Костенков

Павел

Павлович

- член-корреспондент МАНПО, доктор

педагогических наук,

профессор БГПУ.


НАЗРЕВШАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Президиум Сибирского отделения Международной академии наук педагогического образования, Редакционный совет и Редакционная коллегия журнала "Педагог" обратились к научно-педагогической общественности Сибири с предложением обсудить вопрос о создании энциклопедии образования региона.

Предложение мотивируется огромной ролью Восточных районов в социально-экономическом развитии страны, жизненным значением сферы образования для данных территорий и наличием достаточного количества высококвалифицированных кадров, способных решить стоящую задачу.

Нелишне привести и другие веские доводы для подтверждения своевременности постановки указанного вопроса. Пока отсутствуют научные труды, в которых бы целостно было освещено развитие образования Сибири за весь период освоения ее русскими - примерно за 300-350 лет, что серьезно затрудняет работу по определению перспективных направлений совершенствования просвещения в регионе. Сибирь - неотъемлемая часть России. Однако становление образования здесь характеризуется целым рядом существенных особенностей, обусловленных действием экономических, социальных, природно-климатических, этнографических, культурных и иных факторов (проф. Ф.Ф. Шамахов). Поэтому чрезвычайно важно выявить и показать богатство и своеобразие теоретического наследия и практического опыта просвещенцев-сибиряков, вскрыть те или другие тенденции развития образования па этой гигантски обширной территории.

Если финансовые возможности в настоящее время не позволят создать 'Энциклопедию образования Сибири", вполне допустимо решение той же задачи, ограничиваясь Западно-Сибирским экономическим районом.

Само название научно-справочного издания означает, что оно носит региональный и отраслевой характер. Следовательно, проблемы истории, экономики, культуры и другие вопросы, не относящиеся непосредственно к образованию, не рассматриваются специально; они освещены в пятитомной "Истории Сибири" и целом ряде монографий, очерков, учебных пособий, статей.

Но в то же время при подготовке работ к публикации в энциклопедии недопустимо игнорирование определенных требований методологического плана. Прежде всего требуется научно-исторический подход к характеристике разного рода явлений и событий в области образования; последние должны анализироваться и оцениваться в тесной связи с выявленными социальными и экономическими преобразованиями, реформами просвещения, развитием педагогической мысли. Для того, чтобы не допустить ошибок и искажения фактов, целесообразно обращаться к первоисточникам, к материалам архивов.

Нам представляются значимыми и такие требования к задуманному изданию, как: тщательный отбор тем для публикации в энциклопедии и вместе с тем должная полнота охвата тематикой существенных явлений и событий в просвещении региона; строгая система в расположении материала; краткость в его изложении; показ характерных особенностей в становлении и развитии образования в сибирском районе.

Мы имеем дело с благодатным краем. Сибирякам-просвещенцам есть о чем писать.

Много славных страниц в историю народного образования вписали подвижники-земляки в ХVIII-XIX вв. Подлинная культурная революция на сибирской земле произошла в годы Советской власти: осуществлен всеобуч, в исторически короткий срок ликвидирована неграмотность населения, создана обширная сеть общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений, заново организована национальная школа, налажена подготовка кадров специалистов, в том числе учителей и научных работников. Немало интересных находок, инноваций отмечено в практике современных образовательных учреждений.

Проведя случайную выборку фактов, сошлемся на конкретные примеры.

В 60-е годы учителя Новосибирска первыми в стране начали успешно решать проблему активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. Педагогические коллективы многих школ Кемеровской области развернули подготовку старшеклассников по строительным, а учителя Алтайского края - по сельскохозяйственным профессиям. Тогда возникли школьные строительные бригады, полигоны, "стройтресты", ученические производственные бригады, школьные лесничества, политехнические комплексы и пр.

В Академгородке открыта физико-математическая школа - знаменитая ФМШ, давшая дорогу в большую науку многим талантливым молодым людям. НГУ стал одним из инициаторов проведения сибирских предметных олимпиад школьников.

В 1959 г. в Красноярском сельскохозяйственном институте был открыт первый в стране факультет общественных профессий (ФОП). Этот опыт получил быстрое распространение в высших и средних специальных учебных заведениях не только Сибири, но и всей страны.

Тридцать пять лет тому назад пытливые педагоги узнали о "тюменской тетради". Ее создал талантливый учитель русского языка Н.И. Тилюпа. Его тетрадь на печатной основе с виду - обычная. А в ней свободные страницы перемежаются с печатными текстами-упражнениями, таблицами, рисунками для сочинений, заданиями. Школьнику предоставляется возможность вписать нужные слова или словосочетания. Данное изобретение позволило учителю и учащимся избавиться от рутинной работы по переписыванию текстов, резко повысить эффективность их труда.

Точно также, руководствуясь методом случайной выборки, назовем несколько имен сибирских просвещенцев.

В 1788-1790 гг. в Барнаульском горном училище преподавал выпускник Петербургской учительской семинарии В.В. Петров. Он вел здесь физику, математику, российскую грамматику и латинский язык. Будущий академик впервые на алтайской земле применил классно-урочную систему организации обучения.

В Омске с 1872 года жил и работал выпускник Петербургских педагогических курсов военного ведомства К.В. Ельницкий. Преподавал педагогику в женской гимназии и словесность - в Сибирской военной гимназии (кадетском корпусе). Создал первый учебник педагогики для гимназисток. Этот учебник, написанный в соответствии с программой курса педагогики для женских учебных заведений, составленной К.Д. Ушинским, использовался во всех женских гимназиях России вплоть до 1917 г.

В Томске жил и работал выдающийся деятель просвещения, меценат, открывший первые магазины, библиотеки, П.Н. Макушин. Он - организатор Томского Общества попечения о начальном образовании.

В Барнауле Общество попечения о начальном образовании создал В.К. Штильке. Члены этого общества открыли в городе бесплатные Нагорную и Зайчанскую начальные школы, учредили воскресную школу для обучения взрослых, создали бесплатную народную библиотеку.

Интересна жизнь и деятельность учительницы из Тюменской области А.М. Хромовой. Она встречалась с Н.К. Крупской. По предложению Надежды Константиновны о судьбе А.М. Хромовой, замечательном человеке и учительнице из далекого сибирского села Сладково, был написан киносценарий фильма "Сельская учительница", где главную роль сыграла выдающаяся актриса В.П. Марецкая.

О таких людях следует писать в энциклопедию. Писать нужно о каждом, кто внес существенный вклад в великое дело народного просвещения.

Поэтому прежде надо составить словник и обсудить его с участием научно-педагогической общественности.

Такая работа начата. Пока в словнике значатся названия шестисот статей и столько же "персоналий". Пока не определены принципы отбора лиц, образовательных учреждений, особенно школ, о которых пойдет речь в энциклопедии.

Существенное значение имеет составление разного рода сводных таблиц, сбор фотоматериала, в частности, фотографирование памятников просвещения Сибири.

Мы полагаем, что создание энциклопедии образования региона - дело доброе и полезное. Выход в свет такого научно-справочного издания способствовал бы обогащению народа новыми знаниями, содействовал бы решению задач разумного реформирования образования.

Если на то будет добрая воля, дело станет только за организацией работы - формированием работоспособной редакционной коллегии, подбором авторов.

Условием успешности данного предприятия могли бы стать периодически организуемые научные конференции, публикации предложений в журнале "Педагог".


Содержание