 2 1 6. Составьте свой сценарий развития системы школьного образования: ________________________________
________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Бланк к "Дифференциальному тесту развития системы среднего школьного образования" Н.А. Аминова- Н.А. Янковской
1. Ф.И.О. _______________________________________________________; 2. Возраст __________; 3. Специальность ____________________________;
4. Специализация ______________________; 5. Стаж работы ___________;
6. Дата обследования _____________.
Степень желательности
варианта развития Сценарии развития
средней школы Степень вероятности
структуры развития 9 8 7 6 5 4 3 2 1
9 8 7 6 5 4 3 2 1
9 8 7 6 5 4 3 2 1
9 8 7 6 5 4 3 2 1
9 8 7 6 5 4 3 2 1
9 8 7 6 5 4 3 2 1 1
2
3
4
5
6 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Инструкция по пользованию "Дифференциального теста развития системы среднего школьного образования" Н.А. Аминова- Н.А. Янковской:
Внимательно прочитайте инструкцию и по девятибалльной шкале оцените ВОЗМОЖНЫЙ (колонка справа) и ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ (колонка слева) сценарий развития Вашего учебного учреждения.
В случае несовпадения типовых сценариев с Вашей моделью развития опишите коротко Ваш шестой сценарий и оцените его по той же девятибалльной системе.
Проранжируйте сценарии развития учебного заведения по степени значимости для Вас.
Инструкция по пользованию "Дифференциального теста развития системы среднего школьного образования" Н.А. Аминова- Н.А. Янковской:
Нахождение рейтинга сценария у группы испытуемых определяется следующим образом:
а) преобразуйте шкалу желательности степени развития от "+4" до "-4"
шкала +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 степень желательности развития
9 8 7 6 5 4 3 2 1 б) найдите произведение между результатами по шкале ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ степени РАЗВИТИЯ и СТЕПЕНИ ВЕРОЯТНОСТИ для каждого сценария
степень желательности ╧ сценария степень вероятности 9 8 7 6 5 4 3 2 1
4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4 х 3 = 12 в) вычислите среднее арифметическое значение отдельно по каждому сценарию, исходя из числа испытуемых.
Сценарий, получивший наивысший положительный результат, является приоритетным для данной группы испытуемых.
Образец бланка заключения для образовательного учреждения
Тест 1. "Дифференциальный тест развития системы среднего школьного
образования" Н.А. Аминова- Н.А. Янковской:
выбор сценария развития школы
1 2 3 4 5 6 сценарии количество участников Библиографический список:
- Аминов А.Н. Концепция эффективности работы школы.
- Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика. 1966. ╧ 6.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.
- Янковская Н.А. Планирование развития образовательного учреждения // Педагог. 1997. ╧ 1.
- Янковская Н.А. Методическое руководство по экспертной оценке проективных ожиданий управленческого персонала в образовательных учреждениях. М., 1997.
Содержание